Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (341) → 2 июня — обретение мощей Святителя Московского Алексия, Всея России Чудотворца

2 июня — обретение мощей Святителя Московского Алексия, Всея России Чудотворца

№20 (341) / 22 мая ‘05

Церковный календарь

 Жизньсвятителя Алексия, ныне прославляемого, богата разнообразными подвигами.
 Двенадцатилетнийотрок Елевферий, будущий святитель Алексий, сын богатых и знатных родителей,изучивший грамоту и пребывавший всегда в благочестии, по особенному смотрениюБожию, поставил однажды сеть для ловли птиц.

Лова не было, и отрок Елевферийот глубокой тишины, долгого ожидания и скуки заснул. Вдруг во сне слышит онголос: «Алексий! Что всуе труждаешися? Се! отселе будешь человеки ловя». В удивлениии ужасе отрок Елевферий просыпается и не видит около себя никого. Семя доброепало на добрую землю: услышав горний голос, зовущий к подвигам благочестия,Елевферий всей душой последовал своему призванию. С того часа начал он быти«во многом умилении и размышлении». Достигши девятнадцатилетнего возраста и возлюбив Бога всей душою, он оставил отца и матерь и братию и сестры, ближнихи друзей, и, возненавидев всякое мирское пристрастие, отошел в монастырь, говорясамому себе, от полного божественной любви сердца: изволих паче приметатисяв дому Божии, неже жити ми в селениях грешничих.
 В монастыреинок Алексий начал жить «житием жестоким», изнуряя себя постом и бдением, молитвамии слезами, изучая Ветхое и Новое Писание. Скоро все, от князя и митрополитаи до простолюдина, возлюбили его, доброго ради жития его и смирения. И митрополитФеогност сначала перевел его во двор свой к себе наместником, потом поставилего епископом Владимирским. А по смерти Феогноста святитель Алексий, общим избраниеми советом великого князя, бояр и вельмож и всех людей, наречен был митро-политом.На первосвятительском столе святитель Алексий постоянно напоминал себе слова:емуже много дано, много и взыщется от него… Раб, ведевый волю господинасвоего и не сотворив по воли его, биен будет много (Лк. 12, 4). И потомуон подверг себя еще большим подвигам, и труды к трудам прилагал, и был образоми светом для всех, по слову Господню: тако да просве-тится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех(Мф. 5, 16).
 И за премногуюдобродетель святого слава о нем прошла не только в христианских, но и в неверныхтатарских странах. В это время супруга татарского хана Чанибека разболеласьглазами и потребовала к себе человека Божия — Алексия, с надеждой получить от него исцеление. Искушение для русского святителя было великое, но он и робостьюне постыдил себя, и самонадеянностью не унизил. Он решился идти: но пред отшествием,со всем собором клира и мирян в церкви Пресвятой Богородицы стал петь молебени освящать воду. И вот, в знамение содействия Божия в предпринятом опасном путисвятителя Алексия, загорелась сама собою свеча над гробом почившего его предместника,святого Петра. Святитель, взяв воду освященную и часть от самозагоревшейся свечи,отправился в орду. Сами татары неверные, сам повелитель их Чанибек, с сыновьямисвоими, с князьями и вельможами вышли навстречу с великим почтением к человекуБожию. Уповая на милость Божию и совершив молебное пение, святитель возжег принесеннуюсвечу, а принесенной водой окропил болящую царицу, и та прозрела.
 Приблизившиськ блаженной кончине своей, и заблаговременно сделав все нужные к этой великойперемене нашей жизни приготовления, святитель Алексий, чувствуя наступлениепоследнего часа, сам совершил священную Литургию, причастился Святых Таин, помолилсяо великом князе и боярах, о воинстве и всех людях, дал всем присутствующим последнеецелование, и затем отошел к Господу в бесконечный век.
 И при такойчисто подвижнической жизни, он заповедал положить тело свое не в церкви, но вне церкви за алтарем, на указанном им месте, «великого и конечного ради смирения».
 Вот сколькодушеспасительных уроков предлагает нам своей жизнью святитель Алексий!
 Хорошо былобы, если бы в юности нашей, подобно святителю Алексию, мы были глубоко внимательныко внутреннему голосу нашей совести и Господа Бога, — голосу, который каждогоиз нас зовет к Богу, покаянию и доброй жизни во Христе, зовет всегда, а в некоторыхобстоятельствах нашей жизни особенно.
 Прекраснобыло бы, если бы мы по достижении зрелого возраста, сознательно и свободно принявна себя звание или монашества, или священства, или гражданского, военного и всякого другого служения престолу цареву и Божию, подобно святителю Алексию,ходили достойно нашего звания, по-христиански, не пред очима точию работающе,яко человекоугодницы, но яко раби Христовы, — не для себя, но для Бога и ближних;если бы, взявшись за рало, не зрели вспять и тако управляли себя ко спасению;если бы всякое доброе дело начинали молитвой к Богу и святым Его; если бы к смерти готовились так же внимательно, как готовился святитель Алексий; если бы о царе и августейшем доме его и всех людях молились всегда и пламенно также, как молился святитель Алексий; если бы, одним словом, жили и умирали также, как жил и почил святитель, чтобы другие, видя наши добрые дела и мирнуюхристианскую кончину, прославляли небесного нашего Отца. Аминь.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

1 июня — память преподобного Корнилия, чудотворца Комельского

 ПреподобныйКорнилий, память коего ныне, родился в 1445 году в Ростове, от богатых родителейКрюковых, служивших при покоях Марии, супруги великого князя Василия Темного.Когда родители Корнилия умерли, он удалился в Кирилло-Белозерский монастырьи на тринадцатом году принял послушание.

 
Церковный календарь

3 июня — праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери

 Нынешнийпраздник установлен по случаю избавления Москвы от нападения Махмет Гирея, Казанскогохана. В 1521 году предводительствуемые им крымские и ногайские татары, в соединениис казанскими, двинулись к московским пределам с такой поспешностью, что великийкнязь Василий Иоаннович едва успел выслать войска свои на берег Оки, дабы удержатьстремления их.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс