Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О работе Учебного отдела Екатеринбургской епархии
С заместителем руководителя Учебного отдела епархии Светланой Алексеевной Смирновоймы встретились в праздничный день, 1 сентября. Все сотрудники отдела считаютДень знаний, равно, как и День учителя, своими профессиональными праздниками.
Ибо коллектив Учебного отдела – педагоги и работают в школах города Екатеринбургаи области.
Сразуобратим внимание читателей, что епархиальный Отдел церковно-приходских школи Учебный отдел – вещи совершенно разные. Первый успешно осуществляет свою деятельностьна протяжении уже десяти лет, второй только-только отметил первую годовщинусвоей деятельности. Но, как показывают статистические данные и отзывы педагогови должностных лиц, поработал новый отдел за этот период тоже весьма успешно.
По словамСветланы Алексеевны, идея создания данной структуры возникла год назад, а подвиглак ней – реальность самой жизни. Занимаясь с воспитанниками реабилитационногоцентра Екатеринбургской епархии для наркозависимых, и священнослужители, и педагоги,и сами подростки, и их родители осознали простую истину: в настоящее время проблемадуховно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет особую остротуи актуальность. Наркомания, детская преступность, половая распущенность, насилие– вот далеко не полный перечень недугов, которыми поражена сегодня молодежь.Учебный отдел поставил задачу проводить профилактику зависимостей подростковчерез воспитание в ребенке основных христианских ценностей, обращение его к христианской морали.
Духовныезапросы есть у каждого человека, и нужно его напитать, наполнить, дать возможностьсамовыразиться, стать интересной, неординарной личностью. Немного статистики.По результатам мониторинга 1999–2002 гг., проводимого среди молодежи областногоцентра, в качестве основных причин употребления наркотиков называются следующие:неумение занять себя, организовать свое свободное время, отсутствие возможностисамореализации в чем-либо, неустроенность и отсутствие жизненной перспективы,проблемы взаимоотношений со сверстниками и в семье. Анализ полученных результатови определил основные направления эффективной профилактической работы. Это организациявнеучебного пространства, здорового досуга учащихся с акцентом на позитивныежизненные ценности.
Воспитание– тема вечная. Вопрос – на каких ценностях, примерах, исторических отношенияхего базировать. В образовательном проекте Учебного отдела духовно-нравственноестановление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни рассматриваласькак одна из приоритетных составляющих развития общества и государства. Естественно,за основу были взяты особенности русского менталитета, исторические традиции,культура, – и отсюда – православный уклад и в жизни, и в восприятии мира, и в воспитании.
- Светлана Алексеевна,подчеркнем, что духовные запросы есть не только у детей, но и у священника,учителя, чиновника, депутата, то есть каждый человек есть образ Божий. Между тем Церковь от государства отделена. И возникает вопрос: как представлялосьЕпархии начать работу в общеобразовательной школе, чтобы не вызвать протеста,недоумения, насмешек, боязни религиозной интервенции?
- Сразу следуетсказать, что нам это удалось. Удалось главное – повернуть общественное мнениев свою сторону, найти единомышленников и наладить работу по духовно-нравственномувоспитанию детей в общеобразовательных школах. Повторюсь, что предлагаемый намиобразовательный проект основан на использовании традиционной для России цивилизованноймодели культурно-социального развития и необходимости воссоздания адекватнойсистемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Что же в нем такого«страшного» и неприемлемого?
- Давайте, СветланаАлексеевна, остановимся поподробнее на структуре отдела, технологии и формахобучения и воспитания школьников.
- Образовательныйпроект «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» осуществляетсяв соответствии с установками целевых программ «Молодежь России (2001–2005 годы)»,«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконномуобороту на 2001–2004 годы, а также городской программы «Екатеринбург здоровыйгород». На их основе и был разработан пакет нормативных документов.
Учли, что в каждой школе есть собственный план по воспитательной работе, а наш план долженего дополнять, усиливать, разнообразить, и ни в коем случае не идти вразрез.Все планы, а также отчеты специалистов по духовно-нравственному воспитанию о проведенных мероприятиях утверждаются директором общеобразовательного учреждения,так что он хорошо видит его деятельность.
- В настоящеевремя проект реализуется уже в 85-ти екатеринбургских школах. Где же вы сумелинабрать для работы столько специалистов?
- Если этозавучи, они организуют работу через методические объединения, если преподаватели– проводят уроки из расчета 18 часов. По промыслу Божиему нашлись у нас добрыепомощники. К примеру, оплату труда специалистов по духовно-нравственному воспитаниювзял на себя Благотворительный некоммерческий фонд «Русский предприниматель».
- Как быстроосвоились педагоги в новом просветительско-воспитательном пространстве?
- На удивлениебыстро. Во-первых, у всех было огромное желание работать по данному направлению.Во-вторых, мы подготовили неплохую методическую базу. В новом учебном году каждыйспециалист по духовно-нравственному воспитанию получил пакет документов, содержащихперечень основных направлений работы, методические материалы и разработки, обобщающиеопыт работы, формы планирования воспитательной деятельности и отчетности.
- Светлана Алексеевна,что уже удалось добиться сотрудникам Отдела, и какие задачи вы ставите перед собой на новый учебный год?
- ДеятельностьОтдела осуществлялась по пяти направлениям: работа с учащимися и их родителями,с православными психологами и педагогами, а также – взаимодействие с государственнымиструктурами.
Для школьниковпроведены районный и городской конкурс рефератов «Ступени нравственности» (представлено260 работ, премировано грамотами 40 участников и их научных руководителей),районный и городской фотоконкурс (на который представлено 340 работ, награждены60 участников).
Проводиласьрегулярная лекционная работа по следующим направлениям: «Возрождение и развитиекультурного наследия своего народа», «Гражданская позиция и патриотизм», «Определениеценности семьи как важнейшего фактора воспитания», «Профилактика зависимостей».Количество лекционных часов, проведенных в 85 школах, составило 1116 часов.
Конечно же,особой популярностью у ребят пользуются экскурсии. За прошедший год, например,храмы города Екатеринбурга посетило 7200 учащихся, «Музей Невьянской иконы»– 9600, монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме –4500 человек. 150 учащихся побывали в Духовной семинарии, 70 человек – в епархиальномЦентре социальной реабилитации для наркозависимых.
Весь минувшийучебный год православные психологи проводили работу в 15 школах, в так называемыхклассах кризисного возраста – 3, 7, 9, 11. Полторы тысячи учеников приняли участиев беседах на темы: личностные конфликты; поиск смысла жизни; правила и нормы,запреты и табу; терпимость к людям; профориентация; причины зависимостей.
- А как училисьсами педагоги?
- Каждуюнеделю проводилось методическое объединение, где проходил обмен опытом, получениеоперативной информации, освоение новых методик, согласование маршрутов паломническихпоездок и тематики классных часов.
По программе«Урал. Человек. Истоки» обучилось 30 специалистов. В нынешнем учебном году обучениебудет продолжаться, ибо эту программу можно смело считать переходной к основамправославной культуры. Она имеет все составляющие: утверждена министерствомобразования, обеспечена учебной литературой. Дай Бог, чтобы это случилось как можно быстрее. Почва для этого, без излишней скромности скажу, уже подготовленанашими специалистами в среде учеников и их родителей, в среде администрацийи педагогических коллективов общеобразовательных школ. И «наши люди» станутглавными проводниками введения в школьную программу новой образовательной дисциплины,а наша «копилка» методических разработок и программ на первое время сможет как-то компенсировать отсутствие специального учебного пособия по названной теме.
Кроме того,были проведены форум «Духовно-нравственная основа демографического развитияРоссии. Уральский регион», научно-практическая конференция «Урал. Человек. Истоки»,конференция «Семья и будущее России», семинары «Влияние информационного пространства»,«Демография», «Мониторинг воспитательной деятельности», «Семья как фактор предотвращениярецидивов наркомании» с привлечением всех специалистов по духовно-нравственномувоспитанию детей.
Сотрудники Отдела и специалисты, в свою очередь, провели 170 родительских собраний,на которых обсуждались основы традиционной семьи, роль отца в семье, профилактиказависимостей.
Что касаетсягосударственных структур, то за прошедший период разработаны соглашения о сотрудничествеУчебного отдела и управлений образования районов города Екатеринбурга, составленыинформационные пакеты документов для депутатов Городской Думы о поддержке работыУчебного отдела и вынесении на законодательном уровне постановления о необходимостиданной работы. На сегодняшний день уже получены устные и письменные сообщенияо поддержке проекта.
Кроме того,разработано и подписано трехстороннее соглашение между городской администрацией,Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Екатеринбургскойепархией, в целях объединения усилий, направленных на восстановление нравственныхнорм общественной жизни, совершенствование патриотического воспитания несовершеннолетнихи молодежи, преодоление негативного влияния на подрастающее поколение рекламыантисоциального характера. К примеру, организована работа в сфере социальнойрекламы, оценивается влияние информационного пространства, создается собственнаяпозитивная социальная реклама.
- Я знаю, что наступивший учебный год пройдет у вас под девизом «Организация и проведениемероприятий по православным праздникам». Расскажите, пожалуйста, поподробнееоб этом проекте.
- Нашимиспециалистами подготовлены методические разработки для трех возрастных групппо проведению основных православных праздников: Рождество Христово, масленица,Пасха, праздник Жен-мироносиц. Во всех наших «подопечных» школах в настоящеевремя оформлены красивые информационные стенды-витрины, на которых будут размещатьсяинформационные и иллюстрационные материалы, рассказывающие о праздниках, о традицияхих проведения. Регулярно будут вывешиваться православные календари. К работепо наполнению и обновлению школьных православных информационных уголков планируемпривлекать также студентов теологического отделения РГППУ и воспитанников ЕкатеринбургскойДуховной семинарии.
О том, наскольковажна и востребована работа Учебного отдела Епархии, можно судить по брошюре,в которой собраны отзывы специалистов по воспитательной работе муниципальныхобщеобразовательных учреждений.
Виктор Субачев,гимназия № 116 : «Учебный отдел сосредоточил внимание на духовно-нравственномвоспитании. Это корень, сердцевина воспитания. Все остальное приложено».
Ольга Обросова,НОУ школа «Источник»: «Я счастлива, что, присутствуя на освящении Учебногоотдела, получила благословение Владыки Викентия. Участвуя в форуме и конференциях,из первых уст узнала так много важного и нужного, что помогает мне работатьс детьми, объяснять им причины происходящего в России».
Ирина Колпакова,МОУ СОШ № 100: «Специалисты Учебного отдела помогли в организации тренинговыхзанятий. На семинарах-практикумах дано много нужной и интересной информации.Предложено много печатных материалов по православным праздникам, традициям,а также видеокассеты, диски, аудиокассеты. Этот материал используют классныеруководители».
Наталья Горбова,лицей № 159: «Работа ведется очень плодотворно, интенсивно, активно. В целомсотрудничество Епархии и школы очень полезно. Много светлого и нужного получаютпедагоги школы и дети».
К сожалению,ограниченная газетная площадь не дает возможности привести еще десятки подобныхотзывов, содержащих в себе высокую оценку и благодарность сотрудникам Учебногоотдела за проводимую им работу.
Из всеговышесказанного видно, что педагоги выбрали свой ориентир, взяв за основу не наведение «порядка» в чужой душе на свой манер, а стремление указать дорогуко Господу. Принцип «не навреди» в этом случае первостепенен. Гете в своих работахписал: «Сколько не преуспевай умственная культура, сколько не расти вширь и вглубь естественные науки и сколь не раздвигайся дух человеческий, ему никогдане подняться над уровнем высоты и нравственной культуры христианства в том блеске,каким сияет оно в Евангелии».
Православныепедагоги готовят детей к встрече с миром… Готовят к неприятию зла мира, егострастей и соблазнов, воспитывают способность противостоять враждебному мирув сердце своем, сохранять веру среди неверия, чистоту среди грязи греха. И –низкий поклон им за это.
Материал подготовила
Лидия Ежкова
Телефоны Учебного отдела Екатеринбургской епархии: 254–65–38, 254–65–44.
Екатеринбург,23 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».1 сентября в общеобразовательнойправославной школе города Заречного сядут за парты ученики от мала до велика— с первого по одиннадцатый классы. Наряду с общеобразовательными предметами, в школе с 1-го класса изучают английский языки основы православной культуры.
Екатеринбург,1 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Новую форму обучения предлагает уральцам Екатеринбургский центр дистанционногообучения православного Свято-Тихоновского богословского университета (ЦДО ПСТГУ).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.