Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (321) → Когда и как нам праздновать Новый год?

Когда и как нам праздновать Новый год?

№48 (321) / 22 декабря ‘04

Новый год

 В течениеРождественского поста есть немало церковных праздников, когда по уставу разрешаетсярыба и вино. Проявляя христианскую любовь и рассудительность, и в таких случаяхдля православного человека нормально сесть за праздничный стол со своими близкимии выпить с ними бокал вина.

Мы совершаем благодарственный молебен накануне гражданскогоНового года, и это правильно. Некоторые ошибочно считают, что православным не надо участвовать в этом событии. «Это нас не касается, — говорят они, — у насдругое время, и Новый год может наступить по «старому стилю» — только 14 января».
 Когда-то ведь Новый год в России праздновали 1 сентября, и совпадал он с церковным новолетием.До сих пор мы именно в этот день начинаем богослужебный круг и входим в нашипраздники. Однако при Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января,как в Европе. Вообще говоря, это число совершенно условное и, в конце концов,можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет Нового года именно с него.
 ПразднованиеНового года — это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этомучаствовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именнотем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.
 Кроме того,здесь есть и некий смысл: своего рода пророчество о том, что происходит с намисегодня. Когда Бог вступил во время, когда Он освятил это время, и все времяосвятилось Его присутствием. Если бы наше общество жило согласно той тайне,которую принес Христос, тогда имело бы смысл праздновать новолетие по церковномукалендарю — 14 января. Но происходит все большее расцерковление человечества,которое живет само по себе, своим измерением. А расцерковление, развиваясь,приводит к расчеловечиванию общества. Но, тем не менее, в этом обществе мы живем.И разность дат напоминает нам реальность того, где мы находимся.
 В связи с этим хотелось бы остановиться на двух моментах, очень важных для понимания того,что делается с нами сегодня.
 С некоторыхпор направленность времени изменилась, стала другой. Смена календаря на Западе,как мы знаем, произошла в XVI веке. И это совпало со временем, когда человеческоеобщество стало жить не так, как оно жило до этого. Вместо того, чтобы устремлятьсяв вечность, что естественно человеку по самой его природе, люди устремилисьв загадочное будущее. Они стали жить не теми задачами, которые ставит сегодняшнийдень, а теми, которые ставит день завтрашний. В конце концов, это привело к революциям в Европе, и к той сокрушительной революции, которая произошла в России.
 И сегоднялюди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее, и настоящее, и небесное,и земное; теряя и вечность, и время. И ради будущего сегодня происходят процессыобъединения, стирания границ — не только политических и экономических, но и стирание неповторимых национальных и просто человеческих черт, принадлежащихкаждому единственному и неповторимому человеку. Объединение это закончится,как мы знаем, воцарением «человека беззакония», утверждающего как будто бы торжествовремени и всех достижений, какие могут быть во времени, но — с полной утратойблагодатной вечности.
 Ради этойблагодатной вечности, живя в обществе по гражданскому календарю, мы должны позаботитьсяо том, чтобы сохранить в неприкосновенности наше «священное время» — богослужениепо «старому стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования праздников со святыми всех веков наш церковный календарь должен остаться неизменным. Неподвижнымкак вечность, которая входит в нашу жизнь через эти события.
 Жизнь христианинапроходит в двух измерениях — во времени и в вечности. Дай Бог нам и в новомгоду быть достойными гражданами своего Отечества, земного и небесного. Какие бы испытания ни ждали нас на земле, Господь, если мы верны Ему, готовит сновадля каждого из нас небесные утешения в празднике Рождества Христова и далее— в Пасхе Господней и во всех великих праздниках, приглашая нас быть причастникамивечной Его радости.
 Когда в душенет праздника, говорят святые отцы, ничем внешним праздника не создашь. Скольчасто люди живут по принципу «как убить время», а смысл жизни христианина —как время оживить.
 В связи с этим задумаемся сегодня о тайне времени. У святых отцов есть одно интересноерассуждение, объясняющее тайну пустоты и скуки человеческой жизни. Эта тайназаключается в том, что время, в котором живет человечество, лишено связи с вечностью,и дни не имеют благословения Божия. Это происходит с людьми, которые не знаютБога. И с теми, кто участвует в церковных праздниках, но чисто внешне. И дажес теми, кто когда-то прикоснулся к благодатной жизни, но она не заполнила всеего существование, не вытеснила тот обман и смерть, которые есть в каждом человеке.
 Вначале Адам,который имел все, но считал, что ему чего-то не хватает в полноте, скучал один.Потом Адам и Ева скучали вместе. Затем Адам, Ева, Авель и Каин скучали в семье.А когда людей на земле стало много, скука только увеличилась. Что произошлов результате этой скуки? Вначале было грехопадение человека, затем — падениечеловечества в Вавилонское столпотворение.
 Падение произошлооттого, что человек в отчаянии искал ложного счастья и ложной радости, не знаяпричины скуки, которая его наполняет, но ясно сознавая, что никакая земная забота,никакой труд, никакой внешний блеск жизни, никакие успехи не могут заполнитьпустоту, которая в нем присутствует. И до сих пор человек очень плохо понимает,что он так значителен, что может быть наполненным только Самим Богом и тою жизнью,которую дает ему Господь.
 Человек пытаетсязаполнить эту пустоту алкоголем, наркотиками или каким-то другим грехом, дажесамым мерзким. И чем больше он ее заполняет, тем страшнее она разверзается,так что человек может дойти даже до состояния безумия. Один священник рассказывало человеке, который покончил с собою только потому, что ему стало невыносимокаждый день делать то же самое, что он делал вчера и что ему надлежало делатьзавтра: снова вставать, снова умываться, снова одеваться. Когда последняя нить,связывающая время с вечностью, прерывается, человек может прийти в состояниебеспросветного отчаяния.
 Человекупо его природе свойственно всегда участвовать в празднике, чтобы его жизнь былапраздничной и радостной. Человек задыхается в трехмерном пространстве, ему невыносимаэта «утомительная повторность» земного бытия, о которой говорит Священное Писание.Человеком овладевает такая скука, от которой он сходит с ума. Он должен чем-то заполнить пустоту, которая в нем образуется, ибо он создан для жизни вечной.Что делает человек, на какие подмены решается!
 Например,воскресенье. Для христианина — это день, когда Господом была совершена победанад смертью, царствующей во времени. Это наше приобщение к вечности.
 А для большинствалюдей, живущих только во времени, это, как говорят, «выходной» — всего лишьдень отдыха от работы, мертвое время. Но природа человека остается неизменной.В памяти этих людей живет какое-то воспоминание о счастье, и они чувствуют себякак бы морально обязанными веселиться и быть счастливыми. Но веселье, котороенаходит такой человек, может оказаться опасным. Стараясь чем-то восполнить отсутствиерадости в своей жизни, он находит ее, например, в вине. Не находя утешения во времени, человек все больше погружается в ложные сладости, и чем больше он в них погружается, тем большую скуку испытывает.
 Это обретаетиногда безумные формы. Почему происходит сегодня по существу спаивание нашегонарода и нет никакого этому сопротивления? Потому что без Бога люди не могутни в чем найти радость жизни и понять смысл скорбей, которые им посылаются.И здесь же объяснение, почему так распространяется всюду грех растления. Вотсимптом страшной болезни человечества, страдающего скукой, которая становитсясмертной и ничем не может быть исцелена.
 В день гражданскогоНового года Церковь празднует память святого мученика Вонифатия и мученицы Аглаиды.Этим святым молятся об избавлении от винопития и блудной страсти, потому что сами они долгое время страдали этими пороками. Но Господь открыл им, что естьсокровище жизни и высшая радость для человека, и они сделались способными отдатьсебя и всю свою жизнь ради Христа, ради жизни вечной.
 Только этоможет поставить предел всякому обессмысливанию нашего существования. Но покане будет у нас устремленности к вечности, мы обречены жить в мертвом времени.
 Дай Бог,чтобы мы, осознавая, что приближаемся к смерти, не цепенели от страха, как люди,не знающие Христа, а наполнялись радостью от того, что мы приближаемся ко встречес нашим Господом. Чтобы слова «С Новым годом! С новым счастьем!» звучали для нас неложно. Потому что они означают новизну той вечной нетленной, нестареющейжизни, которую дает нам Господь во времени и открывает ее во всей полноте в вечности. С Новым годом всех поздравляем, с новым счастьем!

Протоиерей Александр Шаргуно

 

В других номерах:

№25 (141) / 8 декабря ‘00

Новый год

Слово на Новый год

 
Новый год

Как должен христианин относиться ко встрече Нового года?

 БлизитсяНовый год. Перед каждым христианином встает вопрос, вынесенный в заголовок этойстатьи.

 
Праведный Симеон

Множество работ поступило на конкурс впечатлений, объявленный сестрами Ново-Тихвинской женской обители Екатеринбурга

 Екатеринбург,15 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В сентябре нынешнего года сестрамиНово-Тихвинского монастыря был объявлен конкурс впечатлений, посвященный святомуправедному Симеону — заступнику земли Уральской. На конкурс поступили работыиз разных уголков нашей области — из Каменска-Уральского, Нижней Туры, Екатеринбурга,Нижнего Тагила, Краснотурьинска и других городов и сел.  Уральцыприсылают свои письма с фотографиями, свидетельствами исцелений, впечатлениями,рисунками. Во всех письмах — неподдельное благоговение перед благодатьюБожией, которая так явно чувствуется в местах жизни и молитвенных подвигов святогоправедного Симеона — Верхотурье, Меркушино, Костылева.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс