Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (331) → Выступление постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на пленарном заседании Международной конференции &quo

Выступление постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на пленарном заседании Международной конференции &quo

№10 (331) / 8 марта ‘05

Событие

 БлагодарюВаше Преосвященство, всех участников, во-первых, за приглашение посетить Екатеринбургскуюепархию. Я второй раз на этой замечательной земле и поэтому, когда получил приглашениеот Владыки, то с чувством благодарности и радости на него откликнулся.

И благодарюБога, что мне выдалась такая возможность. Я хотел бы с Вами поделиться своимимыслями. Честно говоря, я не готовил специального доклада, и может быть в результатеэтого моего выступления на свет потом и родится какой-нибудь текст, а можетбыть и не родится – посмотрим. Но я бы хотел с вами разделить свои мысли. Я думаю, что тема конференции правильная – «Семья и будущее России». В данномслучае нас, конечно же, интересует будущее России, это наша страна. Но, в каком-то смысле, от семьи зависит будущее всего человеческого рода, всей человеческойцивилизации.
 Сейчас на Западе подвергаются сомнению целесообразность института семьи. Мы позже немножкоскажем о том, почему это происходит. Но, строго говоря, люди потеряли смыслсемейных отношений, не видят необходимости создания семьи. Мне приходилось встречатьсясо многими людьми, достаточно образованными, просвещенными, с мужчинами и женщинами.Особенно вызывает удивление позиция женщин: ну, допустим, сорок лет, а семьинет. Спрашиваешь: «А почему у вас нет семьи?» – «Ну, потому что я занималасьсвоим образованием, профессиональной карьерой». – «А почему вы не создавалисемью?» – «Ну, посмотрим, если это будет необходимо, то создам». Это в сороклет! Ну, а если «не покажется необходимым», то, значит, и «не создам».
 Вот вся этафилософия, направленная на то, чтобы поставить под сомнение ценность семейныхотношений, больше того, поставить под сомнение фундаментальность семьи как основычеловеческого общества. А ведь эта идея не в профессорских кабинетах создаётся,она вырастает из жизни. Если бы кто-то создал теорию отказа от семьи, давайтепрямо скажем, кто бы эти книжки прочитал? Каким бы массовым тиражом их нужнобыло бы распространить? Как бы эти идеи надо было растиражировать? – Нужно было б проводить конференции, наверное, подобные нашей конференции, чтобы убеждатьлюдей в том, что семья не нужна. Ничего подобного не делается. Никто прямо и откровенно не пропагандирует отказ от семейной жизни. Никто прямо и откровенноне говорит: знаете, да не надо вступать в брак! Если б такой человек появился,то его идеи были бы восприняты обществом с удивлением, да ещё неизвестно, возможно ли было бы такому человеку прямо обратиться к обществу с призывом отказатьсяот семьи. Вот тут, наверное, общество-то и выступило бы с протестом. И вместес тем происходит в жизни реальный отказ от семьи. Может быть, пока эта темане так актуальна в Екатеринбурге, но, думаю, в Москве она уже становится актуальной.А если взять Западную Европу и Америку, то эта тема уже более чем актуальна.Люди рационально, разумно отказываются от семейной жизни.
 Происходитэто не потому, как я сказал, что есть какая-то теория, есть какая-то идея, естькакие-то лжеучителя. А происходит это, если хотите, по потребности людей. Многимлюдям не нужны семейные отношения. Они их связывают, они являются обузой, мешают.Я думаю, что о самой главной причине, почему происходит отказ от семейных отношенийили распад семейных отношений, мы поговорим сугубо, потому что она для нас являетсянаиболее актуальной, – но начали мы с общей темы отказа от семьи.
 Отказ от семьи происходит потому, что из человеческого обихода практически выводитсяпонятие греха. Смотрите, что происходит на мировоззренческом уровне: мы сегодняговорим о правах и свободе людей, это главная тема – права и свобода людей.Все международные организации строят свою деятельность таким образом, чтобыв основе лежала защита прав и свобод людей. Вся эта идея имеет свой генезис,своё происхождение. Началось всё в далёком XVI веке в Западной Европе, в эпохутак называемого Ренессанса – возрождения языческой культуры, которая проходилапод знаком если не отрицания Церкви и Христа, то поставления человека на местеБога в жизни. Если первое тысячелетие христианской эпохи прошло под знаком теоцентризма,центричности Бога в человеческой жизни, – человек жил ради Бога, он осознавалсебя подотчётным Богу, осознавал, что Бог является высочайшей ценностью, – то,начиная с эпохи Ренессанса, и потом, в так называемую эпоху Просвещения, в центрчеловеческой жизни была поставлена человеческая личность. Бог был оттеснён из этого центра. И человеческая личность была объявлена абсолютной ценностью. Отсюдаистекает идея автономности человека: человек свободен, в том числе и от Богасвободен. А если человек свободен от Бога, тогда исчезает понятие греха. Потому,что грех – это есть нарушение Божьего закона. А если человек — начало всего,мерило всех вещей, единственная абсолютная ценность, «всё для блага человека,выше человека нет ничего», – то какой же тогда Божий закон? – Бог в стороне.В лучшем случае это частное дело людей: «ну, хорошо, хочешь верить в своегоБога – верь», но общество не будет жить по этим божественным законам. Вот этиидеи нашли очень яркое выражение в политической мысли западной Европы, под этимиидеями прошла Французская революция, и благодаря французской революции эти философскиеидеи стали политической программой. Они были положены в основу государственнойжизни Франции. А потом не только Франции, но и всей западной Европы. А черезсоответствующие инструменты международного сотрудничества, через деятельностьмеждународных организаций эти принципы свободы и прав человека вне ответственностипред Богом были положены в основу жизни всей человеческой цивилизации.
 Ещё раз хочусказать, что эта идея не исключает религиозности: хочешь – верь, хочешь – нет,но это твоё частное дело. Ты со своей верой в жизнь общества не входи. Ты не можешь мотивировать свои поступки общественные, – а если ты государственныйдеятель – государственные поступки, – своими религиозными убеждениями. Это не позволяется. И если в XVIII веке об этом говорили, но общество было ещё всёрелигиозным. Даже, несмотря на то, что кровавым образом эту религиозность разрушалив пожарище революции, она давала свои ростки. И в XVIII, и в XIX, и в XX веках…А вот на излёте двадцатого века стали происходить драматические явления. Я говорюне только о России, я говорю обо всём мире. Религиозная идея стала не простоде-факто, вне общественной жизни, она стала постепенно вытесняться из общественнойжизни при помощи государственного воздействия. Приведу пример. Я думаю, что многим из вас известен тот факт, что один из высокопоставленных чиновников ЕвропейскогоСоюза, итальянец, по фамилии Бутильони, христианин, католик, был избран на должностьпредседателя комиссии, т.е. министра, министра общеевропейского правительства.И вот на одной из пресс-конференций его спросили о гомосексуализме, и, как человекверующий, он ответил, что это грех. Имел право верующий человек сказать, что вот этот вид человеческого распутства – грех? Это ж его убеждения! Если свобода– так свобода во всём, в том числе и свобода исповедовать свою веру публично.Что вы думаете? – Он был снят с должности министра, потому что его убежденияне соответствуют европейским стандартам.
 К чему я всё это говорю, я говорю к тому, что во многих странах религия под влияниемобстоятельств жизни сознательно вытесняется из жизни общества. А если вытесняетсявера и религия, то вытесняется понятие греха. А если вытесняется понятие греха,то смешиваются понятия добра и зла, и нет добра и зла, а есть свобода выбора.
 Вот я недавновернулся из Швейцарии. Во время этой рабочей программы у меня был один свободныйвечер, пригласили меня в одну семью. Пожилые люди, хозяин дома – очень известныйучёный-математик, кстати, наполовину русский, наполовину швейцарец. И собраласьинтересная компания людей, учёных, уже зрелого возраста. Как вы думаете, о чёммы беседовали весь вечер? Мы беседовали о том, что такое добро и что такое зло.Ну, очевидные понятия! И я, к ужасу своему, обнаружил, что совершенно не очевидные,– если людям постоянно говорить о том, что добро и зло – это относительные категории,они зависят от вашего взгляда, от вашей точки зрения, от вашего понимания мираи человека. Что для одного человека это добро, а для другого – это зло. В концеконцов, люди не будут понимать, что такое добро и зло. Вы знаете, читая Апокалипсисв детстве, я всё никак не мог понять: ну, как же так, придёт антихрист-злодей,как же его сможет род человеческий принять? Ведь это ж так очевидно: если онбудет злые вещи проповедовать, как же их принять-то можно, эти злые вещи? Оказывается,очень просто! Если нет разницы, между добром и злом, если всё это – «различныеточки зрения», имеющие право на существование, одинаково уважаемые. И принятиетой или иной точки зрения просто зависит от вашего свободного выбора. Свободаи право включают в себя в том числе и свободу и право на грех, на зло. Естьтолько одно ограничение – ваши действия не должны ограничивать свободы другогочеловека. Или они не должны быть противоправными с точки зрения принятых законов,иначе вы просто будете подвергаться судебному преследованию. А если ваши действиязлы, греховны, но попадают под норму закона, то делай, что хочешь. Хочешь вступатьв гомосексуальные браки – вступай, общество это признает, зарегистрирует, найдутсяцеркви, которые повенчают. Хотите не жить в браке, хотите, чтобы у вас былобесконечное количество «партнёров», которых вы будете менять, – пожалуйста,это ваше право, никакого греха нет. Это «нормально».
 Вы думаете,эта точка зрения не присутствует в нашем обществе? Присутствует. Мне много разприходилось встречаться с молодыми людьми, по разным поводам, в разных аудиториях,больших и маленьких, где шли откровенные разговоры, и нередко меня спрашивали:а что ж плохого-то, мы же, вроде, друг другу зла не делаем, почему нам не житьвместе вне брака? И понимаешь, что у людей действительно утрачено понятие греха,а я ещё раз хочу подчеркнуть, что грех – это преступление Божьего закона. А что такое Божий закон? Закон тяготения – это Божий закон или не Божий? – Божий.Бог создал мир, и закон тяготения вы можете принимать или не принимать, но никтоне будет бросать вызов этому закону, нормальный человек не откроет окно на 9-мэтаже и не ступит в пропасть, потому что точно будет знать, что он упадёт и разобьётся. Бог вложил такие же непреложные законы в развитие человеческой личности,общества, Он их вложил в нашу природу, Он дал нам инструмент, который бы помогалэти законы опознавать, – совесть, которая говорит часто сильнее всякого радиои телевидения, которая не даёт покоя человеку, когда он совершил плохое. И Богсказал, что, только живя по этому закону, человек состоится как личность и можетсуществовать человеческое общество. Таких прямых текстов в Священном Писаниинет, но эта идея содержится во всём Божественном Откровении. Замечательно сказанов книге Второзакония: «Я предложил тебе жизнь и смерть, — говорит Господь, —два пути, и что же? Избери жизнь, чтобы жил ты и дети твои». А жизнь — это и есть жизнь по Божьему закону. Игнорировать закон нравственности, закон, отличающийдобро от зла, закон, отличающий правду от греха, – это всё равно, что открытьокно на девятом этаже и ступить в бездну.
 Мы сейчасговорим о кризисах человеческой цивилизации, в том числе и о кризисе российскогообщества. Я вижу главную причину кризиса в исчезновении понятия греха, неправды,в смешении понятий добра и зла, в этой бесовской круговерти, куда вовлеченався человеческая цивилизация, в том числе и Россия. И в этой круговерти естьсила, которая общему движению препятствует, идёт против течения. Это христианскаяобщина, именуемая Церковью.
 Некоторыелюди говорят, что религия – это дело слабых: бабушки, пожилые люди, одинокиелюди, им нужно какое-то утешение. А я вам скажу, что религия – это дело сильных,потому что вера всегда требует движения против течения. Что такое узкий путь?Узким путём мы восходим в Царствие Небесное. Узкий путь – это метафора, этоидея трудного пути. Широким путём идти легко, в широком потоке – все как один,один как все: «Почему я этого не должен делать, ведь сосед это делает?». Как просто жить как все: куда тебя повели, как тебя научили с телевизионного экрана!Все идут вместе – как просто и легко!
 Наша задача,христиан, – не идти в общем потоке, если этот поток есть путь смерти.
 А теперьо семье в России. Действительно, у нас, в нашей стране, каким-то Божьим чудом,несмотря на годы атеизма, сохраняется, может быть в большей степени, чем в другихместах, эта способность отличать добро от зла. Есть ещё в народе живое понимание,что такое грех. Не надо идеализировать, не надо считать, что всё в порядке:уже много что произошло, и сознание многих помрачилось. Но народ всё-таки остаётсясовестливым. Достаточно поговорить с человеком, особенно это бывает во времядружеских бесед или во время исповеди, даже исповеди маловерующих людей, вернее,малоцерковных людей (потому что маловерующий человек никогда не будет исповедоваться).Таких, которые никогда в церковь не ходят, даже иногда перекреститься стесняютсяили не хотят, а потребность имеют. Общаясь с такими людьми, понимаешь, что народсовестливость-то свою сохраняет. И до тех пор, пока это будет, у нас сохраняетсянадежда на спасение, на будущее России.
 Если же говоритьо теме семьи, главная проблема у нас сегодня иная, в отличие от Запада, гдеотказ от семьи, нежелание вступать в семейные узы, или поздние браки, или бракипо расчёту, с контрактами, расписанные, – пока до нас это всё ещё не дошло,хотя может дойти. Главная проблема наша заключается в распаде семей. Я не хочувас пугать статистикой, наверное, вы много слышали всякой статистики, у васнедавно проходила конференция по демографии, не буду повторять все эти цифры.Но совершенно очевидно, что большинство первых браков, заключаемых молодымилюдьми, распадаются. Думали, что венчание повлияет. Может быть, в каком-то смыслеи повлияло, но не очень. Почему? Да потому, что люди часто приходят венчатьсяв церковь не по убеждениям, а ради красивого обряда. Ради белого платья, радимузыки, ради торжества. А священники не всегда используют эту возможность для того, чтобы сказать молодым людям о смысле брака. И получается – что в загс,что в церковь – пришёл, повенчался, а дальше – жизнь по своей логике.
 Что же этоза логика, которая приводит к разводу? И здесь нам нужно с вами поговорить,возможно, о самом главном, может быть, прикоснуться к самому существенному,что есть в жизни. К тому, что такое хороший и что такое плохой человек. Ведькогда спрашиваешь молодых: «Почему вы развелись?» – в 80 % случаев отвечают:«Не сошлись характерами». Т.е. людям, живущим в браке, друг с другом плохо,некомфортно. Разорвались связи, которые их связывали, и жизнь вместе становитсяневозможной. А тут появляются, своего рода, различные искушения, параллельнокакая-то другая жизнь, – и брак распадается. Так вот, вопрос о том, почему,находясь в предбрачном состоянии, молодой человек и девушка считали себя счастливыми,обнимались, чуть ли ни целовались публично на улице, всё время находились вместе,держались за руки, иногда даже нарочито это всё делалось, а в браке, почему-то это всё распалось.
 То, о чёммы сейчас будем говорить, имеет отношение вообще к теме любви. Иногда спрашивают:«Что такое любовь?». Бог ты мой, сколько ответов! Бесконечная вереница этихответов! Действительно, нет, наверное, какого-то всеобъемлющего ответа. Но как проверить, любишь ты человека или не любишь? Ведь в процессе знакомства молодыхлюдей возникает множество факторов, которые друг к другу людей привлекают: внешность,возникшая симпатия, факторы физиологического порядка, социального порядка…Допустим, в семье плохо с родителями, на улице одному одиноко. И вдруг появляетсясущество, с которым приятно и радостно быть вместе. Работает много различныхфакторов на то, чтобы два человека сблизились, проводили вместе время и дажесоздали свою семью. А потом семья распадается. Это что, любовь была и исчезла?– Один возможный вариант. А, может, её и не было, этой любви? Что такое любовь?Как проверить чувства; как проверить ваши отношения друг с другом; способнывы создать брак или семью или не способны? Любовь проверяется только одним способом– любовь проверяется жертвой. А иначе и быть не может.
 Господь нашИисус Христос показал нам величайший пример любви. Мы знаем, что эта любовьк роду человеческому была связана с жертвой. Бог так полюбил мир, что отдалСвоего Сына единородного. И Господь принимает крестную смерть ради любви. Онне мог не принять этой смерти. Некоторые говорят: а почему Спаситель взошёлна крест? – Он, конечно, мог и не взойти, как Он говорил об этом, никакая сила бы не подняла Его на крест. Он всходит на крест добровольно. Почему? Потому,что это Его потребность. Он любит, и ради любви Он жертвует Собой.
 А теперь,к самой главной теме – что такое хороший человек, что такое плохой человек?
 Каждый из нас обладает определённым эгоизмом. Кстати, эгоизм в определённых рамках и границах– нужное и необходимое дело. Кто же о нас позаботится, если не мы сами? Еслимы чувствуем холод – мы одеваемся, если чувствуем жажду – берём стакан воды;мы голодны – кушаем. Мы заботимся о себе. В этом смысле здоровая забота о себеявляется условием выживания человеческой личности. Господь это вложил в нашуприроду. Ребёнок новорожденный на себя одеяльце тянет, и рука у нас так устроена.Во всём этом есть свои грани и свои границы, за которые переходить нельзя, –но в природу Господь нам вложил чувства к себе. Так вот, всё, что нас окружает,мы всегда оцениваем через себя. У нас другого критерия не существует, и людеймы оцениваем настолько, насколько они нам хороши. Объективная оценка – это всегдадело условное. Мы говорим: «хороший человек». А в каких случаях «хороший человек»?– Когда мы от этого человека что-то получили. Вот вы приходите к начальникув кабинет, он вас принял, он вам отдал своё время, с вами поговорил. Вы выходитеи думаете: «Хороший человек». А неизвестно, хороший он или плохой. Для вас-то он хороший. Или вы подошли к дверям начальственного кабинета, а секретарша вамговорит: «Не может, занят!». Выходит этот начальник и говорит: «Простите, занят».И прошел мимо. Вы не знаете, хороший он человек или плохой, вы не знаете, почемуон вам так ответил, но уходите вы с совершенно конкретной характеристикой этойличности: «Вот тоже мне, не принял!». Эта способность воспринимать мир черезсебя тоже заложена Богом. Так вот, хороший человек – этот тот, который отдаётнам себя: время, внимание, материальные ресурсы, своё здоровье, свои силы. Чембольше отдаёт, тем он лучше, чем меньше отдаёт, тем хуже. Хороший муж – этотот, который отдаёт себя жене. Хорошая жена – та, которая отдаёт себя мужу.А когда он (или она) перестаёт себя отдавать, они становятся друг для другаплохими. Но отдавать себя – это всегда жертва. Отдать – значит пожертвовать.Значит, хороший человек – это тот, который себя жертвует другому. И добрые делавсегда сопровождаются жертвой. А жертва – это дискомфорт, это ущемление самогосебя, отнятие от себя неких материальных или духовных благ, это всегда отдатьсебя, опустошить себя ради другого.
 Человеческаяцивилизация развивается сегодня по другому пути, эта цивилизация исключает понятиежертвы, даже жертвы во имя Родины, этого понятия сейчас практически не существует. Высшей ценностью является человек, а умирать во имя государства, во имя некойобщности людей, – «а почему?». Отсюда, например, совершенно разные понятия,допустим, предательства во время войны. Он с немцами сотрудничал, – «а почему бы и нет, это его свободный выбор, это его мнение». И такие комментарии в отношениивойны вы можете получить во множестве, когда оправдывается предательство «власовцев»,когда оправдывается предательство полицаев, когда говорится про «свободный выбор»,про «влияние политических обстоятельств». Интересно, как бы вы поступили в такихслучаях, честно говоря. Дело в том, что любая жертва сегодня не принимаетсяобщественным сознанием. Идея жертвы как блага сохраняется в религиозном сознании,в религиозной этике, потому что это связано в христианстве с понятием любви.Почему и патриотический подвиг мы описываем не в категориях социальных или политических,– не верность партии, правительству, – а нет больше той любви, кто душу своюположит за други своя. Нет понятия любви как самоотдачи, есть эгоистическоевосприятие: встречается молодой человек с девушкой, им хорошо, а потом возникаетвопрос: «Почему вечером нам нужно расставаться, почему мне нужно идти домой?Давай вместе жить». И на будущее проецируется эта романтическая атмосфера: намс тобой хорошо, так будет и дальше, ещё будет лучше. Но вместе-то начинаетсясерьёзная жизнь: проблемы жилья, зарплаты, рождается ребёнок, болезни, невзгоды,да мало ли что, когда нужен мужественный ответ на эти вызовы жизни. А какой же ответ, когда хотели только удовольствия! Ведь ради удовольствия вступалив брак, чтобы продлить эту романтику, может, на всю жизнь. А никакой романтикинет, есть суровая жизнь. И люди говорят: «Зачем мне это надо? Я сейчас имеюситуацию хуже той, что была до брака, да гори всё синим пламенем!». – И нетбрака…
 Та же самаяфилософия лежит в основе демографического кризиса. Когда мне говорят: «знаете,причина демографии – экономическое положение в стране», – я говорю, что этоневерно, это глубочайшее заблуждение. Наши прадеды и пращуры жили беднее нас,а имели по тринадцать человек в семье. Мой дед имел восемь человек и всю жизньпровёл в тюрьмах и лагерях, потому что он был христианином. И бабушка одна воспитывалаэти восемь человек. Одна, в нищете. И никто никогда не пожалел, что восемь человекдетей. И сегодня в мусульманских странах часто экономический уровень простогонарода не выше, а ниже – в лачугах живут, но семьи большие. Главная причинанашего отказа от семьи и от детей – это неготовность и неспособность жертвовать,потому что нет любви. А кроме того, нет понятия греха: «зачем мне быть вернымэтому человеку или этой женщине?». Появляется много других возможностей. И никтоне скажет, что это плохо. Это «нормально».
 Посмотритетелевизор: в каждом фильме об этом, не говоря уже о передачах специальных на НТВ. Всё о том, «как это правильно и разумно. И какие-то «ужасные предрассудки»существуют, которые связывают двух людей на веки вечные вместе, да ещё «каких-то детей нужно иметь». Ну как же мы хотим, чтобы при всём этом в стране у нас былакрепкая семья и была решена демографическая проблема?! Поэтому, главная проблема– сохранения семьи – упирается в способность человека отличать добро от зла.И если люди способны отличать добро и зло, имеют понятие греха, то они способнысоздавать крепкие семьи и жить полной жизнью в общении с другим человеком.
 Наконец,последняя тема – будущее России. А почему будущее России зависит от семьи, а не от развития ВПК? Может, мы на ВПК должны прорыв сделать? У нас мощный интеллектуальныйпотенциал, заводы, которые не загружены. Обеспечить рывок – будет тогда удвоение,утроение валового продукта, к чему нас призывает Президент. Некоторые так и думают: главное, что нужно России сегодня – это удвоение ВВП, т.е. рост экономический,а дальше всё само решится. Будут деньги, будет экономика, будет образование,дети появятся, – всё будет нормально, только давайте мы это ВВП удвоим, утроим.Но на Западе-то утроено, учетверено это ВВП – а люди и общество вымирают. Но там маленькие страны, компактное проживание, перенаселение, едешь от городадо города – нет границы, всё равно что в одном большом городе перемещаешься.А Россия, с её просторами от Калининграда до Анадыря, – когда летишь на самолётенад этими огромными просторами и под тобой ни сёл, ни городов!… Мы беседовалис Эдуардом Эргартовичем утром перед началом этой конференции. Была очень интереснаябеседа, и как раз об этом говорили. Я поделился своими впечатлениями, что летишьиз Москвы в Токио – и под тобой эти просторы, «неколонизированные». А рядом– миллиарды населения, которым нужно жизненное пространство и которым нужноколонизировать эти богатые земли, на которых нет людей. А сейчас эти земли ещё и защитить невозможно, потому что армии нет и вооружения нет. Так для кого мыВВП-то будем «удваивать»? Экономика для кого? Способны мы будем управлять тойземлёй, которую Бог дал нашему народу? – Для этого нужны здоровые люди, способныетрудиться. Не буду вам говорить о статистике, но статистика невероятно тревожная.Если из общего количества нашего населения исключить пенсионеров, если из оставшейсячасти исключить детей, а из этой части исключить инвалидов, а также открытыхи скрытых алкоголиков, наркоманов, больных СПИДом, т.е. людей с пониженной социальнойактивностью или вообще лишённых такой активности, – нам не только на Россиюнарода не хватит – на одну какую-то взятую часть России может не хватить!
 Конечно,это всё с социальной точки зрения и с экономической точки зрения взгляд на проблему.Но ведь есть взгляд и с культурной точки зрения: погибает народ, погибает культура.А с религиозной точки зрения – уходит православный народ, уходит Православнаяцивилизация. И на её место придёт ведь другая цивилизация!…
 …Я думаю,что есть колоссальные побудительные причины к тому, чтобы озаботить сегодняпроблемой семьи, чадорождением в нашей стране. От того, как мы будем решатьэти проблемы, реально зависит будущее России. Я совсем не хотел бы минимизироватьтему экономики России, мы должны действительно достичь прорыва в экономике,потому что нужно обеспечивать достаточно высокий материальный уровень человека,чтобы в условиях современной цивилизации мог раскрываться его потенциал, – всёвзаимосвязано. И экономика имеет своё духовное измерение, и было бы лицемериемговорить, что, «знаете, нам это всё не нужно, вот давайте снова жить в деревенскиххалупах, и нам будет достаточно». Это невозможно. Но тем не менее тема семьи,тема будущего России – сегодня центральная тема.
 Нравственныйкризис современного отечества и нашего человека является самой главной проблемой,без решения которой мы ничего не сделаем. Однажды, посещая один из районныхцентров в своей епархии, я имел беседу с вновь избранным руководителем, молодымчеловеком. Должен сказать, что всегда, посещая районные центры и даже районыи сёла, часто спрашиваю руководителей: что вам нужно, чтобы сдвинуться с места?И ответ обычно такой: «Нам нужны инвестиции и технологии – и мы разовьём производство,мы вырвемся из этой ситуации». И только один раз этот молодой, вновь избранныйруководитель мне сказал: «Владыка, нам человека менять надо». – «Подождите-подождите,что-то не понимаю, а как же обычно говорят: инвестиции, технологии?». Он отвечает:«Да что там эти инвестиции, технологии? Дайте нам сегодня инвестиции – разворуем,дайте технологии – разрушим». И ведь это действительно во многом так. Пустьи не тотально, пусть на сто процентов невозможно всё разворовать и разрушить,но своровать значительную часть и понизить отдачу технологий легко за счёт человеческогофактора, так оно и происходит. И поэтому человеческий фактор, человеческая личность,человеческая нравственность – это то, что должно быть сегодня в центре нашеговнимания. То, над чем должна особо работать Церковь, она должна работать во взаимодействии с государством, с обществом. Для этого все мы должны быть нацеленына достижение одной реальной цели – изменить к лучшему нашу жизнь. Не для того,чтобы лучше есть и больше пить, чем сегодня, – но чтобы было будущее России.
 Спасибо за внимание!

 
120 лет Екатеринбургской епархии

Сотрудники отряда ГО и ЧС Нижнетуринского района приняли участие в общегородском Крестном ходе в честь 120-летия Екатеринбургской епархии

Екатеринбург, 23 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Сотрудников отряда ГО и ЧС Нижнетуринского района духовно окормляет настоятель прихода во имя Святителя Иоанна Митрополита Тобольского города Нижняя Тура иерей Анатолий Разуменко. За последнее время отец Анатолий провел с сотрудниками отряда несколько духовных бесед на различные темы. Несколько дней назад сотрудники отряда стали участниками разговора с батюшкой о войне в Афганистане. Бойцы отряда приняли участие в общегородском Крестном ходе, недавно прошедшем в Нижней Туре в ознаменование 120-летнего юбилея Екатеринбургской епархии.

 
Архипастырь

Беседа с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и архиепископом Викентием в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» 19 февраля 2005 года

Екатеринбург, 10 марта, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии». -Владыка Кирилл, сегодня первый день работы международной научно-практическойконференции «Семья и будущее России».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс