Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (327) → Размышляя о будущем: послесловие к фестивалям

Размышляя о будущем: послесловие к фестивалям

№6 (327) / 8 февраля ‘05

Искусство и культура

Под впечатлением от двух хоровых фестивалей, таких разных, и в то же время решающих близкие проблемы, я встретилась с людьми, мнение которых будет интересно всем, кого волнует будущее как духовного, церковного пения, так и российской культуры в целом.
Итак, продолжаем разговор с Аллой Григорьевной Литвиной, профессором Уральской консерватории, руководителем Камерного хора «Лик», президентом Межрегионального хорового союза, и Владимиром Борисовичем Завадским, зав.

кафедрой хорового дирижирования Уральской государственной консерватории.

- Два фестиваля – один за другим. 2-й фестиваль вузовских хоров и 1-й опыт хоровых коллективов церковно-приходских школ. В самом начале особенно видно: коллективы церковно-приходских школ несут духовность; с другой стороны, на фестивале вузовских коллективов очень серьезный профессиональный уровень.
А.Г. Литвина:
- Если говорят, что большевики скопировали иерархию церковную, мне думается, они скопировали у Церкви и в музыкальном искусстве: до XVIII века наша музыкальная культура была вся ориентирована на хоровую, вышла из хоровой. У нас не было других жанров, а было то, что пели в Церкви, и то, что пели дома – народные жанры (и народные инструменты). На этом стоит вся русская музыкальная культура. Все остальное привнесено. Я не говорю, что все пришедшее нужно убрать. Но я не понимаю, почему в Латвии, в Киргизии, — все хранят свои традиции – кроме русских. А мы свое все разбазаривали, и в том числе отношение к хоровому пению.
— Алла Григорьевна, у Вас в этом отношении колоссальный опыт – опыт династии…
- Да, я потомственный хормейстер. Мама моя, Рогожникова Галина Петровна, была дирижер-хоровик, работала в консерватории. А.А. Юрлов был моим учителем. Я выросла в атмосфере хорового пения. Юрлов и Рогожникова начали сотрудничать с 1958-го года, тогда было учреждено хоровое общество. В 1957/63 гг. проводились праздники песни. Юрлов задумал 1-е исполнение “Патетической оратории”, когда на сцене объединились 800 человек. С 1963 года началась новая форма – музыкальных фестивалей, – форма многожанровая, объединялась с хоровыми премьерами, при этом профессионалы и любители пели вместе. А потом хоровое общество разрушили, хотя колоссальное количество музыкантов были против, понимали, что это такое — хоровое искусство для России. Что такое был хор до войны, когда в хоровую студию Московской консерватории на одно место в партию сопрано было 200 певиц?! Сейчас всех вместе взять — не соберем столько! И во время войны хоров создавалось очень много. И если в 42-м тяжелейшем военном году понимали значимость хорового пения — почему? – Песня, хоровая музыка, церковная — обладает соборным, объединяющим началом. А сейчас наши чиновники говорят: у нас нет денег… В 50-х годах хоры расформировали, в том числе и нашу Академическую хоровую капеллу, пошла ориентация на любительское искусство. А сейчас любительское стало не нужным, потому что объединяет, оно сыграло свою роль и может уходить.
- Владимир Борисович, Вы сказали коллегам о своей надежде на то, что хоровое пение выйдет из Церкви… Что Вы имели в виду?
- Я не совсем, может быть, точно сформулировал свою мысль. Хор в России зародился в Церкви, и только гораздо позднее вышел постепенно как светский жанр. Но тот опыт светского хорового пения, который был в XIX-XX веках, сегодня оказался невостребованным. А в связи с большим развитием Православия, в Церкви хор занимает более выгодное положение, чем в светской жизни. Но в Церкви репертуар ограничен, для Церкви хоровое пение – элемент вспомогательный. А тот светский опыт, который был накоплен – хор как воспитатель для молодежи и способ приобщения к прекрасному, утратил свои позиции. И, к сожалению, политика государства сейчас не способствует развитию этого опыта. Причина в том, что сейчас в государстве нет идеологии, а наше искусство, поскольку связано с словом, должно иметь идеологию. В Церкви есть идеология, а нам выражать нечего.
Духовная музыка в России тоже имела две ветви развития – чисто богослужебную и репертуар, который возможно исполнять на концертах. И есть произведения, написанные на богослужебные тексты специально для концертного исполнения. И это прекрасно, но это только одна сторона развития. Будем надеяться, что когда-нибудь потребность в жанре хорового пения вернется. Конечно, в нынешних условиях, по сравнению с другими жанрами, он менее мобильный: требуется большой состав исполнителей, достаточно длительный процесс освоения, наработки профессиональных качеств.
Еще во времена советской власти, когда жанр был востребован, появилось несоответствие: техника композиторского письма была очень высокая, а квалификация певцов хоровых коллективов не соответствовала в полной мере. И сейчас та же ситуация, но коллективов, способных исполнять такую музыку, становится еще меньше. Проблема может решиться не очень скоро, и ее решение должно идти от государства. Оно должно вести такую политику, которая бы позволяла людям, имеющим деньги, спонсировать эти начинания.
Кроме того, у нас сейчас молодежь никто не воспитывает, и она воспитывается на шоу, всех этих безобразиях. Недавно я услышал высказывание Алена Даллеса и полночи не спал, — сейчас происходит все так, как он мечтал: не удалось победить непокорную Россию в войне — взрывают ее изнутри. Путем пропаганды секса, насилия и т.д., оформляя в красивую обертку, находя людей, которые выдавали бы все это за истину. Даллес считал, что именно таким образом можно уничтожить русский народ и все, что с этим связано. …Не дай Бог! Я верю, что Россия – великая страна, она переживала много разных перипетий, но все-таки выживала.
- Алла Григорьевна, была ли практика объединения усилий с Церковью? Какие проблемы и возможности видите Вы?
- Церкви и нам сотрудничать необходимо. На мой взгляд, в консерватории при нашей кафедре нужно открыть регентское отделение, потому что есть вещи, которым мы можем научить. Регенту совершенно необходима широта музыкального образования. Вот когда вырастет в Церкви 2–3 поколения, тогда можно будет надеяться на свои силы. Второй аргумент к тесному сотрудничеству – у нас общие цели – нравственно-духовного воспитания.
А практика сотрудничества есть. В 2003, 2004 годах мы участвовали в «Пасхальных хоровых ассамблеях». В 2003 г. был задействован екатеринбургский большой сводный хор – певцы из университета, камерный хор «Лик» и муниципальные хоровые коллективы из Сургута. Выступали по благословению Церкви с концертами в храмах городов Сибири с произведениями старых и современных композиторов – Рахманинов, Бортнянский, Рубин.
В 2000 и 2002 гг. по благословению Владыки Викентия принимали участие в конкурсе «Возрождение Верхотурья», который также проходил в храмах. И если на 1-й приехал только один светский коллектив из Перми, то во 2-м приняли участие коллективы из 15 городов Урала и Сибири.

 

В других номерах:

Искусство и культура

Фестиваль «Университетские хоровые собрания имени Галины Петровны Рогожниковой»

Начало декабря Уральский госуниверситет встретил «на высокой ноте» – в прямом и переносном смысле слова: студенческие хоровые коллективы вузов встретились на сцене УрГУ, чтобы, продолжая дело подвижников этого музыкального жанра, учиться друг у друга и возрождать традиции, во многом утерянные за последние десятилетия. Хоровые коллективы сменяли друг друга на сцене.

 
Искусство и культура

В Центральной городской библиотеке Краснотурьинска открылась выставка «Духовные учителя»

Екатеринбург, 25 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В читальном зале Центральной городской библиотеки Краснотурьинска открылась книжная выставка «Духовные учителя», посвященная торжественным датам первого месяца наступившего 2005 года. В январе исполняется 190 лет со дня рождения святителя Феофана Затворника, 140 лет со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Тихона, а также 70 лет со дня рождения протоиерея Александра Меня. Вниманию посетителей новой выставки предложены документы о жизни, духовном опыте, творческом наследии и учении деятелей Русской Православной Церкви.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс