Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (360) → Учитель истории и христианской культуры Наталия Селянина: «У детей необходимо формировать целостное мировоззрение»

Учитель истории и христианской культуры Наталия Селянина: «У детей необходимо формировать целостное мировоззрение»

№39 (360) / 15 октября ‘05

Образование и воспитание

 Двагода назад учитель истории и христианской культуры школы № 72 города НижнегоТагила методист первой категории по направлению «Русская культурная традиция»муниципального Информационно-методического центра Наталия Николаевна Селянинаразработала программу факультативного курса «Святыни Отечества». В настоящеевремя эта программа проходит апробацию в нескольких общеобразовательных школахНи-жнего Тагила, заинтересовались ею и екатеринбургские педагоги, которые просилиу Наталии Николаевны подробные методические разработки по программе факультативногокурса.

 О том, как возниклаидея создания данной программы и что лежит в ее основе, – наш разговор с НаталиейНиколаевной, которая к тому же является методистом муниципального Информационно-методическогоцентра по духовно-нравственному воспитанию и председателем Нижнетагильскогонаучно-просветительского центра «Русская школа».

 В качестве эпиграфа к своей работе Наталия Николаевна привела строчки из стихотворенияАлександра Сергеевича Пушкина:
 Двачувства дивно близки нам –
 В них обретаетсердце пищу:
 Любовь к родному пепелищу,
 Любовь к отеческим гробам.

 Животворящаясвятыня!
 Земля была б без них мертва,
 Без них наштесный мир – пустыня,
 Душа – алтарьбез Божества.


 Они могутпослужить и своеобразным лейтмотивом нашей беседы.
 - Наталия Николаевна,без лишней скромности можно отметить тот факт, что теория и практика воспитательнойработы учебных заведений нашей области в последние годы все большую роль отводитсозданию образовательных программ с новым содержанием, обеспечивающим историческуюпреемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальнойкультуры. На эти цели направлена и ваша программа?
 - Для началаприведу высказывание великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского:«Мы знаем довольно, но мы желаем слабо. Нас нужно не столько учить, скольковозвысить и укрепить». Возвысить и укрепить душу ребенка – вот та сверхзадача,без которой в школьные годы невозможно формирование позитивных потребностейличности. И хочется надеяться, что программа «Святыни Отечества» в какой-то мере помогает решить ее.
 Россия сегодняпереживает самый страшный духовный кризис в своей истории. Он выражается, преждевсего, в безусловной доминанте материальных ценностей над духовными, в общемросте социальной агрессии, преступности и наркомании в детской среде, а такжев распространении наиболее опасных форм оккультизма и сектантства. Исходя из этого, мы можем смело утверждать, что духовно-нравственное образование и воспитаниедетей имеет сегодня первостепенное значение и чрезвычайно актуально как в планесоциальной адаптации, так и для преодоления нигилизма как образа мысли.
 - Ваша программа«Святыни Отечества» разработана для ее реализации именно в светской школе, а не в воскресных школах, которые действуют в настоящее время при многих храмахнашей Епархии?
 - Да, конечно.Для проведения программы «Святыни Отечества» в светской школе являются следующиеоснования: закрепление православной духовности на глубочайшем ментальном уровнеза более чем тысячелетнюю историю Православия на Руси. Около 85% населения РоссийскойФедерации по этническим, нравственным, культурным, духовным и семейным традициямтяготеют к Православному христианству. Более того, формирование письменности,культуры, искусства, экономики, общественного уклада в течение многовековойистории России проходило под влиянием Православия. Это позволяет утверждать,что Православное христианство явилось для России исторической первоосновой,этнообразующим, культурообразующим, государствообразующим стержнем. И нужно,чтобы ученики это хорошо понимали.
 - Наталия Николаевна,многие противники духовно-нравственного воспитания школьников на основе Православияв общеобразовательных школах делают акцент на то, что у нас – светское государствои Церковь отделена от школы. На каких законодательных актах построена ваша программа?
 - Статья29 Международной Конвенции о правах ребенка утверждает, что каждый ребенок имеетправо воспитываться в культуре и традициях того народа, которому он принадлежитот рождения, или знакомиться с культурой того народа, среди которого он живет.Да и Федеральный Закон о свободе совести в преамбуле признает «особую роль Православияв истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Особоотмечу, что программа «Святыни Отечества» – факультативная программа, а не обязательнаяшкольная дисциплина, и ее реализация не расходится с приказом Министерства образованияРФ «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениямирелигиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательныхпрограмм». Все это и явилось не только причиной создания данной программы, но и послужило главным аргументом при выборе ее названия.
 - Несомненно,что изучение духовной истории родного края, истории своей семьи, знакомствос традициями и святынями Православной веры являются важнейшей частью образованияи воспитания вообще, ибо оно формирует духовные ценности, а также интересы и потребности подрастающего человека. В чем же заключается особенность вашей авторскойпрограммы?
 - Новизнаподхода к изучению курса заключается в том, что здесь педагог обращается не столько к разуму, сколько к душе и сердцу ребенка. Освоение материала программыпоможет ребенку открыть странички духовной истории родного края, благоговейноприкоснуться к его святыням, познакомиться с правилами благочестия. Отсюда вытекаети цель курса – формировать у детей целостное мировоззрение, устойчивую нравственнуюпозицию личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов,понятий совести и благочестия; воспитывать благоговейное отношение к святыне,бережное отношение к природе и людям. То есть, воспитывать детей истинными гражданамиОтечества, которые любят свою семью, свой родной город, свою Родину, ее языки культуру.
 - Какие задачирешаются в ходе реализации программы?
 - Мы даемдетям начальные представления о Православной вере, Священном Писании, понятиесвятыни в соответствии с иерархией ценностей (Бог и храм, наши святые, твоясемья, твое святое имя); знакомим учеников с историей и жизнью храмов и монастырейнашего города и области, Урала и всей России, со святынями православного мира,с календарным ритмом Православной Церкви, ее традициями и праздниками; учимребят пользоваться библиотекой и семейным архивом, составлять свою родословную,привлекая к этому родителей.
 - В чем спецификавашей авторской программы?
 - Спецификапрограммы заключается в формировании нравственной позиции личности, котораявыражается в различении добра и зла, в готовности проявить милосердие и другиехристианские добродетели.
 Методы и формы решения поставленных задач – это не только традиционная классно-урочнаяформа занятий, но и практические задания, самостоятельная работа учащихся, нравственныебеседы, уроки в музее, экскурсии и паломнические поездки по святым местам.
 Формы контроляза уровнем усвоения знаний – творческие задания учащимся, подготовка ими тематическихвыступлений.
 - На какой возрастдетей и время обучения рассчитана программа?
 - Предмет«Святыни Отечества» изучается в 1–4 классах по одному часу в неделю, 34 часаежегодно. Программа может быть реализована как в форме факультатива, так и в форме кружка или семейного клуба в системе дополнительного образования учебногозаведения. Экскурсии и поездки можно проводить во внеурочное время, но это –неотъемлемая часть курса.
 Первый годобучения предполагает знакомство с понятием «святыня» и календарным ритмом ПравославнойЦеркви, с храмами и монастырями Нижнего Тагила и Пригородного района, проведениеэкскурсий и традиционных православных праздников. На второй год дети знакомятсяс историей Православия на Урале, со святыми местами Екатеринбургской епархии(в Екатеринбурге, Верхотурье, Алапаевске, Невьянске) и со святыми, чья жизньбыла связана с уральской землей. Третий год обучения включает в себя знакомствосо святынями всей России (Троице-Сергиева Лавра, святыни Киева, Москвы, Петербурга,известные монастыри и пустыни), а также с житиями святых, жизненный молитвенныйподвиг которых связан с этими местами. На их примерах детям дается понятие о нравственной культуре и благочестии. В последний – четвертый год обучения ребятазнакомятся со Священным Писанием и историей христианства, со святынями православногомира за пределами России (Православие на Святой Земле, в Греции, на Украине,в Беларуси, Сербии, Болгарии и других странах Европы и мира). Каждый год обучениязавершается паломничеством учеников в храм или монастырь.
 - Наталия Николаевна,завершить наш разговор мне хотелось бы подведением некоторых итогов, полученныхза время, прошедшее с начала реализации программы.
 - Первыеитоги говорят о том, что программа хорошо усваивается ребятами. Дети могут пересказатьяркие истории о православных святынях, героях, обычаях, традициях в пределахпрограммы каждого года обучения, а также рассказать о храмах и святых местах,которые они посетили, об истории и традициях своей семьи. Наши ученики имеютустойчивые понятия о добре и зле, о духовно-нравственных ценностях Отечества.У них постепенно формируется чувство ответственности перед высшими ценностями,превосходящими рамки индивидуального бытия, а также способность приложить личныеусилия для освоения этого ценностно-культурного пространства. У ребят появляетсяуверенность в том, что история русского народа и святыни Отечества являютсятем источником мудрости и силы, который необходим каждому человеку. Тем самыму ребенка формируется гармоничное и позитивное отношение к предметному и социальномумиру, умение строить отношения и общаться со сверстниками, со взрослыми, с окружающиммиром и Творцом.

Беседу провела
Лидия Ежкова

 

В других номерах:

Наш приход

В Полевском завершился основной этап работ по газификации храма и православного духовно-просветительского центра

 Екатеринбург,17 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В городе Полевском завершился основной этап работ по газификациихрама в честь Святых Апостолов Петра и Павла и духовно-просветительского центра«Петро-Павловский».  С помощьюруководства местных предприятий и благотворителей Петро-Павловским приходомбыли приобретены газопроводные трубы, подведенные к зданиям храма и духовногоцентра.

 
Образование и воспитание

Миссионерский и Катехизаторский отделы Епархии приглашают на занятия лектория «Основы Православия» и «Школы Православия»

 Екатеринбург,7 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Катехизаторский отдел Екатеринбургской епархии приглашает педагогов общеобразовательныхшкол и детских дошкольных учреждений на занятиялектория «Основы Православия». Слушателям предлагаются лекциипо следующим темам: «Основы Православной веры», «Смыслы воспитанияи образования», «Православные корни русской литературы», «Проблемыхристианского осмысления истории».  По окончаниикурса лекций выдается удостоверение. Начало занятий — 17 октября в 18 часов,в большой трапезной Храма-на-Крови. Справки по тел: 3 (77) –00–14, 365–83–91 (Катехизаторскийотдел).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс