Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (336) → 27 апреля — память мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских

27 апреля — память мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских

№15 (336) / 15 апреля ‘05

Церковный календарь

 Прилитовском князе Ольгерде, ревностном язычнике, двое литовских юношей, братьяНежила и Круглец, приняли христианство и названы Иоанном и Антонием. Ольгерд,узнавши, что они христиане, стал отвлекать их от веры, но, видя их твердость,заключил в темницу.

 Старший братИоанн, из страха мучений, отрекся от Христа. Ольгерд, думая, что и другой братпоследует примеру старшего, велел возвратить обоих на прежние должности. Иоанннаружно исполнял языческие обряды, но, оставаясь втайне христианином, просилБога простить ему грех лицемерия. Антоний часто уговаривал брата оставить такойобраз действий и открыто объявить себя христианином. Ольгерд, узнав, что Антонийоставался верным Христу, вновь заключил его в темницу, а Иоанна оставил присебе. Но Иоанн не имел спокойствия. Христиане видели в нем отступника, язычникипрезирали его за малодушие. Мучимый совестью, он пришел к христианскому священникуНестору, искренно сознался в своем лицемерии и просил примирить его с братом.Когда Нестор передал это Антонию, тот сказал: «Я не могу иметь ничего общегос братом, пока он не исповедует явно своей веры. Если он искренно кается, пустьобъявит, что он христианин». Слова эти были переданы Иоанну, и он, оставшисьоднажды наедине с Ольгердом, сказал, что он христианин, а потом открыл то жеи пред целым собранием язычников. Ольгерд предал его мучениям, а потом заключилв темницу. Здесь братья встретились и примирились. Ольгерд осудил их на казньи наперед приказал казнить Антония, думая, что казнь брата заставит Иоанна отречьсяот Христа. Антоний, ожидая казни, провел всю ночь в молитве и убеждал брататвердо хранить веру. 14 апреля 1347 г. Антоний был повешен на высоком дубе.После этого язычники стали убеждать Иоанна отречься от Христа, но, когда оностался тверд в вере, его повесили на том же дереве, на котором скончался братего. Вскоре здесь же мученически скончался и Евстафий, слуга Ольгерда.
 Впоследствиина месте мучения построена была церковь во имя Святой Троицы, и в нее внесенытела мучеников. Святой митрополит московский Алексий установил совершать памятьтрех литовских мучеников 14 апреля (по ст. стилю).
 В день памятисвятых мучеников литовских, из коих один едва не отрекся от Христа Спасителя,уместно будет побеседовать с вами, братия, об отречении от Иисуса Христа,как таком грехе, который навсегда и безвозвратно лишает отрекшегося неба и вечногоблаженства.
 Прежде отрекалисьот Христа по принуждению, устрашаемые нестерпимыми пытками и муками. В наше же время многие впадают в тот же грех добровольно, не боясь ни церковной кары,ни того, что от них отречется Иисус Христос на страшном Суде Своем.
 К числу отрекающихсяхристиан прежде всего должно отнести тех, которые утратили веру в Божеское достоинствои искупительные заслуги Иисуса Христа, отвергают Его учение о единосущии Егос Богом Отцом и об искупительном значении Его страданий и крестной смерти; не веруют в догматическое учение христианской веры, а из нравоучения Христа признаюттолько немногие Его наставления, да и те толкуют превратно.
 В грехе отреченияот Христа повинны, далее, те, которые веруют во Христа как Богочеловека и Искупителя,но не веруют во Его святую Церковь. Они мечтают спастись непосредственным общениемсо Христом помимо установленной Им Церкви. Воображая, что имеют непосредственноеобщение со Христом, они не признают для себя нужными таинства церковные, следовательно,чужды благодати Христовой, в них сообщаемой; не подчиняются церковному священноначалию,следовательно, Самому Христу, чрез него действующему, не обращая внимания на слова Самого Христа, сказанные апостолам и в лице их преемникам их служения,пастырям Церкви: слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается(Лк. 10, 16). Так относятся к Церкви собственно сектанты. К сожалению, им подражаютмногие из православных, когда, не прерывая общения с Церковью, не участвуютили весьма редко участвуют в общественном богослужении, не приступают к таинствамИсповеди и Причащения, не соблюдают постов, чуждаются общения с пастырями церковными,обращаясь к ним только в случае необходимой нужды.
 Близки к греху отречения от Христа те христиане, о которых должно сказать то же, что сказал апостол о ложных чтителях Бога: Бога исповедуют ведети, а делы отмещутсяЕго (Тит. 1, 16). Это — христиане только на словах. Если верить их словам,они вседушно веруют во Христа и Его святую Церковь и обиделись бы, если бы ктоназвал их нехристями. Но на деле они действительно нехристи, ибо нерадят об исполнении Заповедей Христовых. Называют Христа Господом, а воле Его, выраженнойв Его Заповедях, не покоряются. Именуют себя Его рабами, но живут по своей воле,следуя внушениям самолюбия и страстей. Они делом отрекаются от Христа, Которогоисповедуют словом. Привычка к нехристианской жизни убила в них христианскийстыд и страх Божий и делает их дерзкими нарушителями Заповедей Христовых.
 Никому не дай, Господи, умереть без покаяния в отречении от Христа, ибо отвергающиесяот Христа здесь подвергаются опасности быть отринутыми от Него на том свете.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

26 апреля — память священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского

 СвященномученикАртемон, память коего совершается ныне, во время великого Диоклитианова гоненияна христиан, пред страданием позван был к допросу; на вопрос, как его зовут,святой отвечал: «Если ты хочешь знать мое имя, то уразумей, что, когда я былв матерней утробе, мне дано от Самого Бога имя Артемон». Этими словамисвященномученик Артемон желал, очевидно, выразить ту истину, что имя человекавообще, и в особенности христианина зависит не от случая и имеет великое значение.

 
Пасха Христова

О Богослужении в день Пасхи

 Слово«Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветнуюПасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс