Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когдасвятитель Порфирий, память коего совершается ныне, по своем избрании во епископаотправился в город Газу, место своего епископства, то городские жители, большейчастью грубые язычники, ненавидевшие христиан, узнав о приближении епископа,набросали на дороге терну, наделали ям и зажгли кучи навоза, чтобы посмеятьсянад христианами, которых с женами и детьми было не более 280 душ. С такими исступленнымиязычниками пришлось жить святителю Порфирию, которые, еще не видя его, старалисьоскорблять! Но смиренный пастырь помнил наставление Господа и платил за злодобром.
Так, во время бездождия он, совершив Крестный ход за город, в тот жедень испросил дождь у Бога, и язычники, которые семь дней напрасно приносилижертвы богам, увидели, что святой Порфирий – угодник истинного Бога, и сотняминачали обращаться к вере Христовой.
Какие урокидля нашей душевной пользы извлечем из жития святителя Порфирия, епископа Газского?
Христианскаявера учит нас не воздавать злом за зло, но побеждать зло добром, и заповедуетнам человеколюбие. Ложно поэтому думают те, которые считают оскорбление иноверца,как, например, еврея, делом угодным Богу. Христианская любовь простирается и на язычников и заботится об их обращении не угрозами, а кроткими мерами.
Второй урок,который мы извлекаем из жизни святого Порфирия, епископа Газского, состоит в том, что молитва христианина, если она искренняя и усердная, может быть весьмасильна и действенна. Ею можно, например, призвать дождь с неба во время губительнойзасухи, как то сделал святитель Порфирий.
Некоторыехристиане, знающие и творящие дело молитвы более наружно, по обряду, нежеливнутренно, по духу, не видя ощутительных последствий своей молитвы ни в себе,ни окрест себя, вместо того, чтоб усомниться в истине и достоинстве своих молитв,приходят к той ложной мысли, что молитва сильная и действительная есть, можетбыть, особенный дар благодати, предоставленный только для некоторых избранныхБожиих и для некоторых только чрезвычайных случаев.
Для таковыхскажем прямо, что нет человека, которого молитва не могла бы соделаться сильной,если он того твердо и чистосердечно, с верой и упованием на Бога, возжелает;и нет вещи, в которой бы молитва не могла соделаться действительной, если толькопредмет молитвы не противен премудрости и благости Божией и благу молящегося.
Представьтесебе человека, который силой молитвы затворяет и отверзает небо для прекращенияи низведения дождя; велит, чтобы горсть муки и немного елея достаточны былидля пропитания нескольких человек на несколько месяцев, и даже, может быть,не на один год, — и это исполняется; дует на мертвого — и он воскресает, низводитс небес огнь, дабы он попалил жертву и жертвенник, погруженный в воду.
Что можетпоказаться необыкновеннее такой силы молитвенной? Но так кажется только для человека, не знающего силы духовной, а для знающего это есть дело подобногонам человека. Это учение святого апостола Иакова, который, поучая нас молитьсядруг за друга, в убеждение к этому говорит, что много может молитва праведного,и это общее для всех наставление и убеждающую мысль подтверждает следующим примером:Илиа человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися, да не будет дождь;и не одожди по земли лета три и месяц шесть; и паки помолися; и небо дождь даде,и земля прозябе плод свой (Иак. 5, 16, 17 и 18). Для чего сказано здесь,что сей чудодействующий Илия был подобострастен нам? Точно для того, чтобы,почитая его необыкновенным человеком, не обленились мы подражать ему и достигатьсилы в молитве.
Изыскивайте,если хотите, изобретайте в мыслях ваших вещь, которая казалась бы недоступнойсиле молитвы — не отчаиваемся при свете слова Божия показать вам, что она доступнаи достижима, хотя бы даже казалась невозможной. Вообразите, например, целыйнарод, тяжким преступлением раздраживший Бога; присовокупите, что Бог уже изъявляетправедную волю Свою погубить этот народ, и что в эти ужасные минуты остаетсяодин только человек на свете, который может принести молитву за этот почти ужепоглощаемый адом народ. Не кажется ли вам, что уже невозможно спасти народ этот?Опыт Моисея показал, что и это возможно. Народ израильский, непосредственнопосле славного Богоявления и законоположения синайского, вдруг впадает в идолопоклонство.Моисей предстоит Богу на горе. Выслушайте и уразумейте, какие дивные слова в это время изглаголал Господь Моисею: и ныне остави Мя, и возъярився гневомна ня, потреблю их. (Исх. 32, 10). Что же еще? Молитвенник и тогда не оставляетБога, но усугубляет молитву, и гнев непобедимого Всемогущего уступает силе молитвыбренного человека! И умилостивися Господь о зле, еже рече сотворити людемСвоим (14). Измеряйте здесь, если можете, чудесную силу молитвы, и найдитепосле этого, чего бы не могла она совершить во спасение!
Отчего жестоль многие молитвы остаются без действия, если всякая молитва может быть стольсильна и действительна? Отметим здесь один случай, когда молитва кажется неисполненной,между тем как она исполняется неожиданным и высшим образом. Так, святой апостолПавел трикраты молил Господа, да отступит от него пакостник плоти, но Бог ему ответствовал: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается(2 Кор. 12, 8 и 9). Не прекращено искушение, но еще более дивная дарована победанад продолжающимся искушением. Если исключить подобные этому случаи, то всебезуспешные молитвы объясняются кратким изречением апостольским: желаете,и не имате, зане не просите; просите и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете (Иак. 4, 2 и 3). Наши молитвы бесплодны или потому,что это не суть прошения прилежные и неотступные, которые бы исходили из глубиныдуши, и в которых бы вся душа изливалась, но только желания слабые, которыемы изрекаем без возбуждения духа, и думаем, что они сами собой должны исполниться;или потому, что прошения наши не чисты и злы, что мы просим вредного, а не полезногодля души нашей, или просим не во славу Божию, но для удовлетворения наших хотенийплотских и самолюбивых.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Беседа с Виктором Губачевым, журналистом газеты «Вечерний Первоуральск свободный» - Действительно ли это первое в России православное телевидение?
В конце ХII столетия в Киево-Печерской лавре, как писал очевидец, блаженный Симон,жили два брата по духу: священник Тит, память коего совершается ныне, и диаконЕвагрий; они были друзья и любили друг друга. Таковые добрые отношения монаховнеприятны были одному лишь ненавистнику добра – диаволу.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.