Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (328) → Алексей Козьмич Денисов-Уральский и его насыпные иконы

Алексей Козьмич Денисов-Уральский и его насыпные иконы

№7 (328) / 15 февраля ‘05

Искусство и культура

В последние годы все больше наших земляков стремится узнать об историческом прошлом своего родного края, о людях, чьи имена, составившие в XVIII-XIX веках славу и гордость Урала, были незаслуженно преданы забвению в годы, когда к власти пришли богоборцы.
Семьи уральских священнослужителей, русских интеллигентов, заводских работных людей дали нашему краю немало талантливых художников, писателей мастеров-умельцев.

В их числе – художники А. Корзухин, В.Казанцев, В.Худояров, писатели А.Туркин, И.Колотовкин, поэт Ф.Филимонов. Эти имена практически незнакомы нынешнему поколению уральцев. Забыты и многие мастера традиционного для Урала промысла – художественной обработки камня. А ведь среди них были целые династии гранильщиков, ювелиров, камнерезов…
Одной из таких мастеровых уральских династий была семья екатеринбургских мещан Денисовых. Главой ее был художник-самоучка и мастер-камнерез Козьма Денисов, живший во второй половине XIX века.
В то время камнерезный кустарный промысел в Екатеринбургском уезде состоял из нескольких обособленных производств. На первом месте стояло гранение разноцветных дорогих камней. Затем — производство крупных и мелких изделий из яшмы, малахита, орлеца. Большой популярностью пользовались такие произведения уральского камнерезного искусства, как «горки» — коллекции минералов в виде гротов, наборные (мозаичные) каменные картины, в основном пейзажи. В домах екатеринбуржцев появились также наборные и насыпные (при помощи каменной крошки) иконы.
В Екатеринбурге широко известны были мастера М.Макаров и К.Денисов, чьи «горки», наборные картины и иконы отличались высоким уровнем профессионализма, богатой фантазией, безукоризненным вкусом и оригинальным подбором поделочных камней, отражающим богатство недр «Урала-батюшки».
Производство картин, «горок» и икон из уральского камня было очень трудоемким. Такие изделия изготавливались штучно, по частному заказу, или в небольшом количестве для продажи. Уральцы дарили их родным и близким на большие праздники – Рождество и Пасху. Стоимость отдельных работ достигала 250 рублей, что по тем временам было очень большой суммой.
«Каменные творения» Козьмы Денисова демонстрировались на художественно-промышленных выставках в Петербурге, Москве и Вене.
В 1864 году в семье Козьмы Денисова родился сын Алексей. С детских лет он узнал и полюбил непростое отцовское ремесло, стал настоящим продолжателем семейного дела. Вместе с отцом, а позднее и самостоятельно, молодой Алексей Денисов в 1870–1880-е годы изготовлял из минералов рельефные наборные карты Среднего и Южного Урала, учился составлять «горки», изготавливать наборные и насыпные картины и иконы.
Для создания насыпных икон приготовлялся специальный деревянный ящик, на дне которого размещался образ, написанный на бумаге или на дереве. Отдельные части образа (кроме ликов святых), намазывались клеем, обсыпались толченым камнем и цветным песком. Характерной чертой насыпных икон являлась максимальная эмоциональная выразительность и красота канонического евангельского сюжета, праздничность и нарядность. По сути дела, украшение икон таким своеобразным способом — цветными камнями и минералами — сродни драгоценным серебряным ризам, исстари одевавшим собой православные иконы.
Алексей Козьмич Денисов стал со временем искусным мастером по изготовлению именно таких насыпных образов. В 1884 году, в 20-летнем возрасте, Денисов получил от Ремесленной управы Екатеринбурга звание «рельефно-каменных дел мастера». Как ранее произведения Козьмы Денисова, работы его сына Алексея также экспонировались на выставках 1880–1890-х годов в Екатеринбурге, Казани, Москве, Париже и Вене, были отмечены серебряными медалями.
В 1887 году А.К. Денисов поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. С этого момента основное место в его жизни заняла живопись. Художник активно участвовал в выставках Академии художеств, Общества русских акварелистов, Санкт-Петербургского общества художников.
14 ноября 1897 года в Екатеринбурге торжественно открылась первая местная художественная выставка. А.К. Денисов показал на ней 15 живописных полотен и 9 акварелей.
К этому времени он уже стал довольно известным художником. Но и каменное «рукомесло» не забывал. И в этой области достиг больших творческих успехов и удачи в делах – был одним из учредителей петербургского общества «Русские самоцветы», владельцем одной из четырех существовавших тогда в России камнерезных фирм, выступавших в качестве поставщиков камнерезных изделий для Российского Императорского Дома.
В течение долгого времени А.К. Денисов вынашивал идею об устройстве персональной выставки, посвященной Уралу. На ней он хотел показать и свои пейзажные работы, и изделия камнерезного искусства, и коллекции уральских минералов, дающие представление о неисчерпаемых богатствах уральского края.
Чувства, которые вдохновляли художника и камнереза, глубоко патриотичны. Он писал: «Горячо любя свой родной Урал, я пожелал быть ему полезным в той области, которая для меня доступна; пусть другие сделают это в тех областях, которые им доступны».
Открытие персональной выставки А.К. Денисова состоялось в Екатеринбурге 5 ноября 1900 года. На ней художник представил 48 картин, в том числе полотна «Вдали от жилья», «Вечер на Шарташском озере», «Буря перед дождем». Успех выставки превзошел все ожидания, и автор перевез выставку в Санкт-Петербург, где и открыл ее в 1902 году, под названием «Урал и его богатства». В это же время А.К. Денисов добавляет к своей фамилии слово «Уральский», по примеру своего друга писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, желая подчеркнуть свое происхождение и любовь к родным местам…
Вторая выставка с таким же названием «Урал и его богатства» была организована А.К. Денисовым-Уральским в Петербурге в 1911 году. Как и первая, она имела значительный успех, привлекая внимание свежестью, новизной материала, оригинальностью замысла.
Можно только поражаться природным способностям, таланту, колоссальной предпринимательской энергии и большой внутренней культуре А.К. Денисова-Уральского, который, несмотря на славу и покупательский успех, в своей профессиональной деятельности всегда оставался, как писала про него критика, «художником Урала». Его искренняя любовь к родным местам подкреплялась практическими делами, в том числе и финансовой помощью.
Так, например, большие денежные сборы от выставки 1911 года в Санкт-Петербурге он пожертвовал на развитие уральского камнерезного и гранильного дела.
Первым из русских предпринимателей А.К. Денисов-Уральский устроил минералогическую выставку в США и познакомил американскую публику с природными богатствами нашего края. В его петербургской ювелирной мастерской работали наиболее талантливые мастера-камнерезы с Урала, художественная продукция которых составляла реальную конкуренцию изделиям фирмы Фаберже.
А в петербургском магазине на Морской улице, 27, который назывался «Уральские камни», можно было купить вырезанные Денисовым великолепные декоративные скульптуры, письменные приборы, насыпные картины, «горки» и насыпные иконы.
В государственных собраниях Екатеринбурга и Перми хранятся две насыпные иконы работы А.К. Денисова-Уральского. Есть работы мастера и в частных собраниях российских и зарубежных коллекционеров.
Уникальные композиции выполнялись авто- ром в сложной комбинированной технике акварели и лаковой живописи с применением широкого спектра цветных и полудрагоценных камней и минералов Урала. Насыпные иконы были своеобразной каменной летописью, в которой присутствовали гранит, обсидиан, разные виды яшм, родонит, горный хрусталь, слюда, разные виды агата, аметист, малахит, хризолит, дымчатый кварц, лазурит, медная руда, мрамор и другие уральские камни.
Часто в иконографическом решении евангельских сюжетов мастер использовал накладные фигуры, вырезанные из склеенных в несколько слоев тонких листов бумаги и расписанные в технике лаковой живописи.
Передний план образа создавался из крупных и мелких полированных спилов камня, самородных кристаллов, «щеток».
На задней стенке застекленных деревянных киотов, в которых хранились насыпные иконы, А.К. Денисов-Уральский ставил свое личное клеймо, представляющее овальной формы чернильный штамп-оттиск с надписью печатными буквами: «Рельефно- каменных дел мастер А.К. Денисов на Покровском проспекте Екатеринбург».
Одна из насыпных икон Денисова-Уральского – «Воскресение Христово» — могла иметь отношение к высочайшим подаркам, жалуемым из кабинета Его Императорского Величества. Согласно семейному преданию, эту икону Императрица Александра Федоровна, супруга Императора Николая II, подарила одной из своих фрейлин. Достоверность этой информации подлежит проверке по архивным документам, но очевидно, что такая ситуация вполне реальна. Икона могла попасть в число подарков после одной из выставок, в которых принимал участие Денисов-Уральский. В книге «Фаберже и петербургские ювелиры», под редакцией В.В. Скурлова, приводятся данные о том, что многие члены императорской фамилии были знакомы с художником в петербургский период его жизни и покупали у него или получали в дар изделия из камня.
По мнению В.В. Скурлова, насыпные иконы А.К. Денисова-Уральского — настоящие уникальные произведения русского прикладного искусства последней четверти XIX века. По своей художественной и исторической значимости их можно поставить в один ряд со знаменитыми пасхальными яйцами фирмы К.Фаберже. Ведь иконы и яйца-сувениры играли одну и ту же роль — дорогого заказного подарка, символизирующего вечную жизнь через Великий праздник Светлого Христова Воскресения.
Велики заслуги Алексея Козьмича Денисова-Уральского перед родным краем. Как художник-пейзажист, певец родных просторов, высокопрофессиональный мастер-камнерез, горячий патриот своей родины и общественный деятель, он внес неоценимый вклад в изучение и дальнейшее развитие культуры и ремесел горнозаводского Урала.
В течение долгих десятилетий имя замечательного русского человека и гражданина было незаслуженно забыто. Ныне к нам возвращается его богатейшее творческое наследие, в котором важны и значимы любые сохранившиеся камнерезные работы мастера, равно как и его пейзажные полотна – шедевры русского реалистического искусства.

Наталья Зырянова

 

В других номерах:

Социальное служение

Книжный фонд библиотеки учреждения № 23 поселка Сосьва составил более 2 тысяч экземпляров

 Екатеринбург,25 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». С недавним поступлением новинок духовной литературы, вышедших в свет в минувшемгоду, книжный фонд библиотеки учреждения№ 23 поселка Сосьва составил более 2 тысячи экземпляров.  Как рассказалнастоятель ивдельского храмав честь Святого Благовещения, духовно окормляющий это государственное учреждениеисполнения наказания иерей Алексий Елисеев, администрация колонии уделяетбольшое внимание духовному воспитанию людей, лишенных свободы. Не случайно начальникучреждения, генерал-майор Виктор Иванович Сундуков, за большие труды, понесенныево благо Матушки-Церкви награжден церковным орденом Святого Благоверного КнязяДаниила Московского.

 
Искусство и культура

По итогам работы в 2004 г. колокольный завод уральского мастера Пяткова стал самым востребованным предприятием Европы

Екатеринбург, 11 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». На известном уральском колокололитейном предприятии «Товарищество «Пятков и Ко» подведены итоги работы в 2004 году.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс