Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (362) → Слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, при открытии научно-богословской конференции «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского» (Екатеринбург, 1 ноября 2005 г.)

Слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, при открытии научно-богословской конференции «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского» (Екатеринбург, 1 ноября 2005 г.)

№41 (362) / 1 ноября ‘05

Архипастырь

Всечестные отцы,
дорогие братья и сестры!

 Сегодня, в канун новоучрежденного государственного праздника — Дня национального единства — мы должны со всей честностью сказать, что содержание этого торжества, к сожалению, осталось непонятым многими и многими из наших соотечественников. Эти наши братья и сестры задают вопрос: «Почему мы должны праздновать день изгнания поляков из Московского Кремля?». И, действительно, ведь этой великой победой 22 октября (по новому стилю — 4 ноября) 1612 года не окончилось Смутное время. Окончанием Смутного времени с большим основанием мы можем полагать дату избрания на царство Михаила Феодоровича Романова 7(20) февраля 1613 года, то есть почти через полгода после освобождения Москвы.

 Если же мы говорим о духовном переломе, который произошел в сознании наших предков, то почему не избрана для дня празднования государственного единения годовщина совершения покаянного чина 1607 года, когда в Москве в присутствии двух Патриархов лучшие люди России осознали тяжкие последствия отступления от клятв, данных нашим народом перед Святым Крестом и Евангелием?
 Потому так важна деятельность нашей конференции, призванной проанализировать и изучить все перипетии окончания Смутного времени. Мы должны в первую очередь обратить внимание на то, что до 1612 года наши предки предпринимали самые различные усилия для переустройства своей жизни. Имели место и избрание царя из числа наиболее именитых бояр, и попытка приглашения правителя из-за границы. Но все это не привело к прекращению Смуты. Самые продуманные решения, самые хитроумные планы не приносили желаемого плода.
 И в то же время по всей Руси гремела слава об успешной шестнадцатимесячной обороне Троице-Сергиевой лавры. И это притом, что нападавших было до 30 тысяч, а число защитников едва достигало 2-х тысяч. В этом явно было видно не проявление сил человеческих, а заступничество Пресвятой Богородицы, которая при своем явлении обещала преподобному Сергию — о чем было известно нашим предкам из жития этого угодника Божия:
 «Услышаны твои молитвы об учениках. Не скорби больше об обители сей: отныне она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и при отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего».
 Знали православные и о видении, которое было архимандриту Иоасафу во время осады. Сам преподобный Сергий, войдя в его келию, сказал:
 «Восстать и не скорби, но в радости вознеси молитвы, ибо о всех вас молится Богу Пречистая Богородица, Приснодева Мария с ликами ангелов и со всеми святыми.»
 Именно из Троице-Сергиевой лавры расходились в это время по всей Руси увещевательные грамоты. В них звучал призыв к соединению всех русских людей, к борьбе с захватчиками ради защиты святой веры и Отечества, «Дома Пресвятой Богородицы». Из жития преподобного Сергия в Четьях-Минеях святителя Димитрия Ростовского мы знаем, что сам преподобный Сергий трижды являлся Козьме Минину, призывая его взять на себя труды по сбору ратных людей. Потому мы можем сказать, что сама Божия Матерь через того, кого Она назвала «Избранниче мой», через преподобного Сергия начала дело освобождения России.
 Нижегородцы положили свое упование не на силы человеческие, но на Матерь Божию. Когда народное ополчение выступило на Москву, предводительствуемое Казанской иконой Божией Матери, возникла надежда на исцеление бед и немощей нашего Отечества. Казанское ополчение принесло с собою список Казанской чудотворной иконы и вручило его князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому.
 В конце концов, ополчению, преодолевшему огромные трудности, отбившему многочисленное войско, рвавшееся на помощь осажденным в Москве полякам, предстояло еще взять штурмом Китай-город и Кремль. Православное русское воинство три дня постилось и молило Пресвятую Богородицу о милости пред Казанской Ее иконой. Именно эта соборная молитва соединила воедино всех, кто с разных концов России пришел освобождать Москву.
 Пречистая Владычица вняла этим молитвам. Мы имеем этому прямое свидетельство в летописях того времени. В эти дни в Кремле умирал от голода томящийся в плену архиепископ Арсений. В ночь на 22 октября (то есть на 4 ноября по новому стилю) ему явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал:
 «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
 И здесь мы вновь, и прямо слышим о заступничестве Божией Матери!
 Радостную весть удалось передать русскому войску, и оно, призвав на помощь Царицу Небесную, наутро взяло штурмом Китай-город и через два дня вошло в Кремль.
 Россия и первопрестольная столица ее Москва были избавлены от интервентов не столько и не только человеческими усилиями, но милостью Божией, явленной нашим благочестивым предкам через заступничество Божией Матери, явленное им через икону ее «Казанскую». Ясно сознавая это, Русская Православная Церковь учредила празднование иконе Божией Матери «Казанской», и несколько столетий это празднование напоминает предкам нашим и нам слова Святого Писания: «Коня приготовляют на день битвы, но победа от Господа» (Прит. 21, 31).
 Ясно осознавая это, именно перед Казанской иконой Божией Матери молился накануне Полтавского сражения император Петр Первый. Именно Казанский образ носил на груди в годы Отечественной войны 1812 года фельдмаршал М.Кутузов. Казанскую икону возил с собой в годы Великой Отечественной войны маршал Г. Жуков.
 И сегодня, как никогда, преодолевая нынешнее не простое время, мы должны понять, что без помощи Божией все человеческие усилия обречены на провал: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствуют стражи» (Пс. 126, 1).
 Потому так радует нас то, что значение помощи Божией для созидания единства Отечества находит все большее понимание в обществе. Последнее десятилетие в сердце России, на Красной площади Москвы, восстановлены собор во имя Казанской иконы Божией Матери и часовня во имя Иверской иконы Божией Матери. Самый живой отклик в сердцах наших нашло учреждение нового государственного праздника — Дня национального единства — именно в тот день, когда Русская Православная Церковь, совершая празднование памяти Казанской иконы Божией Матери, вспоминает о милости Божией, явленной нашим предкам, о заступничестве Пресвятой Богородицы. В этом новоучрежденном праздновании вновь проявляется благое единение государства Российского и Русской Православной Церкви, проявляется надежда на возрождение той духовной симфонии, которая в прошлые века не раз приводила Россию к всемирной славе.
 И пусть не все ныне понимают духовное содержание празднования Дня национального единства. Важно, чтобы мы приложили все силы, знания и энергию к созиданию этой новой, но прочно опирающейся на историю нашего Отечества традиции. Мне представляется знаменательным, что наша конференция организована при активном участии Уральского института бизнеса, преподаватели и студенты которого первыми в нашем кафедральном граде приняли на себя труды по строительству особого вузовского храма именно во имя Казанской иконы Божией Матери. Тем более похвально стремление ваше как можно больше узнать о других храмах в Отечестве нашем, благоустроенных во имя Казанской иконы Божией Матери, о неисчислимых милостях Царицы небесной, явленных нам через икону ее «Казанскую». Как радостно видеть, что любовь к Пречистой Богородице собрала сегодня здесь священников и прихожан из Воронежа и Хабаровска, Кургана и Новосибирска, Курска и Екатеринодара, Бреста и Волыни. Конечно же, в нашей конференции участвуют и представители приходов и монастырей Екатеринбургской епархии, носящих наименование Казанской иконы Божией Матери.
 Мы имеем упование на то, что наша сегодняшняя встреча будет только первой в череде последующих встреч почитателей Казанской иконы Божией Матери в Отечестве нашем, в ближнем и дальнем зарубежье. Желаю благословенного успеха нашей конференции. Молитвами Пречистой Богородицы перед Казанской иконой Ее да исправится жизнь наша по заповедям Христовым, да будет Отечество наше воистину достойно именоваться Святой Русью!

ВИКЕНТИЙ,
АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ
И ВЕРХОТУРСКИЙ

© При использовании информации ссылка на 
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 25 октября 2005 года)

 - «Уважаемый Владыка! Когда идешь причащать двухлетнего ребенка в храм, нужно ли за него читать Последование ко Святому Причащению?» – спрашивает Людмила.  - Я думаю, что человеку, который готовит ребенка к Причастию, не нужно читать молитвенные правила к Причащению.

 
Архипастырь

Владыка Викентий освятил колокола для строящегося храма в Кольцово

 Екатеринбург, 27 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс