Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Всечестные отцы,
дорогие братья и сестры!
Сегодня,в канун новоучрежденного государственного праздника — Дня национального единства— мы должны со всей честностью сказать, что содержание этого торжества, к сожалению,осталось непонятым многими и многими из наших соотечественников. Эти наши братьяи сестры задают вопрос: «Почему мы должны праздновать день изгнания поляковиз Московского Кремля?». И, действительно, ведь этой великой победой 22октября (по новому стилю — 4 ноября) 1612 года не окончилось Смутное время.Окончанием Смутного времени с большим основанием мы можем полагать дату избранияна царство Михаила Феодоровича Романова 7(20) февраля 1613 года, то есть почтичерез полгода после освобождения Москвы.
Если же мыговорим о духовном переломе, который произошел в сознании наших предков, то почему не избрана для дня празднования государственного единения годовщина совершенияпокаянного чина 1607 года, когда в Москве в присутствии двух Патриархов лучшиелюди России осознали тяжкие последствия отступления от клятв, данных нашим народомперед Святым Крестом и Евангелием?
Потому такважна деятельность нашей конференции, призванной проанализировать и изучитьвсе перипетии окончания Смутного времени. Мы должны в первую очередь обратитьвнимание на то, что до 1612 года наши предки предпринимали самые различные усилиядля переустройства своей жизни. Имели место и избрание царя из числа наиболееименитых бояр, и попытка приглашения правителя из-за границы. Но все это не привело к прекращению Смуты. Самые продуманные решения, самые хитроумные планыне приносили желаемого плода.
И в то жевремя по всей Руси гремела слава об успешной шестнадцатимесячной обороне Троице-Сергиевойлавры. И это притом, что нападавших было до 30 тысяч, а число защитников едвадостигало 2-х тысяч. В этом явно было видно не проявление сил человеческих,а заступничество Пресвятой Богородицы, которая при своем явлении обещала преподобномуСергию — о чем было известно нашим предкам из жития этого угодника Божия:
«Услышанытвои молитвы об учениках. Не скорби больше об обители сей: отныне она будетиметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и при отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего».
Знали православныеи о видении, которое было архимандриту Иоасафу во время осады. Сам преподобныйСергий, войдя в его келию, сказал:
«Восстатьи не скорби, но в радости вознеси молитвы, ибо о всех вас молится Богу ПречистаяБогородица, Приснодева Мария с ликами ангелов и со всеми святыми.»
Именно из Троице-Сергиевой лавры расходились в это время по всей Руси увещевательные грамоты.В них звучал призыв к соединению всех русских людей, к борьбе с захватчикамиради защиты святой веры и Отечества, «Дома Пресвятой Богородицы».Из жития преподобного Сергия в Четьях-Минеях святителя Димитрия Ростовскогомы знаем, что сам преподобный Сергий трижды являлся Козьме Минину, призываяего взять на себя труды по сбору ратных людей. Потому мы можем сказать, что сама Божия Матерь через того, кого Она назвала «Избранниче мой», черезпреподобного Сергия начала дело освобождения России.
Нижегородцыположили свое упование не на силы человеческие, но на Матерь Божию. Когда народноеополчение выступило на Москву, предводительствуемое Казанской иконой БожиейМатери, возникла надежда на исцеление бед и немощей нашего Отечества. Казанскоеополчение принесло с собою список Казанской чудотворной иконы и вручило егокнязю Дмитрию Михайловичу Пожарскому.
В конце концов,ополчению, преодолевшему огромные трудности, отбившему многочисленное войско,рвавшееся на помощь осажденным в Москве полякам, предстояло еще взять штурмомКитай-город и Кремль. Православное русское воинство три дня постилось и молилоПресвятую Богородицу о милости пред Казанской Ее иконой. Именно эта соборнаямолитва соединила воедино всех, кто с разных концов России пришел освобождатьМоскву.
ПречистаяВладычица вняла этим молитвам. Мы имеем этому прямое свидетельство в летописяхтого времени. В эти дни в Кремле умирал от голода томящийся в плену архиепископАрсений. В ночь на 22 октября (то есть на 4 ноября по новому стилю) ему явилсяПреподобный Сергий Радонежский и сказал:
«Арсений,наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложенна милость; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
И здесь мывновь, и прямо слышим о заступничестве Божией Матери!
Радостнуювесть удалось передать русскому войску, и оно, призвав на помощь Царицу Небесную,наутро взяло штурмом Китай-город и через два дня вошло в Кремль.
Россия и первопрестольная столица ее Москва были избавлены от интервентов не столькои не только человеческими усилиями, но милостью Божией, явленной нашим благочестивымпредкам через заступничество Божией Матери, явленное им через икону ее «Казанскую».Ясно сознавая это, Русская Православная Церковь учредила празднование иконеБожией Матери «Казанской», и несколько столетий это празднование напоминаетпредкам нашим и нам слова Святого Писания: «Коня приготовляют на день битвы,но победа от Господа» (Прит. 21, 31).
Ясно осознаваяэто, именно перед Казанской иконой Божией Матери молился накануне Полтавскогосражения император Петр Первый. Именно Казанский образ носил на груди в годыОтечественной войны 1812 года фельдмаршал М.Кутузов. Казанскую икону возил с собой в годы Великой Отечественной войны маршал Г. Жуков.
И сегодня,как никогда, преодолевая нынешнее не простое время, мы должны понять, что без помощи Божией все человеческие усилия обречены на провал: «Если Господьне созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города,напрасно бодрствуют стражи» (Пс. 126, 1).
Потому такрадует нас то, что значение помощи Божией для созидания единства Отечества находитвсе большее понимание в обществе. Последнее десятилетие в сердце России, на Красной площади Москвы, восстановлены собор во имя Казанской иконы Божией Материи часовня во имя Иверской иконы Божией Матери. Самый живой отклик в сердцахнаших нашло учреждение нового государственного праздника — Дня национальногоединства — именно в тот день, когда Русская Православная Церковь, совершая празднованиепамяти Казанской иконы Божией Матери, вспоминает о милости Божией, явленнойнашим предкам, о заступничестве Пресвятой Богородицы. В этом новоучрежденномпраздновании вновь проявляется благое единение государства Российского и РусскойПравославной Церкви, проявляется надежда на возрождение той духовной симфонии,которая в прошлые века не раз приводила Россию к всемирной славе.
И пусть не все ныне понимают духовное содержание празднования Дня национального единства.Важно, чтобы мы приложили все силы, знания и энергию к созиданию этой новой,но прочно опирающейся на историю нашего Отечества традиции. Мне представляетсязнаменательным, что наша конференция организована при активном участии Уральскогоинститута бизнеса, преподаватели и студенты которого первыми в нашем кафедральномграде приняли на себя труды по строительству особого вузовского храма именново имя Казанской иконы Божией Матери. Тем более похвально стремление ваше как можно больше узнать о других храмах в Отечестве нашем, благоустроенных во имяКазанской иконы Божией Матери, о неисчислимых милостях Царицы небесной, явленныхнам через икону ее «Казанскую». Как радостно видеть, что любовь к Пречистой Богородице собрала сегодня здесь священников и прихожан из Воронежаи Хабаровска, Кургана и Новосибирска, Курска и Екатеринодара, Бреста и Волыни.Конечно же, в нашей конференции участвуют и представители приходов и монастырейЕкатеринбургской епархии, носящих наименование Казанской иконы Божией Матери.
Мы имеемупование на то, что наша сегодняшняя встреча будет только первой в череде последующихвстреч почитателей Казанской иконы Божией Матери в Отечестве нашем, в ближнеми дальнем зарубежье. Желаю благословенного успеха нашей конференции. МолитвамиПречистой Богородицы перед Казанской иконой Ее да исправится жизнь наша по заповедямХристовым, да будет Отечество наше воистину достойно именоваться Святой Русью!
ВИКЕНТИЙ,
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ
И ВЕРХОТУРСКИЙ
© При использовании информации ссылка на
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.
-«Уважаемый Владыка! Когда идешь причащать двухлетнего ребенка в храм, нужно ли за него читать Последование ко Святому Причащению?» – спрашивает Людмила. - Я думаю,что человеку, который готовит ребенка к Причастию, не нужно читать молитвенныеправила к Причащению.
Екатеринбург,27 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.