Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (349) → Слово Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, к участникам Торжественного собрания памяти святых царственных страстотерпцев

Слово Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, к участникам Торжественного собрания памяти святых царственных страстотерпцев

№28 (349) / 22 июля ‘05

Архипастырь

Екатеринбург, 15 июля, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

«Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!

 Двагода назад, в канун трагического 85-летия убиения святых Царственных СтрастотерпцевЕго Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обращаяськ участникам освящения Храма-Памятника на Крови, во имя Всех Святых, в ЗемлеРоссийской Просиявших, подчеркнул: «Десятилетия забвения Правды Божиейпородили в нашем народе духовную опустошенность, отягощенность людских сердецнеправдами и грехами.

Именно в этом видятся глубинные корни кризисных явленийсегодняшнего дня. Это пятно лежит на нашей совести, омрачает духовную жизньобщества. Смыть его можно только всеобщим покаянием и трудом пастырей и чадЦеркви, государства и народа."
 Его Святейшествовыразил так же надежду, «чтобы с этого места, где пролилась кровь СвятыхЦарственных Страстотерпцев, где предпринята была попытка разрушения России,началось на веки вечные возрождение славных многополезных традиций, когда и предержащие власти, и рядовые граждане стремятся каждодневно сверять дела своис заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многихпоколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалуСвятой Руси."
 Это благойцели ныне служат и открывшаяся в воскресенье Первая Международная православнаявыставка «От покаяния к воскресению России», и проводимый ныне фестиваль«Царские дни», и наше сегодняшнее собрание.
 Однако, по моему глубокому убеждению, нам всем необходимо не просто внимательно, без предвзятости,которую нам пытались навязать десятилетиями, рассмотреть этот драматическиймомент российской истории. Нам всем пора осознать, что речь идет не о политическомубийстве Императора, главы разрушаемого государственного строя, и членов АвгустейшейСемьи, а о мученической кончине новых святых, ставших с того момента молитвенникамиза нас перед престолом Господним.
 Задумаемсянад глубинным смыслом происшедшего, попытаемся разглядеть в нем проявления промыслаБожия о России. Наши предки осознанно или от безразличия отступили от своегоГосударя, от помазаника Божия, вступили на путь смуты и богоборчества, потворствовалисовершению тяжких грехов клятвопреступления и цареубийства. Казалось бы, этотгибельный путь должен привести к катастрофе, к окончательному исчезновению с лица Земли нашего Отечества, некогда именовавшегося Святой Русью.
 И мы знаем,что такая катастрофа последовала. В известном смысле она продолжается по сейдень. Но Родина наша получила в трагедии, происшедшей на Русской Голгофе, примержертвенного следования за Христом, жертвенного исполнения своего долга и заповедейХристовых. И эта жертва святых Царственных страстотерпцев, последовавшие за ней подвиги новомучеников и исповедников Российских, всегда находили горячийотклик в народе Божием, звали народ к покаянию, к изменению своей жизни по нравственнымзаконам Святого Православия. По неизреченной милости Божией, именно подвиг СвятыхЦарственных Страстотерпцев разбудил души многих наших соотечественников. И мыс радостью и надеждой видим как сегодня тысячи паломников посещают Храм-Памятникна Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, и монастырь во имяЦарственных Страстотерпцев, чтобы укрепиться духовно.
 Вот почемумы должны ныне рассматривать биографию Святых Царственных Страстотерпцев, как житие святых. Только тогда мы сможем почерпнуть в фактах их земной жизни многополезного для себя.
 Позвольтенапомнить Вам наставление святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Мыдолжны иметь самую живую, духовную связь с небожителями, всеми святыми, апостолами,пророками, мучениками, святителями, преподобными и праведными, ибо они членыединого тела — Церкви Христовой, к коей принадлежим и мы грешные, и которойживая Глава есть Сам Господь Иисус Христос. Вот почему мы призываем их в молитвах,беседуем с ними, благодарим их, славим их. Всем христианам неотложно нужно бытьв связи с ними, если они желают христианского преуспеяния: ибо святые — друзья,руководители наши ко спасению, молитвенники наши и ходатаи…
 Как в мирскомбыту есть бедные и богатые, так и в духовном мире, в духовном порядке есть бедныеи богатые. Бедные просят у богатых и достаточных и без них не могут жить, таки в духовном порядке бедные должны прибегать к пособию духовно-богатых. Мы духовно-бедные,нищие, а святые духовно-богатые… К ним-то мы, бедняки, должны прибегать. Их молитв просить надо, чтобы они помогли нам сделаться простыми, как младенцы,чтобы они научили нас духовной мудрости, как побеждать грехи, как возлюбитьБога и ближнего».
 И когда мыс этой точки зрения посмотрим на житие Святых Царственных Страстотерпцев, то увидим, что все предшествующее было для них приуготовлением в мученической,но славной кончине.
 «Гармоничнаяи благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями нашихпредков духовно-нравственном основании, есть та среда, где закладывается будущеевсего общества, где берет начало общественное благополучие.» Эти словаСвятейшего Патриарха можно в полной мере можно отнести к семья Императора НиколаяII. И в первую очередь, эта семья была по слову Апостольскому «малой Церковью».Мы знаем, что члены этой семьи были благочестивы, проявляли большое рвение к молитве и паломничеству. Мы читаем, в их дневниках о ежедневном чтении духовныхкниг, в том числе и в последние дни перед расстрелом. Мы видим, что они во всембыли послушны воле Божией, даже до мученической смерти.
 Эта семьябыла многодетной, и каждый ребенок принимался супругами, как милость Божия,окружался любовью и заботой. Это особенно актуально для нас сегодня, когда Россиянаходится в состоянии демографической катастрофы, когда у нас рождается меньшедетей, чем умирает, когда миллионы младенцев убиваются во чреве матери.
 Мне могутвозразить, что члены Императорской семьи не знали проблемы добывания хлеба насущного.Это так. Однако, мы знаем, что дети воспитывались весьма строго, они не зналироскоши. Потому переход к жизни в заключении, в Тобольске, а затем в Екатеринбургене создавал для них никаких материальных проблем.
 В тоже времямы видим, что вокруг нас растет количество супружеских пар, вполне материальноблагополучных, но в угоду сиюминутному комфорту вообще отвергающих благословенныйдар чадородия.
 Надо обратитьособое внимание на то, как Царская семья сплотилась во время тяжкой болезницаревича Алексия. Родители его и сестры со смирением принимали эти удары судьбы.Поистине они исполняли завет Апостольский «Носите бремена друг друга, и так исполните закон Христов.» (Гал. 6, 2).
 Однако, святыеЦарственные страстотерпцы были милосердны не только к ближним. В дни первоймировой войны, которая имела тогда в России наименование Отечественной, Царицыи Великие княжны, стали сестрами милосердия, сами делали раненным перевязки,участвовали в хирургических операциях. И этому мы могли бы с пользой поучитьсяу них, ибо мы видим вокруг себя тысячи страждущих, нуждающихся в нашей помощи.
 Наконец,мы должны осознать, что отречение Государя от престола не было моментом слабости.В условиях раздоров и противостояний различных слоев общества, Император НиколайВторой давал своим подданным пример готовности к компромиссу, к самопожертвованию,чтобы прекратить раздоры, чтобы не допустить еще более ожесточенной борьбы.Точно так же поступили и первые русские святые — князья-страстотерпцы Бориси Глеб, отдавшие в молитве жизнь, но не вступившие в междоусобную брань.
 Такой примерподавала Императорская семья и когда самым деятельным образом участвовала в прославлении святого преподобного Серафима Саровского. Вся Россия, именно благодаряГосударю, узнала пламенный призыв великого молитвенника за Россию — преподобногоСерафима: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
 Государьприложил все силы, чтобы наши соотечественники вняли словам святого праведногоИоанна Кронштадтского. Сразу после кончины этого угодники Божия, были учрежденыдни его памяти, стипендии в духовных школах, издание проповедей и дневников.Нет вины Императора в том, что затем, долгие годы мы не имели возможности припастьк этому чистому источнику наставлений духовных, которые и сегодня — как никогдаактуальны.
 «Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, царстворусское ныне так разслаблено, обезсилело, уничтожилось, всколебалось? Оттого,что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры и в большинствеинтеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечнаядержава, Коим твердо держится на дивной гармонии небо и земля — столько веков.»Эти слова святого праведного Иоанна Кронштадтского отвечают на наши вопросы,когда мы пытаемся понять причины чудовищного распространения в России пьянства,разврата, преступности, наркомании, унижения и поругания прав простого человека,забвение любви к Отечеству и нравственных законов, данных нам.
 Мы знаем,что все призывы преподобного Серафима Саровского, праведного Иоанна Кронштадского,Царя-Страстотерпца Николая не были услышаны, что вскоре за арестом Царской семьипоследовали сначала жертвы Октябрьской революции, затем гражданской войны и последующих десятилетий репрессий, коснувшихся практически каждой семьи. Именноиз тех лет, которые ошибочно кажутся нам далекими, идут и нынешние нестроенияв Отечестве нашем. Все эти трагические изломы нашей истории являются следствиемнашего отступления от того пути, которым Россия не раз приходила к славе и могуществу,от того пути, которым неуклонном следовали святые Царственные страстотерпцыв своей земной жизни.
 И ныне намне поздно вернуться на этот путь. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деянияваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды,спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите— и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снегубелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.» (Ис. 1, 16–18)
 И примержития святых Царственных страстотерпцев может нам быть великим подспорьем в устроении нашей жизни по заповедям Божиим.
 Подобно им,мы должны укреплять наши семьи, чтобы они являли окружающим пример любви, взаимопомощи,жертвенного служения ближнему.
 Подобно им,мы должны стремиться к чадородию и воспитанию своих детей и внуков достойнымигражданами и патриотами своей Родины.
 Подобно им,мы должны неустанно радеть о своем Отчестве, а не о собственных сиюминутныхвыгодах или желаниях.
 Подобно им,мы должны получать силу для трудов духовных и телесных в Таинствах церковныхи соборной молитве.
 Подобно им,мы должны, всячески стремиться избегать противостояний и конфликтов, объединятьвсех людей доброй воли в деле совместного преображения России на основе добра,милосердия, высокой нравственности.
 И если каждыйиз нас возьмет на плечи этот крест и, уповая на всесильную помощь Божию и молитвысвятых Царственных страстотерпцев, последует эти благим путем, Отечество нашепреобразится».

© При использовании информации ссылка на 
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.

 
Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» (телепрограмма «Архипастырь» 9 июля 2005 года)

 -Владыка, Вы совсем недавно вернулись из Дивеевского монастыря Нижегородскойепархии. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий провел встречу с ректором Российского государственного профессионально-педагогического университета академиком Г.М. Романцевым

 Екатеринбург,15 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В новом корпусе Уральского государственного профессионально-педагогического университетапобывал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс