Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (331) → Беседа с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и архиепископом Викентием в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» 19 февраля 2005 года

Беседа с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и архиепископом Викентием в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» 19 февраля 2005 года

№10 (331) / 8 марта ‘05

Архипастырь

Екатеринбург, 10 марта, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».

 -Владыка Кирилл, сегодня первый день работы международной научно-практическойконференции «Семья и будущее России».

Какова цель подобных конференций?
 Владыка Кирилл:

 - Я получилочень положительные впечатления от работы этой конференции. Во-первых, оченьинтересная аудитория. В отличие от партийных съездов, которые проходят у нассейчас в стране, в отличие от съездов различных общественных организаций, гдев общем-то присутствуют в основном мужчины среднего и старшего возраста, здесья увидел молодежную аудиторию, большое количество женщин, а это показатель того,что женщины занимают активную жизненную позицию и активно принимают участиев церковных делах.
 Думаю, цель,которая стоит перед такими форумами, в первую очередь, в том, чтобы обменятьсяопытом, представить свою точку зрения, услышать мнение других людей и, в концеконцов, выработать общую позицию по тем проблемам, которые стоят перед Церковью.Это очень правильный процесс принятия решений. Он предполагает участие людей«снизу», он предполагает активный диалог церковной иерархии с верующими людьми.Я полагаю, что этот форум является одной из форм проявления того, что мы называемсоборностью. А если говорить светским языком, то это замечательная форма демократическогопринятия решений, с опорой на мнение людей.
 Поэтому,я думаю, первое, о чем следует сказать в связи с этой конференцией и подобногорода конференциями, что они важны сами по себе, важны как механизм соборногообсуждения темы. Они важны с точки зрения активизации участия мирян в церковнойжизни. И, наконец, каждая из таких конференций заканчивается принятием каких-то резолюций, какого-то согласованного мнения. И эти документы важны для священноначалия,потому что представляют ясный голос народа, мнения, которые необходимо интерпарировать,если хотите, в церковную политику, то есть в церковное действие. Полагаю, что так и должна строиться церковная жизнь, она должна методологически быть правильновыстроена, должна опираться на народ, приводить к последствиям и результатам,которые могут быть реально использованы духовенством для активизации церковнойжизни.
 - Владыка Кирилл,наверное, не случайно название конференции – «Семья и будущее России»? Наверное,здесь можно поставить знак «тире»: семья – это будущее России. Главные задачиконференции – обратить внимание на необходимость сохранения традиционной семьикак главной ценности общества и государства. Как можно это сделать?
 Владыка Кирилл:

 - Я полагаю,действительно, здесь можно поставить «тире», хотя, конечно, не только от семьизависит будущее России. Оно зависит еще и от того, сохраним ли мы мир на этойпланете, не погубим ли мы среду нашего обитания… Но если говорить о жизнирусских людей, о будущем россиян, то их будущее зависит от того, какой будетсемья. Почему именно эта тема сегодня возникает? Семья сегодня подвергаетсявоздействию, и психология семейной жизни подвергается воздействию опасных стереотипов,которые приносит нам современная, так называемая массовая культура. Это не нашакультура, со своими «идеалами», со своими «ценностями». Все эти «идеалы» и «ценности»,к сожалению, входят в конфликт, в прямую конфронтацию с теми ценностями и идеалами,которые представлены в христианской традиции, в том числе Православии. Причемдело внешним образом выглядит так, что эти новые «идеи» воспринимаются или подаютсямолодежи как идеи прогрессивные, современные, а традиционные идеи, которые поддерживаетЦерковь, представляются как нечто отжившее, как «вчерашний день», как то, что наводит скуку, к чему уже все привыкли и все уже устали… Происходит постояннаякомрометация этих традиционных ценностей. На самом же деле ценности, связанныес личностью, с семьей, с обществом, настолько важны, что от них зависит самовыживание человеческого рода, потому что нравственность является условием выживаниячеловеческого общества. Вне системы нравственных координат человечество житьне может! Надо, чтобы это поняло как можно большее количество людей! …Почему-то все понимают, что цунами опасно, потому что оно смывает с материка в море сотнитысяч жизней. Никто не будет «играть» цунами. Но падение нравственности – этотоже цунами, которое смывает человеческие жизни.
 Давайте посмотрим,что происходит вокруг. Практически каждый второй брак в России заканчиваетсяразводом. Растет количество семей, в которых нет детей, либо один ребенок от силы… Посмотрите, как возросло количество самоубийств. Некоторые люди задаютсявопросом: почему в наш просвещенный, благополучный век случилась такая напасть?А напасть-то оттого, что мы собственными руками разрушаем те условия бытия,в которых только человеческое бытие и может состояться. Я думаю, что сегодняшняяконференция – одна из попыток еще раз громко сказать современному человеку,как важно сохранить Богом данные ценности, – не просто человеческие, традиционные!Мы их называем традиционными потому, что они сохраняются в традиции, в преданииЦеркви, но они ведь Богом данные, это ценности Откровения, это Бог учил житьнас так, а не иначе! Мы, конечно, можем послушать, можем не послушать… Но, еслимы не слушаем, то мы выступаем против Божьего замысла о мире и человеке, мыбросаем вызов Богу, отказываемся от того порядка жизни, к которому Бог нас призвал!И, как последствие – смерть и разрушение, и ничего другого быть не может, в какую бы «обертку» все это не завернули, – в рекламную обертку современных видеоклипов,современных фильмов, модных журналов, которые нам дают эту новую, ложную, систему«ценностей»… От «обертки» сама сущность не меняется.
 Новые стереотипымышления, новые взгляды, которые разрушают священные понятия, опасны для жизни.Я бы вывешивал какой-нибудь знак, который бы напоминал знак радиоактивности…Помню, через несколько дней после взрыва на АЭС в Чернобыле, я проезжал мимо,ехал в Киев из Смоленска на машине. На обочине стояли знаки «радиоактивно»,это означало, что на обочину нельзя съезжать, потому что трава была зараженарадиоактивными осадками. Но здесь же, на обочине, женщины торговали персиками.Я не удержался, остановился, подошел и говорю: «Почем ведро персиков?» – «Да нынче дешево», – отвечают они. – «А почему?». – «Да никто не покупает!». – «А почему не покупают?». – «Да, говорят, какая-то радиоактивность!». Потом женщинаусмехнулась и говорит: «Чушь все это! Не видно ее, не пахнет! Какая там радиоактивность?».Вот то же самое и ложные ценности! Они не пахнут, их так сразу не видно, но они не менее опасны, чем радиоактивность, разрушающая человеческий организм.
 Звонок на радио«Воскресение»:
 - «Демографическаяситуация в России имеет ли пути выхода из кризиса? Или «колесо» обратно не повернуть»?
 Владыка Кирилл:

— С богословской точки зрения, с христианской точки зрения, «колесо» можно повернутьв любой момент. Для этого нам дается покаяние, и нет такого греха, в которомневозможно раскаяться. В этом смысле христианское послание очень оптимистично:у нас нет точки «невозврата». Знаете, в дальних перелетах самолет пересекаетточку, и он уже не может вернуться, потому что горючего не хватит. Самолет обреченлететь туда, куда летит, даже если там землетрясение, если там потоп… В христианстветакого нет, ты можешь вернуться с любой точки, даже с той точки, которая на глубине бездны. В этом смысле христианская вера, христианское послание оченьоптимистичны, они дают надежду. Я верю, что в любой момент можно остановиться,но это не предопределено, это от нас зависит. Остановимся мы или нет? Осознаеммы это или нет? Я глубоко убежден, что среди наших слушателей есть люди, которыеочень близко к сердцу принимают то, о чем мы сейчас говорим. А есть люди, которыелукаво ухмыляются и говорят: «Ну, ну. Послушаем», – и которых могут совсем не трогать эти слова. Поэтому все зависит от того, как мы отнесемся, от того, как мы, как народ, отнесемся к той угрозе, которая над нами нависла.
 И это не только проблема демографии, ведь Церковь не может быть обеспокоена исключительноколичеством населения. Когда политики или экономисты обеспокоены этими показателями,они же оценивают с политической точки зрения ситуацию, то есть – будет ли странамогущественной, сможет ли она себя защитить, сможет ли она обеспечить прогресс!А экономисты оценивают, смогут ли люди работать на фабриках или заводах! Церковь же не может так оценить. Для нас количество населения – это не показатель, для нас показатель – присутствие греха, в результате которого сокращается и население,и параметры человеческой жизни. Вот чем Церковь обеспокоена, и мы смотрим на эту ситуацию через призму этой страшной трагедии, когда грех овладевает человеческимсознанием, что оно уже не может бороться с грехом.
 Звонок на радио«Воскресение»:
 - «Владыка, скажите,как Православная Церковь реагирует на рост в стране числа «центров планированиясемьи»?»
 Владыка Кирилл:

 - «Центрыпланирования» возникают в тех местах, в тех странах и регионах, где есть опасностьперенаселения. Они создаются для того, чтобы снизить динамику роста популяции.Они существуют в Китае, они существуют в некоторых других странах. Сам по себетакой подход к рождению человека совершенно чужд православной морали, для которойкаждый родившийся младенец является благословением Божиим. Никакого планированияздесь быть не может! Зачатие есть действие, в котором участвуют сознательномуж и жена, и если происходит зачатие, то и должно происходить рождение ребенка.Вот она, простая христианская логика. Не нужно бояться того, что рождение младенцаосложнит материальное положение, создаст какой-то дискомфорт. Я всегда говорюпо этому поводу, что наши прадеды жили в куда более утесненных условиях, но у них были большие семьи. Деторождение – это своего рода вызов – твоим убеждениям,твоим взглядам, силам и, наконец, способностям отвечать на этот вызов. Многиелюди учатся и работают, хотя это тоже не очень правильное совмещение. Тогдауже лучше или только учиться, или только работать. Утром трудятся, вечером посещаютзанятия, – колоссальная занятость. Но проходит три-четыре года, и, оглядываясьназад, человек думает: как замечательно – и знание приобрел, и материальноеположение с опытом не потерял, хотя это было трудно. Точно таким же должно бытьи благословение на рождение ребенка. Конечно, будут трудности, три-четыре года(может быть, больше или наоборот меньше) будет сложновато, но потом… Какое потомбудет удовлетворение, и действительно тогда понимаешь, что это благословениеГосподне.
 Мы противкакого-либо планирования в отношении рождения детей. Мы считаем это недопустимыми даже преступным в России, когда нужно говорить не о планировании в плане сокращения,нужно разрабатывать социальные и экономические формы поддержки детства и материнства,чтобы стимулировать рождаемость. У нас вся Сибирь незаселенная. На Камчаткевсего два миллиона, а рядом, в китайской провинции, десятки миллионов людей.Что это означает с точки зрения стабильности и безопасности региона? Не говоряо том, что политики обеспокоены тем, что Россия, будучи большой по географическойплощади страной, просто не способна обеспечить экономический рост при такомнизком уровне населения. Но даже если население было бы не сто сорок с небольшиммиллионов, а хотя бы триста миллионов человек, как это должно было быть, если бы не было различных геноцидов, – и то, при численности в триста миллионов,все равно не могло бы быть речи о каком-то планировании рождаемости. Здесь планируетГосподь, и участвуют два свободных существа – муж и жена. И никакая другая силав этот процесс вмешиваться не должна.
 - Вопрос задаетАндрей из Красноуфимска: «Владыка Кирилл, как прокомментируете введение многоженства?».
 Владыка Кирилл:

 - Я вообщене слышал о том, чтобы было внесено формальное предложение, и я не верю в это.Навряд ли сейчас серьезные политики, относящие себя к исламу, могут предпринятьтакую попытку. И если это кто-то сделал, то это ошибка. Россия – православнаястрана, и я не перестаю и не устаю это говорить. В ней 80% людей крещены в Православнойвере. А согласно принципам, существующим в мире, если более 60% населения страныпринадлежит к одной национальности или к одной религии, то термин «многонациональный»,«многорелигиозный» не применяется. Но, к сожалению, этот термин употребляетсятолько по отношению к России, где 80% русских и столько же православных. Русскиймир, великий Русский мир – от океана до океана, от моря до моря, – это мир,включающий в себя многие национальности, многие религии и многие культуры. И Православие, которое по своей природе будучи очень открытым, отзывчивым и смиренным,всегда содействовало тому, чтобы эти национальности и религии жили в мире. Я глубоко убежден в том, что в нашей стране все должны иметь права и все должнычувствовать себя комфортно. А дух Православия призван служить тому, чтобы сплачиватьлюдей вокруг великих целей, которые стоят перед нашей великой страной.
 - «Владыка Викентий,у нас был проведен форум «Духовно-нравственные основы демографического развитияРоссии. Уральский регион» и конференция «Семья и будущее России». Как дополняютэти мероприятия друг друга?»
 Владыка Викентий:

 - Эта конференцияне случайно проводилась сразу же после форума, и её можно считать продолжениемэтой большой темы. Мы будем стараться применять максимум советов, назиданийи предложений, прозвучавших на этих мероприятиях. Сделаем хороший документ,который руководствовал бы нас, чтобы мы дальше могли трудиться, и не создаватьв дальнейшем подобных ситуаций. Мы не теряем надежды. У Бога все возможно, еслимы будем жить по Заповедям Христовым. На форуме и конференции были такие высказывания:если бы все общество, государство и Церковь взялись за эту проблему, и каждыйвкладывал столько сил, сколько может!… Не должно быть такого разграничения,что Церковь говорит одно, государство – другое, а надо быть едиными и работатьвместе. И тогда это взаимодействие даст впоследствии добрые плоды.
 - Наверное, разомэту проблему решить нельзя, здесь главное, что находится общий язык у общества,государства и Православной Церкви. Конференция разделила работу по секциям,и одна из секций называется «Роль культуры, Церкви и средств массовой информациив сохранении духовно-нравственных ценностей», то есть подразумевается сотрудничествоЦеркви и СМИ. Насколько это возможно – единение в решении данной проблемы?
 Владыка Кирилл:

 - Я думаю,что это возможно. И средства массовой информации имеют огромное в этом преимущество.Ведь телевидение — это четвертая и реальная власть. К сожалению, собственныесредства массовой информации у Церкви недостаточно еще развиты. Екатеринбургскаяепархия – одна из немногих, где так хорошо поставлено дело в области общественныхкоммуникаций, где существуют свои СМИ. Церковные СМИ обеспечивают совсем незначительнуючасть читающей публики. Что уже говорить о собственном канале (который впервыепоявился именно в Екатеринбургской епархии)! Нужно иметь высокий уровень политическогои культурного самосознания, чтобы работать в диалоге с Церковью. И мы понимаем,что для многих СМИ – это совсем не просто, и поэтому здесь важен диалог Церквисо средствами массовой информации.
 - Решение демографическойпроблемы зависит от работы с молодежью. Потому что именно от молодежи зависитбудущее страны. Владыка Кирилл, какие Вы видите формы работы с молодежью? Современнуюмолодежь не так-то просто заинтересовать…
 Владыка Кирилл:

 - Молодежьзанимается тем, что ей интересно или что её заставляют делать. Это знает каждыйиз семейного опыта. Чаще всего, то, на что указывают и заставляют делать, вызываету молодых людей совершенно обратную реакцию. Когда мы в Церкви имеем дело с молодежью, то должны всегда помнить, что не должно быть никакого принуждения,кроме системы церковных послушаний. Например, когда молодой человек сознательновстает на путь церковного служения, он добровольно поставляет себя под властьПравящего Архиерея или священника. И тогда последующие послушания должны приниматьсяим со смирением и выполняться. Если человек все-таки остается светским, работаетили учится, то, приходя в Церковь, важно чтобы он занимался тем, что ему интереснои нравится. Где сокровища ваши, там и сердце ваше. Если сокровище молодых людейбудет в Церкви, то и сердца их будут там же. И это является огромной нагрузкойдля духовенства и для иерархии вот в каком смысле: должна быть продумана такаясистема работы с молодежью, которая вызывала бы живой интерес. Не только на компьютере или в теннис поиграть, но культурный, интеллектуальный и духовнойживой интерес. И у Православной Церкви есть огромный в этом потенциал. На протяжениидвух тысяч лет никто так не работал, как Церковь. Сейчас нам надо многое переосмыслитьи подучить, ведь когда-то не только работа с молодежью запрещалась, но вообщеразговор на эту тему. Церкви еще придется пройти долгий путь, чтобы правильнои хорошо организовать работу с молодежью. Но этот путь надо пройти как можнобыстрее.
 - У нас в Епархииуже существует Молодежный отдел, и совсем недавно организовался Спортивный отдел.И, самое главное – отклик от молодежи уже есть. Является ли это началом прохождениявышеупомянутого пути?
 Владыка Викентий:

 - Мы пытаемсянайти способы, чтобы молодым людям было интересно. Если парню нравится заниматьсяспортом или играми, то мы организуем это, но плюс ко всему еще у ребят происходитвстреча со священником и с такими же, как этот молодой человек, ребятами, которыетоже исповедуют Православную веру, они в открытую могут поделиться друг с другомо том, как ходят в храм, что они от этого получают радость и утешение. Дажекогда верующий и неверующий играют в одну игру, то второму православный мирне кажется таким уж чуждым.
 Поступил звонокна радио «Воскресение»:
 - «Говорят, что в старших классах вводится факультативный урок ненормативной лексики. Подобныезанятия уже проходят в школе №7 города Ревды: местная учительница русского языкасчитает, что «мат» стал неотъемлемой частью современной культуры. На уроке ужепобывал министр образования Нестеров и наслушался нецензурщины в исполнении«лучших учеников». Это произвело на него огромное впечатление, и он до сих порв замешательстве: продолжать эти занятия или прекратить их. Владыка Викентий,скажите, пожалуйста, Ваше мнение по этому поводу».
 Владыка Викентий:

 - У нас естьлюди, которые занимаются проблемой нецензурной речи. Наши ученые провели такойэксперимент с водой: сначала над поверхностью проговаривали нецензурные слова,а затем добрые и хорошие слова. При этом замечено, что структура воды менялась.Так вот, «мат» действует не только на воду, но и на души людей. Человек на 80%состоит из воды, и когда произносятся гнилые слова, то это очень негативно сказываетсяна психике, как душевном, так и телесном состоянии самого говорящего и его ближних.И если учеными доказано, что это очень плохо влияет на взрослого человека, то что говорить о школьниках!
 - Владыка Кирилл,Вы уже не первый раз в нашей Епархии, и, конечно, Вам знакомы такие святые местакак Храм-на-Крови, монастырь Царственных Страстотерпцев, что на Ганиной яме.Все они связаны с гибелью Царской Семьи. Слава Богу, сегодня мы начинаем осознаватьи по-возможности исправлять ошибки, совершенные нашими предками, которые повернулирусло истории совсем в другую сторону, привели страну к бездуховности. А в чемВы видите сегодня подвиг Царственных Страстотерпцев?
 Владыка Кирилл:

 - ПодвигЦарственных Страстотерпцев состоит в том, что они совершили: они приняли смертьпо-христиански. В свое время я очень много размышлял над словом «страстотерпец»,почему смерть является добродетелью. И вот каков ответ.
 В смертине присутствует никакого лицемерия, никакой игры, никакой неправды. Человекв любых других обстоятельствах способен схитрить, слукавить, сказать неправду,способен представить себя иным, не таким какой он есть. А вот в момент смертиникакая игра не возможна. В предсмертный момент человек показывает себя таким,какой он есть. Видимо, Царственные Страстотерпцы в момент смерти явили истиннуюхристианскую красоту. Ничто не дрогнуло в них. Они остались верными Христу.В этот момент происходит «всплеск» за всю жизнь человека. Ведь есть разные оценкицарствования Государя, роли его супруги: одни говорят доброе, другие лукавое,и это, в общем-то нормально. Ведь царь был государственным деятелем, а любоедолжностное лицо можно оценивать с разных точек зрения. Но вот этот предсмертныйвсплеск духовной энергии объясняет, кем же были эти люди на самом деле. И мыможем с уверенностью сказать, что перед нами были люди всецело преданные Христу.Перед нами стоят лики святых людей. И то, что в этом святом городе живет памятьо Царственных Страстотерпцах, уже изменяет здешних жителей, делая их добрее.
 - Спаси Господивас, Владыки за то, что вы посетили нашу студию, при вашем плотном графике работыв нашем городе Екатеринбурге. Всего Вам доброго!

 С гостями беседовала журналист Полина Митрофанова.Расшифровка аудиозаписи — ТатьянаПепеляева.

 Программа«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям,в 20.00.
 На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217–93–38.
 Храни вас Господь!


 
Событие

Выступление постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на пленарном заседании Международной конференции &quo

 БлагодарюВаше Преосвященство, всех участников, во-первых, за приглашение посетить Екатеринбургскуюепархию. Я второй раз на этой замечательной земле и поэтому, когда получил приглашениеот Владыки, то с чувством благодарности и радости на него откликнулся.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий в сопровождении представителей военного командования побывал в 32-м военном городке и в Екатеринбургском высшем артиллерийском командном училище

 Екатеринбург,21 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 20февраля Правящий Архиерей, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентийсовместно с заместителемкомандующего Приволжско-Уральского военного округа генерал-майором ВикторомАлександровичем Батмазовым и руководителемепархиального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительнымиучреждениями полковника Ильи Константиновича Новожилова побывали на территории32-го военного городка Екатеринбурга.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс