Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (357) → «О, дивный остров Валаам!» Уральские паломники посетили святыни Севера России

«О, дивный остров Валаам!» Уральские паломники посетили святыни Севера России

№36 (357) / 22 сентября ‘05

По святым местам

Екатеринбург, 27 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». На протяжении столетий святыни Спасо-Преображенского мужского монастыря на острове Валаам притягивают тысячи паломников. Этот остров верующие называют Русским Иерусалимом.

Путь уральских паломников сюда начался в городе святого праведного Иоанна Кронштадтского — в Санкт-Петербурге. Из северной столицы благочестивые путники отправляются о реке Неве в Ладожское озеро.

…Водный путь на Валаам удивительно красив. Теплоход отплывает в святую обитель вечером; в спускающихся сумерках проплывает он по Неве, вдоль ее тихих низких берегов. На этом пути паломники минуют места воинской славы русского народа: церковь, возведена на месте разгрома Александром Невским шведских полчищ; памятник, на том месте, где во время Великой Отечественной войны советские войска прорвали немецкую блокаду. Чудь дальше — знаменитая крепость Шлиссельбург, «Орешек"… Несмотря на большую скорость теплохода, путь на Валаам составляет более десяти часов.

Закат на Ладоге — это одно из живописнейших зрелищ, которое имеют возможность наблюдать паломники с палубы теплохода. Под лунным светом теплоход, рассекая воды Ладожского озера, приближается к святой обители.

К пристани в Никольской бухте теплоход причалил ночью, а утром уральцы уже могли насладиться красотами Валаамской природы. Тишина… Святое безмолвие. Это то, чего ищет любая монашеская душа. В древности уходили иноки в пустыни, в лесные дебри, на затерянные в водных просторах, острова. До наших дней сохранились единицы таких отдаленных от мира обителей, куда не так-то просто добраться. В России это Валаамский монастырь.

Валаам — одна из древнейших обителей России — находится на Ладожском озере, включающем около 50 островов. Связь с островами осуществляется водным путем из Санкт-Петербурга, а в зимнее время с помощью вертолетов.

Природа Валаамского архипелага уникальна: множество отвесных скал, острова, бухты, проливы, озера, хвойный лес. Один из паломников прошлого века назвал его уголком «земного рая», другие называли — Северным Афоном или русским Иерусалимом. Название «Валаам» переводится с финского как «высокая земля».

Согласно Валаамскому преданию, в древнейшие времена острова были местом языческого культа. Святой Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода Великого отправился на Север, на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Он предрек великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. Предание относит житие преподобных Сергия и Германа — первоначальников Валаамского монастыря — ко времени Крещения Руси. Ныне мощи святых основателей монастыря, как и на протяжении многих веков, пребывают в главном Преображенском соборе обители под спудом. И паломники в первую очередь устремляются к этой святыне, вступая на Валаамскую землю.

Основанная 10 веков назад Валаамская обитель имеет особый статус среди пятисот монастырей Русской Православной Церкви. До 1917 года на Валааме существовало 13 скитов: Александро-Свирский, Предтеченский, Сергиевский, Смоленский, Ильинский, Тихвинский, Германовский, Авраамиевский и другие… В 1938-м году, девятилетним мальчиком, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил эти благословенные места. Миновали годы безбожия, и на Валаам вновь потянулись благочестивые паломники.

В двух из вышеперечисленных скитов сейчас живет братия, но для паломников они недоступны, — потому что, сообразно с традиционным уставом, они предназначены для подвижнической жизни вне общения с миром.

Первый скит, который посетили уральцы — Воскресенский. Скит расположен на берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Валаама, в том месте, где, согласно преданию, святой Апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест или апостольский жезл. В скит можно подняться из бухты по тропинке и по гранитной лестнице, высеченной в скале.

…В 1901 году началась расчистка места для будущего храма: с помощью взрывов в диабазовой скале углубили место, заложили фундамент и летом 1902 года начали класть стены. Всего за год был построен храм в скиту. В 1905 году выполнили внутреннюю отделку. 30 июля 1906 года архиепископ Финляндский, впоследствии Патpиаpх Московский и Всея Руси, Сергий (Страгоpодский), освятил главный престол верхнего храма во имя Воскресения Христова.

В 1931 году в Воскресенском скиту была открыта школа-пpиют для сирот и детей из малообеспеченных семей. 30 мальчиков, разместившихся на втором этаже келейного корпуса, обучались по курсу народной школы, также изучали церковное чтение и иконопись. Хор мальчиков пел сначала в скитской, а затем в Петpо-Павловской церкви и в монастыpе, большей частью на финском языке… Но дух богоборческого запустения коснулся и этого небольшого скита. Монахи и дети были выгнаны на улицу. В советское время в скиту располагалась турбаза.

Но Господь поругаем не бывает: сегодня скит восстанавливается. Здесь размещается паломническая служба монастыря, книжная и иконная лавки, где можно приобрести также открытки и сувениры, напоминающие о посещении Валаама.

Время, отведенное для посещения Воскресенского скита, пролетело быстро, и далее путь паломников лежал по лесной тропе среди вековых деревьев в Гефсиманский скит.

Гефсиманский скит расположен у подножия Елеонской горы. Скитская церковь освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм обустроили в 1911 году, пристроив алтарь к часовне.

Успенский храм был увенчан шатрами и богато украшен резьбой. Его внутреннее убранство, в частности, иконостас, было исполнено из кипариса. Ныне оно полностью утрачено… В Гефсиманском скиту ведутся восстановительные работы. 12 сентября 1998 года церковь освящена вновь. Рядом — небольшая деревянная часовня, где в старое время пребывала только одна икона «Моление о Чаше».

После посещения Гефсиманского скита паломники отправились обратно — в Никоновскую бухту, где их уже ждал готовый к отплытию пароход. Путь — к Спасо-Преображенскому собору, главному храму Валаамского монастыря.

На рубеже XV-XVI веков Валаам именовался «честною и великою Лавpою», изобиловал духовными сокровищами и внешними благами. Ему принадлежали множество скитов, преимущественно по северному побережью Ладоги. Валаамская обитель расцвела благодаря постоянному попечению российских императоров. В конце ХIХ века она уже стала именоваться «Северным Афоном», привлекая паломников со всего мира. В это время был построен величественный Преображенский собор, ставший украшением обители. Двухэтажный красавец высотой 43 метра, с 72-метровой колокольней, сочетает в себе черты византийского (может быть, в воспоминание о происхождении «от восточных стран» преподобных Сергия и Германа) и русского стиля. Традиционное пятиглавие, шлемовидные купола, шатровое завершение колокольни, кирпичное «узорочье» на стенах с деталями белого цвета, напоминающее народную вышивку.

Все обширнейшее молитвенное помещение огромного собора было покрыто росписями за два года — 1891-й и 1892-й. Написанием икон руководил монах Алипий, по благословению игумена учившийся в Санкт-Петербургской Академии Художеств. Он же написал и чтимый Валаамский образ Божьей Матери, пребывающий ныне в соборе Ново-Валаамского монастыря в Финляндии.

Порушенный и обезображенный большевиками Спасо-Преображенский храм был восстановлен заново при личном участии Святейшего Патриарха и Президента России.

В нижнем приделе храма пребывает рака с мощами основателей обители преподобных Сергия и Германа. Перед святыней уральские священнослужители и миряне совершили молебен с чтением акафиста.

Посещая эту святую обитель, видя разрушения скитов и церквей, казалось, что должны пройти десятилетия, прежде чем обитель вновь обретет былое великолепие. Сегодня с благодарением Господу можно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие, и «Северный Афон» вновь, как и прежде, восстает из разрухи и мерзости запустения.

Отрадно сознавать, что после долгих лет разрушения и небрежения к святыням наш народ вновь возвращается к историческим и духовным ценностям, которыми жила наша страна на протяжении веков.

Растет число братии, возрождается хозяйственная и благотворительная деятельность обители. Роль монастырей в духовном возрождении народа неоценима. Ведь по слову святителя Димитрия Ростовского, «молитвами иноков Господь содержит сей мир».

Следует вспомнить ту просветительскую и благотворительную деятельность, которую Валаамский монастырь осуществлял в Приладожской Карелии. Монастырь никогда не отказывал в трапезе и одежде нуждающимся. Валаамские иноки принесли свет Христовой веры на берега Аляски, в XX веке богоугодно подвизались в Сербии, во Франции и других странах.

Сегодня валаамские братия продолжают традиции своих предшественников, ежегодно принимая в стенах обители паломников и гостей, оказывая помощь и материальную, и духовную. Все больше людей стремится посетить Валаамскую обитель. Суровая северная природа, гармоничная архитектура монастыря, торжественные монастырские службы помогают человеку подняться над мирской суетой, приблизиться к Богу.

В наши дни, как встарь, Валаамский монастырь исполняет служение духовного утешения и просвещения людей. К братии и паломникам применимы слова Святителя Игнатия (Брянчанинова): «Валаам, на котором вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас ступенью к небу, той духовной высотой, с которой удобен переход в обитель рая».

Сейчас ведутся огромные работы по возрождению обители, превращенной в годы советской власти в дом инвалидов, который был в страшном запустении. «Валаамский монастырь — национальная святыня, которую необходимо восстановить. Я надеюсь, что общими усилиями, северная жемчужина возродится в былом великолепии», — так сказал о Валаамском монастыре Святейший Патриарх Алексий II.

…Паломничество уральцев на Валаам длилось всего один день. Едва познакомившись с комплексом Спасо-Преображенского монастыря, путники уже должны были покидать остров. Но перед отплытием уральцы получили благословение посетить скит святого преподобного Александра Свирского, обычно закрытый для паломников.

Остров, на котором располагается скит, называется Святым. Суровые, почти отвесные скалистые берега его поднимаются на 30-метpовую высоту. В конце восемнадцатого века Святой остров именовали «Старым Валаамом». Согласно преданию, здесь в пещере подвизались основатели обители.

Святой остров — это место подвигов преподобного Александра Свирского. Родился угодник Божий в 1448 году в пределах Великого Новгорода, по молитве престарелых родителей, отличавшихся истинно христианской жизнью. Для освоения грамоты отрок поручен был опытному наставнику, но лишь молитвой приобрел он способности к учению, так, что вскоре превзошел знаниями всех своих сверстников. С юных лет начал он изнурять тело бдением и постами. Чужд он был житейских треволнений, искания удовольствий и праздности. Всю жизнь юноша стремился в Валаамскую обитель, рассказы о которой ему доводилось слышать. Однажды он встретил иноков, прибывших с Валаама в его родное селение. Одному из них, уже старцу, поведал юноша о своем желании достичь Валаама, и получил совет не медлить с исполнением духовной потребности.

После усердной молитвы, в 26 лет преподобный тайно оставил родительский дом. Первую ночь путник провел на берегу небольшого красивого озера, окруженного вековыми деревьями. В тонком сне услышал он таинственный голос, который благословил его в дальнейший путь и провозвестил сооружение обители на этом чудном месте. Возблагодарив Бога, юноша собрался идти дальше, но дороги в обитель не знал, и Господь послал ему ангела в образе случайного путника до самых монастырских ворот. Приняв постриг с именем Александр, провел он здесь 13 лет в посте и молитве. Между тем его безутешные родители получили, наконец, весть о пропавшем сыне. Отец посетил обитель и горько плакал, увидев изможденного постом Александра. Но подвижник утешил его и в духовной беседе убедил тоже оставить мир, чтобы обрести новое поприще. Также и мать преподобного Александра окончила свои дни в монастыре.

После смерти родителей Александра игумен направил его на Святой остров, где тот ископал себе узкую пещеру и могилу. Ныне сохранившаяся пещера связана с его именем, так же как и могила, выложенная для сохранности кирпичом, обозначенная впоследствии гранитным крестом с памятной надписью. Но пустынным подвигам пpеподобного не суждено было завершиться на Святом острове — он покинул Валаамский монастырь в 1485 году.

В середине XIX века, по инициативе игумена Дамаскина и митрополита Санкт-Петеpбуpгского Никаноpа, на Святом острове был устроен скит. Здесь была возведена часовня, позже перестроенная в храм во имя Святого Преподобного Александра Свирского.

Скит отличался строгим уставом. Служба в церкви совершалась в праздники, в будние дни неусыпно читалась Псалтирь.

В период расцвета монастыря в скиту жили 8 иноков. А уже в 1930-е годы за садом, огородом и строениями наблюдал один монах. В двадцатом столетии скит, как и весь монастырь, был разрушен — монахи выгнаны, храм поруган, а хозяйственные постройки сожжены. Иконостас, внутреннее убранство церкви, частица от гроба преподобного Александра, 10 колоколов — все это было утрачено…

Закончились краткие дни путешествия в северную обитель, но навсегда остались они в памяти уральских паломников.

Антон Пепеляев

© При использовании информации ссылка на
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии
»
обязательна.

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
По святым местам

В Свято-Алексиевском храме села Кашино побывал председатель правительства области Алексей Воробьев

 Екатеринбург,20 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В Сысертском районе с рабочим визитом побывал председательобластного правительства Алексей Петрович Воробьев.  Поездка началасьс посещения города Сысерти. Гости побывали в доме-музее Павла Петровича Бажова,а затем поднялись на самую высокую точку Сысерти — Бессонову гору, откуда открываетсяпрекрасный вид на старинные дома и новостройки районного центра.

 
По святым местам

22 школьника из поселка Шарташ побывали в монастыре на Ганиной яме

 Екатеринбург,20 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».22 ученика школы № 24 поселка Шарташ побывали вчера в монастыре на Ганиной яме.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс