Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 22 февраля, «Информационное агентствоЕкатеринбургской епархии».
«ВашеВысокопреосвященство! Ваши Превосходительства! Уважаемые господа! Дорогие отцы,братья и сестры!
11 февраля,в день, когда наша Церковь чтит память святителей Герасима, Питирима и Ионы,епископов Великопермских и Усть-Вымских, исполнилось 120 лет Высочайшего утвержденияГосударем Александром III доклада Святейшего Синода о необходимости учреждениясамостоятельной Екатеринбургской епархии на основе ранее существовавшего викариатства.
И празднуя ныне этот торжественный юбилей, мы должны оглянуться на тот духовныйпуть, который прошли наши предшественники, осмыслить духовные уроки, которыеони нам оставили.
Православиепришло на Урал с русской государственностью и с русским населением почти одновременнос освобождением Великого княжества Московского и союзных с ним земель от ЗолотойОрды. На северо-востоке Руси, в верховьях Волги, по рекам Сухоне и Вычегде,в лесах стали появляться поселения и первые монастыри. Русские переселенцы со стороны Вологды и Устюга Великого постепенно достигли западных предуральскихземель.
Коренноенаселение здесь состояло из племен коми и было сплошь языческим. Первым просветителемуральской земли по праву считается сомолитвенник преподобного Сергия Радонежскогосвятитель Стефан Пермский. Прекрасно знавший местный язык, он силою убежденияв короткое время обратил в Православие большое число язычников. Итогом этойдеятельности стало учреждение в 1383 г. Великопермской епархии, что дало возможностьрасширить катехизаторскую деятельность и продолжить освоение не только Уральскогокрая, но и Зауралья. В состав Великопермской епархии входили тогда все осваиваемыеземли к востоку от Перми, Урал, Зауралье и Сибирь. Таким образом, и вся территориябудущей Екатеринбургской епархии
Окончательноеприсоединение уральских земель состоялось в царствование Ивана Грозного. В 1552 г. в состав Московского государства вошли земли бывшего Казанского ханства,в том числе лежащие к западу от Уральского хребта. С завоеванием Сибири Ермакомв 1582 г. были присоединены земли, лежащие к востоку от Уральского хребта. Чтобыиметь надежное сообщение с Тобольском, а также сохранить завоеваннные территорииот набегов инородцев, решено было построить ряд крепостей. В 1598 г. основангород Верхотурье, через который проходил единственный официально разрешенныйпуть на восток, называвшийся Государевой тропой, или Бабиновской дорогой.
Огромноевнимание царь обращал на монастыри, зная какое миссионерское значение они оказываютв новоприсоединенных землях. В освоении западного Урала большую роль сыгралиСоликамский Вознесенский и Пыскорский Спасо-Преображенский монастыри, в немалойстепени поддерживавшиеся богатыми купцами Строгановыми. Немного позже сталипоявляться монастыри на восточном Урале. Первым из них стал в 1604 г. ВерхотурскийНиколаевский мужской монастыря, самый древнейший из всех сибирских обителей.
Развитиеприходов и монастырей, успешное освоение новых земель привело к тому, что в 1620 г. царь Михаил Романов, «по совещании с родителем своим» — ПатриархомФиларетом учредил Сибирскую епархию с архипастырской кафедрой в Тобольске. ОгромнаяВеликопермская епархия была ограничена с востока по Уральскому хребту. Все что находилось за водоразделом, в Азиатской части континента, а значит и большаячасть территории будущей Екатеринбургской епархии, вошло в состав Сибирскойепархии. В итоге, в течение почти 180 лет церковью на Среднем Урале управлялиСибирские иерархи. В 1620 — 1721 гг. они носили титул Сибирских и Тобольских,а в 1721 — 1799 гг. — титул Тобольских и Сибирских. Переименование произошлоиз-за образования самостоятельной Иркутской епархии, то есть дальнейшего разграниченияосваиваемых территорий для их лучшего управления.
За этот периодв Сибирской епархии сменилось 6 архиепископов и 12 митрополитов. Я назову именатолько самых выдающихся их этих архипастырей.
Первый Сибирскийархиепископ Киприан (Старорусенников) известен твердостью духа и подвижническойжизнью. Отправляясь в Сибирь, он взял с собой монахов из Соловецкого, Хутынскогои Волоколамского монастырей — частью для распространения христианства, частьюдля определения в настоятели сибирских обителей. В Верхотурье он внимательноосмотрел церкви и монастыри и в четыре дня своего пребывания учредил там новый,лучший, порядок. Настоятелем Николаевского монастыря поставил своего сподвижникаигумена Германа.
МитрополитИгнатий (Римский-Корсаков) в 1695 г. освидетельствовал и открыл мощи первогоуральского святого — Симеона Верхотурского, которые тремя годами ранее чудеснымобразом вышли из земли и уже прославились исцелениями.
Митрополит Филофей (Лещинский) прославился активной миссионерской деятельностью.При нем крестилось около 40 тыс. остяков, вогулов и других инородцев. В 1704 г. по его благословению мощи праведного Симеона были перенесены из села Меркушинов Верхотурский Николаевский мужской монастырь, что послужило причиной оживлениямонашеской жизни. В 1716 г. упомянутый монастырь сгорел дотла, однако мощи осталисьневредимы.
МитрополитИоанн (Максимович) за большую подвижническую деятельность и чудеса, происходившиеу его гроба, в 1916 г. причислен к лику святых. Теперь он широко известен как святитель Иоанн Тобольский.
Следующийэтап в освоении Уральского края связан с развитием горнозаводского дела. Особуюроль в этом сыграли купцы Демидовы. В 1716 — 1726 г. Никита Демидов с сыномАкинфием основали 6 заводов, в том числе Нижнетагильский, в котором в 1764 г.была заложена каменная Входо-Иерусалимская церковь. Преимущественно же строилисьдеревянные храмы. В конце XVIII — начале XIX в. Демидовы, с целью пополнениярабочей силы, осуществили переселение крепостных людей из Центральной России,главным образом из Тульской и Черниговской губерний. Переселенцы и составилиоснову православных приходов главных уральских заводов.
История основанияТурьинских рудников, Петропавловского, Богословского и Николае-Павдинского заводови строившихся здесь храмов тесно связана с другим известным именем — Верхотурскогокупца Максима Михайловича Походяшина. У него постройке завода всегда предшествовалазакладка храма. Так, при основании завода на реке Турье, была заложена каменнаядвухэтажная церковь, верхний храм которой в 1776 г. освящен во имя апостолаи евангелиста Иоанна Богослова. Соответственно и завод, успешно вступивший нынев XXI век, стал именоваться Богословским.
С появлениемнового административного деления — устроения губерний — стало меняться и внутрицерковноеуправление. 16 октября 1799 г. указом императора Павла I была учреждена самостоятельнаяПермская епархия с кафедрой в Перми. Территория епархии совпадала с территориейПермской губернии. В связи с этим, приходы и монастыри, действовавшие на территориинашей нынешней области вновь перешли под управление пермского священноначалия.
В течениеследующих 85 лет церковью на Среднем Урале управляли Пермские иерархи. За этотпериод сменилось 10 епископов. В 1799 — 1833 гг. они носили титул Пермских и Екатеринбургских, а в 1833 — 1885 гг. титул Пермских и Верхотурских.
Все эти годыЗауральской части Пермской губернии и соответственно епархии быстро росло числонаселенных мест, а следовательно, и число церквей, что делало затруднительнымуправление приходами. 25 декабря 1833 г. при епископе Аркадии (Федорове) состоялосьучреждение Екатеринбургского викариатства.
Викарий получилтитул епископа Екатеринбургского. По причине тесноты соборной Екатерининскойцеркви решено было обратить в собор приходскую Богоявленскую церковь. Из трехкандидатов, представленных государю Синодом, получил утверждение Евлампий (Пятницкий),настоятель Московского Лужецкого монастыря и ректор Вифанской семинарии. Показательно,что при епископе Евлампии в уже в том же 1833 г. открылось Екатеринбургскоедуховное училище, в котором затем учились будущий писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк,будущий изобретатель радио А.С. Попов, будущий обер-прокурор Синода А.В. Карташов.
За 51 годсуществования Екатеринбургского викариатства сменилось 12 викарных епископов.Эти годы были годами дальнейшего бурного церковного строительства. К 1885 г.количество церквей в Пермской епархии значительно увеличилось и достигло 827.
Управлениеобширной церковной областью становилось все более обременительным для одногосамостоятельного епископа, жившего в Перми. В связи с этим Синод доложил императоруАлександру III, что «по обширности Пермской епархии и по значительной численностив ней православного населения, храмов Божиих и служащаго при них духовенстванеизбежно встречаются большие неудобства и затруднения в управлении зауральскойчастью Пермской епархии, особенно касательно священнослужителей, благоустройстваприходов и мероприятий против раскола», поэтому взамен Екатеринбургскоговикариатства предлагалось образовать особую самостоятельную епархию. В составновой епархии предполагалось передать из Пермской все уезды, находящиеся за Уральскими горами, а именно: Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловскийи Шадринский.
11 февраля(29 января по старому стилю) 1885 г. доклад Синода был высочайше утвержден.Викарный епископ Нафанаил (Леандров) стал первым самостоятельным Екатеринбургскимархиереем. Это был первый случай в России, когда в одной губернии имелись двесамостоятельные епархии.
В моментобразования епархии, в ней, в 24 благочиннических округах, имелось 428 церквей(328 каменных и 100 деревянных). Из них 9 соборных, 375 приходских, 8 домовыхи 36 приписных. Кроме этого, имелось 446 часовен (93 каменных и 353 деревянных).Количество приходов составляло 408 (374 православных и 34 единоверческих). К глубокой печали нашей мы видим, что ныне в пределах Екатеринбургской епархииприходов менее чем в то далекое время. А ведь тогда не было на Урале многомиллионногонаселения града Екатеринбурга и других многих стотысячных городов нашей области.
Количестводуховенства составляло 692 человека. И здесь наши сегодняшние данные намногоскромнее.
В епархии имелось 2 мужских монастыря: Верхотурский Николаевский и ДалматовскийУспенский, 2 женских монастыря: Екатеринбургский Ново-Тихвинский и Верх-ТеченскийСвято-Троицкий и 3 женских общины: Колчеданская Покровская, Каменская Преображенскаяи Красносельская Введенская. Насельников при них: 150 человек монашествующихи 737 человек послушников. При монастырских училищах и приютах воспитывалось374 человека.
В 1913 г.в Верхотурском мужском монастыре возведен самый большой в епархии и один из крупнейших в России Крестовоздвиженский собор. В нем был сооружен мраморныйпостамент для мощей святого праведного Симеона Верхотурского, обнесенный бронзовойрешеткой, с массивной и вместе с тем изящной сенью. Сень весом 500 пудов (свыше8 тонн) изготовлена товариществом И.П. Хлебникова в Москве по заказу Царскойсемьи, которая весьма почитала этого угодника Божия.
Ко дню освящениясени из Екатеринбурга в Верхотурье предпринято паломничество. В Ново-Тихвинскоммонастыре была специально написана икона великомученицы Екатерины, предназначавшаясяв дар Верхотурью. На полях были изображены чтимые иконы екатеринбургских храмов.6 мая около тысячи человек двинулись в путь. Постепенно количество богомольцевувеличивалось. К 16 мая их было уже около 5 тысяч человек. 24 мая, пройдя пешком378 километров, паломники вступили в древнюю столицу Урала. 25 мая состоялосьосвящение сени и раки. 27 мая был освящен левый придел Крестовоздвиженскогособора в честь праведного Симеона, после чего святые мощи были торжественноперенесены в собор из Николаевского храма.
В июле 1914 г. на Урале в сопровождении сестер Марфо-Мариинской общины побывала великаякнягиня Елисавета Феодоровна. Большую часть времени своего паломничества онапосвятила верхотурским монастырям.
В 1917 г.,в канун революционных потрясений, общее количество приходов равнялось 504 (465православных и 39 единоверческих). Все приходы объединялись в 31 благочинническийокруг, из которых три являлись единоверческими. Земельная собственность церквейв 1917 г. превышала 32 тысячи 303 гектара.
В епархииимелось 14 монастырей (3 мужских и 11 женских) и две женские общины, объединенныхв два благочиннических монастырских округа. Количество насельников составляло455 человек монашествующих и 2709 человек послушников. При монастырях и общинахимелось 12 церковно-приходских школ с 715 учениками. Земельная собственностьмонастырей в 1917 г. составляла 3 тысячи 890 гектаров.
Как мы знаем,на пороге прошедшего ХХ века, в тогдашнем обществе стало проявляться стремлениестроить свою жизнь без благословения Божия, без спасительной во всем Веры Отеческой.Отсюда пошли те страшные разделения, которые привели сначала к двум российскимреволюциям, а затем к братоубийственной гражданской войне.
Революционныеперемены в России сразу же затронули Екатеринбургскую епархию. 2 марта 1917 г. епископ Екатеринбургский Серафим (Голубятников) произнес в Богоявленскомкафедральном соборе речь, в которой осудил слухи об отречении Государя и предложилне признавать никакого другого правительства. За эту свою попытку противостоятьначинающейся смуте епископ Серафим был уволен с кафедры.
Вскоре на Урале стала разворачиваться гражданская война. Она началась выступлением чехословацкогокорпуса, поддержанного повстанческими казачьими и офицерскими отрядами. По мерепродвижения белых большевиками производились аресты, в том числе среди духовенства,нередко завершавшиеся расстрелами без суда и следствия. В этот период в Екатеринбургскойепархии погибло не менее 45 человек: 3 протоиерея, 30 священников, 7 диаконов,3 монаха, псаломщик и просфорня. Они открыли длинный список пострадавших от Богоборческий власти.
30 апреля1918 г. во вторник Страстной Седмицы, в Екатеринбург была привезена семья последнегороссийского императора Николая II. Поскольку Царственные Страстотерпцы не имеливозможности посещать ни Вознесенскую церковь, ни Екатерининский собор, находившиесянеподалеку от места их заключения, священники Екатерининского собора регулярносовершали требы в доме особого назначения. Монахини Ново-Тихвинского монастыряпомогали продуктами, передавая их через охрану. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. узники Ипатьевского дома были казнены. Следующей ночью с 17 на 18 июля совершилосьзлодеяние в Алапаевске, где в числе жертв оказались преподобномученицы великаякнягиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара.
15 июля 1919 г. из состава Пермской губернии выделилась Екатеринбургская губерния. Она практическисоответствовала территории Екатеринбургской епархии. Таким образом, светскаявласть признала уникальность нашего региона, нуждающегося в самостоятельномуправлении, отразив его в государственно-административной структуре. Как ужеговорилось выше, целесообразность такого территориального разделения была осознанадуховной властью тридцатью годами ранее, при образовании Екатеринбургской епархии.
В 1920-егг. епархиальные архиереи, ввиду известных причин, менялись практически ежегодно.Среди них были и епископ Екатеринбургский Аркадий (Ершов) и епископ НижнетагильскийНикита (Делекторский), прославленные Архиерейским собором Русской ПравославнойЦеркви 2000 года в лике святых.
В апреле1922 г. на Урале началось изъятие церковных ценностей. По сообщениям советскойпечати прошло оно спокойно. На самом деле были и выступления верующих и недовольстводуховенства. Об этом говорит хотя бы то, что к ответственности было привлеченоне менее трех десятков священнослужителей во главе с епископом. Епископ Григорий(Яцковский) за сопротивление изъятию был осужден на 3 года тюремного заключения.
К 1930 г.полным ходом началась кампания по закрытию храмов. В период массовой коллективизациикаменные храмы стали использовать под склады зерна. В это время было закрытооколо половины всех имевшихся церквей. Так, на весь Свердловск осталось лишьдве кладбищенские церкви: Иоанно-Предтеченская и Всехсвятская.
Екатеринбургская губерния прекратила свое существование 3 ноября 1923 г. в связис созданием громадной Уральской области, охватившей весь Урал от севера до юга.Но эта государственная структура была признана слишком громоздкой. В 1934 г.произошло разделение Уральской области на Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскуюобласти. В территорию Свердловской области вошла территория нынешней Пермскойобласти. Но внутри Церкви разделение на Свердловскую и Пермскую епархии сохранялось.
В 1935 г.давление на Церковь вновь усилилось. Возобновились аресты архиереев, клирикови мирян — активных членов приходских советов. Участились случаи закрытия церквейи изъятия из них имущества. В 1935 г. ликвидирован последний в области нелегальныймонастырь в деревне Сирбишиной Невьянского района.
Пик репрессийпришелся на 1937 — 1938 гг. Только за эти два года репрессировано 7 архиереев(все расстреляны), не менее 163 священнослужителей (из них 97 расстреляны) и не менее 500 мирян. Всего же в 1918 — 1944 гг. репрессировано не менее 350 священнослужителей,из них свыше 150 расстреляны.
В это времяв Свердловской епархии было закрыто не менее 53 церквей, причем, без оформлениякаких-либо документов. Поводом для закрытия чаще всего служил арест священникаили одного из членов приходского совета. Уцелевшие священники переходили на гражданскую работу. После 1938 г. на Урале не осталось ни одного епископа.
В итоге в Свердловской области к началу Великой Отечественной войны действовало только12 православных приходов. Все они непосредственно подчинялись Москве. МитрополитСергий (Страгородский) управлял приходами через областного благочинного протоиереяНиколая Адриановского в Свердловске.
Только в 1943 г. была восстановлена Свердловская епархия. Ее границы теперь включалитерриторию Свердловской и Курганской областей. Управляющим стал архиепископВарлаам (Пикалов). Указом Патриарха Иоанно-Предтеченская церковь Свердловскаполучила статус кафедрального собора.
Приходы епархииактивно участвовали в патриотической деятельности. Общее количество денежныхсредств, внесенных Свердловской епархией на государственные счета в 1941 — 1946гг. составило свыше 15 млн. руб.
В военныегоды открывались новые приходы и к 1947 г. их количество составило 33. С 1944 г. епархией управлял епископ, затем архиепископ Товия (Остроумов). В 1957 г. Товия был переведен в Пермь, а на его место назначен епископ Флавиан (Дмитриюк).
В конце 1950-хгг. вновь усилилось давление на Церковь. В 1960 — 1963 гг. в Свердловской областибыло закрыто 12 церквей — почти треть имевшихся. С 1966 г. епархией управлялепископ, затем архиепископ Климент (Перестюк). В 1980 г. в связи с болезньюего сменил архиепископ Платон (Удовенко), ныне митрополит Аргентинский и Южноамериканский.
Только в 1983 г., впервые за три предшествующих десятилетия, архиепископу Платону удалосьоткрыть приход в Камышлове.
В конце 1984 г. на кафедру был назначен аpхиепископ Мелхиседек (Лебедев). На годы его правленияпришлось начало церковного возрождения епархии. В 1988 г. страна торжественноотметила празднование 1000-летия Крещения Руси. Этот год стал переломным в государственно-церковныхотношениях. В 1988 г. было открыто 6 приходов и возвращено 4 храма. В январе1988 г. был повсеместно разрешен колокольный звон, запрещенный в 1960-е гг. Были отменены правила предъявления паспорта при оформлении обрядов. Количествокрещений в 1988 г., по сравнению с предыдущим годом, увеличилось в 3 раза и составило 17 тысяч.
К 1989 г.в Свердловской епархии насчитывалось 40 приходов (30 приходов в Свердловскойобласти и 10 в Курганской). В 1989 г. открыто еще 16 приходов (11 и 5 соответственно).В 1989 г. количество крещений увеличилось еще более чем в 2 раза, по сравнениюс предыдущим годом и составило 37 тысяч.
В 1991 г.городу Екатеринбургу было возвращено его историческое имя, после чего и епархиявновь стала Екатеринбургской. Знаменательной вехой в истории епархии стало возвращениемощей святого праведного Симеона Верхотурского. 24 сентября 1992 г. мощи праведногоСимеона были торжественно перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь.В этом же году состоялось обретение мощей блаженного Космы Верхотурского.
В 1991 —1992 гг. Екатеринбургской епархии было возвращено еще 38 церквей (26 в Свердловскойобласти и 12 в Курганской). В 1993 г. приходы Курганской области выделены из состава Екатеринбургской епархии в самостоятельную Курганскую епархию, а правящийархиерей получил наименование архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского.
В 1994 г. Екатеринбургскую епархию возглавил епископ Никон (Миронов). В том же году в Екатеринбурге был преобразован в мужской монастырь приход Спасской церкви в поселке Елизавет и восстановлен женский Ново-Тихвинский монастырь. 9 июля 1994 г. состоялось торжественное перенесение Тихвинской иконы Богородицы из Иоанно-Предтеченскогокафедрального собора в возрожденную обитель. Появились новые монастыри в Алапаевске,Туринске и Кpаснотуpьинске.
В это времяпо инициативе епископа Никона Екатеринбургской епархией был заключен ряд соглашенийс государственными структурами, которые позволили священнослужителям осуществлятьсвою пастырскую миссию в воинских частях, местах заключения, в учебных, медицинскихи детских учреждениях. Только в рамках соглашения с Управлением исполнения наказанийГУВД Свердловской области были созданы пять тюремных храмов и 28 молитвенныхкомнат. С 1994 г. стала выходить епархиальная «Православная газета».
В 1996 г.при Вознесенском храме Екатеринбурга стало действовать первое Православное обществотрезвости и организованы двухгодичные катехизаторско-миссионерские курсы для мирян, желающих посвятить себя этому служению. Было образовано Общество православныхмедицинских работников, в состав которого вошли три доктора наук, три кандидатанаук, свыше 20 практикующих врачей, а также студенты медицинских учебных заведений.
11 сентября1997 г. освящен первый походный воинский храм во имя святого благоверного князяАлександра Невского. Храм предназначался для духовного окормления воинов, направляемыхдля выполнения служебно-боевых задач в разные регионы страны.
В 1999 г. Господь судил мне возглавить Екатеринбургскую епархию. Тогда в епархии было214 приходов (в том числе один единоверческий), и 12 монастырей (6 мужских и 6 женских). Количество белого духовенства насчитывало 292 человека.
В настоящеевремя в Екатеринбургской епархии 364 прихода и 13 монастырей. Количество духовенствасоставляет 460 человек.
Из событий последних лет особое значение имеет Первосвятительский визит на Урал.В 2000 г. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси АлексийII, первым их Патриархов посетил Екатеринбургскую епархию. Он побывал в монастыряхВерхотурья и Алапаевска, освятил Свято-Троицкий кафедральный собор в Екатеринбурге,благословил устроение мужского монастыря во имя Царственных Страстотерпцев,заложил два храма в Нижнем Тагиле, которые ныне уже возведены.
В целом ХХстолетии Екатеринбургская епархия, как и вся Русская Православная Церковь, претерпеланевиданные гонения, но даже в самые худшие времена сохранила пусть и минимальноеколичество приходов. Сохранила благодаря простым верующим людям. Потеряв в годырепрессий епископат и большинство клириков, церковные общины сплотились вокругнемногих оставшихся на свободе священников, и продолжали возносить молитвы Богу«за всех и за вся».
Возрождениецерковной жизни стало возможно благодаря перемене государственной политики.Главной точкой отсчета явилось 1000-летие Крещения Руси. Однако политика безбожияпринесла свои плоды. В наследство получены разрушенные и оскверненные храмыи монастыри. Не менее одной трети всех, имевшихся перед революцией 1917 г.,церквей полностью уничтожены. Большая часть сохранившихся церковных зданий былаперестроена и утратила свой первоначальный облик. Крупные монастырские комплексычастично сохранились, однако со временем пришли в полное запустение. Практическивсе церковные административные здания капитально реконструированы и заняты различнымиорганизациями.
Не менееважно и то, что поруганию подверглись души людей. Его Святейшество, СвятейшийПатриарх Московский и всея Руси Алексий II так говорит об этом: «Десяткаммиллионов людей была внушена мысль о том, что любая связь с Церковью, с отеческойверой «порочна», «регрессивна», да к тому же небезопаснадля жизни и общественного положения. Печальные последствия этого мы особенноясно ощущаем сегодня, когда видим, с каким трудом совершается духовное воскрешениенашего народа».
С 1988 г.по настоящее время Екатеринбургской епархии возвращено 136 храмовых зданий,из них 10 в Екатеринбурге. Большинство храмов требовали реконструкции, связаннойс огромными материальными затратами. Однако по милости Божией, нашлись и жертвователи.Не осталась в стороне администрация Свердловской области. В связи с 400-летиемВерхотурья в соответствии с Губернаторской программой помощи возрождению этогогорода Правительство области приняло на себя восстановительные работы в Крестовоздвиженскоми Свято-Троицком соборах Верхотурского кремля.
Благодаряпомощи, оказанной различными организациями и личной инициативе прихожан, многиесвятыни неузнаваемо преобразились. На средства Игоря Алексеевича Алтушкина восстановленонесколько церквей и часовен, в том числе Симеоновская и Михаило-Архангельскаяцеркви в Меркушино. На средства АО «Уралэлектромедь» (генеральныйдиректор Андрей Анатольевич Козицын), поднялся каменный Успенский храм в ВерхнейПышме. Уральская горно-металлургическая компания помогла выстроить 7 храмовв монастыре во имя Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме и 10 храмов в различныхгорода области. Всем вышеназванным и многим другим нашим благотворителям я считаюсвоим Архипастырским долгом выразить нашу признательность.
Дорогие братьяи сестры! Подводя итог более чем 600-летнего периода Православия на Урале и 120-летия существования Екатеринбургской епархии, мы видим, что в самых тяжелыхиспытаниях наши благочестивые предки были верны Вере Отеческой и это помогалоим выстоять. Это их молитвами ныне преклонен на милость Суд Божий о России:вновь мы имеем благодатную возможность открыто исповедовать Веру Православную,соборно молиться, созидать храмы и монастыри, творить дела милосердия. Можеммы и ныне отпраздновать юбилей нашей епархии.
В своем Первосвятительскомпослании в связи с освящением Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, Его Святейшество, Святейший Патриарх Московскийи всея Руси Алексий II отечески напомнил нам, что «важно, чтобы с этогоместа, где пролилась кровь Святых Царственных Страстотерпцев, где предпринятабыла попытка разрушения России, началось на веки вечные возрождение славныхмногополезных традиций, когда и предержащие власти, и рядовые граждане стремятсякаждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателейдеяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобысоответствовать идеалу Святой Руси."
Потому именнов эти торжественные дни, мы должны нелицемерно взглянуть на повседневную жизньнашу. Сегодня для нас всех как никогда актуальны слова апостольские: «ИисусХристос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь;ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получилипользы занимающиеся ими». (Евр.13, 8–9) И год празднования 120-летия Епархиида будет для нас временем устроения нашей жизни по Заповедям Христовым, чтобыбыть нам достойными благочестивых предков наших, создавших добрую славу Екатеринбургскойепархии».
© При использовании информации ссылка на
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.
Екатеринбург, 8 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». К предстоящему 120-летнему юбилею Екатеринбургской епархии в киноконцертном театре «Космос» открылась фотовыставка. Ее организовали сотрудники фотографического музея «Дом Метенкова» во главе с Сергеем Николаевичем Лобановым. По словам Сергея Николаевича, в фотоэкспозиции — три раздела: «Старинные и современные храмы Екатеринбурга», «Учебные заведения дореволюционного Екатеринбурга», «Улицы старого Екатеринбурга».
Екатеринбург,21 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 17февраля в киноконцертном театре «Космос» состоялось торжественноемероприятие по случаю 120-летия Екатеринбургской епархии. В нем принялиучастие представители священноначалия Русской Православной Церкви, видные государственныеи общественные деятели. На торжественномсобрании выступил губернатор нашейобласти Эдуард Эргартович Россель.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.