Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (322) → Путь к Богу

Путь к Богу

№1 (322) / 1 января ‘05

Духовные поучения

 Люди беспрестанножалуются на то, что жизнь однообразно сера, опротивела им и потому представляетсяочень несчастной. Каждый день мы встаем и работаем до утомления и никогда не видим луча радости.

А ко всему этому не перестаем огорчаться, раздражаться и сердиться, большей частью из-за пустяков.
 Откуда являетсяэто тягостное чувство несчастья и покинутости? Происхождение наших несчастийв том, что мы поддаемся влиянию внешних обстоятельств, живя механически, и делаемсярабами вещей, не имеющих никакого значения, которые сегодня есть, а завтра могути не быть. Другими словами, принимаем незадержимо проходящую жизнь с ее гневами,оскорблениями, завистью и ненавистью — за жизнь действительную.
 Постоянноетреволнение, в котором мы живем, является причиною потери мира и спокойствияв наших сердцах, которые вследствие этого погружаются во тьму. Ходящий же во тьме — спотыкается; а ввергаемся мы во тьму потому, что считаем грешное состояниедуш наших, т. е. обладание их темными силами, за действительность. Когда жемы вносим это беспокойство в наши душевные отношения к другим, тогда возникаетвзаимная разрозненность и отчуждение.
 Такое чувстворазрозненности является причиной страданий. Несомненно, однако, что каждый из нас стремится к благополучию и счастью, ибо Бог даровал нам землю для радостногообитания на ней, даровал ее нам, чтобы мы были счастливы на ней и приняли, таксказать, участие в славе Божией. Но где же искать благо и радость в будничнойжизни? Мы любим стремиться к геройским подвигам в надежде, что они дадут намвозможность достичь блаженства. Но это лишь мимолетное мгновение преходящейрадости. Мы же стремимся к постоянной радости и благополучию в повседневнойнашей жизни.
 Большим препятствиемна этом нашем пути к радости является то обстоятельство, что мы живем большейчастью механически, ибо не судим о человеке с душевной стороны, во всей егополноте, а касаемся его лишь с внешней стороны, не давая себе труда добратьсядо истинного существа человека. Это является тем большим упущением, что на самомделе жизнь каждого из нас — огромное богатство. У каждого человека своя личность,у каждого — своя задача, каждый из нас как бы посланник Божий. Рядом с этимтребуется особенно подчеркнуть, что в каждом человеке больше добра, чем зла.
 Естественноспросят: как же так? вокруг себя видишь столько плохого, целое море зла? Да,но если зла полное море, зато добра решительно целый океан. Зло из нас не перестаетпроявляться на поверхности, оно бросается в глаза, а добро скрыто, рассыпано,не сосредоточено. Зло — дерзко, а добро — скромно. Зло — тьма, грех, это нашаслабость и несчастье, наша смерть. Добро светло, объединяющая сила, мощь, радость.
 Коротко говоря,добро — это жизнь. Мы встречаемся один с другим не случайно. Господь нас объединяетв семье, в обществе, в народе, тогда как дух зла силится нас разъединить, рассорить.Наша задача превозмочь эту разлагающую силу, ибо только таким путем мы можемраспознать то единое в нас, что от Бога и что нам дает благополучие в жизни.Зло и грех обкрадывают человека, ибо не допускают, чтобы он выявлялся во всейполноте своей духовной сущности. Когда же человек не преодолевает то, что насразделяет, тогда мы не видим истинной жизни, а только кажущееся ее изображение.Такая разрозненность и обособление подлежат тяжкому осуждению, ибо мы призванык общению. Только при общении в жизни вполне расцветает наша душа. Потому общениемежду нами не безразлично; проявляется оно прежде всего и главным образом в слове. На слово, однако, нужно смотреть как на отражение Слова.
 Господь сказал:“Да будет свет”. И свет явился. Невидимое приняло свое бытие от Слова. Словоможет проявлять огромную силу. В 32-м псалме читаем: “Словом Господа сотворенынебеса и духом уст Его — все воинство их”. И у нас словом проявляется скрытоеи становится явным. А потому употреблять слово нужно с большой осторожностью.Важно, чтобы наше слово в атмосфере дышало добром. Ведь посредством слова мыхотим достигнуть благополучия. А потому нужно, чтобы слово, выходящее из нашихуст, содержало в себе добро, которое осветит нашу жизнь. Когда в разговоре доброеслово имело силу, остается долго после такого разговора чувство чего-то ценного,существенного, Божиего. Слово должно нас сближать друг с другом, вносить единение,а не разделение и разложение. Но мы живем в греховности, которая ослабляет силунашего слова, а потому слово не входит в полной силе в нашу жизнь. Только словочуждое от греха проявляется в полной силе, ибо в этом случае оно соединено со Словом, сотворившим свет. Слово, попадающее в среду, которая проти-водействует,действует сильнейшим образом и имеет огромное значение в организации нашей жизни.Слово, исходящее из скрытых тайников души, не ослабленное нашей собственнойгре-ховностью, будучи силою потенциального добра в нас, приносит с собою свети добро, поскольку оно в единении с Источником света и Словом. Слово воплощается.
 Если мы произносимслово без внимания, то мы не думаем о том, что эти слова, восходящие до небаи исчезающие в вечности, могут быть носителями разделений, разложений в семье,обществе, народах, во всем свете. Когда мы собираемся в обществе, то начинаемобыкновенно с суждения, а переходим очень скоро к осуждению. Суд и осуждение— отрава, разлагающая жизнь. Осуждение нас разделяет, отталкивает одного от другого, а ведь слово — отражение Логоса на земле — должно нести с собой свети радость бытия в атмосферу вражды и разложения, в которой мы живем. Слово имеетв себе вечность. Весьма важно, чтобы наши сношения с людьми давали нам радостьжизни, поэтому нужно употреблять слова так, чтобы не быть ими осужденными. “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в деньсуда” (Мф. 12, 36).
 И потомунужно быть в сношениях с людьми общительным, а не чуждаться людей. Если удастсянам найти то, что есть общего между нами, исходящее от Бога, тогда в сердценаше вселится истинная радость. Таким способом мы приобретаем ценности, которымизатем живем. Ища и находя общение в Боге, мы становимся сотрудниками Божиимиздесь, на земле. Таким сотрудничеством мы перерождаемся и вступаем в областьсущества света. В подобном перерождении отображается и свет, и слава Божия,и Сам Господь находит в нас фундамент, на основании которого Он может к намприблизиться. “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”(Мф. 18, 20).
 Итак, когдалюди живут в обществе двух или трех, в семье или в другом совместном жительствеи этим преодолевают свою отчужденность, они начинают чувствовать общность интересовжизни, которая приносит им счастье и благополучие. Преодоление этой отдаленностипроизводит впечатление нашего отождествления с другими, будто мы живем душав душу. Мы все сотворены по образу Божию, и именно этот образ Божий нас объединяет.Этим способом мы достигаем постепенно единомыслия в проявлении воли. Это то единство, о котором сказал Христос: “Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне,и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послалМеня” (Ин. 17, 21). Следствием этого в единении — жизнь, в разделении — смерть.Единение это как бы нить, брошенная от земли к небу, к Богу, к объединяющемуцентру. Единение приносит нам благополучие, которое является основанием истиннойнашей радости жизни. Это закон жизни. Уклонившийся от него должен неизбежнопотерпеть от этого. К сожалению, мы в нашей обывательщине не считаем обыкновенносвоей обязанностью искать в серенькой этой жизни то, что имеем от Бога и что единственно может нас сблизить. Наоборот, мы принимаем образ разделения за истиннуюжизнь и даже не стараемся как-нибудь преодолеть это разделение, несмотря на то что такое разделение лишает нас возможности находить радость и в будничнойжизни, препятствует нам открыть нашу душу и выявить наши истинные качества.Эти качества в нас и живут для того, чтобы мы их выявляли. Господь всех насодарил добрыми свойствами и дал нам возможные способности к их осуществлению,но мы их не выявляем правильно, не используя сил, которые дремлют в нас, но которыми могли бы передвигать горы. Если мы только захотим, то можем возжечьв себе пылающий огонь добра. Если признать, что повседневная жизнь есть, собственно,только средство к созданию истинной жизни, то мы видим, что средство мы обратилив цель. Вследствие этого мы в жизни ходим как бы во сне, погруженные во тьму,греховность и страсти, вглядываясь лишь в ту тьму, которую сейчас перед собоювидим. Злой дух мешает нам смотреть на свет, и мы становимся орудием его темныхсил и от этого, разумеется, сильно страдаем. Нужно смотреть вокруг себя на жизньоткрытыми глазами. И тут мы замечаем, что механизированная жизнь, которой мыпредались всецело, отравляет нашу душу. Правда, мы знаем, что наша душа сотворенадля вечности, но мы о ней вовсе не заботимся, а наоборот, всячески стараемсядобыть вещественные богатства, пренебрегая богатствами вечными. Мы очень плохиеторговцы, ибо слишком дешево оцениваем свою душу, тогда как не имеем ничегоболее ценного, чем именно она. Мы покупаем лишь то, что не имеет абсолютно никакойценности для вечности, и не обращаем внимания на то, что переходит в вечность.Делаем так потому, что грех затемнил нам истинное положение всех вещей. Толькотогда, когда мы познаем реально всю лживость и неправду нашей жизни, толькотогда осуществится настоящий торг, ибо человек познает свет Божий, освещающийего тьму, начнет ориентироваться в суете жизни и начнет направляться к Богуи вечности. Не будем забывать, что каждый из нас получил определенные таланты,и мы обязаны этот Богом данный нам талант выявить, затем и распространить.
 Раскрытиеэтого таланта вложено нам прямо в руки. Встречаясь с другими людьми, мы должныпреодолеть в себе то, что нас от них отделяет; этим мы проявляем свои способности,раскрываем вверенные нам таланты и этой ценностью обогащаем себя и их. Каждаявстреча, при которой мы будем держать себя со вниманием по отношению к окружающим,будет для нас источником великого обогащения, ибо в такой встрече найдется всегдасвет и добро. Ведь в каждом человеке можно найти красоту, но этому мешает нашагреховность. А потому и в повседневной жизни следует искать ее истинные ценноститем, что будем отвергать ее механическое течение. И этим достигаем того, что ни один день не пройдет праздным в вечность, но каждый день будет для нас источникомхотя бы минимальной радости и благополучия, как составных частей вечности, которыеперейдут с нами в будущую жизнь. Если мы хотим заслужить эти ценности, то должныпробудить в себе творческую силу, которой можем преодолеть свою инерцию и освободитьсяот тьмы своих страстей, которые овладели нами. Страсть и грех отнимают от насистинную радость жизни и мешают нам видеть красоту Божьего света. А потому именнопреодоление греха приводит к радостному познанию мира и одновременно созданиюновой, истинной жизни, что, собственно, и является заданием каждого человека.Этим способом мы достигаем того, что в нас умирает внешний, ветхий человек и создается человек новый. Преодолением греха мы обнаруживаем добро, с которым,хотя бы на мгновение, погружаемся в вечность.
 Как же намосуществить эту творческую жизнь? Тем, что будем постоянно на страже, чтобыосознавать все пороки в жизни души и устранять их. Чувствуется, что мы будтоистинно на границе добра и зла. В нашем сердце ведется почти каждый момент борьбазла с Богом. Зло непрерывно вводит тьму в наше сердце: раздражение, гнев, зависть,осуждение, лень. Если с помощью Божией одолеем эту тьму, тогда войдет в сердценаше свет или даже Сам Господь.
 Повторяю:очень важно, чтобы мы дали себе отчет, что Господь сотворил мир Словом, ибосказал: “Да будет свет!” Если мы постараемся жить созидательной жизнью, тогдамы станем как бы отражением Самого Творца. Добрые мысли появляются у нас как отражение творческой мысли Бога. Добрая мысль сама по себе свет, ибо дает намсвет в подобии творческого принципа, который она приносит от Самого ИсточникаСвета — Бога. Добрая мысль светит и проникает в хаос жизненных соприкосновенийдобра и зла, творит новую жизнь и ведет к преодолению темноты. Сказано было:“Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисусотошел и скрылся от них” (Ин. 12, 36). Божий свет озаряет нас постоянно и всюду,но тьма нашей души отталкивает его. В сущности мы испытываем чувство, когдакакая-нибудь мысль нас озарит, как будто бы это был луч с неба, озаривший и осветивший все, что до этого было нам неясно. Такой луч пробуждает нас от снаи объявляет Божию силу. “Да будет свет”, — сказал Бог, и свет появился. Но онпоявляется и теперь, и им вступает перед нашими глазами новая жизнь. Этим светоммы можем преобразовать и нашу серую жизнь в новое, ясное, радостное житие, когда,разумеется, мы будем обращать особое внимание в направлении этого света, которыйпроникает в нас в виде доброй мысли, побуждающей нас к одолению зла.
Творческой силой, проявляющейся в нас, мы обнаруживаем в себе источник добраи научаемся чувствовать радость жизни, а последствием этого наше отношение к жизни будет не механического характера, а творческого. И эта творческая деятельностьпринесет одновременно и прояснение нашей жизни.
 В областиумственной человек часто принуждает себя размышлять и работать нередко целыегоды. При напряженном усилии можно прийти к соприкосновению с Божиим светом.Вступив затем в область светлых мыслей, мы разгоняем тьму своего сердца и темсамым начинаем созидать новую жизнь, освобождающую нас от зла. Наше несчастьев том, что наша воля была ослаблена грехом. А потому нужно так воспитать волю,чтобы она нам помогала выйти из спутанных чувств в область другого бытия, в область света. Грехам мы отдаемся рабски, тогда как Господу – по своей воле.Но это, правда, возможно, только если преодолеем в себе грех. Для этой целинужно приложить огромное усилие, проявить настоящее геройство. А потому человек,преодолевший актом своей воли греховность, является свободным, тогда как человек,преданный греху, является рабом греха. Кто одолел грех, тот сеет радость, далвойти в сердце свету, т. е. Господу. Когда в нашем сердце свет, мы чувствуем,будто нас все радует вокруг и что само бытие к нам приблизилось. Так приходиммы к сознанию, что наша грешная жизнь в сущности не истинное бытие, а искаженное,приносящее несчастье. Истинное бытие содержит только добро и приносит толькоблагополучие. Таким образом, борьба с грехом, являющаяся настоящим прогрессом,есть первоисточник новой жизни, полной радостей, нам до сего времени не известных.
 Не будемзабывать, что у каждого человека, как я сказал, свое особое назначение, некотороесвое преимущество, своя красота, которыми он должен служить свету. Так выявляетсяиндивидуальное человеческое бытие, освобожденное от греха и развившееся в полнотуистинной жизни. Оно делается ценным вкладом в сокровищницу всего мира.
 Естественно,мы не должны при этих стараниях бояться, избегать усилий. Ведь при упражненияхспортом мы употребляем иногда большие усилия. Не трудно нам вставать рано для упражнений спортом; ради них умеем себе отказывать в излишней пище и питье и проделывать разные специальные упражнения целый день. И в таких предприятияхмы можем говорить о героизме или даже аскетизме, использованном, разумеется,для земных целей. Все желающие стать борцами должны быть воздержанными. Онисовершают, чтобы получить венец преходящий, мы же – непреходящий. “Все подвижникивоздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного”(1 Кор. 9, 25). Тем более естественен героизм для христианина, который хочетпреодолеть свою грешную природу, мешающую ему достичь счастья и лишающую егожизни вечной.
 Преодолениегреха дает нам радость бытия, дает не только тому человеку, который боретсясо злом и побеждает его, но его посредничеством передается и другим. Таким путемличное преодоление греха одним человеком становится достоянием всего человечества,делается основой перерождения общественного, чем унич-тожается зло на землеи увеличивается общее благо. Последствием этого является преодоление всего грехадобродетелью, простирающейся на весь мир. Преодолевая грех, человек сосредоточиваетв себе добро и, одновременно с этим, красоту человеческого достоинства, обогащаети других. Добро вечно, оно исходит от Бога и стремится вернуться к Богу. Этостремление добра к Богу и есть истинная жизнь и представляет осуществление ЦарстваБожия на земле. Царство Божие достается нам не легко, а лишь с усилием. Этоблаго, которое может быть осуществлено здесь, на земле, а не где-то над облаками.Пребывание в грехах уменьшает это благо, мою радость жизни.
 Наши праотцыбыли созданы безгрешными, но от момента первого греха он входит в самую нашуприроду, родится с нами, держит нас в плену. Нужно убедиться, что грех не естьчто-то наше. Это сознание очень важно для нас, потому что пробуждает в нас стремлениеосвободиться от греха, приносящего нам несчастье. Дальнейший успех в борьбес грехом заключается в том, что мы начинаем в известной мере перерождаться:кто, например, был прежде раздражительным и вспыльчивым, научится укрощать этипорывы, кто был скуп — станет щедрым, человек постоянно беспокойный и гневливыйнайдет спокойствие. Добро, которое в нас, проявляется в борьбе с нашими страстями– это-то и есть тот крест, которого мы так боимся, но с крестом является и радость,и воскресение. Мысль о воскресении есть побеждающая мысль добра. Оставатьсяв грехе — это быть во тьме, тогда как тот, кто остается в состоянии святости,живет в свете, источник которого Дух Святой. В этом состоянии человек воссоединяетсяс Богом, возвращается к Отцу и испытывает всем своим существом радость о ДухеСвятом.
 Изгоняя тьмуиз своего сердца небесным светом, мы исполняемся Духа Святого, который претворяетнашу жизнь в самом основании, вызывая жизнь из небытия в истинное бытие, и этотсвет определяет затем и наше направление к новой жизни. Борьба со своими страстямитрудна, а потому нужно обращаться за помощью к Богу, без Которого мы не в состоянииизменить свою грешную природу. Господь всегда близ нас и поможет нам сейчас же. Достаточно краткой, но пламенной молитвы: “Боже, помози”, и уже этим самыммы приводим новую жизнь к бытию. Мысль, обращенная к Богу о помощи, пронизываетнебеса, и с неба приходит ответ на наше взывание в виде света, изгоняющего тьму,поселившуюся в нашем сердце. Каждая мысль о Боге есть последствие действия ДухаСвятого в нас. Взывая к Богу, мы переходим в другую область бытия. Это единениесо Светом Божиим уже само по себе действие, ибо своею просьбою мы достигаемтого, что Свет Божий изливается на нас, вызывает в нас энергию к действиям,так что добро, до сих пор дремавшее в нас, пробуждается и объявляется. Этотсвет является нашей путеводной звездой. Взывание к Богу озаряет небесным сияниемнаше нутро, освещает и окружающее нас, а что самое важное — помогает нам выкарабкатьсяиз нашей серой жизни, которая, главное, проявляется из-за нашего слабоволия.Наряду с этим получается впечатление, что этим светом и открывается перед намивечность, которой, таким образом, мы сами становимся участниками.
 Такое изменениенашего сердца из тьмы в свет или из зла в добро — чудо изменения ветхого человекав нового, это приближение к нам неба, которого мы так горячо жаждем. В моментытакого изменения мы вступаем, несомненно, в другое бытие, касаемся вечностии убеждаемся, что человеку поистине дана великая сила обращать грешную жизнь,с помощью Божией, в Царство Божие. При этом каждый такой человек является как бы чудотворцем, ибо победой над грехом он обнаруживает в себе Бога. В нашейповседневной жизни мы слишком отторжены и удалены от источника света Божия;это является для нас тем большим несчастьем, что при свете Божием мы в состояниисделаться способными увидеть и познать призрачность нашей обыденной жизни.
 Без взыванияк Богу мы никак не можем избавиться от рабства вещам и становимся абсолютнымирабами окружающей среды. Но достаточно одного небольшого обращения к Богу, и вскоре освещается сердце наше Его светом и указывается истинное значение вещейна этом свете. И потому необходимо как можно чаще освещать наши будни лучомБожьего света, преодолением греха, как бы открывая окно в свое нутро, чтобычерез него мог вливаться небесный свет в наше сердце. Это — основание творческойжизни, жизни духовной и христианской, одновременно — это основание благополучияи счастья. Чем более будет таких светлых моментов в нашей жизни, тем более будетнаша жизнь озаряться Божественным светом, тем усиленнее должны мы будем отвергатьстрасти, и жизнь наша будет приобретать все более не чаянной красоты и ценности.Человек же будет испытывать настоящую радость жизни и ничем не нарушаемое благо;а это все не что иное, как победа над грехом и приближение к Богу. Тогда на земле утвердится истинная жизнь, о которой мы ежедневно молимся словами: “Да приидет Царствие Твое”. Необходимо, чтобы мы поняли, что Царство Божие естьреальное благо и счастье на земле. Истинная радость для освобождения сердца— радость Духа Святого, сошедшего в нас.

 Именоватьсебя христианином значит выйти из состояния сна и инерции, проявить творческиеспособности. Нужно распространять мнение, что христианство не пассивно, а, напротив,ведет весьма активно борьбу с грехом. Христианство – не что-то отторгнутое и бесконечно отдаленное, а, напротив, вполне осуществимое здесь, на земле.
 Христианскаярелигия – не религия горя и страданий, а, наоборот, религия радости и благополучия.Апостол Павел говорит: “Всегда радуйтесь” (1 Фес. 5, 16). А в действительностирадоваться мы можем лишь тогда, когда преодолеем в себе состояние греховности,ибо только преодоление греха может принести душе радость, которая есть началоблаженства; о нем апостол Павел сказал: “Чего око не видело и ухо не слышалои на сердце не взошло, то Бог уготовал любящим Его” (1 Кор. 2, 9).

Архиепископ Пражский Сергий (КОРОЛЕВ)

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Искусство и культура

Православный театр-лаборатория имени Чехова каждый месяц показывает пять благотворительных спектаклей

Екатеринбург, 19 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В нынешнем театральном сезоне православный театр-лаборатория драматического искусства имени Михаила Чехова осуществляет новый проект, в рамках которого для воспитанников детских домов и социальных приютов Екатеринбурга и области каждый месяц проходит не менее пяти благотворительных спектаклей. Как рассказала режиссер и художественный руководитель православного театра Наталья Витальевна Мильченко, особенно тесные контакты налажены с детскими домами №3 и № 10 Екатеринбурга. В них воспитываются дети от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей.

 
Мир

Неотосланное письмо

 Вспоминаетсямне, как, возвращаясь с одной требы, пришлось нам пробираться через центральнуючасть города. Было около двенадцати часов горячего летнего дня, тот самый час,когда главные улицы больших европейских городов закипают стремительными круговоротамилюдей и железа.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс