Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Год назад, 24 сентября 2004 года, была создана Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. В связи с этим событием наш корреспондент встретился с руководителем Управления Росохранкультуры по Уральскому федеральному округу Александром Николаевичем Черепановым.
- Александр Николаевич, как давно Вы начали заниматься изучением проблемы по вопросам сохранения культурного наследия страны?
- Большую часть своей жизни, точнее, более 20 лет. Конечно, прежде всего, меня волнует положение дел в Уральском регионе.
- Стаж работы в этом направлении у Вас довольно большой, позволяющий сделать какие-то выводы, сравнения, выявить тенденции…
- К сожалению, в последние годы у меня сложилось мнение, что в общественном сознании вопросы сохранения культурного наследия все больше и больше теряют свою актуальность. За последние 15 лет в само понятие «российской культуры» просочились дополняющие уточнения: «безденежная, пущенная на самотек». И вроде бы есть все, для того, чтобы сохранить и приумножить нашу культуру, ан не всегда срабатывает: что-то в музейных запасниках затопило, что-то похищено и вывезено за рубеж.
- Я вспомнила сейчас песню Владимира Высоцкого «Случай на таможне», написанную им тридцать лет назад. Там есть замечательные строки:
«Мы все-таки умнеем год от года,
Распятья нам сейчас самим нужны,
Они – богатство нашего народа…»
За тридцать прошедших лет так мало что изменилось?
- К сожалению, ревностных защитников российской, в том числе и православной культуры, нет-нет, да и посещает отчаяние. Впрочем, это соотношение ревностной защиты и отчаяния было известно в России очень давно. Еще П.Чаадаев писал: «Появится неизвестно откуда идея, занесенная каким-то случайным ветром, пробьется через всякого рода преграды, начнет незаметно просачиваться через умы, и вдруг в один прекрасный день испарится или же забьется в какой-нибудь темный угол национального сознания, чтобы затем уже более не всплывать на поверхность: таково у нас движение идей».
- Но, судя по Вашей работе, и по организации Вашего Управления, можно с радостью отметить, что с идеей сохранения культурного наследия этого, к счастью, не случилось.
- Да. С прошлого года мы почувствовали возросший государственный интерес к этой проблематике. Так, сначала была создана Федеральная структура по охране культурного наследия, а затем – Управление Федеральной службы по Уральскому федеральному округу. На мой взгляд, это серьезное условие повышения роли государства в деле сохранения и использования таких специфических видов федеральной собственности как памятники истории и культуры, музейные и библиотечные фонды.
- Тут интересы государства и Православной Церкви во многом совпадают, ведь здания многих храмов являются памятниками архитектуры, в них хранится немало уникальных икон, документов, фотографий…
- Потому-то Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии и уделяет столь много внимания деятельности областной общественной организации «Центр «Наследие» и нашего Управления. Очень плотно работают с нами сестры иконописной лавки Ново-Тихвинского монастыря, работы которых, перед вывозом за границу, тщательно обследуют наши эксперты — на предмет художественной ценности, составляющей народное достояние.
- По-моему, вывозом за рубеж старинных икон, распятий, редких церковных книг сейчас занимаются многие. Как же вы успеваете отследить их перемещение и провести соответствующую эскпертизу?
- У нас довольно приличный штат: при Управлении работают 30 государственных экспертов, прибавим к тому экспертов музеев, библиотек, архивов… Причем, трудятся люди не считаясь с личным временем, заботясь о сохранении государственной собственности.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации гласит: «Обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного наследия всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения…». Прокомментируйте, пожалуйста, как эта концепция претворяется в жизнь.
- В 70-х годах прошлого века в народе ходила известная шутка, которая определенным образом отражала абсурдность попыток каким-то образом материализовать результаты сферы деятельности культуры. Директор совхоза ругает работников культуры: «Мы для клуба в прошлом году приобрели комплект музыкальных инструментов, а надои, как были низкими, так и остались». Отбросив шутки в сторону и говоря о настоящем состоянии культуры, можно отметить следующее. Государственный заказ остается в полной силе, но только без акцента на содержание, что, по сути, на мой взгляд, приводит часто к творческому абсурду, который в свою очередь несет серьезный разрушительный заряд в духовно-нравственной сфере.
Возьмем близкий нам аспект – культурные, в том числе и православные ценности. Во всем, как принято говорить, цивилизованном, мире торговый оборот культурных ценностей, в частности, антиквариатом, приравнивается к обороту торговли оружием. Мне представляется, что здесь для бюджета и собственно для культуры в целом существует огромный потенциал. Чего стоит, например, возможность с 1 января 2004 года беспошлинно ввозить культурные ценности в Россию. Сегодня уже наблюдается ажиотаж по их ввозу. Тем более что, по высказываниям известных антиквариатов, российские ценности нужны, в целом, только России, так же как японские – Японии. Культурный и экономический потенциал этого процесса трудно переоценить.
В 2002 году по инициативе нашего управления была проведена Региональная научно-практическая конференция «От частной коллекции – к государственному музею», на которой были рассмотрены проблемы взаимоотношений частных и корпоративных коллекционеров с государством. Главный вывод: для цивилизованного оборота культурных ценностей в России срочно нужен закон «О коллекционировании». На конференции же были предложены некоторые рекомендации для разработки соответствующего закона.
- Что конкретно Вы порекомендовали российским законотворцам?
- Сохранение культурного наследия не может быть эффективным, если им занимается только государство. Это должно стать осознанной задачей печати, радио, телевидения. Только постоянное наращивание объемов высококачественных материалов об отечественной культуре в печати и на экране может привести к осознанию людьми необходимости сохранения духовного и культурного наследия. К принятию ими этой государственной задачи как собственной. И я рад, что к решению этой задачи недавно подключился такой известный и авторитетный журнал, как «Сын Отечества – ХХI». Я рад, что к этому подключается уважаемая мною «Православная газета».
- Александр Николаевич, если исходить из того, что культура – явление всеобъемлющее, то в ней, естественно, присутствует экономический аспект. Какие пути объединения духовного, нравственного и культурного Вы видите на сегодняшний день?
- Вывод здесь напрашивается один. Рассматривать культуру как вечную «бедную родственницу», по меньшей мере, неправомерно. А путь я вижу такой. Ценности можно и надо вернуть народу, например, путем расширения выставочных площадей за счет выставок (аренды) культурных ценностей при условии их обязательного страхования. Кстати, серьезный оборот культурных ценностей автоматически влечет за собой и серьезное развитие страхового бизнеса. Сегодня уже существуют достаточно мощные офисы и госучреждения, в которых ку-льтурные ценности могли бы занять достойное место и быть доступными народу. В чем, собственно и есть смысл их существования. Средства, полученные от организации таких выставок, могут быть целевым образом направлены на сохранение, реставрацию, пополнение фондов и собственно заработную плату всех тех, кто соприкасается с этим процессом.
- Как было сказано выше, российские культурные ценности нужны, в основном, только России, а отсюда подготовка специалистов для сферы культуры и образования должна базироваться на изучении отечественной культуры…
- В своих рекомендациях участники конференции отразили и этот аспект. Государственная культурная политика пронизывает, или должна пронизывать, и науку, и образование, и нашу вну-треннюю и внешнюю политику, и право, и национальную безопасность. Поэтому для определения результативности работы Министерства культуры и массовых коммуникаций, средств массовой информации требуются особые, может быть, специально разработанные «показатели». По-моему, дорогого стоит стабилизация общественных отношений или подъем патриотического духа, выражаемый, в частности, желанием большинства молодых людей идти в Вооруженные Силы, чтобы защищать священные рубежи Отечества, или, наконец, объ-единение общества на основе единой исторической Родины. На мой взгляд, нынешняя реформа государственной власти, – а именно: Министерство – политика, Служба – надзор и Агентство – деятельность, – создают максимально хорошие предпосылки в культурном строительстве, определяющем этапы сохранения и развития культуры и ее перспективы.
- Спасибо, Александр Николаевич, за интересный разговор. И – успехов Вам и Вашему Управлению.
Беседу провела
Лидия Ежкова
Екатеринбург,26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В библиотеке главы города прошел круглый стол «Религиозная толерантность»,организованный при участии генерального консульства США.
Детский православный фольклорный ансамбль «Сылышки» существует уже 12 лет. Сменялись в коллективе поколения детей, но и сегодня это поющая разновозрастная «семья», в которой детям от 5 до 17 лет.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.