Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (362) → «Урал. Человек. Истоки»: Духовно-нравственное воспитание в традициях сотрудничества

«Урал. Человек. Истоки»: Духовно-нравственное воспитание в традициях сотрудничества

№41 (362) / 1 ноября ‘05

Образование и воспитание

 «Урал. Человек.

Истоки»: духовно-нравственное воспитание в традициях сотрудничества». Так былаопределена тема, под которой проходили 11 октября в городе Заречном Первые областныеДмитриевские образовательные чтения. Они были организованы совместными усилиямиадминистрации муниципального образования, управления образования «Город Заречный»,отдела образования Белоярского района, ГОУ ЦПК «Учебная книга» города Екатеринбургаи московского Издательского дома «Истоки».

 В дальнейшемтакие чтения, проводимые в дни памяти писателя, педагога, драматурга, святогомолитвенника и подвижника Земли Русской – Димитрия Ростовского будут проводитьсярегулярно. Идея проведения образовательных чтений продиктована результатамивоплощения в педагогическую практику регионального проекта «Урал. Человек. Истоки»в муниципальных комплексах, образовательных учреждениях; а также признания егостатуса как системного в реализации приоритетных направлений развития региональнойсистемы образования.
 Дмитриевскиеобразовательные чтения нацелены на обобщение практики развития образования на основе осуществления совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей,местного сообщества по освоению, сохранению и развитию базовых социокультурныхценностей в рамках проекта «Урал. Человек. Истоки», совершенствование механизмовсоциального взаимодействия, обеспечивающих целостность образовательного процессакак условия успешности личности, формирования личной ответственности за своебудущее, будущее своей семьи и страны.
 Наверное,наиболее полное определение тематики прошедших Димитриевских образовательныхчтений дал сам святой Димитрий Ростовский в своих «Мудрых советах родителям»:«Малое дитя подобно доске, приготовленной для картины, и какое изображение напишетна ней живописец, доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, то и останется навсегда. Так и ребенок: какое родители дадут ему воспитание, какомунаучат его образу жизни, богоугодному или богоненавистному, ангельскому или бесовскому, в том он и останется на всю жизнь. В какую краску пре-жде опуститеновое белое полотно, того цвета оно никогда не потеряет; и какой жидкости сначаланальете в новую деревянную или глиняную посуду, благовонного ли масла, или вонючегодегтя, их запах останется навсегда, то же самое бывает и при воспитании детей».
 АрхиепископЕкатеринбургский и Верхотурский Владыка Викентий, обращаясь с приветственнымсловом к участникам чтений, отметил, что программа «Истоки» служит укреплениюотечественных духовных ценностей, способствует защите культурного, духовного,нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. Участиев Димитриевских чтениях приняли и священнослужители храмов, расположенных на территории района.
 В настоящеевремя вопрос о смысле жизни особенно важен для России. В нашей стране жизнеспособностьнаселения зависит не только от условий бытия (материальных факторов), но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества (духовных и душевныхфакторов). Без ответа на вопрос о смысле жизни, духовных и нравственных ценностяхневозможно говорить и о выживании нашего народа и нашего государства.
 ПравящийАрхиерей Екатеринбургской епархии отметил, что Димитрий Ростовский являлся собирателемжития святых, которые отличались особой духовностью и нравственностью. Его работы– это неоценимое богатство, в них каждый из нас может найти то, что созвучноего душе.
 «Отступаяот Заповедей Божиих, мы приходим к самоуничтожению, — сказал Владыка Викентий.– Надеемся, что образовательные чтения, которые начинаются в нашей области,помогут педагогам и родителям, а через них и детям, окунуться в богатство нравственностии духовности, на чем всегда держалась и держится Святая Русь. Благодаря новымотношениям к духовно-нравственному воспитанию детей, в дальнейшем можно идтипо пути созидания и процветания нашей земли».
 Напомним,что программа «Истоки» развивает социокультурные ценности личности с приоритетомдуховной основы, элементы культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.Ее реализация ведется одновременно по нескольким направлениям, в том числе таким,как переосмысление социокультурного, целостного ядра, системы категорий программыв соответствии с культурой и традициями Урала; выработка отношения к методологиивключения ценностей православной культуры в содержание программы; соотнесениесодержания программы с особенностями уральского региона; отбор и организацияматериала по истории, культуре, исторической религии уральского региона.
 В настоящеевремя многие учителя общеобразовательных школ области уже осознали необходимостьв обращении детей к спасительным духовным истокам. Школьники, подростки и молодыелюди сегодня постоянно оказываются перед выбором: какие ценности, какие идеалыпринять. И долг педагогов и родителей, представителей общественности – помочьим сделать правильный выбор.
 Роль педагогов,и, прежде всего, учителей литературы, в этом вопросе трудно переоценить, ибона каждом уроке в той или иной форме затрагиваются нравственные проблемы, познаетсяжизненное устройство. Но парадокс ситуации, по оценке самих участников прошедшихДимитриевских чтений, заключается в том, что дети изучают литературу и творчествописателя вообще, не задумываясь о духовной жизни поэтов и писателей России,об их истоках. До недавнего времени литераторы были, как марсиане, не имелинациональной принадлежности, не имели веры, не имели ясных и четких жизненныхценностей и норм.
 «С чего естьпошла Русская Земля?» Так и в творчестве писателей, классиков русской литературы.Где, в чем глубинные истоки их творчества? Что является определяющим мотивомтворчества? На эти и другие вопросы и пытается дать ответ программа «Истоки»,которая уже стала в уральском регионе крупномасштабным образовательным процессом.Программа офо-рмилась на волне педагогических, философских и духовных поисковнашего времени, когда все более очевидной становится потребность в одухотворенииобразования, в возвращении к его первоначальному смыслу. ОБРАЗовать – значит,как говорили наши предки, помочь человеку восстановить в себе «образ Божий»,личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны.
 Глобальныепроблемы, которые ныне стремительно нарастают перед человечеством, начиная с экономических и экологических и кончая духовно-нравственными, лишь подчеркиваютвозрастающую ответственность стратегии развития образования. Ушедший век со всей силой показал, что лишь одни достижения науки и экономики не смогут сделатьнашу жизнь гармоничной и достойной человека. Достижения прогресса помимо служенияблагу, одновременно способны послужить и разрушению, насилию, соблазнам, подменяющимподлинные ценности бытия.
 Об этом в своем выступлении на Димитриевских чтениях говорил профессор РАЕН, научный консультантпроекта «Урал. Человек. Истоки» Игорь Алексеевич Кузьмин в докладе «Истоковедениекак стратегическое направление развития образования на основе отечественныхтрадиций духовно-нравственного воспитания». Работящий и добросердечный народрусский веками создавал и утверждал образ жизни, в котором нормы крепкой нравственностибыли основой основ. По убеждению докладчика, родинолюбие и родиноведение должностать сердцевиной учебно-воспитательной деятельности педагогов и родителей детей.
 В программеучебного курса «Истоки» задумано удивительное – научить детей открывать глубокийсмысл в самом простом и очевидном. В детское сознание закладывается не взглядпотребителя, а позиция СО-трудничества с Землей-матушкой, с другими людьми.Мало того, учитель помогает ребенку прочитать КОД родной культуры: осознать,какие чувства и образы пробуждает в русском человеке лес, река, нива, поле,родной дом и храм. Одним словом, ведется терпеливая педагогическая работа по присоединению к многовековой национальной традиции прочтения как видимой, таки скрытой (метафорической) основы окружающего мира.
 По мнениюразработчика программы, мир ценностей внутреннего мира человека раскрываетсячерез емкую и в то же время доступную для возраста детей формулу: Вера, Надежда,Любовь и София. О ее сути красноречиво свидетельствует хотя бы тот мир категорий,в котором целый учебный год находятся школьники – вера, верность, правда, честь,надежда, согласие, терпение, послушание, любовь, милосердие, доброта, ум, разум,истина, мудрость, премудрость. Вряд ли в какой-либо из прежде действующих шко-льныхпрограмм была такая концентрация и такая логика духовно-нравственных категорий.Отметим, что введение этой системы категорий волей-неволей призывает учителязадумываться над традиционным, православным толкованием духовно-нравственныхценностей. Тем более приятно отметить, что большой зрительный зал Дворца культуры«Ровесник» города Заречный в день проведения открытых Димитриевских чтений былнаполнен до отказа. Многие педагоги, как прилежные студенты, конспектировалито, о чем говорили с трибуны выступающие.
 Страшныецифры статистических исследований привел в своем докладе «Духовность – основополагающаякатегория в развитии и взаимодействии социальных институтов общества» доктормедицинских наук, профессор, проректор УрГМА Сергей Евгеньевич Вогулкин, священник,настоятель храма во имя Святой Великомученицы Татианы г. Екатеринбурга. Уровеньсмертности в Свердловской области давно уже превысил уровень рождаемости, обществозахлестнула волна преступности, алкоголизма, нарокомании, насилия и половойраспущенности. По образному выражению протоиерея Сергия Вогулкина, «как родителисовершают ошибку, долгое время не крестя своего ребенка (думая, что подрастети примет святое крещение сознательно), так и все мы думаем, что культура постепенносама «родит» нравственность». А не лучше ли сначала привить детям нравственностьи на ее основе воспитывать культуру? – такой вопрос задал докладчик слушателям.
 Он обозначилнесколько вопросов, решение которых требует незамедлительного вмешательстваобщественно-культурного социума. В их числе: секс, который молодые люди воспринимаюттолько как удовольствие; молодежная мода (те же брюки, которые делают женщинупохожей на мужчину), в результате чего мы «имеем» излишне мужественных девочеки излишне женственных мальчиков. На уровень нравственности подрастающего поколенияотрицательно влияет создание особой «виртуальной» жизни (почти вся индустриякомпьютерных игр построена на том что для достижения успеха надо кого-нибудьуничтожить, убить), идеализация преступной жизни, ореол «звездности» вокругзападной культуры и российских поп-звезд. Еди-нственные на телевизионном экранепозитивные программы – канал «Культура» и «Православие», теряются в массе низкопробныхпередач, оказывающих психологический прессинг на наших детей.
 В ситуации,сложившейся на информационном поле, особую важность приобретает систематическоепросвещение учителей (которые несут свои знания и принципы детям) и формированиеу них правильного отношения к религиозной сфере ценностей. Несомненно – их весв нынешнем обществе растет. Нужно понять, что мы не можем больше закрывать на это глаза. Если школа отделена от Церкви, то не отделены от Веры наши школьники,их родители и учителя. Радостно отметить, что нередко дети знают о вере своихпредков больше, чем учитель. И ставят об этом вопросы, справедливо ожидая от учителей убедительных ответов.
 И если по-прежнемуне говорить с детьми (уважительно и благодарно) о сберегаемых веками народомнашим и Церковью духовно-нравственных ценностях, то – и мы это хорошо видим!– свято место пустовать не будет. Немедленно хлынет волна сектантства, разрушительнуюсилу которой даже трудно представить. Религиозный раскол станет еще одним средствомразрушения российского единства. Поэтому на открытых Димитриевских чтениях речьшла о том, что религиозная образованность стала необходимой частью национальнойкультуры, в том числе и педагогической. Она поможет предостеречь наших детейот духовных подмен и безликих суррогатов массовой культуры.
 Первые итогипреподавания «Истоков» в некоторых школах области хорошо показывают, что курсблаготворно воздействует на развитие сферы чувств, восприятия и нравственныхустановок ребенка. Вот какие отзывы прозвучали из уст некоторых педагогов, участниковДимитриевских чтений:
 – Душа учителяи ученика оттаивает, дети глубже познают нравственные ценности.
 – «Истоки»говорят о самом дорогом для каждого, о самом личном, интимном.
 – Важно,что учителя уже увидели и то, что программа «Истоки» расширяет круг общих интересовв семье, основанный на устойчивых духовно-нравственных ценностях.
 – Многиедети изменили свое поведение; предмет сближает детей и родителей, делает семьюкрепче.
 – Несомненно,«Истоки» пробуждают интерес к своему внутреннему миру, укрепляют веру в своисобственные возможности, способствуют поиску внутренних ресурсов личности, их раскрытию.
 – В задачипредмета «Истоки» входит развитие духовности ребенка, ни один предмет школьнойпрограммы не только не решает, но и не ставит таких целей.
 Это мненияпедагогов, которые уже приступили к реализации учебного цикла по программе «Урал.Человек. Истоки». Несомненно и то, что данная программа укрепляет чувство патриотизма,осознание укорененности и привязанности к родной земле, а через это – уважениек другим народам и культурам. «Истоки» – стержневой предмет для связи прошлого,настоящего и будущего.
 ПротоиерейСергий Вогулкин в своем выступлении привел несколько интересных цитат, в томчисле святителя Тихона Задонского: «Грамота без страха Божиего – это то же,что и меч в руках безумца», высказывание Иоанна Златоуста: «Чего вы ищете? Всекниги уже открыты, надо их только прочитать…». И здесь неоценимую помощь педагогам,детям и их родителям могут оказать духовные труды святых отцов Земли Русской,а также книги, рассказывающие о них.
 К участиюв чтениях бы-ли приглашены специалисты органов управления образованием, руководителиобразовательных учреждений, методисты, учителя, преподаватели вузов, педагогидополнительного образования, библиотекари школьных би-блиотек, сотрудники государственныхи общественных организаций, представители различных ведомств. А итогом Первыхобразовательных Димитриевских чтений «Урал. Человек. Истоки»: духовно-нравственноевоспитание в традициях сотрудничества» стала следующая резолюция.
 «В нашейобласти получил развитие системный образовательный проект «Урал. Человек. Истоки»,обладающий потенциалом реализации главной стратегической цели современного образования– преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функциейявляется гармоническое развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранятьи приумножать социокультурный опыт Отечества.
 По результатамвоплощения его в педагогическую практику в муниципальных комплексах, образовательныхучреждениях области региональный проект «Урал. Человек. Истоки» рассматриваетсяправительством Свердловской области как мероприятие по сохранению образовательногопотенциала населения, социальным эффектом которого является создание в общеобразовательныхучреждениях области условий, обеспечивающих нравственное, духовное развитиечеловека на основе региональных традиций.
 Участникамиобразовательных чтений представлен опыт сотрудничества, демонстрирующий значениеобразования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и сохранения единого социокультурного пространства региона.
 УчастникиПервых Димитриевских образовательных чтений решили, что для межведомственногосотрудничества и социального партнерства на основе освоения, сохранения и обогащениябазовых социокультурных ценностей необходимо в дальнейшем обеспечить следующиестратегии развития проекта «Урал. Человек. Истоки»:
 - реализацияпроектной, исследовательской деятельности учащихся, студентов, имеющей социально-значимыерезультаты, как условия развития духовной основы личности, возрождения трудовых,воинских, духовных традиций служения Родине;
 - осуществлениесоциально-экономического партнерства на основе взаимных интересов образованияи экономики в развитии кадрового потенциала предприятий конкретной территории;
 - возрождениесемейных и трудовых традиций села на основе сотрудничества сельской школы с социальными партнерами и общественностью как условия преобразования ее в социокультурныйцентр;
 - обеспечениесистемности непрерывного образования на основе устойчивых социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
 - дальнейшаяразработка регионального учебно-методического комплекса «Урал. Человек. Истоки»для всех уровней образования, формирующего систему духовно-нравственных ценностейи учитывающего особенности Урала как культурного и образовательного центра России.
 Ежегодноепроведение образовательных чтений в рамках проекта «Урал. Человек. Истоки» будетспособствовать дальнейшему развитию социального взаимодействия, обеспечивающегоцелостность образовательного процесса как условия успешности личности, семьи,общества».

Материал подготовила Лидия ЕЖКОВА

 

В других номерах:

Наш приход

К 10-летию общины отремонтировано молитвенное помещение Свято-Никольского храма в Двуреченске

 Екатеринбург,18 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Нынешним летом приход во имя Святителя Николая Чудотворца в рабочем поселкеДвуреченск отпраздновал свое 10-летие.

 
Образование и воспитание

Десятилетию воскресной школы Христорождественского прихода посвящен выпущенный недавно красочный буклет

 Екатеринбург,27 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Нынешней осенью воскреснаяшкола храма в честь Рождества Христова Екатеринбурга отметила свой первый«круглый юбилей» — десятилетие со дня создания.  По благословениюнастоятеля храма митрофорного протоиерея Владимира Зязева, в 1995 году былиорганизованы занятия группы детей прихожан — с целью «обучения премудростиБожией и православного воспитания».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс