Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (328) → Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Чтобы не погибла Россия, именно Русская Православная Церковь должна поднять подвиг духовного преображения». Выступление на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития

Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Чтобы не погибла Россия, именно Русская Православная Церковь должна поднять подвиг духовного преображения». Выступление на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития

№7 (328) / 15 февраля ‘05

Церковно-общественный форум

Выступление на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственныеосновы демографического развития России. Уральский регион»

 Всемы являемся свидетелями того непреложного факта, что вопросы демографии сегоднястановятся жизнеопределяющими и для российского общества, и для Русской ПравославнойЦеркви, которая всегда разделяет проблемы своего народа.

Речь идет о вымираниикоренного населения России — каждый год оно уменьшается на миллион человек.
 Это устойчивоеснижение численности нашей страны может принести горькие плоды не только нашимпотомкам, но нам самим. Сегодня мы еще не ощущаем на себе в полной меревлияния демографического спада. Но уже через несколько лет он скажется дефицитомработоспособного населения во всех отраслях экономики. Некому будет развиватьнауку и производство, обеспечивать социальные программы, содержать нетрудоспособноенаселение, обеспечивать обороноспособность страны. Это приведет к ситуации,которая в настоящее время сложилась в Косово, где постоянно сокращающееся коренноенаселение замещается другим народом, с иными культурными традициями и менталитетом.Возникающие на фоне этого политические конфликты всем вам хорошо известны. В результате их уничтожено большинство православных святынь Косово – колыбелисербской национальной культуры. А привело к такой ситуации, в первую очередь,сокращение в сербских семьях деторождаемости. Ведь всего сто лет назад в Косовосербы составляли подавляющее большинство населения.
 В нашей странедемографический спад наметился давно, и наблюдался еще с середины семидесятыхгодов XX века, когда материалистическое отношение к жизни изменило ментальностьнаших соотечественников. В восьмидесятые годы рождаемость в нашей стране немногоповысилась. Но с начала девяностых годов прошлого столетия, когда в России началисьполитические преобразования, была экономическая нестабильность, в сознании людейкультивировался принцип «бери от жизни все», безнравственность и насилие сталинормой на телевидении, – демографическая ситуация в стране резко ухудшилась.Сейчас встал вопрос о физическом выживании нашего народа, о сохранении своейэтно-культурной идентичности. То, что происходит в настоящее время в нашем Отечестве– это самоистребление народа, и вскоре оно может принять необратимый характер.
 Главной причинойподобного положения вещей видятся отнюдь не материальные проблемы: общеизвестенфакт, что самая низкая рождаемость наблюдается как раз в наиболее богатых странахЗападной Европы. Причина этого общая и для России, и для западноевропейскихстран — забвение христианских идеалов, ориентация молодежи на культ удовольствий.
 Согласноданным социологов, главными воспитателями нашей молодежи должны быть семья,школа и Церковь, но в действительности в настоящее время ими являются уличнаясреда и средства массовой информации, насаждающие идеалы, чуждые христианству,с детства ориентирующие молодежь на получение удовольствий любой ценой.
 Современнаяроссийская семья утратила духовные традиции, на основе которых она строиласьдо XX века, когда была прервана ее связь с Православием. Без освящения супружествав Таинстве Брака, без иерархичности и аскетизма семейного уклада, без чадолюбияи многодетности семья утратила свою целостность, перестала быть опорой обществаи воспитателем гражданственности.
 С созданиемгосударственной системы дошкольного и внешкольного воспитания семья лишиласьприоритетов в воспитании детей, а сегодня эти государственные системы не выполняютсвоей воспитательной роли. Школа также пребывает в мятущемся состоянии, будучиготова воспринять чуждые национальному самосознанию взгляды и ценности, но продолжаетнастороженно относиться к традиционным для нашего народа православным духовнымценностям. Элементы скандального курса «Половое воспитание» вошли в учебныепрограммы базовых дисциплин, западная валеология была включена в учебный план,а факультативное преподавание основ православной культуры встречает препятствияна всех уровнях системы образования. Педагоги измотаны реформами и нововведениями,но главное, что в подражании западным системам воспитания утрачены традицииотечественной педагогики и нравственное развитие будущих граждан страны, их патриотическое воспитание находится в запущенном состоянии.
 Единственнымисточником вековых традиций нашего народа сегодня является Церковь, но обществоеще не готово предоставить для нее место в своей жизни. Церковь пробиваетсяв общество, но оно отгораживается от ее духовных ценностей, не желая отказатьсяот привычного материалистического понимания жизни. Для общества Православиепо-прежнему остается чем-то внешним, культурной традицией прошлого, но не реальнойжизнью, привлекающей Божие благословение и освящающей мир. Поэтому Православиев жизни современного общества — это только крашеные яйца на Пасху, детские подаркина Рождество, да очереди за святой водой на Крещение. Духовное возрождение коснулосьтолько внешней стороны жизни людей, внутри осталось еще материалистическое сознание,стремящееся устроить себе рай на земле.
 Сегодня для молодых нет примера в родителях, государственные и общественные институты работыс молодежью разрушены, а у Церкви еще не хватает сил, кадров и средств для организацииработы с молодым поколением в общенациональном масштабе. Отсутствие должноговоспитания в семье и школе, удаленность их от Церкви приводят к тому, что в основание личности ребенка полагаются эгоизм, безответственность и вседозволенность.Неудивительно, что создание семьи и забота о детях, требующие самоотверженияи самопожертвования, воспринимаются ими как обуза, как препятствие к реализациирекламного принципа: «Все мне дозволено!». Нормой жизни молодых становится распущенность,добрачное и внебрачное сожительство. Даже создав семью, современная молодаяпара в первую очередь заботится о собственных удовольствиях и развлечениях:приобретении домашнего кинотеатра, компьютера и т.п., но не о рождении и воспитаниидетей. Ведь для этого нужно быть готовым на самоотречение, а это то направлениедуши, которое составляет основу православного образа жизни. Забвение его основ,желание «пожить для себя», ведет и к тому, что ежегодно в России в утробах матерейубиваются несколько миллионов детей – больше, чем их появляется на свет. Убийствосовершается на основании государственного закона, при одобрении общественногомнения, и на общенародные средства.
 В упомянутойвыше триаде оптимальных воспитателей молодежи в сложившейся ситуации остаетсянадеяться только на Церковь — ведь воспитанный Ею верующий человек живет для Бога, понимая, что все, чем он располагает, Бог дает ему для достижения святости— для усвоения спасения во Христе. И если Господь посылает чадо, то оно имеетсвое предназначение от Бога, и задача родителей — вырастить и воспитать егов любви к Создателю, передать ему православную веру и любовь к Отечеству. Родителисловно получают от Бога свечу, которую надо не только поставить, но и возжечьпред Господом. Именно те тяготы и заботы, без которых не обходится воспитаниедетей, освящают супружество, делают его благодатным перед Богом и почетным перед людьми.
 Если мы хотимсохранить наш народ от вымирания, необходимо неотлагательно прививать подрастающемупоколению евангельские основы жизни и православное понимание предназначениячеловека. Надо, чтобы российская семья снова стала домашней Церковью, как этобыло на Руси прежде, чтобы она служила спасению всех ее членов и христианскомувоспитанию детей. В этом школа и общество должны опираться на опыт Церкви. А церковная среда должна использовать все возможности, которые Бог посылает ейдля служения в современном мире.
 Мы должныдонести до сознания нашей молодежи красоту целомудрия и святость Таинства Брака,полагающего основание домашней Церкви, научить духовным законам созидания семьии воспитания детей. Наша молодежь должна знать примеры достижения святости черезподвиг семейной жизни. Их много в житиях святых. Пусть они составят материалдля издательской серии, будут положены в основу сценариев фильмов и постановокдля юношества, станут темой школьного праздника, аргументами в диспутах или предметом научных исследований. Главное, чтобы для подрастающего поколения былиизвестны их светлые образы, чтобы они увлекали своим примером любви и служенияБогу и ближним.
 Особое вниманиемы должны уделять молодой семье. Надо понимать, что молодые супруги проходяточень нелегкий этап своей жизни. Рождение новой семьи требует особой внутреннейработы, напряжения души. Молодожены узнают не только лучшие стороны друг друга,но и открывают недостатки. Воспитание, характер, привычки – все в другом человекеиное, и чтобы сложился общий уклад жизни, единодушие, надо быть готовым уступать,терпеть, оправдывать другого. Чтобы молодые супруги научились терпению и взаимопомощи,сопереживанию и верности, а появление в семье малыша всегда было желанным, необходимо,чтобы они имели православное мировоззрение и жизнь их освящалась церковнымитаинствами и христианским подвигом, во всех трудных обстоятельствах они прибегали бы к молитве и духовному совету. Для этого надо, чтобы храм стал для них родными близким, а церковная община — большой семьей, где никогда не оставят в беде.
 Но чтобыдойти до сердца каждого молодого человека, необходимы наши собственные усилия,наше самоотверженное служение. Священник, весь церковный причт и работники храмадолжны проявлять любовь и терпение, только так можно обрести подрастающее поколение.Надо, чтобы каждый зашедший в храм молодой человек оставался в нем навсегда;каждая встреча, каждое соприкосновение с церковной средой пробуждало в молодежиинтерес к духовной жизни, вело в ограду Церкви; чтобы в храме молодые люди встречалине критические замечания и нетерпимость, но апостольскую любовь и заинтересованностьв спасении каждого человека.
 Теперь многиемолодые люди приходят в храм на Венчание. Но, как правило, они воспринимаютего лишь как красивый обряд и не осознают истинной силы Таинства и своей личнойответственности. Поэтому им необходимо разъяснять, что во время Венчания супругидают обещание перед людьми и Богом, что всю свою оставшуюся жизнь они будутхранить супружескую верность, поддерживать друг друга и воспитывать детей в вере и благочестии, что по молитвам священника Бог незримо дает им особую благодатьи Свое благословение на этот подвиг всей жизни, а во всевозможных препятствияхи жизненных трудностях Бог всегда услышит их молитвы о помощи. Если венчающиесябудут приступать к Таинству Брака с таким сознанием и соответствующими чувствами,то, наверняка, они постараются стать верными супругами, хорошими родителямии ревностными христианами.
 Мы должныне только ждать, когда молодые люди обратятся к нам за советом, но идти к нимнавстречу, и не с холодным назиданием, а с живым стремлением помочь, разделитьпечаль, подарить радость. Надо осваивать такие формы работы с молодежью, которыеею востребованы, с целью поддержать молодую семью, разрешить внутренние проблемы,удержать от отказа иметь детей. Главное, чтобы наши отроки и юношество ощущали,что они не безразличны Церкви. Этому может послужить, например, проведение церковныхпраздников — как тех, которые объявлены государственными — Пасха, РождествоХристово, день Казанской иконы Божией Матери, так и храмовых престольных праздникови дни памяти святых покровителей христианского брака.
 Чтобы не погибла Россия, именно Русская Православная Церковь должна поднять подвиг духовногопреображения, вернуть в жизнь народа православное мировоззрение, обращая основноевнимание на воспитание молодого поколения. Однако одной только активности со стороны Церкви недостаточно. Мы готовы к сотрудничеству с системой образования,медициной, общественными организациями, — пусть забота о будущем нашей Родиныстанет основным содержанием нашего соработничества. Если мы самоотверженно приступимк этому деланию, Бог не оставит наш народ. Он даст России новое возрождениеи умножит ее народ, если этот народ снова, как и многие века, станет народомБожиим — хранителем Православия.

 
Церковно-общественный форум

К открытию церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России. Уральский регион» было приурочено открытие православного кабинета в центральной районной больнице поселка Тугулым

 Екатеринбург,11 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». К открытию церковно-общественногофорума «Духовно-нравственные основы демографического развития России. Уральскийрегион" было приурочено открытие православного консультационного кабинетав центральной районной больницерабочего поселка Тугулым.

 
Архипастырь

Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента и архиепископа Викентия в студии радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение» 9 февраля 2005 года

Екатеринбург, 21 февраля, «Информационное агентствоЕкатеринбургской епархии».  -Сегодня у нас в гостях два владыки: постоянный член Священного Синода, Управляющийделами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент и архиепископЕкатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс