Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Слово«Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветнуюПасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского.
Христианеже, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечестваот рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний,полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздникови Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величиеми необычайною торжественностию.
Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидаютнаступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейшийсан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великойминуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом,светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам,ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое,Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцемТебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующийпасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовнуюрадость Светоносного Праздника.
Шествие останавливаетсяу затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь,по обычном возгласе, священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресеиз мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песньтроекратно повторяется священнослужителями и хором. Затем предстоятель возглашаетстихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатсяврази Его…», а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресеиз мертвых…».
Наконец предстоятель,держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение крестапротив затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогдамироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильникови лампад, и оглашает ее радостною песнью: «Христос воскресе из мертвых!…».
ПоследующееБогослужение Пасхальной заутрени состоит преимущественно из пения канона, составленногосв. Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным «Христосвоскресе из мертвых!». Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом,в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостноприветствуют всех словами: «Христос воскресе!». На что верующие отвечают: «Воистинувоскресе!». Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминаюто частых явлениях Господа ученикам Своим по Воскресении.
При концеутрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простимвся воскресением», все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося:«Христос воскресе!» и отвечая: «Воистину воскресе!». Это приветствие они запечатлеваютцелованием и дарением пасхальных яиц, которые служат знаменательным символомвосстания из гроба, – воскресения жизни в самых недрах его, силою всемогуществаБожия. Затем читается слово Иоанна Златоуста, начинающееся словами: «Аще ктоблагочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества…».Святитель Иоанн Златоуст призывает возрадоваться всех: «Богатии и убозии, другс другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся,возвеселитесь днесь…».
«Никто жеда плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти,свободи бо нас Спасова смерть…»
И, наконец,святитель торжественно возглашает вечную победу Христову над смертью и адом:«Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглсяеси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели.Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не единво гробе (ибо теперь смерть не есть уничтожение, а только временное состояние):Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь».
После утренисразу совершаются часы и Литургия, при отверстых Царских вратах, которые открытыс начала заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христоснавсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
На Литургиичитается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова (начинающееся словами: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово…), в котором изображаетсябожественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников,то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что всем народам на земле «изыде вещание» о Господе.
Перед концомЛитургии освящается пасхальный хлеб, – Артос, который в Светлую Субботу послеЛитургии раздается верующим, как пасхальное благословение. После пасхальнойЛитургии (иногда между Заутреней и Литургией), совершается освящение куличей,пасох и яиц, для пасхальной трапезы верующих.
В следующиедни Пасхи, после Литургии, при колокольном звоне, бывают Крестные ходы околоцеркви, в которых, как победный трофей, носится крест Христов. Этим верующиевыражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.
Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды.После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении ВоскресшегоИисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых(Иоан. 29, 19–25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.Отпуст он говорит с крестом.
Всю СветлуюПасхальную неделю звонят во все колокола.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земныхпоклонов не полагается.
Прилитовском князе Ольгерде, ревностном язычнике, двое литовских юношей, братьяНежила и Круглец, приняли христианство и названы Иоанном и Антонием. Ольгерд,узнавши, что они христиане, стал отвлекать их от веры, но, видя их твердость,заключил в темницу.
Крестныйход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшемуСпасителю. Крестныйход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.