Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (362) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 25 октября 2005 года)

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 25 октября 2005 года)

№41 (362) / 1 ноября ‘05

Архипастырь

 - «Уважаемый Владыка! Когда идешь причащать двухлетнего ребенка в храм, нужно ли за него читать Последование ко Святому Причащению?» – спрашивает Людмила.
 - Я думаю, что человеку, который готовит ребенка к Причастию, не нужно читать молитвенные правила к Причащению.

Конечно, можно приучить ребенка, чтобы он присутствовал за вечерними или утренними молитвами и научился выдерживать время молитв. И с самого раннего детства научить его, чтобы он перед Причастием читал обрамленные правила.
 - «Есть ли в Екатеринбурге православные детские сады?»
 - Пока у нас детских садов непосредственно православных епархиальных нет. Есть сады, которые мы курируем и имеем над ними покровительство. Но мы реставрируем один из детских садиков на Уралмаше, в Орджоникидзевском районе, и он будет православным детским садом. Если у нас хватит сил, то мы и второе здание возьмем и будем его восстанавливать, чтобы был второй детский сад в том же районе. Поэтому мы обращаемся к нашим прихожанам, которые желают отдавать своих детей в православные детские сады, чтобы они внесли какие-то пожертвования и мы быстрее и успешнее могли восстановить эти здания. А потом мы будем содержать там и воспитывать детей в православном духе.
 - «Мой тринадцатилетний сын начал портиться: раньше ходил в храм, исповедовался, теперь ему это не надо. Мало того, он стал без спроса брать деньги, прогуливать уроки, меня не слушает. Еще на него дурно влияет отец, который не живет с нами и всячески подрывает мой авторитет. Я уже в полном отчаянии, не знаю, что мне делать. Подскажите, Владыка», – просит Татьяна.
 - Конечно, это очень печально, когда ребенок до определенного времени был послушным, ходил в церковь, причащался, исповедовался, приносил радость родителям. Но, к сожалению, пришел такой возраст, когда подростка «раздваивает», он не может с собой совладеть и уклоняется в такие небогоугодные направления. И еще большую роль играет то, что эта семья неполная. Отец ушел и влияет негативно на ребенка. Возможно, здесь имеет место какая-то мстительность отца, чтобы досадить своей жене.
 Это очень неприятный случай, но, я думаю, все же молитва матери и ее слезы преодолеют эту трудность, и ребенок будет спасен. Если всегда молиться в церкви со слезами, не отчаиваться, то Господь сделает все: сын поймет свои ошибки, возвратится к матери, будет слушать ее и любить и жить по материнским заветам. Поэтому все в руках Божьих и в руках матери, которая может умолить Бога, чтобы сын оставил греховную жизнь и жил благочестиво.
Бывает такой период, когда человек не понимает, что он делает, думая, что это все правильно, а потом, через некоторое время, он поймет свои ошибки, будет каяться, и, конечно, будет исправляться.
 - Ольга спрашивает: «Будет ли нынче осенью православная выставка?».
 - Да, мы планируем, чтобы у нас была такая же православная выставка в декабре, в дни празднования святой великомученице Екатерине. К этому празднику мы хотим приурочить большую выставку. Я надеюсь, что с Божией помощью мы снова в этом году, где-то в десятых числах декабря, устроим православную выставку в нашем городе.
 - «Родственница ходит в протестантскую и православную церкви. А можно ли так делать, и есть ли такой чин – возвращения в лоно Православной Церкви?» – спрашивает Михаил.
 - Если человек туда и сюда ходит, значит, он еще не утвердился в вере конкретно. Нужно принять Православную веру, и сейчас есть такая возможность, существует особый чин присоединения к Православию. А дальше нужно твердо стоять на позиции Православия, жить православной жизнью, церковной жизнью и исповедовать Христа, так, как учит нас святая наша Православная Церковь.
 - «Будет ли считаться грехом, если выйти замуж за венчанного мужчину?»
 - Я так понимаю, что этот человек хочет разбить семью и вступить в брак с человеком, который уже находится в браке. Это величайший грех. Грех прелюбодеяния. Господь об этом в Святом Евангелии говорит: «Если человек женится на той женщине, которая была замужем, то он прелюбодействует». А здесь еще хуже, потому что человек живет в венчанном браке. Тот, кто хочет расторгнуть этот брак своей привязанностью и преступной любовью, – грешит. В таинстве Венчания и церковного брака мы знаем, что Господь совершает великую тайну соединения мужчины и женщины в одну плоть. После этого таинства они не двое, а «одна плоть». И в Священном Писании сказано: что Бог сочетал, то человек да не разлучает. В данном случае эта женщина хочет разлучить то, что соединил Бог. То есть, идет против Бога. Поэтому лучше всего пожертвовать собою и отказаться от этой преступной любви и искать себе помощника, который свободен от брака.
 - Лариса из Нижней Салды спрашивает: «Если работаешь вместе с неверующими людьми, и они постоянно рассказывают о своих жизненных невзгодах и событиях, каким образом лучше с ними общаться, чтобы никого не обидеть? И как им помочь?».
 - Православный христианин должен быть свидетелем Христовой истины в окружающем мире. В данном случае, на работе среди своих сотрудников нужно постараться духом кротости и любви прививать им любовь к той высокой истине, которая нам дана Господом нашим Иисусом Христом. И на основе опыта нашего и опыта святых отцов, и опыта нашей Церкви говорить им о тех идеалах и поучениях, которым учат нас святые отцы, Церковь и Евангелие. А Евангелие должно быть руководством нашей жизни. Надо говорить об этих евангельских истинах, рассказывать о них. И если человек находится в каких-то скорбях, трудностях житейских, то как раз можно и нужно рассказать, как нужно поступить, чтобы эти невзгоды были преодолимы с Божией помощью. Из Евангелия мы можем много черпать для себя советов и уроков духовной жизни, как нужно поступить в тех или иных ситуациях. И человек может объяснить, рассказать, растолковать, наставить на церковную жизнь, чтобы через церковную жизнь люди могли избежать тех проблем и трудностей, которые бывают в нашей жизни – иногда из-за незнания истин спасительного пути, которому учит нас святое Евангелие. Если придерживаться этих советов и учения, то можно избежать многих трудностей и испытаний.
 - «Люди жертвуют деньги, нажитые преступным путем, в храмы. Принимает ли Господь их жертву?» — спрашивает Алексей из Первоуральска.
 - Во-первых, мы не можем сказать, что тот или иной человек нажил преступным путем те или иные деньги. Мы не знаем и не можем судить о человеке. Сам Господь знает, какие деньги он жертвует. Во- вторых, если даже что-то нажито преступным путем, а человек приходит в церковь, значит, он приходит потому, что у него есть чувство покаяния и он желает исправиться. Конечно, Господь принимает покаяние грешника и хочет его спасти. Каждый из нас так и делает: мы идем в церковь и даем какие-то свои средства, которые мы своим трудом добываем и милосердствуем, вкладываем в церковную кружку или покупаем свечи. Мы делаем это с той целью, чтобы Господь принял эту жертву и помиловал нас, даровал нам прощение грехов и помощь в избавлении от греховных привычек. И этот человек так же делает, чтобы получить от Бога помощь, чтобы удержаться от греха и жить добродетельно и богоугодно. Поэтому мы не можем оттолкнуть такого человека из Церкви и сказать, что не принимаем его пожертвования.
 - Дмитрий спрашивает: «В монастыре, на Украине, были представлены частицы мощей разных святых. Я хотел узнать, откуда традиция разделения мощей святых?».
 - Это довольно древняя традиция, когда святые мощи разделяли, чтобы распространить по всему миру. Мы много имеем частиц мощей не только святых Русской Земли, но и древних отцов, которые подвизались в других странах. Сейчас у нас есть много святых, которые подвизались в нашей Церкви. Частицы святых мощей мы получаем от других Церквей, где находятся святые мощи. Эти частицы имеют право разделять по благословению Правящего Архиерея, настоятеля храма, наместника монастыря. Это такая благочестивая традиция, когда верующие люди хотят иметь у себя в храмах частицы мощей, чтобы можно было прикладываться к ним почаще и получить благословение и помощь по молитвам того или иного святого, частица мощей которого находится в данном храме или святой обители.
 Мы прикладываемся к святым мощам как к большой святыне с надеждой и верой, что по молитвам угодников Божиих Господь пошлет нам помощь и заступление. Это благочестивая традиция нашей Церкви.
 - «Почему бы в Екатеринбургской епархии не запретить деятельность секты «Свидетели Иеговы», как это было сделано в Москве?» – спрашивает Николай Васильевич.
 - Вы знаете, что в Москве было много жалоб от тех людей, которые пострадали от «свидетелей Иеговы». Был суд, и суд был выигран. Решением суда стало заключение о запрещении этой секты. Поэтому, если у нас будут заявления о том, что тот или иной человек пострадал от той или иной секты, то, собрав материалы, можно будет тоже применять такие судебные санкции.
 - Раиса из Первоуральска предлагает: «У меня такая просьба, чтобы в Епархии нашей по воскресеньям была молитва о том, чтобы землю, людей не продавали бы в дальнее зарубежье».
 - Конечно, нужно молиться, чтобы как-то этот вопрос решить. Действительно, у нас сейчас очень критическая демографическая ситуация, умирает очень много наших соотечественников, уменьшается количество людей в нашем Отечестве. К тому же тех, которые рождаются, их продают за границу. Это очень печально. Но, я думаю, если бы взялись за такую работу верующие люди, вступили бы в права опекунов за этих детей и воспитывали их в духе нравственности, духовности, Православной веры, тогда бы мы сделали очень великое дело и спасли детей. Это очень активно делается в Калужской епархии. Почти всех детей, которые находились в детских домах, уже определили в православные семьи, где они получили уют, материнскую ласку и отцовскую заботу, и хороший семейный очаг, где они получат достойное воспитание. Вот к чему мы должны стремиться. Нужно молиться, чтобы Господь помог нам в этом. Усыновление – это очень сложная процедура, но и это получается у многих. Легче всего оформить опекунство. А государство обязано платить за каждого ребенка. Я хочу вас призвать к тому, чтобы мы брали этих детей в свои семьи. Тогда закроются все детские дома, а дети смогут получить очень хорошее воспитание в наших православных семьях. Это делается и в других епархиях. А мы почему-то к этому не готовы. Я к этому хотел бы вас призвать и благословить. Нам нужно взять на себя эту тяжелую ношу, это очень важно, благородно и богоугодно. Я думаю, что нам за это Господь даст великое благо, и здесь еще, на земле, и в будущем веке воздаст нам Своим благословением, даст нам великую небесную вечную радость в Царствии Божием.
 - Евгения из Пермской области спрашивает: «Является ли грехом содержание кафе, продажа в нем спиртных напитков как средство для существования?»
 - Есть разные кафе. Если это кафе именно для того, чтобы можно было принимать пищу, это хорошо. А спиртные напитки даны нам не для того, чтобы мы напивались, а для подкрепления здоровья. Хуже, когда в этих кафе есть какие-то увеселения, которые совсем не соответствуют духу православного культурного человека. Поэтому если их исключить, а оставить только пищу и то, что мы привыкли иметь на столе, в меру, то это допустимо.
 - «У нас полная семья, живем около десяти лет. Теперь муж завел любовницу, которая забеременела, на него колдует. Как нам быть?» – спрашивает Анна из Екатеринбурга.
 - Очень печальный случай. Сейчас становится нормой жизни измена друг другу, и мы должны возвратиться к той нашей ценности, когда муж и жена живут честно и добросовестно в течение всей своей жизни и не изменяют друг другу никогда. Это величайший грех прелюбодеяния, грех не просто тяжелый, а смертный. Остается только пожалеть этого человека, который совершил такой тяжелый грех. Нужно молиться за этого человека, чтобы Господь его помиловал и привел его к осознанию греховности и своей ошибки тяжелой, привел его к покаянию.
 В данном случае, совет этой женщине, чтобы она просто молилась за него. Конечно, если мы смотрим с точки зрения вечности Царства Божия, то этого мужа не ждет рай и благополучие, а ждет наказание Божие. И чтобы избежать наказания, нужно раскаиваться и исправлять свою жизнь. Поэтому нужно, чтобы супруга молилась за него, и Господь обратил бы его к покаянию.
 - «Православие очень принижает женщину. Почему даже в Библии написано: Авраам родил Исаака и т. д. Почему? Как мужчины могли рожать?» – спрашивает Елена из Екатеринбурга.
 - Здесь есть смешение Ветхого Завета с Новым заветом. В Ветхом завете родословие составлялось по мужской линии, чтобы показать родословие Иисуса Христа.
 Сказать о том, что Православие унижает женщину, это не совсем так. Мне кажется, что себя унижает сама женщина, а не Церковь ее унижает. В современном мире женщина не хочет быть женщиной, а больше всего тянется быть мужчиной. И получается, что она и не женщина, и не мужчина. Если бы женщина и мужчина придерживались законов Божиих, евангельских заповедей, то каждому Господь дал бы такие способности, которых они не имеют. Женщина бы имела свои способности, мужчина – свои. И никто не смог бы унизить или отнять эти способности. Поэтому, если женщина будет развивать те способности, которые были даны ей Богом, то она достигает больших совершенств. И мы знаем в нашей Церкви, что женщина прославлена до небес и выше.
 В первую очередь, можно сказать о Божией Матери, которая своим подвигом достигла такого совершенства.
 И есть у нас много таких женщин, которые потрясли мир. Например, равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Женщина пришла к этому народу и смогла весь этот народ обратить в христианство, в Православие. И она прославлена во всем мире. И я удивляюсь ее подвигам, трудам, как она сумела найти особый подход к этому народу и привести его к особому образу жизни.
 Также у нас есть равноапостольная княгиня Ольга. Наша русская святая, которая, можно сказать, была родоначальницей Христианства на Руси. Потому что она очень много трудилась, чтобы сын был христианином. Потом, после нее, князь Владимир принял такую перемену в себе – крещение, стал христианином и крестил Русь.
 Так что сказать о том, что Православная Церковь унижает женщину, нельзя.
 - Спрашивает Юлия: «Кому молиться о замужестве?».
 - Очень много помогает в замужестве святитель Николай. Мы знаем из жития святителя Николая Чудотворца случай, когда один бедный человек имел трех дочерей и не знал, как их отдать в замужество, и хотел отдать этих девиц на распутную жизнь, чтобы тем самым заработать деньги на жизнь и потом, может быть, выдать их замуж. Но об этом узнал святитель Николай и тайком, ночью, бросил в окно узелок с золотыми монетами. И на эти деньги человек выдал замуж сначала одну дочь. Потом святитель то же повторил для других дочерей. Я думаю, что святитель Николай имеет попечение о том, чтобы Господь послал человеку помощника в жизни, мужчину или женщину. И если проблемы с замужеством или женитьбой, то нужно молиться святителю Николаю, и он поможет, чтобы Господь послал хорошего человека, чтобы с ним можно было прожить всю жизнь, до конца дней своих.
 - Алексей из Пермской области спрашивает: «Я хотел поступить в Духовную семинарию, а родители помогли мне устроиться на железную дорогу, где высокая зарплата. Они сейчас против поступления в Духовную семинарию, потому что, когда они выйдут на пенсию, надо, чтобы я им как-то помогал. А у священнослужителя зарплата маленькая. Как быть?».
 - Я думаю, не нужно смотреть на зарплату. Если взять нашу Епархию, то никто из священников с голоду не умер. Каждому человеку нужно лишь необходимое для жизни, а большего, я думаю, и не полезно. Стремиться иметь большую зарплату, и тем самым лишиться такой большой чести – быть священнослужителем нашей Русской Православной Церкви?… Ведь служить в Церкви это большая честь, потому что наша Церковь имеет большой опыт и историю. И если есть такой порыв и желание – стать священником, то нужно жертвовать собой ради того, чтобы служить Богу, людям, и этим служением достигнуть своего спасения. Главное – думать о спасении, а не о каких-то земных своих выгодах.

 С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи — Илья ОСТАНИН

 Программа «Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям, в 20.00.
 На епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 На телекомпании «Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00, субботам – в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
 Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
 Храни вас Господь!

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Алексий поздравил митрополита Минского и Слуцкого Филарета с 40-летием архиерейского служения

 Исполнилось 40 лет со дня архиерейской хиротонии Патриаршего экзарха всея Белоруссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Свое поздравление юбиляру направил Предстоятель Русской Церкви.

 
Архипастырь

Слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, при открытии научно-богословской конференции «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского» (Екатеринбург, 1 ноября 2005 г.)

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!  Сегодня, в канун новоучрежденного государственного праздника — Дня национального единства — мы должны со всей честностью сказать, что содержание этого торжества, к сожалению, осталось непонятым многими и многими из наших соотечественников. Эти наши братья и сестры задают вопрос: «Почему мы должны праздновать день изгнания поляков из Московского Кремля?». И, действительно, ведь этой великой победой 22 октября (по новому стилю — 4 ноября) 1612 года не окончилось Смутное время. Окончанием Смутного времени с большим основанием мы можем полагать дату избрания на царство Михаила Феодоровича Романова 7(20) февраля 1613 года, то есть почти через полгода после освобождения Москвы.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс