Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (66) → Религиозность по-американски

Религиозность по-американски

№8 (66) / 8 января ‘97

Мир сект

Религиозности американцев (а по статистике, христианами себя считает 82% населения США) поражает непривычная легкость отношений с Богом, который представляется этаким добрым и милым приятелем: ему следует нанести визит с друзьями в воскресенье, чтобы вместе порадоваться жизни, попеть песни и послушать проповедь, например, на тему «Бизнес и Евангелие»…

Америка дала миру новый тип религиозности, который поначалу был абсолютно неизвестен и даже чужд европейскому сознанию. Истоки «религии по-американски» уходят корнями в далекое прошлое.

Колонисты, сошедшие в XVII веке на американскую землю с палубы «Мэйфлауэра», были протестантами. Вдохновленные идеей создания здесь, на обетованной земле, нового (без европейских недостатков) христианского общества будущие американцы с жаром принялись за работу. Построение земного рая оказалось делом не таким уж легким. Но протестантская этика (отвергнув «ненужный» аскетизм монашества и «излишнюю» обрядовость Церкви) с ее новым отношением к труду и тут дала обильный урожай: расцвел американский прагматизм, который был просто необходим для выживания в тех условиях. Практичными американцы были не только в решении бытовых и социально-политических вопросов, практичностью отличалась и религиозность строителей нового общества.

Но практицизм по-американски имел и другую сторону: отсутствие интереса к богословию — ведь важнее проповедовать, наставлять, молиться; важнее дать людям конкретное руководство к действию. Вопросы понимания догматов и сложные философские построения мало волновали как простых американцев, так и их пасторов. Современный американский историк Д Бурстин пишет: «Отсутствие у виргинцев ревностного отношения к религиозной догме объясняется довольно просто: зачастую они о догме ничего не знали. Так, например, Джордж Вашингтон, весьма деятельно принимавший участие в работе своего приходского совета, наверное не смог бы отличить англиканского вероисповедания от любого другого христианского… » Прошли времена когда умирали за свои убеждения первые христиане, когда святые отцы и пустынники придавали первостепенное значение хранению догматов — ведь догма понимается в христианстве не как результат работы мысли пусть даже самых умных людей, а как результат. Откровения Самою Бога, конечно, в той мере, которую человек может вместить. В итоге, за полтора столетия (начиная с XVII в) Америка не дала миру ни одного оригинальною мыслителя в области богословия. Прагматизм требовал, чтобы религия была четкой, простой и быстродействующей, религией в газетном духе. При зарождении печатного дела в молодой Америке предъявлялись следующие требования: «Газета должна быть полезной и своевременной, она не может требовать длительного изучения и сосредоточенности, она должна быть грамотной, но не может отделять художественное и экспрессивное от коммерческого и утилитарного…» Точно таким же требованиям отвечает американский тип религиозности. В отличие от традиционной, «книжной» религии Старого Света американская новинка была явлением более удобным и эффективным при сложившихся обстоятельствах.

Эта религия гораздо больше предлагала чем требовала. Она давала вам смысл жизни и работы, утверждала в сознании своей избранности и богоугодности, не требовала постоянно вести духовную брань (хватало баталий с Англией, природой и индейцами) и краснеть на исповеди. Вместе с тем она говорила о необходимости упования на Бога, о молитве и спасении…

Самым главным «добавлением» ко христианству в Америке (помимо идеи избранности своей земли и народа) стало «обожествление» свободы и демократии. Символично звучит стихотворная надпись на статуе Свободы в Нью-Йорке: «Приведите ко мне всех усталых, всех бедных, жаждущих дышать воздухом свободы». Очень уж напоминает слова Христа: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Таким образом Спасителем оказывается не Бог Христос а американская богиня Свобода».

В Америке само понятие «Церковь» исказилось. Многие верующие называли свои службы «собраниями» и говорили «пойти на собрание», а не «пойти в церковь». Появилось множество объединений типа «церковь любителей кофе» или «церковь рок-н-ролла».

На этой почве расцвело такое первоначально чисто американское явление как путешествующие евангелисты-проповедники, со временем превратившееся в шоу телепроповедников. Оно — плоть от плоти «газетной религии»: евангелисты путешесгвуют из города в город, проводя публичные проповеди, традиционно заканчивающиеся покаянием ряда грешников из числа присутствующих. Но дальше этого евангелие не идет. Он вынужден спешить в очередной город, где его ждут жаждущие (или сомневающиеся), которых он потом вновь оставит безо всякого руководства или, как сказали бы православные, «окормления»…

Не менее интересны и национальные праздники США с этой точки зрения. Пожалуй, наиболее торжественно отмечаемый праздник в Америке — Рождество Христово. Празднуется оно повсеместно и очень широко но с течением времени все больше и больше утрачивает собственно религиозное, христианское наполнение. Сегодня на всем Западе Рождество (которое празднуется даже с большей торжественностью, чем сама Пасха) — это скорее праздник подарков, праздник, когда можно вкусно поесть, сходить в гости и т.д. Рождество превратилось в карнавал потребительского американского общества у которого оно ассоциируется чаще с Санта Клаусом и рождественским снижением цен на товары чем с приходом в мир Иисуса Христа.

Потребительское общество — мощный источник силы. Оно владеет умами, оно влияет на религиозное сознание.

Не об этой ли «религиозности» говорится в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь; «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг». (Откр 3:15–17).

Владимир ЛЕГОЙДА, МГИМО МИД РФ

 
Жития святых

Святой благоверный князь Всеволод Псковский

БЛАГОВЕРНЫЙ князь Всеволод был сыном святого великого князя Великого, внуком Мономаха.В 1117 году молодой Всеволод заступил на место отца в Новгороде. Первые годы его правления ознаменовались благоустроением церковных учрождений.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс