Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Заметки с паломнического маршрута
ПУТЬК ДОБРУ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ
«На следующееутро голландцы продолжили путь уже с другими, примкнувшими к ним в селе Арамашево,паломниками», – такими словами заканчивается повествование журналиста А.Рассказовав «Областной газете» за 2 августа 2005 года о приключениях голландцев в России.
Так вот,теми «примкнувшими» оказались волею судеб трое мальчишек из Арамашево: ЖеняКосов, Максим Пресняков и Ваня Кабаков, а иже с ними – автор этих строк. Кстатисказать, мы с Женей шли путем паломников уже второй раз (в прошлом году намибыл преодолен путь по тропе святого Симеона от села Махнево до села Меркушино).
Итак, с чегоначнем? Конечно же, с погоды. После долгих проливных дождей, она, наконец, установилась,жаркая и солнечная. «Пекло», – характеризуют кратко такие деньки в народе. Вотв это пекло мы и окунулись на всем пути следования маршрутом паломников от селаАрамашево до города Алапаевска. По асфальтовой дороге – вроде бы и не так далеко.Но все дело в том, что у педантичного голландца Анне Клааса в руках постояннопоявлялась карта паломнического пути, и он следовал только ей, избегая всякойболее или менее «цивилизованной» дороги. Справедливости ради надо сказать, что и сам он, несмотря на свои стертые ноги, стойко вышагивал рядом с нами по русскимколдобинам и пашням, по лесным буеракам, а особенно по болотам, которые в изобилиипересекали наш путь.
Утро голландскихгостей в селе Арамашево началось с посещения краеведческого музея, в которомвместо запланированных обзорных 20-ти минут они пробыли почти час. «Поработали»ухватом у русской печи, с удовольствием посидели за старой школьной партой с откидными крышками. Но особенно заинтересовались стендом, подготовленным к 205-летнемуюбилею нашей церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Оўно (так Анне Клааспопросил называть его) долго рассматривал фотографию нашей разрушенной церкви,что-то очень эмоционально обсуждал со своей переводчицей Аней Маас и, в конце-концов,попросил препроводить его к месторасположению церкви. Что мы с удовольствиеми сделали, справедливо считая, несмотря на варварское разрушение храма, этотуголок арамашевской земли удивительным по своей красоте. Определенно – нашичувства совпали с тем, что испытали зарубежные гости, неутомимо обследовав каждыйуголок этого святого места. Прицокивая языком, голландец повторял многократно:«Отшень карош место!». А затем попросил Аню перевести фразу: «Это лучшее из всего, что я видел!». Надо было видеть лица ребят – их просто распирало от гордости.Быть может, с этого и начинается любовь к Отчизне? И вполне возможно, что в такие моменты и прививаются настоящие нравственные ценности. В этих мгновениях,наверное, и содержится ответ на так часто задаваемый мне в последние годы вопрос:«Зачем Вам в таком возрасте тащиться через болота и леса, искать приключенийсебе на голову, да еще тащить за собой ребят?». Убеждена: Россия не возродится,если мы не привьем нашим детям нравственные ценности. Скажете, что высокопарно?А разве это не так?
Окрыленныефразой повидавшего виды голландца-путешественника, спускаемся от церкви внизпо старому тракту. Наш путь лежит к селу Коптелово. В самом начале казалось,что будет он преодолен одним махом. Но не тут-то было!… Во-первых, как я ужесказала, у Оўно свои представления о пути паломников, явно не совпадающие со следами цивилизации. Ну, а во-вторых, наша очаровательная спутница Аня непрестанноостанавливалась, замирая в восторге перед российскими просторами. Дивилась огромномуромашковому лугу между Косяково и Катышкой, по-детски наивно переспрашивая у ребят: «Как ето зовут? Цветок ро-маш-ка?». И произносила с сильным ударениемна последнем слоге. Женя с Максимом тут же «просветили» голландку насчет любовногогадания на ромашке, что она немедленно и проделала, с восторгом заключив: «Любит!».Записала слово «ромашка» в блокнот. А мои парни, уже совсем почувствовав патриотическуюжилку, стали проводить параллели между названием цветка и своего села. И былотак здорово смотреть, как уважительно слушала их Аня, делая пометки в своей«записнушке»…
А каким сытными вкусным был сухой паек на общем «столе» (чьей-то куртке) в чистом поле! И опять маленькие «приятности». Парни здесь были совсем другими, чем в школьнойстоловой. Не хватали из-под носа друг у друга, стараясь отщипнуть себе кусокполучше, побольше и повкуснее. Как-то неуклюже-галантно они наперебой угощалиприхваченными из дома разносолами понравившуюся им Аню, не забывая и про Оўно.Ну, просто бальзам на душу. Удивились, узнав, что голландцы предпочитают магазиннойгазировке воду из колонки или водоема. Моим «орлятам» было трудно понять объяснение«неполезная», им гораздо понятнее собственный довод: «зато вкусная!». Это «вкуснятина»закончилась в бутылках, когда на горизонте еще только замаячила станция Коптелово.А солнце припекает, а жара донимает… И пошли в ход пустые пластиковые бутылкивозле старого колодца. И надо же – ледяная водица на самом деле оказалась более«полезной» (по крайней мере, жажду утоляла намного лучше). Для читателя этимоменты, быть может, не так значительны, а вот для путешественника-паломника,тем более юного, это – маленькие уроки жизни. Таким же жизненным и удивительнымпо глубине было общение на следующем привале – высоком и красивейшем берегуреки Реж возле деревни Исаково. Полдень. Коня купают. Коровы стоят в воде, энергичнообмахивая себя хвостами. Сидим на солнцепеке. Уже не естся, только попиваемводичку маленькими глотками. Ваня с Женей дремлют за нашими спинами в тени.А у нас беседа. Максим «на равных» ведет разговор с голландцами о нелегкой жизнив российской деревне, попутно расспрашивая, а как «у них там»? И хотя сравнениеявно не в пользу русских сел, но разговор не носит уничижительный характер.Оўно даже пытается дать какие-то советы: своеобразный взгляд из-за рубежа –«как обустроить Россию». И кто знает, может быть, русский парнишка, став взрослымхозяином своего подворья, что-нибудь и припомнит из этого вроде бы, на первыйвзгляд, ни к чему не обязывающего разговора. Жизнь, она ведь по-всякому повернутьможет…
Что же былов конце первого, такого изнурительного и длинного, дня пути? Были пыльные, гудящиеот усталости ноги, быстро «сгоревшие» на солнце лица и шеи, рюкзаки, почему-то потяжелевшие, несмотря на то, что из них было уже кое-что съедено и выпито.А еще была коптеловская церковь, видная почти сразу же, как вышли за Исаково(поближе к Таборам). Оўно еще вначале пути пояснял, что не дорогу надо искатьглазами настоящему паломнику, а церковь, ориентируясь на ту сторону, откудавсходит солнце. Как путеводная звезда, манила нас полуразрушенная, но все-такидалеко видная маковка церкви. И, странное дело, несмотря на усталость и жажду,мы прибавляли шаг. Вот где и когда по-настоящему понимаешь значимость и духовнуюсилу святых мест… А потом был теплый прием в Коптеловском музее, где нас ждалаЗинаида Анатольевна Голубчикова со своей удивительной фольклорной группой. Былиблины и пироги, были чудесные старинные, проголосные песни, был теплый и ласковыйприем. И душа наливалась добрыми чувствами, и хотелось жить, любить, веритьи идти еще долго-долго, идти даже на край света, чтобы увидеть после тяжелогосовместного пути эти просветленные лица ребятишек. Право, это дорогого стоит…
ПО ЧИСТОТЕ ДУШАТОСКУЕТ…
Переночевавв гостеприимном маленьком домике Инны Ильиничны Госьковой, беспокойной и заботливойхозяйки, мы готовы к продолжению пути паломников. Как мне казалось по детскимвоспоминаниям (я родом из Коптелово), к Алапаевску нас выведет довольно прямойи проторенный старый тракт. О, как я заблуждалась! Дорога паломника намногоизвилистей и более непредсказуема. Первым шоковым моментом она наградила насуже в самом начале пути. Это была коптеловская свалка, которая почти преградиланам дорогу и слегка курилась в утренних лучах, издавая специфические слезоточивыезапахи. Особо этим зрелищем были поражены наши заграничные спутники. О чем онитак возбужденно разговаривали, оставалось только догадываться по их лицам. Но,выйдя на более экологически чистую местность, наша переводчица чуть ли не полпутирассказывала нам, русским людям, живущим в такой среде, насколько это большойвред для здоровья и как решается проблема мусора в маленькой стране Голландии,где засорять территорию (и это знает даже только-только начинающий ходить малыш)непозволительная роскошь. Оказывается у них «там» совсем нет понятия «свалка»,весь мусор сортируется уже в доме по видам: бумажный, пластиковый, пищевой и т.д. Затем собирается в разные контейнеры и – сразу же! – вывозится на утилизацию.Так, открыв от удивления рты, мои мальчишки получили еще один урок от общенияв путешествии. Но если бы мы знали, что нас еще ждет впереди!…
Уже с серединыпути мы черпали «плоды внедрения» цивилизации в природу. Оказывается, рядомсо старым трактом проложили трубы будущего (или действующего?) газопровода.Хорошо? Безусловно! Но как варварски это все сделано. Перемолот и измочаленблизлежащий лес – это картина у нас довольно привычная. Отношение к лесу в нассформировано с давних пор. Россия – страна мощных лесных массивов, и поэтомувсегда считалось, что «лесов на наш век хватит». Хотя, быть может, пора мыслить(и главное, хозяйствовать) по-другому принципу? Но есть и еще ряд последствийвнедрения цивилизации, которые мы в полной мере испытали на себе. Из-за нарушенногобаланса в природе образовалось множество болот, больших и малых, и это сталодля нашей группы паломников значительным, а в некоторых местах и очень опаснымпрепятствием. Даже наш высокий (почти два метра ростом) спутник из Голландиичасто беспомощно останавливался среди болотных кочек, озирая водную гладь, иногдаочень напоминающую речную. И только палки-проводники да внутренняя интуиция,да молитва о сохранении в пути помогли нам преодолеть эту преграду. Вдобавокко всему – тучи слепней и паутов (Аня потом записала у себя в блокноте: «пайют»,вместо «паут»). Они, словно обрадовавшись живому человеку в этой болотине, попилииз нас кровушки, благо, что отгонять их было некогда и нечем. Оўно, изнемогшийот укусов этих кровожадных тварей, даже смазал себе руки и ноги жирным защитнымслоем болотной грязи, чтобы не так прокусывали.
Но все кончается,закончилась и полоса болот – можно и порадоваться и передохнуть. Боже, какимимы были наивными! Впереди нас ждало потрясение гораздо большего масштаба, чемпри выходе из Коптелево. Мы, взрослые, не меньше наших подростков-мальчишек,радовались, когда на горизонте замаячило что-то белое. Нет-нет, это была не церковь, как должно быть по канонам паломнического маршрута – ведь впереди насждал город, и довольно немалый. И что же предстало перед глазами путников, когдамы приблизились к Алапаевску? Огромнейшая территория, преграждающая путь не просто на несколько метров, а на километры! Вширь и вдаль – свалка, высотойгораздо выше человеческого роста. Зловонная и страшная, она лежала перед намии демонстрировала наш уровень культуры, наш образ жизни, наше отношение к природе,к святым местам… Стыдно и больно было слушать из уст потрясенных голландцевмногократно повторяемое: «Русский варвар». Но невозможно было не согласитьсяс этим обидным определением. Ничего более точного нельзя было подобрать, когдаидешь, проваливаясь в зловонные залежи, когда от удушающего запаха чуть ли не теряешь сознание. И это унылое и позорное зрелище протянулось на километры,заканчиваясь уже почти на виду у центральной трассы, той шоссейной трассы, по которой расставлены красочные аншлаги, приветствующие высоких гостей, прибывающихв «город первых Советов». Это ли не парадокс нашего образа жизни? Для кого живем?О ком заботимся больше? Где забота о тех, кто будет жить и расти рядом с этимварварством?! Наша переводчица Аня, стойко пройдя это нелегкое испытание, оглянувшись,сказала горестно: «Когда я расскажу об этом в Голландии, мне не поверят». И тогда искренний и простодушный Ваня Кабаков, стоя на свалке, посоветовал: «А вы сфотографируйте». Она так и сделала. Засняла на фото наших русских мальчишек,преодолевающих дымящиеся залежи мусора, сотворенные взрослыми людьми, которыетак часто повторяют подросткам поучительную фразу о том, что природу нужно беречь,как родную мать… Не является ли этот физический мусор частью духовного засоренияумов и душ наших детей? Стыдно было мне перед зарубежными друзьями, но этотстыд – ничто по сравнению с тем, что я испытывала перед своими бывшими учениками…
На пути паломниковосталась еще частичка, не пройденная нашей группой. Есть мечта ее преодолеть.Меня не так страшат естественные преграды: их преодоление – это преодолениесвоих физических слабостей. Куда страшнее духовные недуги, обретенные по винесамого человека. Не потерять бы нам (и особенно нашим детям) свой духовный стержень– вот о чем печалится мое сердце…
Вера Реутова,
заведующая краеведческим музеем
с. Арамашево
Алапаевского района
Екатеринбург,22 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Тридцать солдат, проходящих службу в одной из частей 32-говоенного городка Екатеринбурга, совершили паломничество к святыням уральскойземли. Поездка началась в монастыре в честь Всемилостивого Спаса, под духовнымокормлением которого находится воинская часть.
Екатеринбург,2 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Несколько лет назад в селе Меркушино началось восстановление храмового комплексаСвято-Симеоновского подворья.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.