Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Из выступления митрополита Калужского и Боровского Климентана открытии VIII епархиальных Образовательных Богородично-Рождественских чтений(Обнинск, 22 сентября)
В СвященномПисании говорится, что у человека только два пути – путь жизни и путь смерти(Иер. 21, 8).
Путь жизни – это путь жертвенности, основанный на любви к Богуи ближнему. Его явил Господь наш Иисус Христос в дни Своей земной жизни. Второй,противоположный ему, путь самоцентричности человека с неограниченными запросами.Такой человек выступает как потребитель, не имеющий нехристианского самосознания.Он живет вне Христа, поскольку замкнут на себе, на своих потребностях. Такойчеловек чужд жертвенности, отрицает самоограничение и христианский подвиг, поэтомудаже в области духовной он остается на позициях потребителя. Церковь воспринимаетсяим не как таинственное Тело Христово, но как некая «служба» по религиозномуобслуживанию населения. Если потребитель становится членом приходской общины,то и внутри Церкви он стремится установить рыночные отношения.
Политическиеи социальные изменения в нашей стране, происшедшие в конце ХХ века, кореннымобразом повлияли на жизнь российского общества. Утратив за годы советской властидуховность, наши сограждане, особенно молодежь, в большинстве своем утверждаютсяв потребительском восприятии жизни. Формированию такого сознания способствуюти семья, и государственная система образования, и средства массовой информации.По этой причине большинство людей, несмотря на то, что они крещены в Церквии считают себя православными, не усваивают спасение, совершенное Христом. Ведьпотребитель глух к Евангельскому призыву и не способен к духовному преображениюиз-за расслабления всех сил души, порабощения их телесным потребностям.
Основнаязадача Церкви — спасение людей. Эта задача реализуется Церковью через формированиеличности богоподобной, т.е. свободной от греха, ибо неправедные Царства Божияне наследуют (1 Кор. 6, 9), и духовно гармоничной, приумножившей в себе данныеБогом таланты. Условием для этого в равной мере являются произволение человекаи действие Божией благодати. При этом, важное значение имеет устремление самогочеловека ко Христу. Церковь же, с одной стороны, создает условия для духовногопробуждения человека, с другой стороны, является проводником благодати СвятогоДуха через таинства и участие в соборной молитве.
Таким образом,спасение человека совершается в Церкви, и вне Церкви нет спасения. Оно совершаетсячерез постепенное и постоянное вхождение человека в область Божественной (святой)жизни, через совершенствование в добре (развитие в себе добра). Это должно происходитьнезависимо от возраста человека. Наилучшее время для формирования личности —это детство и юношеские годы. Именно в этом возрасте человеческая личность пластична,восприимчива и подвижна в своем развитии. «Какова невозделанная земля, таковаи юность, оставленная в небрежении: она произращает много терний», — писал свт.Иоанн Златоуст. Ребенок активно познает мир, и в этом познании он одинаковооткрыт и для добра, и для зла. Он еще не утвердился в добре, но он и не укоренилсяв грехе, и, совершая недолжный поступок, испытывает мучения совести. Мир жечаще склоняет его на недобрые поступки. Постоянно совершаемое зло постепеннозаглушает в нем голос совести, особенно если оно облечено в увлекательную форму,например, компьютерной игры. В таком случае сочувствие греху, сознание его правомерностии даже необходимости, желание совершать его в реальной жизни не встречает внутреннихпрепятствий. Поэтому ребенку, особенно живущему в современном мире, пропагандирующемгрех и настраивающем личность на эгоистическую самоизоляцию, необходимо иметьдуховно-нравственный иммунитет против зла.
Этот иммунитет человек приобретает в Церкви, где он опытно познает путь духовнойжизни и борьбы с грехом. Зная с детства различие добра и зла и умея устоятьв добре, он, если и встречается с соблазном губительных пороков, широко распространеннымв нашем обществе — алкоголизмом, наркоманией, распущенностью, может сказатьим «нет». Тот же подросток и молодой человек, который не знаком с элементарнымипонятиями Православия, принимает порок как моду, и совершает его.
В юношествезаложено стремление к идеалу, но если его не утолить, то человек может дойтидо отчаяния. Равно и подмена истинных идеалов ложными, осознанная рано или поздно,приводит человека в состояние глубокого и мучительного разочарования. Истинныедуховные и нравственные идеалы, заложенные с детства, а в юношеском возрастеосознанные и воспринятые волей, становятся стержнем личности, благодатной почвойдля развития евангельских добродетелей и гражданственности. Ибо проявлениемлюбви к Богу является любовь к Его творению, к созданному Им миру – как земномуОтечеству, так и Небесному. Только эта любовь, побеждая эгоизм, влечет к подвигуради блага Родины и ради соединения с Богом в Его Царствии.
Воспитаниедетей и юношества – одна из основных задач Церкви с древних времен, причем ещев первые века христианства под ним подразумевалось, прежде всего, наставлениев христианской вере и благочестии. Апостол Павел писал, что родители должнывоспитывать своих детей в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). Одновременно,с древних времен Церковь рекомендовала, чтобы воспитанием молодежи занималисьумудренные жизненным опытом и духовно зрелые люди. Говоря о старицах, апостолПавел указывает, чтобы они учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей,любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми (Тит.2, 3–5).
В Россииособое внимание обучению детей основам веры и православным нормам жизни уделялсвт. Гурий — первый архиепископ Казани. Чтобы укрепить в новопросвещенном народедуховные начала жизни, он заботился об устроении при монастырях школ, в которыхдуховноопытные иноки обучали грамоте и закону Божию подрастающее поколение.
В процессеформирования личности изучение основ веры и умение устроить свою жизнь в соответствиис ними одинаково необходимы. Без изучения основ веры, без постижения смыслаПравославного учения сама вера теряет жизненную силу, мировоззрение сужаетсядо правил поведения, культура вырождается в мертвую традицию. Отсутствие опытажизни по вере и подвига евангельского доброделания превращает христианство в схоластику.
Поэтому образование— возвращение личности образа Божия объединяет в себе как сообщение знаний,в том числе обязательно – вероучительных, нравственных, церковно-исторических,так и привитие евангельских норм жизни и поведения. В этом процессе особую рольимеет наше историческое наследие. Именно в церковной истории и на примерах жизнеописанийсвятых просто и ясно, с особой отчетливостью и привлекательностью выступаютистины Православия. Они в полной мере способны удовлетворить юношескому максимализму,его стремлению к идеалу и жажде Истины.
Посмотрите,ведь история Соединенных Штатов не имеет примеров, когда американский народспасал мир. Но американская массовая культура изобилует различными фантазиямии псевдоисторическими проекциями на эту тему. Есть множество фильмов, например,в которых именно американцы побеждают всемирную угрозу — будь то пришельцы из космоса, техногенные мутанты и т. п. Несмотря на нереальность сюжета, они навязываютсознание величия и могущества Америки. История России, наоборот, неоднократноявляет собой реальный жертвенный подвиг ее народа в борьбе за свободу народовдругих стран. Это и Великая Отечественная война 1941–1945 гг., которая завершиласьпоражением мирового фашизма, это и Отечественная война 1812 года, завершившаясяосвобождением европейских государств, и Балканская освободительная операция,давшая свободу братским православным народам ценою тысяч жизней российских солдати офицеров.
Это дажепериод татаро-монгольского ига, когда в течение почти трех веков народы, населявшиенашу страну, были преградой на пути жестокого завоевателя. В это время своейболью и унижением они платили за свободное развитие западноевропейских стран.Я только что вернулся с Куликова поля, где 625 лет назад была одержана перваяпобеда над Ордой, и хочу особо подчеркнуть, что освобождение от ханского гнетадосталось нашим предкам очень дорогой ценой, но они не прибегли к помощи западногомира, а твердо уповали на помощь Божию и молитвы святых. Почему сама борьбаза освобождение от татаро-монгольского ига стала для них объединяющей и самоопределяющейсилой, мощным импульсом в становлении единого народа и единого государства на основании единой веры, единой культуры и единого народного самосознания.
И это не единственный пример в отечественной истории, когда верность Православию консолидировалавсе здоровые силы общества и выступала определяющим фактором в позитивном развитииРоссии. В этом году мы впервые будем отмечать 4 ноября государственный праздникДень народного единства, когда была освобождена Москва от иноземцев, при этомбыло явлено заступничество Пресвятой Богородицы. Это событие сыграло решающуюроль в судьбе России. И мы должны донести до наших детей, до молодого поколенияроссиян, значение и духовный смысл подвига наших предков, сумевших выстоятьв тяжелейших испытаниях сохранить государство и свою Православную веру.
Сегодня зановорождающаяся Россия должна вновь обрести свои духовные силы. Для этого надо не только признать историческую роль Православной Церкви в становлении и развитииРоссийского государства, но и применить ее опыт для того, чтобы Россия продолжиласвое существование как суверенная страна с самобытной культурой и сильным народом.Молодое поколение должно знать веру отцов, должно не бояться быть православными,обрести веру в Бога и научиться жить по вере.
Екатеринбург,1 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».День работников дорожногохозяйства отмечается в нашей стране в третье воскресенье октября, в соответствиис Указом Президента России. Сфера дорожного хозяйства — одна из приоритетныхотраслей, как в экономике Среднего Урала, так и всей нашей страны.
Епископ Нижегородскийи Арзамасский Георгий принял участие в программе областного телевидения «Действующиелица» и рассказал о ходе подготовки к празднованию Дня народного единства. Ведущая программы«Действующие лица» Ольга Носкова: – Я бы хотеланачать нашу сегодняшнюю встречу, во-первых, со слов благодарности за то, что Вы нашли время сегодня прийти и принять участие в нашей программе.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.