Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (330) → Игумен Димитрий (Байбаков), руководитель Информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии: «Первоуральская телекомпания „Союз“ — первое в России православное телевидение. Так что уральцам есть чем по-хорошему гордиться»

Игумен Димитрий (Байбаков), руководитель Информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии: «Первоуральская телекомпания „Союз“ — первое в России православное телевидение. Так что уральцам есть чем по-хорошему гордиться»

№9 (330) / 1 марта ‘05

Епархия

Беседа с Виктором Губачевым,
журналистом газеты «Вечерний Первоуральск свободный»

- Действительно ли это первое в России православное телевидение?

- Да. Первоуральская телекомпания с замечательным названием «Союз», после приобретения ее Екатеринбургской епархией и изменения сетки вещания, стала первым в России православным телеканалом с 17-часовым эфиром в сутки. Многие регионы мечтали и мечтают иметь православное телевещание. Но пока оно есть только у нас, на Урале. Так что уральцам есть чем по-хорошему гордиться.

- Религиозные деятели нередко утверждают, что современное телевидение — «искушение дьявола». «Телеящик» разрушает семью и общество, пропагандирует насилие, безверие, пошлость, секс, ложные ценности и т.д. Согласны ли вы с подобными мнениями?

- Так, стоп. Во-первых, какие «религиозные деятели» так говорят? Я имею в виду оборот «искушение дьявола»? Это вообще какой-то абсолютно не церковный оборот…. Церковные люди так не говорят. Можете вы назвать имя хоть одного «деятеля», так говорящего? Уверен, что нет. Точно так же никто никогда не говорил и не говорит, что «телеящик» что-то разрушает. Ни телевизор, ни радио, ни телефон, ни компьютер, ни интернет не несут в себе зла. Они – нравственно нейтральны. Они – техника, средство в руках человека. Они не могут быть ни злыми, ни добрыми сами по себе. А вот что человек в них вкладывает – это другой вопрос. То, что многие люди, определяющие сегодня политику телеканалов, как вы говорите, «разрушают семью и общество, пропагандируют насилие, безверие, пошлость, секс, ложные ценности и т.д.», – это объективная реальность. Так считают не только «религиозные деятели». Вы знаете, что все больше людей – причем, не «темных», а образованных, состоявшихся в жизни, занимающих вполне престижные должности, просто не смотрят телевизор и запрещают смотреть его своим детям? Представьте себе, это так! Они защищают себя и своих детей от всего того, что вы перечислили.

Создаваемое телевидение – это своего рода альтернатива. Если мы уж так любим говорить о «демократическом обществе», то давайте уважать право людей на выбор. Давайте дадим людям эту возможность выбора. Пока ведь у нас практически на всех телеканалах, за исключением, может быть, «ТВЦ», идет одно и то же безобразие.

- Что следует запретить показывать на телевидении? Нравственно ли демонстрировать кадры, подобные беслановской трагедии? Или пристально снимать жертву, к примеру, дорожной аварии или пьяного угара, комментируя чужую беду по-шереметовски цинично, даже с ерничеством и юморком? Вводится ли на вашем канале цензура, и кто будет определять — «это показывать можно, а такое нельзя ни при каких обстоятельствах»?

- Что надо запретить? Вы знаете, это сложный для меня вопрос. Есть такие замечательные слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно мною обладать»… Запреты – это не самый оптимальный метод воспитания. «Запретный плод – сладок»… При советской власти все было запрещено… Но только рухнули запреты, и человек оказался абсолютно не готов к осмысленному выбору, осмысленному различению добра и зла. У нас просто не оказалось никакого иммунитета ко злу! Людей нужно воспитывать, объяснять, показывать добрые примеры. Так, наверное… Другое дело – дети. Вот их каким-то образом просто жизненно необходимо ограждать от сцен насилия, порнографии, культа алчности и жажды удовольствий, которые сегодня так пропагандируются с телеэкранов. Иначе дети вырастут просто моральными калеками.

Как это сделать? Не знаю… Наверное, об этом должны хорошо подумать родители. На них вся надежда.

Насчет того, нравственно ли «пристально снимать жертву и ернически комментировать чужую беду», – думаю, что это вопрос риторический. И любой человек с более-менее неатрофированным понятием о нравственности это понимает. Кстати, вы, мне кажется, зря несправедливо «проехались» по Иннокентию Шеремету… Может быть, вы давно не смотрели его программ? Они очень изменились… Очень. Сейчас в них немало того, что может воспитать. Хотя, конечно, не все.

И последний ваш «вопрос в вопросе» был о цензуре, кажется? Не знаю, что вы понимаете под «цензурой». На православном канале не будет политики, не будет насилия, эротики, всех тех безобразий, о которых мы только что говорили. Отвечая же дословно на ваш вопрос, скажу так: показывать можно все, что служит благу нашего Отечества и духовному возрастанию личности. И «нельзя ни при каких обстоятельствах» показывать вещи противоположные.

- Имеют ли творческие сотрудники право на собственное мнение? Могут ли они состоять в различных партиях или общественных объединениях?

- Право на «собственное мнение» имеет каждый человек, не только «творческие сотрудники». Опять же, к чему этот вопрос? Могут ли они его высказывать с телеэкрана? О чем? О том, как решить проблему замерзающей библиотеки? Пожалуйста! О том, как лучше помочь обездоленным людям? Конечно! О том, чему и как учить детей в школе? Безусловно! Но любое «личное мнение», опять же, должно быть пропитано духом любви к человеку и Родине. Заботой о них, а не хамским пересмешничеством. Это о светских программах.

Что касается религиозных программ, их делают верующие люди… У них есть внутренний «цензор» – необходимые знания, вера в Бога, и опять же любовь. Они делают программы как могут, как им подсказывает их талант, понимание того, как это надо делать. Я в этот процесс не вмешиваюсь – осуществляю лишь общее руководство.

Как и любые граждане, все сотрудники имеют право состоять в любых партиях. Но, по милости Божией, из теперь уже более 150 моих соработников, насколько я знаю, слава Богу, никто нигде не состоит. У нас одна партия – вера в Бога.

- Обязаны ли сотрудники телекомпании быть крещеными и посещать церковь? Правда ли, что сотрудникам предложено отказаться от вредных привычек? Каких именно?

- Да. Желательно. Это было бы очень хорошо. Но это не обязательное требование. У нас работают и пока еще некрещеные, и «верующие по-своему», и даже несколько мусульман… У каждого человека свой путь к Богу. Он его может только сам пройти. Здесь нельзя ничего навязывать, требовать, настаивать… Это слишком интимные вопросы – вопросы отношения с Богом, чтобы вмешиваться в них… Мой критерий отбора сотрудников – человеческая порядочность, профессиональные навыки и увлеченность своим делом… Но воспитанием мы, конечно, по мере сил, занимаемся… Не поощряется курение, употребление бранных слов, ношение женщинами мужской одежды, чересчур яркая косметика…

- Телевидение — самое дорогостоящее, коммерческо-рыночное предприятие из всех существующих СМИ. Но ведь Иисус, войдя в храм Божий, выгнал оттуда всех продающих и покупающих… Прельстят ли и ваш православный канал реклама и коммерческие проекты, без которых не могут существовать сегодня все телевизионные каналы?

- Вы так небрежны к своим словам… Меня это просто пугает… Вот я по светскому образованию – врач. И с нас все шесть лет учебы требовали очень аккуратного отношения к каждому слову. Четкого понимания каждого термина, каждого определения. И нещадно ставили «двойки» за небрежность в словах. Как-то у вас, журналистов, не заметно уважения к слову. Это странно и печально… Вот, терпел-терпел, а все-таки не вытерпел – сказал… Ну что это такое: «прельстят ли ваш православный канал реклама и коммерческие проекты»? Вы знаете значение слова «прельщение»? А чего же разбрасываетесь словами? Прельщение – это особое духовное состояние – духовной слепоты. Когда человек настолько ослеплен какой-то страстью, что ничего вокруг вообще больше не видит. Я думаю, даже светских каналов, «прельщенных» рекламой, нет… А для газет рекламные объявления – это сфера деятельности такая, бизнес – но тоже не «прельщение».

А повествование из Евангелия о храме вы к чему использовали? Ни телевидение у нас в храме не размещается, ни реклама… Если вас интересуют источники финансирования, так и спросите! Они абсолютно не секретны! Телекомпания «Союз» вошла в состав медиа-холдинга Епархии, в который входит также епархиальная типография. Типография принимает светские заказы, на этом зарабатывает, а средства направляет на содержание православного радио и телевидения. У нас два года уже работает круглосуточная радиостанция и столько же – телестудия, выпускающая шесть программ, размещающихся на светских телеканалах. Основной источник их финансирования, так же, как и епархиальных газет и журналов, интернет-сайта, информационного агентства и издательства, – типография. Второй источник денежных средств – несколько храмов, в частности, Свято-Троицкое архиерейское подворье Нижнего Тагила, которые все свои свободные средства направляют на финансирование Информационно-издательского отдела. И третий источник – это пожертвования людей и организаций, заботящихся о том, чтобы православные телевидение, радио, газеты были. Все наши СМИ, в принципе, с определенными ограничениями (табак, алкоголь, разврат, гороскопы) рекламу размещали и размещают. Но она никогда не составляла большой доли в общем нашем бюджете.

- Почему на канале так утомительно много «говорящих голов» с проповедями и пространными рассуждениями? Причем, порою даже священники страдают косноязычием?

- А вы уже соскучились по «шоу»? Надо же, как быстро! Ну, включите «МTV»… Там одно сплошное «шоу»… Я не считаю, что на канале «утомительно много говорящих голов». Да еще и с «пространными рассуждениями»… Мне кажется, это Ваше субъективное мнение. У нас единственная «разговорная» программа – «Архипастырь». Но в ней Владыка Викентий отвечает на конкретные вопросы в прямом эфире. И достаточно кратко. Согласен, на светских телеканалах таких бесед почти нет. Но у нас другая задача. Задача сделать телевидение образовательным, воспитательным, просветительским, а не развлекательно-коммерческим.

И опять же я вас остановлю в скорости суждений: «косноязычный» священник может быть таким сильным молитвенником, что поможет человеку гораздо больше иного «златоуста». А у другого с молитвой слабовато – зато он хороший организатор, умеет собрать вокруг себя людей, сплотить приход, наладить социальную работу… Не надо так скоро «суд вершить» над людьми…

- Нет ли опасений, что подробный и комфортный телевизионный показ церковных служб, таинств и песнопений будет лишний раз отвлекать людей и отбивать у них охоту прийти помолиться в храм – не виртуальный, а тот, что находится не на экране?

- Богослужения у нас будут транслироваться два раза в неделю. В субботу вечером – Всенощное бдение. В воскресенье утром – Божественная литургия. В это время все православные христиане должны находиться в храме. Дома остаются только совсем больные и немощные, которые не имеют сил пойти в храм. Вот для них и предназначены эти трансляции. Это, по сути, социальный проект. Он ориентирован на больных, немощных и одиноких людей. Для многих из них – это единственное утешение и единственная отрада в жизни. Они нам звонят и со слезами благодарят за эти трансляции. Но никогда телевизионная трансляция богослужения не заменит верующему человеку живого участия в службе и, тем более, в таинствах. Поэтому, такого опасения нет. Да и для просто пока невоцерковленных людей это полезно: раз посмотрят, два посмотрят… Лучше будут понимать, что происходит. Меньше будут бояться заходить в храм из-за своего незнания, непонимания того, что там происходит, как себя там вести.

- Не есть ли демонстрация верующего человека и его чувств на широком телевизионном экране бесцеремонным вторжением в его интимную сферу, внутренний мир? Обязательно ли согласие верующих на съемку? Или это решают только священник, журналист и оператор?

- Я не считаю, что это «вторжение». Крупные планы мы, как правило, не снимаем. А на общих ничего «бесцеремонного» нет. Ну и потом, когда человек не хочет попадать в объектив, он всегда может встать чуть в сторонку, никто его снимать не будет. Наши операторы, работающие в храмах, достаточно тактичны в этих вопросах.

- Будут ли живые и актуальные репортажи из «глубинки», о жизни приходов, истинных верующих, а не только «картинки» церковных иерархов и государственных чиновников, людей нередко с атеистическим прошлым?

- Жаль, что вы, видимо, не смотрите нашу программу «Новости Епархии». Это единственная в России программа религиозных новостей. Мы ее снимаем по всей области: Ивдель, Шаля, Сосьва, Красноуфимск… Сотни километров за день… Какую вам еще «глубинку» подать? Каких «истинных верующих» и какие «живые репортажи»? Странные у вас вопросы… Церковные ие-рархи вам не нравятся… Чем же? «Классовая неприязнь»? Или что? «Без Епископа нет Церкви»… Епископ – это не «большой церковный чиновник» – это фигура трансцендентная, надмирная… На епископах почивает особая благодать Божия, благодать, идущая от самих апостолов. Потому слово епископа для, как вы говорите, «истинного верующего» очень много значит. Кстати, в Германии проводили социологическое исследование. Там тиражи церковных газет и журналов в неделю составляют около полумиллиона экземпляров. Так вот, 70% читателей приобретают их, чтобы «слышать» — слово епископа… А это уже не «религиозные верования», а, простите, социология… И опять я вас остановлю от «скорого суда» над «государственными чиновниками с атеистическим прошлым»… Все мы оттуда вышли… Или вы из какого-то другого мира? Нет… А чего же тогда других осуждать? Бог им и нам судья. А друг друга, давайте, судить не будем. Да и не показываем мы государственных чиновников так уж часто – ну разве что на Рождество да на Пасху…

- Одним из самых удачных и дошедших даже до Москвы проектов «21-го канала» стало телевизионное исследование на «больную» для нашего общества тему: как прожить первоуральцам из разных социальных слоев на прожиточный минимум. Не потеряет ли канал, уйдя в «семейное, домашнее, уютное телевидение» (слова о. Димитрия о концепции нового вещания), свою социальную остроту и, таким образом, широкую зрительскую аудиторию?

- Нет. Социальные проекты были и будут. Уже есть идеи – очень интересные – и новых проектов. Семейное и социальное друг другу не противоречит.

- Будут ли учтены интересы других конфессий? В частности, обращались ли местные мусульмане, ранее вещавшие на «21-м канале», с просьбой предоставить им эфирное время? Не подстегнет ли организация нового вещания своего рода «гонку информационных вооружений»?

- Ух, какие у вас все словечки-то! «Гонка информационных вооружений»… Где вы такой оборотец «выкопали»? Мусульманские программы были и будут. Это традиционная для России конфессия. Мы уважительно относимся друг к другу. Мы даже предложили уважаемому имаму делать программу не раз в две недели, а еженедельно.

- Приветствуя новый канал, глава первоураль-ской админист- рации Виталий Вольф прямо заявил: «…на этом канале уральская журналистика найдет возможность оправдать свое предназначение как журналистики ответственной, объективной, государственной…». Но ведь Церковь у нас отделена от государства!… До каких пределов возможен альянс телевизионного идеологического рупора Православия с властью?

- Да. Церковь, слава Богу, отделена от государства. И мы считаем, что это очень правильно. Но Церковь не отделена от общества и Церковь не отделена от Родины. И не надо пытаться это разделение провести! В этом смысле наш телеканал будет не просто «государственным», а «государственным из государственных»! «Государственным» по-настоящему, сердцем, а не по имущественной принадлежности. Православие для России – это вообще государствообразующая религия, культурообразующая религия. Поэтому «альянс» с Россией, «альянс» с нашим Отечеством, «альянс» с Родиной – он будет максимально беспредельным! А вот что касается власти – то это как раз то, что прописано в Конституции. У власти гражданской есть свои «рупоры». И мы не будем вмешиваться ни в политику, ни в борьбу за власть тех или иных людей или партий, ни в какой форме, ни в какой степени. Мы уважаем любую власть, уважающую свою страну и свой народ. Но ни одна власть не может нам помешать верить в Бога. Ни советская, ни антисоветская. Ничто не может отлучить верующего человека от Бога. Даже смерть.

- Спасибо за ответы!

 
Епархия

В Екатеринбурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и будущее России»

Екатеринбург, 17 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Сегодня в Екатеринбурге начинает работу международная научно-практическая конференция «Семья и будущее России». Мероприятие проходит в рамках празднования 120-летия Екатеринбургской епархии, при активной поддержке правительства области, Уральского государственного горного университета и Уральского гуманитарного института.

 
Церковный календарь

11 марта — память святителя Порфирия, архиепископа Газского

 Когдасвятитель Порфирий, память коего совершается ныне, по своем избрании во епископаотправился в город Газу, место своего епископства, то городские жители, большейчастью грубые язычники, ненавидевшие христиан, узнав о приближении епископа,набросали на дороге терну, наделали ям и зажгли кучи навоза, чтобы посмеятьсянад христианами, которых с женами и детьми было не более 280 душ. С такими исступленнымиязычниками пришлось жить святителю Порфирию, которые, еще не видя его, старалисьоскорблять! Но смиренный пастырь помнил наставление Господа и платил за злодобром.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс