Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (332) → Православное учение о посте

Православное учение о посте

№11 (332) / 15 марта ‘05

Великий пост

В этой теме:

Великий пост
О чине торжества православия

1. ГРЕХИ, ИХ ВИДЫ И ИХ ДУХОВНОЕ ВРАЧЕВАНИЕ

 Различныеболезни требуют и различного врачевания, но здесь предстоит нам беседа не о телесных болезнях и не о телесном врачевстве, но о духовном.

А духовные болезни,коими душа наша немоществует, суть грехи, разделяющиеся на три рода: некоторыегрехи совершаются в теле, другие — в душе, а иные обнаруживаются посредствомлюбостяжания.
 Грехи, относящиесяк телу, следующие: чревонеистовство, пресыщение, пьянство, блуд, прелюбодеяниеи всякая плотская греховная нечистота.
 Грехи, относящиесяк душе, суть все злые помыслы, из сердца исходящие: беззаконное вожделение,гордость, властолюбие, превозношение, славолюбие, зависть и тому подобные.
 А что касаетсялюбостяжания, то к нему относятся следующие грехи: корыстолюбие, воровство,хищение, убийство и всякое неправедное приобретение.
 Такое троякоеразделение грехов мы находим в Священном Писании. Святой апостол Иоанн Богословв Первом своем соборном послании говорит: Ибо все, что в мире: похоть плоти,похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16).
 Похоть плотскаясобственно относится к телу, похоть очес — к любостяжанию, а гордость житейскаяотносится к душе. А так как эта болезнь, о которой мы говорили, трехсоставная,то и врачевство для нее потребно троякое. Мы оскорбляем Бога тремя злыми делами.Но, если захотим, можем укротить гнев Его при помощи благодати Божией такжетремя благими делами, касающимися души, тела и любостяжания.
 Благотворениедуше — молитва, благотворение телу — пост, а благотворение (т.е. врачевство)любостяжанию — милостыня. Это трехсоставное лекарство против трехчисленных нашихязв должно сопровождаться святою исповедью и покаянием. Что касается молитвыи милостыни, то здесь у нас меньше бывает прений с противниками веры, нежелитогда, когда речь идет о посте, где мы встречаем их великое противление и упорство.Но прежде чем коснуться разных сторон поста, необходимо рассмотреть некоторыеположения, относящиеся к разумению сего предмета.

2. ПОСТ КАК ВОЗДЕРЖАНИЕ И ЕГО СЛАГАЕМЫЕ

 Пост вообщеесть добровольное воздержание желания от наслаждения принимаемой пищей. Постназывается добровольным воздержанием потому, что мож- но воздерживаться от желаемойпищи или по нужде, т.е. по причине скудости, как это бывает с бедными неимущимилюдьми, или по причине немощи, как это бывает с больными, или по причине тщеславия,как это обнаруживается в лицемерах. Таковые при всем своем воздержании не стяжаютблаготворной силы, свойственной посту, потому что такого рода пост происходитне от благого произволения, но от других причин.
 Пост бываетчетырех видов: духовный, нравственный, естественный и церковный.
 Первый пост,духовный, есть воздержание и удаление себя от грехов. К нему Господь призываетСвой народ через пророка Исаию: Таков ли тот пост, который я избрал, и день,в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник и подстилаетпод себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вотпост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенныхотпусти на свободу, и всякое твое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущимхлеб твой и нищих, не имеющих крова, введи в дом твой. Если видишь нагого, оденьего, и единокровного твоего не презри (Ис. 58, 5–7). Таков духовный пост, призывающийнас к воздержанию от неправды и от всех злых дел вообще, и в нем подвизатьсяпотребно всем и на всякое время. Каждый человек должен соблюдать такой пости в самые светлые праздники. Но не об этом посте предстоит нам прение с противникамиверы.
 Второй пост,нравственный, касающийся исправления нравов, состоит в умеренном употреблениипищи и пития ради самой благочестивой жизни. Многие из древних эллинских философовпридерживались такового поста, и ныне магометане его соблюдают. Но и не об этомпосте будет наша беседа.
 Третий пост,естественный, по определению богословов, состоит в том, чтобы совершенно ничегоне есть и не пить. Такой пост соблюдается нами перед принятием Тела и КровиХристовых. Естественным он назван потому, что само естество принимающего и высотаТаинства располагают к сохранению такового поста ради святости и благодати,заключающейся в Святых Христовых Таинах. Но и об этом посте мы не будем входитьв рассуждение.
 Четвертыйпост, церковный, заключается в воздержании от пищи сообразно закону и установлениямСвятой Церкви. Именно здесь, при рассмотрении такового поста и происходят у нас большие прения и имеются разногласия с противниками Православной веры.
 Посты церковныебывают повсеместными. Их православные христиане везде сохраняют твердо и неизменно.Таких постов в продолжении года — четыре; соблюдается также пост каждую неделюв среду и пятницу. Далее, пост бывает местным. Устанавливается он по особомуслучаю и простирается на те местности, в которых священноначалие благословляетсоблюдать этот пост по причине войны, наводнения, засухи, моровой язвы, землетрясенияи прочих бедствий. Надобно также различать пост общий, который соблюдается всейЦерковью, и пост частный, который человек сохраняет в отношении к самому себе,что бывает или по какому-нибудь обету, или из послушания духовному отцу.
 Пост слагаетсяиз трех составляющих: времени, количества и качества.
 Первая принадлежностьпоста определяется временем принятия пищи. Речь здесь идет о совершенном оставлениибезвременного употребления пищи и пития. В Ветхом Завете для постящихся назначаемобыло время употребления пищи вечером. Так, в Книге Судей израилевых читаем:И пошли все сыны Израилевы и все люди, и пришли в Бефиль, в дом Божий: и плакали там пред Господом: и постились в тот день даже до вечера (Суд. 20,26). Во Второй книге Царств о посте говорится следующее: Плакали и постилисьдо вечера о Сауле (2 Цар. 1, 12). Клялся Давид, говоря: то и то да сотворитсо мною Бог, если пока не зайдет солнце, вкушу хлеба или иное что (2 Цар.3, 35). То же можно видеть и в других местах Священного Писания, открывающегонам, что ветхозаветные праведники во время пощения употребляли пищу только одинраз — вечером.
 Церковь Христоване предписывает верным своим чадам, проходящим подвиг поста, определенного временидля принятия пищи. Много есть таких тайных подвижников, которые, по примерудревних отцов, воздерживаются от пищи до вечера, но гораздо более таких, которыене вкушают пищи и вечером, особенно в среды и пятницы Святой Четыредесятницы.Иные подражают примеру апостола Павла, который не ел и не пил три дня. Нет недостаткаи в таких благочестивых людях, которые из любви ко Христу распинают свою плотьвоздержанием в продолжении пяти дней с понедельника до субботы, воспоминая пятьязв страждущего Господа Иисуса Христа. Но это удел избранных.
 СвятительЕпифаний Кипрский в кратком своем поучении пишет о посте следующее. Немощными не привыкшим к постному подвигу можно поститься (кроме субботних и воскресныхдней) даже до девятого часа, что по нашему исчислению означает до третьего пополудни.Ибо те, которые сим образом пребывают в посте, уподобляются пострадавшему за нас Христу, Который пребыл в страдании даже до девятого часа дня. В оный жечас Он освободился от всех трудов Своих и страданий смертию.
 Вторая принадлежностьпоста определяется количеством употребляемой пищи.
 Известно,что пребывающему в посте следует употреблять пищи столько, сколько требуетсяее для укрепления изнемогающей плоти и восстановления сил подвизающегося, а не для пресыщения. Но и это должно сообразовываться с трудами и служением подвизающегося,так как потребности трудящихся и нетрудящихся бывают различны, да и сами силыу разных людей неодинаковы: некоторые от природы имеют большую крепость, другие же слабы. Посему и Святая Церковь не определила для всех одинаковой непреложноймеры при употреблении постной пищи.
 Третья принадлежностьпоста состоит в качестве пищи.
 Какую жепищу должен употреблять постящийся: мясную ли или рыбную, должен ли он естьтолько овощи или и фрукты? Как надо относиться к животной пище, т.е. сыру, коровьемумаслу, молоку и яйцам? Вот в отношении к этим различным снедям и бывают у насс противниками веры большие разногласия и прения.
 Некоторыеиз них совершенно отвергают пост, другие, хотя и принимают оный, но не в полноймере. Они согласны соблюдать в посте время и количество, а качество отвергают.Есть и такие из неправомыслящих, которые определяют для себя время употребленияпищи, вкушая ее не рано, но поздно, назначают и количество, чтобы есть умеренно,а не с пресыщением, совершенно отвергая качество, и считают даже ересью воздержаниеот мясной пищи, сыра, масла, молока, яиц и прочего. Так-то мудрствуют те, им же бог чрево… и кончина погибель (Флп. 3, 19).
 Наша же ПравославнаяЦерковь свято хранит правила поста, касающиеся всех трех его составных: времени,количества и качества. И не только заповедует всячески соблюдать время и количество,но большую важность придает и качеству поста, как это мы ясно увидим впоследствии.Но прежде, нежели мы о сем будем рассуждать, рассмотрим сначала основание поставообще, потом объясним, в частности, и самый пост, т.е. его силу и значение.
 Чувственныйчеловек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения,приступать к исповеди — на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложитьна себя иго поста — это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.
 «Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряженийМатери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихсяправославных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву» (Свт. Иннокентий Херсонский).

3. ПРИМЕРЫ ПОСТА, ВЗЯТЫЕ ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА И СВЯТЫХ ОТЦОВ

 Спасительнаш Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей, сказав искусителю:Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих(Мф. 4, 4; см.: Мк. 1, 13; Лк. 4, 4).
 Пророк Божийи Предтеча Иоанн, о котором Сам Господь свидетельствует, что он, больший из рожденных женами, был великим постником. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьеговолоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед(Мф. 3, 4). Вот что еще говорит о нем Христос: Пришел Иоанн, не ест, не пьет(Мф. 11, 18). Господь называет его Пророком и больше Пророка, паче же Ангелом,присовокупляя сии слова: Из рожденных женами не восставал больший ИоаннаКрестителя (Мф. 2, 9–11). Житие Иоанна Предтечи в пустыне воистину былоравноангельным, посему одно из его духовных имен — Ангел пустыни.
 Не стольмного известно нам об Анне Пророчице, которая с великим упованием ожидала Господа.Однако эта праведница имеет свой день, празднуемый Новозаветной Церковью. Тутбыла также Анна пророчица, дочь Фануилова… вдова лет восьмидесяти четырех,которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк.2, 36–37).
 Есть свидетельствов Евангелии и о подвиге апостолов, вышедших на проповедь Христову: Когдаони служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савлана дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложивна них руки, отпустили их (Деян. 13, 2–3). Рукоположив же им пресвитеровк каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали(Деян. 14, 23).
 Апостол Павелв начале обращения своего три дня не ел и не пил (Деян. 9, 9). Тот же апостолчасто упоминает в своих посланиях об алчбе, жажде и постах.
 Чудным образомбыл призван Господом сотник Корнилий, жизнь которого оказалась угодной Богу:Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятомчасу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде (Деян.10, 30).
 Апостол Павелпишет апостолу Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина,ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). Из этих словвсякий может уразуметь, сколь много постился апостол Тимофей: он, по-видимому,отнюдь не пил вина, разве только по совету или по повелению учителя своего,апостола Павла.
 Сам Христоспредвозвестил будущий пост апостолов, когда, отвечая на упреки фарисеев, сказал:Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф.9, 15).

4. О МНОГОРАЗЛИЧНОЙ ПОЛЬЗЕ ПОСТА

 Во-первых,польза, происходящая от святого поста, заключается в обуздании плоти и укрощениивсякого ее беспорядочного движения. А это весьма благоугодно Богу, чтобы мыраспинали плоть свою со страстями и похотями. О сем апостол Павел так говорит:Усмиряю и порабощаю тело мое (1 Кор. 9, 27). Усмирение как раз означаетподвиги поста, как объясняет это место Священного Писания святитель Иоанн Златоуст.
 Псалмопевецтакже воспевает пост, как сильное оружие против темной силы: Аз же, внегдаони стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва мояв недро мое возвратится (Пс. 34, 13). И в другом месте об обращении к постув духовной брани говорит он же: Колена моя изнемогоста от поста, и плотьмоя изменися елеа ради (Пс. 108, 24).
 Истинно величайшаяпольза происходит от святого поста, ибо он укрощает стремление плоти. Как всадникпри необузданности коня невольно стремится туда, куда не хочет, и, будучи носимпо стремнинам, легко впадает в дебри и в гибельную пропасть, так точно бываетс теми, которые имеют необузданную, неукрощенную плоть. Не будучи сдерживаемыот пути лукавого браздами разума и наставляемы на путь истинный, они всегдаготовы на всякое беззаконие.
 Пост имееттакую силу, что может обуздывать неукротимые страсти, погашать пламень зависти,раздражительности и гнева, истреблять величавую надменность, уничтожать мечтательныетщеславные помыслы, угашать огонь сладострастия, удерживать все чувства, как то: зрение, слух, осязание и обоняние. Кратко сказать: пост есть преславныйубийца страстей, укротитель похотей, победитель и торжествующий истребительвсякого неистовства свирепствующей плоти.
 Вторая польза,проистекающая от святого поста, состоит в том, что он окрыляет душу и соделываетее способною к молитве и небесной мудрости.
 Ранее ужебыло сказано о пророках ветхозаветных, что они приуготавливались постом и толькозатем с великим страхом приступали к беседе с Богом.
 Так, Моисей,прежде нежели дерзнул приступить к Богу и принять от Него богоначертанные скрижали,приуготовил к сему душу свою постом (см.: Исх. 34). Так поступил и пророк БожийИлия: он постился сорок дней, прежде нежели удостоился видеть Бога на горе Хориве,в гласе хлада тонка (3 Цар. 19, 12). Так и пророк Божий Даниил приуготовилсятрехнедельным постом к ведению и разумению Божественных Откровений. Посему постесть как бы некоторая лестница, возводящая ум на небо, пост есть как бы некоторыекрылья, которые возносят душу к Богу, к богомыслию и горнему размышлению.
 Третья пользаот поста заключается в том, что чрез него мы совершаем служение Богу и соблюдениемего воздаем Богу должную Ему почесть.
 Ранее ужеговорилось об Анне Пророчице, которая в посте и молитвах служила Богу день и ночь. Сия благочестивая жена сохраняла пост не по установлению Закона, но по собственному своему произволению. Однако поскольку на это была воля Божия, такимпостом она истинно почитала Бога и Ему служила.
 Умоляю вас,братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугоднуюБогу, для разумного служения вашего (Рим. 12, 1). Так апостол Павел призываетвсех христиан к укрощению плотских страстей, сила которых особенно сдерживаетсяи ослабляется постом, и сие-то умерщвление плоти он называет словесным, разумнымслужением.
 Четвертаяпольза, происходящая от поста, состоит в том, что он служит лишь малой даньюБогу за грехи, совершенные нами, и умилостивляет Его праведный гнев.
 Так, сыныИзраилевы постом умилостивили Бога и приобрели торжественную победу (см.: 1Цар. 7). Также и Ахав, царь Израильский, хотя и был злочестив, убийца и хищник,потому что насильно присвоил себе виноградник Навуфея и самого Навуфея убил,однако чрез пост получил некоторое оставление грехов и отчасти укротил гневБожий постом и умерщвлением плоти (см.: 3 Цар. 21). Таким же образом и ниневитянепоступили: они отвратили гнев Божий общим и строгим постом (см.: Иона 3). То же было во времена Есфири (см.: Есф. 4) и Иудифи (см.: Иудифь 4), при которыхнарод избавился от предстоящей смерти вследствие поста. К сему и пророк Иоильпризывает всех людей такими словами: И ныне говорит Господь Бог ваш: обратитесько Мне всем сердцем своим, в посте, и в плаче, и в рыдании, и раздирайте сердцаваши, а не ризы ваши (Иоил. 2, 12–13).
 Пятая пользаот святого поста состоит в том, что он вменяется в добродетель и чрез него испрашиваютсяблага временные и вечные.
 Так, Анна,жена Елканова, постом испросила себе у Бога сына Самуила (см.: 1 Цар. 1). ПреподобныйАмвросий Медиоланский, объясняя это место Священного Писания, говорит так: «Чревовоздержанное приобрело сына». Так, пророк Давид изнурял себя постом, чтобы испроситьу Бога жизнь больному своему сыну (см.: 2 Цар. 12). Также и Сарра спасла жизньсвою от бесов оружием поста, и слова Христовы исполнились самим делом. Все святыеприбегали к посту, как к сильнейшему прогонителю демонской силы. Вот слова о сем Самого Господа: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста(Мк. 9, 29).
 Но особаяпольза от святого поста усматривается в том отношении, что он, пост, вменяетсянам в заслугу и чрез него испрашиваются и ниспосылаются нам от Бога блага как временные, так и вечные. Эту истину можно ясно видеть из следующих слов Христовых:Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимсяне пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное,воздаст тебе явно (Мф. 6, 17–18). Чем же воздаст? Не иным чем, как тольконаградою. В сказанных словах Христос противополагает истинный пост посту лицемерному,фарисейскому: Ибо фарисеи во время поста принимают на себя мрачные лица, домогаясь,чтобы люди прославляли их. Посему-то Господь и говорит о них: Истинно говорювам, что они уже получают награду свою (Мф. 6, 16), то есть похвалу от людей.
 Пост истинный,нелицемерный, ожидает не сей награды, не славы человеческой, но надеется получитьнебесную награду, чтобы исполнились слова Христовы: И Отец твой, видящий тайное,воздаст тебе явно. Итак, если Христос обещает человеку за пост вознаграждение,то постящиеся могут постом заслужить и испросить себе от Бога блага как временные,так и вечные.

5. ВЕЛИКИЙ СОРОКАДНЕВНЫЙ ПОСТ

 Сорокадневныйпост ведет начало от апостолов. В 69 своем правиле они ясно говорят об этом:«Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец— не постится во Святую Четыредесятницу или в среду, или в пятницу всего года,кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен; слабому телом дозволенопо немощи вкушать немного масла и вина. Если же мирянин не постится, да будетотлучен».
 Уже на ПервомВселенском Никейском Соборе богоносные отцы воспоминают о сорокадневном посте,в 5 правиле так говоря об этом: «Отлученные своими епископами не должны бытьприемлемы другими. Впрочем, да будет исследуемо, не по малодушию ли, или распре,или по какому другому неудовольствию подпали они отлучению. Посему за благопризнано, чтобы в каждой области дважды в год были Соборы: первый перед СвятойЧетыредесятницею, а другой около осеннего времени».
 Здесь надообратить внимание на то, что отцы Вселенского Собора только воспоминают о Великомпосте, но не устанавливают его. Почему же? Потому, что прежде сего Собора Великийпост уже был установлен самими апостолами и твердо соблюдался всеми верными.Посему святые отцы только лишь воспоминают о Великом посте как о предмете всемизвестном.
 Шестой ВселенскийСобор подобным же образом воспоминает о Великом посте, в 29 правиле так говоряо нем: «Некоторые из отцов в день Божественной Вечери приносили Бескровную Жертвупосле употребления пищи». Шестой Вселенский Собор нашел неприемлемым и несообразнымни во Святую Четыредесятницу, ни в четверг последней седмицы оставлять пости тем умалять великое значение Святой Четыредесятницы.
 Тот же ШестойВселенский Собор в 52 правиле так рассуждает: «Во все дни поста Святой Четыредесятницы,кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая Литургия да бываетне иная, как Преждеосвященных Даров».
 И еще, тот же Собор в 56 правиле говорит: «Армяне в субботы и воскресные дни Святой Четыредесятницыедят сыр и яйца; Собор же сей повелевает от таковых снедей удаляться. Если жекто не будет сего соблюдать, то клирики да будут извержены, а миряне будут отлучены».
 Первый ПоместныйГангрский Собор в 19 правиле, говоря о посте, предостерегает: «Если кто из подвижниковбез нужды телесной возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдениюи хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвою».
 На этот жепредмет есть ясные указания и в правилах Поместного Лаодикийского Собора (см.:правила 45, 49, 50 и 52).
 Все сии святыеСоборы говорят о Великом посте как об уже известном и принятом установленииапостольском, которое необходимо твердо хранить и исполнять.

6. О ПРИЧИНАХ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ

 Первая причинаустановления Святой Четыредесятницы состоит в том, чтобы мы могли подражать,по силе нашей, Иисусу Христу, Который есть Глава наша. Пребывая в посте, мыподражаем Самому Господу, постившемуся нас ради сорок дней. И поскольку в этосамое время мы воспоминаем невинно страждущего за нас Христа, то приличествуетнам по мере сил наших сострадать возшедшему нас ради на Крест Господу и распинатьплоть нашу со страстями и похотями по примеру Того, Кто распялся за нас. ХотяХристос и не заповедал нам подражать Ему в сорокадневном посте, однако, не находясей заповеди о посте в Его словах, мы видим ее в Его примере, о чем Он и говоритнам: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин.13, 15). О том же свидетельствует и первоверховный апостол Петр: Христос пострадалза нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). И апостол Павел говорит: Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас (Еф. 5, 1- 2). И еще: Будьте подражателямимне, как я Христу (1 Кор. 2, 1). С этими словами Священного Писания согласуютсясвидетельства святых отцов, которые мы изложили в предшествующем разделе.
 Вторая причинаустановления Святой Четыредесятницы заключается в том, чтобы все христиане почиталиэтот пост и он являлся бы для них общим и всенародным прибежищем покаяния. Еслии на всякий день покаяние необходимо, то еще более оно потребно в то время,когда воспоминаем Христа, страдавшего за наши грехи. Время покаяния будет для нас благоприятно, когда мы вступим на поприще поста по той же причине, по какойИисус Христос вступил на подвиг страдания, и за что Христос умер, за то и мыдолжны умерщвлять и распинать плоть свою.
 Третья причинасостоит в том, чтобы каждый христианин святым постом предочистил и приуготовилсебя к достойному вкушению Пасхи, т.е. к надлежащему приобщению Тела и КровиХристовых, лишение которых в те дни, когда Святая Церковь поет: «Христос — нашаПасха», будет делом не христианским.
 Четвертаяпричина заключается в том, чтобы исполнились на нас слова Христовы: Когдаотнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 15). Но что означаетотнятие Жениха, как не страдание и смерть Христа? Когда по Вознесении Господнемотнят был Жених — Христос, лишение это не исполнило учеников Его такою скорбью,какая была при Его смерти. Посему исполнение вышеупомянутых слов Христовых особенноотносится ко времени воспоминания о страданиях Господа и смерти Его.
 Пятая причинасостоит в том, что сорокадневный пост и есть та самая десятина, десятая частьгода, которая приносится в жертву Богу, как о сем назидательно богомудрствуютсвятые отцы Церкви: святитель Василий Великий, авва Дорофей, преподобный КассианРимлянин, блаженный Симеон Фессалонитский и другие.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий поздравил журналистов «Областной газеты» с 15-летием издания

 Екатеринбург,10 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». АрхиепископЕкатеринбургский и Верхотурский Викентий поздравил журналистов «Областнойгазеты» с 15-летием издания.

 
Великий пост

О чине торжества православия

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс