Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
БлаженныйНикола Христа ради юродивый, память коего ныне, достиг Царства Небесного путемюродства. Святой Никола жил в г.
Пскове, в особой хижине, в XVI веке и проводилсвою жизнь в молитве и посте. Совершая подвиги юродства, он под видом шуткиили басни, а часто и прямо, говорил всякому правду, никого не боясь. Так, когдацарь Иоанн Грозный пришел в Псков, то жители с трепетом встречали его на коленях.Но блаженный не устрашился и встретил Грозного царя словами обличения: «Не трогайнас, прохожий, – сказал он ему, – ступай от нас, не на чем тебе будет бежать».Царь казнил многих жителей Пскова, но когда уезжал из города, то лучший коньего издох, как предсказал блаженный Никола. Говорят, что юродивый поднес Грозномуцарю кусок сырого мяса и, когда тот сказал, что он теперь не ест мяса, так как идет Великий пост, возразил: «Ты делаешь хуже, ты питаешься кровью человеческой;забывая не только пост, но и Бога».
Из последнихслов блаженного Николы следует очевидно такое наставление, что если мы и воздерживаемсяв продолжение поста от скоромной пищи, но при этом ненавидим других и причиняемим какое бы то ни было зло, то наш пост уже и не пост… Поэтому ныне скажемо посте в связи с другими делами благочестия.
Без верыпост недействителен. Пост есть врачевство для души и тела; посему тот был быв жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возомнил бы найтив нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правдеБожией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести.
Вы знаете,Кем и как доставлено всем нам Божественное оправдание и вместе помилование,– заслугами и крестной смертью Сына Божия, за нас подъятою. Поэтому, кто возомнил бы без веры в заслуги и смерть Спасителя одним постом удовлетворить на судеправде Божией за свои грехи, тот этим самым показал бы совершенно ложное понятиеи о правде Божией, и о своих грехах.
Чтобы нашпост был действителен и благоприятен Господу, мы должны удалять от него всякоепонятие, как о жертве за грехи, а представлять его только средством к ослаблениюв нас пагубной наклонности к чувственности и постыдного рабства плоти, и вместес тем должны как можно более освящать его верой в заслуги Искупителя, котораяв связи с деятельной любовью, усвояя их в душе нашей, этим самым оправдываетнас пред Богом.
Пост немыслими без смирения. Пост есть врачевство для души и тела; поэтому и тот явно поступил бы вопреки самому существу поста, кто, соблюдая пост, думал бы, что по томусамому он имеет право превозноситься над всяким, кто не постится, подобно ему.Чем тут превозноситься? – Ближний твой не постится, подобно тебе? Может быть,он крайне немощен плотью и здрав духом и не имеет нужды в сем врачевстве; можетбыть, это врачевство принимается им в другом виде, нежели в каком принимаешьты. Хотя бы он был духовно мертв без врачевства, тобою употребляемого, ты можешьи должен только сожалеть и молиться о нем, а не гордиться тем, что ты постигсилу врачевства и употребляешь его как должно. Но ты никак не можешь употреблятьего как должно, доколе не освятишь своего поста смирением. Ибо общая болезньчеловечества, которую ты предпринял врачевать в себе постом и покаянием, главнымобразом состоит в самолюбии и гордости. Поэтому-то Святая Церковь никогда такгромко и многократно не молит Господа, как во время поста, о том, чтобы Он даровалкаждому из нас зрети своя прегрешения и не осуждати брата своего.
Пост не действителенодносторонний – один только телесный без духовного.
Пост естьврачевство для души; поэтому во время поста надобно смотреть не на одно тело,а паче на душу. И при врачевании телесных недугов состояние души много значит;потому врачи и советуют при употреблении лекарств соблюдать как можно болеедушевное спокойствие, стараться занимать воображение тем, что есть лучшего.Тем более нужно все это при употреблении поста. Какое вредное было бы противоречие– тело лишать пищи, а душе в то же время позволять предаваться мирским помыслам,яростным движениям, порывам самолюбия или ненависти! Это значило бы другой рукойразрушать то, что насаждается и созидается одной.
Пост малополезен без благочестивых упражнений, приличных времени поста.
Какие занятияособенно приличны посту? – Во-первых, молитва общественная и домашняя, потомсамоиспытание или исследование своей жизни и совести, размышление о предметахверы, особенно о жизни и учении, страданиях и смерти за нас нашего Спасителя;далее – примирение со всеми врагами и прощение обид, дела человеколюбия и благотворительности;чтение слова Божия и душеспасительных книг, беседа с людьми благочестивыми,и тому подобное. Каждое из сих средств помогает действию поста, увеличиваетего силу, услаждает его горечь, и таким образом освящает наш пост.
Как ни краткии просты эти правила поста, но если мы будем соблюдать их постоянно во времянашего пощения, т.е. если будем растворять пост наш верою, смирением и молитвой,будем, постясь телесно, поститься в то же время и духовно, то пост наш будетсвят и благоугоден Господу, и послужит в освящение душ и телес наших.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
В конце ХII столетия в Киево-Печерской лавре, как писал очевидец, блаженный Симон,жили два брата по духу: священник Тит, память коего совершается ныне, и диаконЕвагрий; они были друзья и любили друг друга. Таковые добрые отношения монаховнеприятны были одному лишь ненавистнику добра – диаволу.
11 марта Свт. Порфирия,архиеп. Газского (420). Сщмч. Петра пресвитера (1930); сщмч. Сергия пресвитера(1933); прмц. Анны (1937); сщмчч. Иоанна, еп. Рыльского, и Иоанна пресвитера(1938).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.