Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (328) → Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента и архиепископа Викентия в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» 9 февраля 2005 года

Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента и архиепископа Викентия в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» 9 февраля 2005 года

№7 (328) / 15 февраля ‘05

Архипастырь

Екатеринбург, 21 февраля, «Информационное агентствоЕкатеринбургской епархии».

 -Сегодня у нас в гостях два владыки: постоянный член Священного Синода, Управляющийделами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент и архиепископЕкатеринбургский и Верхотурский Викентий.

 - Владыка Климент,Вы первый раз в нашей Епархии и в Екатеринбурге. Совсем недавно закончился церковно-общественныйфорум «Духовно-нравственная основа демографического развития России. Уральскийрегион». Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями от этого форума.
 Владыка Климент:
 - На форумсобралось очень много народа, присутствовали представители власти, подтверждая,что эта тема волнует многих. Были подняты вопросы, которые являются «больными»для современного российского общества. Разговор был открытый, люди понимаютпроблему и очень обеспокоены ею. Высказывали много конструктивных предложений.Если их применить, то ситуация в стране обязательно поменяется.
 - Демографическаяпроблема очень актуальна в России. И подобные конференции сейчас проходят во всех федеральных округах под эгидой Русской Православной Церкви. Владыка Климент,3 февраля подобная конференция прошла у вас в Калуге. Видимо, эта тема так назрела,что подобные мероприятия очень востребованы?
 Владыка Климент:
 - Это ужечетвертый форум. У нас есть письмо к Святейшему Патриарху с прошением о разрешениипроводить подобные мероприятия в различных регионах страны. После того, как я год назад вступил в должность управляющего делами Московской Патриархии, началподготавливать Архиерейский Собор. Святейший Патриарх поставил мне задачу: Церковьна этом Соборе должна обратить внимание на внутренние проблемы, что испытываетнаш народ. И одна из этих проблем – демография.
 В Россиичисленность населения сокращается с бешеной скоростью. Святейший Патриарх в июне прошлого года обратился к Президенту В.В. Путину с письмом, где поставилперед руководителем страны эту проблему. И предложил провести в Москве церковно-общественныйфорум с участием представителей общественных организаций, органов власти, чтобыкак можно шире обсудить эту проблему. На Архиерейском Соборе в октябре прошлогогода этот вопрос также обсуждался. Тогда же была принята резолюция АрхиерейскогоСобора. Затем состоялся московский форум, который собрал 1300 человек из разныхрегионов нашей страны. Хотя мероприятие задумывалось как центрально-окружное,форум стал всероссийским. Были люди из разных уголков России, даже с ДальнегоВостока, с Сахалина, с Камчатки. Во время форума мы получили много обращенийс просьбой поднять этот вопрос для каждого региона, чтобы такие мероприятияпрошли по всем регионам России. В Нижнем Новгороде и в Калуге эти форумы ужепроведены. На очереди такие города как Владимир, Иркутск, Рязань. Цель форума– объяснить, что проблема демографии несет в себе, наряду с экономическими проблемами,прежде всего проблему духовно-нравственного кризиса.
 - Поступил звонокна радио «Воскресение»: «Не считаете ли Вы, что все аргументы, оправдывающиеаборты (все житейские трудности), надуманны? И принесены на нашу русскую землюлишь с одной целью – уничтожить нас и Православную веру. Урал всегда считалсяопорным краем державы, и это очень правильно, что Вы к нам приехали».
 Владыка Климент:

 - Демографическийкризис стал развиваться у нас гораздо раньше, чем начались «демократическиепреобразования» в стране. Он наблюдался еще в середине 60–70-х годов, когдабыл некоторый всплеск рождаемости. В 80-е годы люди готовились к тысячелетиюКрещения Руси, налицо было обращение людей к своей истории и культуре. У народабыл духовный подъем, и прирост населения на территории России достигал двухмиллионов, а в 1987 и 1988-м годах – даже до трех миллионов детей рождалосьв год. Потом начался некоторый спад, и в 1991 году произошел кризис: тогда родилосьвсего тысяча четыреста младенцев. Причиной этого является сознание людей. Когдачеловек идет на аборт (у нас в России их число достигает трех, а по некоторымданным и четырех миллионов в год), то это у него в сознании. Я не понимаю тумать, которая хочет совершить это со своим ребенком. Ученые доказали, что дажедвухнедельный плод уже живет своей жизнью, и когда человек решается на аборт,у него в душе пустота. Именно эта пустота является трагедией для нашего общества.Очень много людей совершают этот грех, не отдавая себе отчета, а все потому,что их так воспитали – спокойно относиться к абортам. Именно в 90-е годы навязывалинам в школе предмет «полового воспитания», где культивировали такое отношениек жизни: «живи в свое удовольствие плотской жизнью, используй всякие средства,делай аборты»… Ребенок, естественно, заражается этим. Девчонка в пятнадцать-шестнадцатьлет или девушка восемнадцати и даже двадцати лет не отдают себе отчета, что они творят. Если парень, которого она любит, скажет: «Не надо рожать», – то она идет и делает аборт.
 Вот еще однапричина духовно-нравственного кризиса: в людях оскудевает любовь. Мать не имеетлюбви к ребенку, которого она носит под сердцем. Она готова пойти на все радиплотского удовольствия. И, конечно, не будет осознавать, что это является грехом.Аборт вреден и для ее физического здоровья. Американские ученые доказали и совсемнедавно опубликовали, что основной причиной заболевания женских органов ракомявляются прерывания беременности. Женский организм предназначен для того, чтобывынашивать детей, давать им жизнь, чтобы потом ребенок жил самостоятельно. Но на каком-то этапе, когда организм матери готовится сформировать все его ткани,психику и внутренние органы и так далее, все вдруг останавливается. Возьмемдля примера машину: если она едет на большой скорости, то в один момент не остановится,так как есть инерция движения. Так же и в организме беременной, и прерываниебеременности приводит к развитию раковых заболеваний у женщин. Вот о чем надозадуматься. Но человек в юном возрасте совсем не думает о своем здоровье, девушкане понимает и не осознает жизни, развивающейся в ее утробе. По совершению абортовв мире мы занимаем первое – наипозорнейшее место. Это плохое лидерство. Чтобыего избежать, надо менять сознание людей. Надо развивать в людях любовь.
 - Роль ПравославнойЦеркви в этом вопросе очень велика. С каких шагов надо начать исправлять положение?
 Владыка Климент:

 - ПравославнаяЦерковь показывает всему обществу наш духовный и нравственный кризис. Если мыэто осознаем, то ситуация сможет поменяться. Аборты – это одно из многих средств,которые приводят нас к демографическому кризису. Другой показатель – большаясмертность людей трудоспособного возраста (каждый год погибает около 40 тысяччеловек в автокатастрофах). Это те люди, которые могли бы трудиться и быть полезнымиобществу. От наркомании погибает до тридцати тысяч человек в год. От алкоголяи употребления пива умирают двести-триста человек. Но это большей частью людитрудоспособные. Это тоже влияет на демографический кризис. А говоря по-церковному,это все грех, и происходит он из нашего духовного состояния. Сегодняшнее время– наследие советского времени, когда навязывали материализм. На идеологическийматериализм в 90-е годы наслоился практический материализм с лозунгами: «бериот жизни все», «живи себе в удовольствие», «смысл жизни человека – как можнолучше провести время здесь, на земле». Поэтому молодые люди с достатком не понимают,что дети – это дар Божий. Они думают, что дети – это обуза: «мы хотим жить легко,непринужденно, летать куда-то на отдых, иметь дачу, машину, а детей нам не надо».
 - Владыка Викентий,скажите, пожалуйста, какие самые животрепещущие вопросы задавались на форуме?
 Владыка Викентий:

 - Я оченьрад и благодарен нашему правительству за то, что они очень активно включилисьв решение этой проблемы. Они были озабочены этим вопросом, высказывали своемнение по этому поводу и предложения о том, как выйти из этого кризиса. Оченьприятно было слышать от общественных организаций предложения трудиться вместе– Церкви и государству. Если мы будем находиться в таком единстве, то каждыйможет и должен внести свой вклад. Когда мы будем друг друга поддерживать и дополнять,тогда мы одолеем эту проблему. Нужно донести до людей и до общественности тотприоритет, который предлагает нам святая Церковь, – это целомудрие. Надо с самогоюного возраста прививать человеку любовь к жизни, любовь к ближнему. СвятаяЦерковь постоянно проповедует нам ценность той жизни, что принес Христос Спаситель.Если руководствоваться Священным Писанием, то меньше будет подобных проблем.Но человек отошел от этих истин в силу атеистического насилия над его сознанием,и теперь мы пожинаем плоды советского воспитания. Нам надо как можно шире проповедоватьнашу культуру, – призывает нас Святейший Патриарх Московский и всея Руси АлексийII. Если мы хотим быть культурными людьми, то мы должны быть православными,ибо наша культура – это Православие.
 - Действительно,такую колоссальную проблему, как изменение сознания, одной Православной Церквине решить, а только в союзе с государством и обществом. Как Вы думаете, ВладыкаКлимент, что можно сделать для нашей молодежи?
 Владыка Климент:

 - В первуюочередь, мы должны понять, что молодежь имеет свое мировосприятие, свою культуру,которая сформировалась в девяностые годы. Очень часто бывает проблема непониманиямежду взрослыми и молодыми людьми. Взрослые часто считают, что молодежь думаеттак же, как и они. Но надо учесть, в какой среде формировалось мировоззрениемолодого человека, его мировосприятие. Что было в России в девяностых годах?Как-то беседовал с молодыми людьми, которые отдыхали у нас под Калугой в молодежномцентре. Я попросил их: «Спойте русскую народную песню». А они смутились, отвечают,что не знают ничего… «Не знаете «Калинку»? – переспрашиваю я. «Нет!» – отвечаютони. «И не слышали?» – «Нет…». – «А «Во поле березка стояла?» – «Нет…». Ониначали мне перечислять современных эстрадных певцов, которые в основном копируютамериканскую эстраду, заграничную культуру – чуждую Православию, чуждую российскимдуховным корням. Вот такая она, молодежь! Вот так она понимает свое культурноепрошлое…
 Если молодогоспросим, что он думает о христианстве, то он расскажет о христианстве теми понятиями,которые он заимствовал в одном из западных фильмов. Он не бывал в храме! Онне бывал на православном богослужении! Он не беседовал со священником или православнымпедагогом. Такая у нас ситуация.
 В работес молодежью мы должны учитывать их ментальность: у молодого поколения она иная,чем у нас. И самое главное, что нужно тому, кто работает с молодежью, – надопонять и увлечь молодого человека, надо сделать так, чтобы он полюбил нашу российскуюкультуру, чтобы считал ее своей, был ее носителем. А русская культура, она духовная,потому что сформировалась под воздействием Православия на протяжении тысячис лишним лет. Наша русская культура зародилась не в 1917 году, она зародилась,как выразился Киреевский, с ударом первого колокола. В 988 году, когда князьВладимир принял Крещение, родилась наша культура.
 Нам оченьважно, чтобы Россия сохранилась как Россия, чтобы молодое поколение воспринялоэту культуру. Россия может быть только с нашей российской культурой, а не с какой-то американской. И как раз задача тех, кто работает с молодым поколением,– научить любить нашу культуру, воспринять её и считать своей. Но любить русскуюкультуру нельзя без знания Православия, без веры в Бога. Любой писатель – Достоевский,Пушкин, Гоголь – были верующими людьми, глубоко верующими. Взять знаменитыххудожников, которые создали нашу культуру, храмостроителей или градостроителей,– все они были верующие люди. И чтобы воспринять русскую культуру, надо понятьтот мир, в котором она творилась, а она творилась в православной среде.
 - Звонок в прямойэфир: «Владыка Климент, как Вы относитесь к введению так называемого «налогана бездетность?»
 Владыка Климент:

 - Звучалатакая идея, но это не значит, что форум ее принял. Эта идея не первый раз возникает.Мое личное мнение – это даже не полезная идея. Было много приложено усилий в конце 80-х и 90-е годы, чтобы отменить этот налог, и возвращаться к нему нетсмысла. Решить демографическую проблему возвращением этого налога мы не сможем.Проблема в том, что сейчас большинство семей ограничиваются одним ребенком.Они не будут платить этот налог, а демографическая проблема так и не будет решена.Перераспределять средства? Давать их многодетным матерям?… Я думаю, у государстваесть свои финансовые источники, из которых оно может помочь многодетным матерямвырастить своих детей, и не только многодетным. Государство может помочь каждойматери, каждому отцу, оказать нужную финансовую помощь. Не 70 рублей, как сейчас,на ребенка в месяц, а гораздо больше. Я думаю, что этот налог не решит проблемы,а только внесет смуту.
 - В формированиикультуры большая роль принадлежит средствам массовой информации. Владыка Климент,как могут СМИ воздействовать на молодежь, на ее духовность?
 Владыка Климент:

 - Средствамассовой информации должны доносить до молодежи духовность, делать больше программ,несущих духовность. Это не значит, что нужно говорить только о Православии.Даже развлекательные программы можно иметь такие, которые бы знакомили молодыхлюдей с духовной жизнью, не вносили бы греха в их жизнь, в их сознание. ЧеловекXXI века живет в иных условиях, чем человек в XVIII веке. Вернуться к семейномуукладу жизни, к ментальности молодежи XVIII, XIX или даже XX века мы сейчасне можем. Сейчас двадцать первый век, и мы должны это понимать! У работниковСМИ очень большие возможности донести культуру до молодого поколения, учитьразличать, что такое добро и что такое зло, что такое хорошо и что такое плохо.Ведь мы сейчас очень мало видим по телевидению или слышим по радио таких передач,где было бы четко разделено добро и зло. Чаще видим, что подмениваются понятия,и зло, грех выдаются за добро, за нормы поведения.
 Если корреспондентыне осознают, если владельцы телеканалов не поймут, Церковь не сможет одна поменятьобстановку в нашем обществе. А от молодежи зависит наше будущее. Сегодня молодомучеловеку пятнадцать лет, а через несколько лет он станет отцом или она – матерью.Что они передадут своим детям, какое отношение к жизни, какое отношение к работе?…Если мы будем больше учить и говорить о добре, то это будет только благом для нашего общества.
 - То есть оченьбережное должно быть у журналистов отношение к слову?
 Владыка Климент:

 - Не даромдаже за праздное слово дадим ответ перед Богом, а тем более когда слово вводитв грех (говорит Спаситель: горе тому, через кого грех входит в этот мир)! Поэтомумы должны быть внимательнее, и журналисты должны быть внимательнее.
 - Звонок в прямойэфир: «Владыка, у нас такое развратное телевидение, и фильмы, и передачи… Всегдаодно и то же – насилие, блуд. На всех каналах! Как Церковь может повлиять на это?»
 Владыка Климент:

 - СвятейшийПатриарх неоднократно подчеркивал, что современные российские СМИ пагубно влияютна состояние общества. Мы же можем повлиять только обращениями к тем, кто создаетпрограммы, от кого зависит, что будет выходить на телеэкраны, печататься в журналахи газетах, звучать в радиоэфире. Все зависит от сознания людей. Запретить мыне можем! Если вы вспомните прокат фильма «Последнее искушение Христа», – былдаже Крестный ход, Патриарх призывал отказаться от демонстрации этого фильма,– все равно показали. Значит, те лица, от которых это зависит, не прислушиваютсяк голосу Церкви. Их больше интересует не благополучие общества и нравственноездоровье человека, а выгода. 90-е годы вскружили голову этой выгодой, стремлениемполучать ее из всего… И сейчас многие программы нацелены только на то, чтобыполучить выгоду. Больше их создателей ничего не интересует, не интересуют последствия.Здесь необходимо, и мы об этом неоднократно говорили, чтобы были введены законодательныенормы. Например, в Америке нельзя на государственных каналах показывать фильмы,которые приносят нравственный вред обществу. Кроме того, для каждого фильмаесть аннотация и предупреждение, что в нем содержится какие-то негативные моментыи его не рекомендуется смотреть детям малого возраста, а родителям вменяетсяв ответственность, если их дети будут смотреть этот фильм. Поэтому за рубежомзаконодательно закреплено право на выбор нравственного образа жизни, а у наснет. Мы ставим перед законодателями просьбу как-то ограничить распространениегреховности средствами массовой информации. Мы не говорим, что нужно что-то запрещать, – в Америке есть платные телеканалы, пожалуйста, смотрите, – но надозащитить детей, надо защитить общество. Кто не хочет, тому не надо навязыватьбезнравственный образ жизни.
 - Владыка Климент,Вы посетили уральскую землю, святые для каждого христианина места – Храм-на-Крови,монастырь на Ганиной яме. Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях.
 Владыка Климент:

 - Я вчеравечером прилетел, целый день заседал и очень мало успел увидеть. Но то, что увидел, вызвало во мне чувство: Слава Богу, что Ты дал нам время сделать что-то для народа! В этой Епархии, в этом городе очень много делается. Меня удивилии детский приют, где я только что был, Информационно-издательский центр – и радио, и телевидение, и типография. Такой церковный медиа-холдинг, который распространяеттолько положительную информацию, служит спасению людей, служит для просвещенияобщества, для просвещения молодежи. Это меня обрадовало!
 Особое чувствоя испытывал, когда посетил Ганину яму и Храм-на-Крови… Я смог соприкоснутьсяс величайшими святынями Церкви… Когда-то власть хотела показать, что она покончилас прошлым. Но Господь сказал иначе: кровь мучеников, кровь расстрелянных будетсеменем христианства… Ганина яма и Храм-на-Крови являются семенем возрожденияПравославия в России, сюда приходят тысячи людей и укрепляются в своей вере.Я желаю, чтобы дорога к этим святым местам приводила все новых и новых людейко спасению. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячивокруг тебя спасутся!». Если мы пойдем к Богу, к храму, путем умножения любвив своих сердцах, обретения мира Христова в своей жизни, то и мы спасемся, и люди вокруг нас спасутся, и Россия спасется!
 - В завершение,Владыка Викентий, позвольте в Вашем лице поздравить весь клир и мирян ЕкатеринбургскойЕпархии со 120-летием! И дай Бог, чтобы лихие годины остались в прошлом и никогдане повторялись больше. Чтобы власть, Церковь и общество всегда находили общийязык. Многая лета Вам, дорогой Владыка Викентий, и возглавляемой Вами Епархии.Многая лета Вам, дорогой Владыка Климент! Благословите наших радиослушателей.
 Владыка Климент:

 - Я бы тожехотел поздравить Владыку Викентия и жителей Екатеринбурга и области со 120-летиемЕпархии. Пожелать Божиего благословения. Пусть Господь принесет в ваши сердцабольше мира и согласия, любите друг друга, любите Россию! Дети – это наше с вами будущее!
 Владыка Викентий:
 - Спаси Господи,Вас, дорогой Владыка Климент! Для нас большая награда и большая честь, что Выприехали на это торжество, предваряемое прошедшим форумом, который очень важендля нашего государства и нашей Церкви. Благодарим Вас, что Вы приехали поздравитьнас со знаменательным собы-тием в жизни Епархии, её 120-летием. Благодарны за то, что принесли нам Патриаршее благословение, его добрые, назидательные слова,которыми он настраивает нас на дальнейшие добрые труды активно, в меру нашихсил нести служение на благо нашего народа, нашего государства, нашей Церкви

 Программа«Архипастырь» выходит на «10-м канале» по субботам, в 15.30, и по воскресеньям,в 20.00.
 На телеканале «ТВЦ»– по вторникам и пятницам в 07.00, в четверг – в 17.30.
 На телеканале «Отечество»(в области) – в четверг, в 07.00, и в воскресенье, в 18.30.
 На епархиальнойрадиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
 Свои вопросы ВладыкеВикентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону (343)217–93–38.
 Храни вас Господь!

 С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровкааудиозаписи — Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА.

 
Церковно-общественный форум

Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Чтобы не погибла Россия, именно Русская Православная Церковь должна поднять подвиг духовного преображения». Выступление на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития

Выступление на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственныеосновы демографического развития России. Уральский регион» Всемы являемся свидетелями того непреложного факта, что вопросы демографии сегоднястановятся жизнеопределяющими и для российского общества, и для Русской ПравославнойЦеркви, которая всегда разделяет проблемы своего народа.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий освятил молитвенную комнату, открывшуюся при Уральском юридическом институте МВД России

 Екатеринбург,9 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Необходимостьюподготовки специалистов средней и высшей юридической квалификации для органоввнутренних дел было обусловлено создание в 1991 году и вся последующая деятельностьУральского юридическогоинститута МВД России. Но кроме основных предметов, курсантам института даюти духовно-нравственное воспитание, огромное значение уделяя в этом взаимодействиюс Епархией. В рамках этого сотрудничестваи была открыта здесь 8 февраля молитвенная комната. После чинаосвящения молитвенной комнаты, который совершил архиепископ Екатеринбургскийи Верхотурский Викентий, состоялось освящение и нового корпуса медицинской частиЮридического института.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс