Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (366) → О достоверности Евангелия

О достоверности Евангелия

№45 (366) / 1 декабря ‘05

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Старец Паисий Святогорец: «О болезни»
Духовные поучения
О происхождении Евангелия

 Поговоримо достоверности евангельских повествований, но сначала остановимся на вопросео том, как дошли до нас эти тексты. Возможно, некоторые будут удивлены, узнав,что в истории человечества не было другой личности, способной сравниться с Иисусомиз Назарета по числу дошедших до нас биографических свидетельств.

Ныне наукеизвестно более четырех тысяч древних манускриптов, со-держащих Евангелия и иныеновозаветные тексты. В различных музеях и библиотеках мира хранятся подлинникина греческом языке, относящиеся к II-V векам. А известный библеистам полныйрукописный свод Нового Завета на греческом восходит к IV веку. Эти древние манускриптыявляются красноречивыми свидетелями подлинности евангельских повествований.Тот факт, что некоторые евангельские рукописи датируются II веком, означает,что менее ста лет отделяли жизнь и деяния Спасителя от первых известных намписьменных свидетельств о Нем.
 Ранее мыговорили о знаменитом римском историке Таците. Может быть, не всем известно,что его творения дошли до потомков в виде единственной рукописи. Итак, четыретысячи манускриптов с евангельскими свидетельствами и только один, благодарякоторому мы знаем о Таците. Тем не менее, если следовать логике нашей псевдоисторическойнауки, получалось, что Тацит – это несомненно существовавшая историческая личность,а Иисус Христос – миф и легенда.
 Можно привестии еще более поразительный пример. Всем известно имя древнегреческого поэта Гомера,классические поэмы которого дошли до нас в считанном числе манускриптов. Но удивительно здесь то, что древнейший из этих списков хронологически отделенот времени, когда жил Гомер, десятью веками. Вообразите себе: тексты великогопоэта были записаны спустя тысячу лет после их создания! Разумеется, естественнопредположить, что существовали и более ранние списки, не сохранившиеся до нашеговремени. И потому мы говорим, что древнейшая запись гомеровских гекзаметровотделена от их автора тысячелетней дистанцией. Но ведь на основании этого никтоне оспаривает ни факта существования Гомера, ни подлинности его произведений,равно как никто не сомневается ни в реальности историка Тацита, ни в аутентичностиего «Анналов». Так какие же основания могут быть для того, чтобы ставить под сомнение подлинность Евангелий? Таких оснований нет. Единственной причиной сомненийв историческом существовании Спасителя и подлинности евангельских повествованийостается признать априорную идеологическую установку, требовавшую от тогдашнихученых антихристианских приношений на алтарь атеизма.
 Но вернемсяк нашей теме – о подлинности Евангелий. И для того, чтобы быть более убедительным,сошлемся на древние свидетельства о Евангелиях. Жил во II веке епископ ПапийИерапольский. В дошедших до нас фрагментах из его творений мы находим не простоупоминание о Евангелиях, но ясные указания о принадлежности того или иного текстаопределенному автору. При этом Папия Иерапольского отделяют от евангелистоввсего сто лет, а не тысяча, как в случае с Гомером.
 Другое важноесвидетельство, принадлежащее Иринею, епископу Лионскому, также относится ко II веку. Ириней сообщает весьма ценные данные об апостолах и о составленныхими Евангелиях. Он, в частности, пишет: «Матфей издал у евреев на их собственномязыке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовалии основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предалнам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложилв книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавшийна Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Асийском».
 Упоминаетоб апостолах и об их творениях и Тертуллиан – знаменитый церковный писатель,живший в III веке.
 Наконец,в XVIII веке известным библиографом Муратори была обнаружена рукопись, содержавшаяперечень новозаветных писаний. Этот манускрипт, составленный во II веке, нынеизвестен науке как Мураториев каталог.
 Итак, помимосамих евангельских повествований, в нашем распоряжении имеются также и свидетельствамладших современников апостолов. Все данные, которыми располагают историки,говорят о том, что именно апостолы были творцами евангельских текстов.
 В ответ на это злонамеренные критики выдвигают встречный аргумент: Евангелия не могут бытьподлинными, поскольку между ними есть противоречия в деталях. Эти так называемыепротиворечия в науке называются разночтениями.
 Чтобы лучшепредставить себе механизм возникновения подобных расхождений в рассказах евангелистов,представим себе, например, дорожно-транспортное происшествие, свидетелями которогостали несколько человек. Естественно, что их показания неизбежно будут разниться– не по сути, но в частностях, просто в силу того, что каждый обладает собственнымвосприятием и видением дела. Будучи едины в том, что касается фиксации фактакак такового, свидетели всегда привносят в рассказ о нем индивидуальное пониманиепроисшедшего. Подобная вариативность свидетельских показаний ни в коей мерене ставит под сомнение реальность самого события, но, напротив, способствуетобъективной реконструкции истинной картины.
 То же самоеможно утверждать и в отношении свидетельств евангелистов. К тому же изредкавстречающееся разноречие в их повествованиях лишь свидетельствует о подлинноститекстов: ведь если бы последние были подделаны, то фальсификаторы в первую очередьозаботились бы устранением всех возможных несовпадений.
 Вот примерподобной «несогласованности».
 В Евангелииот Матфея говорится о Христе: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел,приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их…» (Мф. 5,1–2).
 Далее следуютНагорная проповедь и Заповеди Блаженств. Итак, у Матфея Господь «взошел на гору».
 В Евангелииот Луки о том же событии рассказывается так: «В те дни взошел Он на гору помолитьсяи пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своихи избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами… И, сойдя с ними,стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеии Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушатьЕго и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов» (Лк.6, 12–13, 17–18).
 Далее – также, как и у Матфея, Нагорная проповедь и Заповеди Блаженств. У Луки Спасительучит, сойдя с горы.
 Однако разночтениепо поводу места проповеди Господа на поверку оказывается мнимым, ибо каждыйиз апостолов прав по-своему. Дело в том, что гора близ Капернаума, с которойучил Господь, имеет возвышенную часть, подобную шпилю, и ровное плато. При первом же взгляде на гору Блаженств становится ясно, в чем здесь дело. Апостолу Матфеюбыло важно подчеркнуть то обстоятельство, что Нагорная проповедь произносиласьс высоты хорошо известного иудеям Галилейского холма. А апостол Лука акцентируетвнимание на том факте, что Господь спустился с возвышенной и достаточно крутойчасти этого холма на плато, дабы возможно большее число пришедших могло Егослышать. Очевидно, что никакого противоречия между рассказчиками нет. Однакоименно такого рода разночтения использовались атеистической пропагандой для того, чтобы посеять в душах людей семена сомнения относительно истинности Новозаветныхтекстов.
 К счастью,в Евангелии мы имеем свод подлинных и неопровержимых данных о Христе, собранныхближайшим свидетелям Его жизни и проповеди.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

О происхождении Евангелия

 Фактисторического существования Иисуса Христа невозможно игнорировать еще и по тойпричине, что осталось множество материальных памятников и свидетельств Его земнойжизни. Они находятся в Палестине и называются Святыми местами.

 
Духовные поучения

Старец Паисий Святогорец: «О болезни»

 Болезни помогают людям  – Геронда,что значит выражение «доброго тебе Рая»?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс