Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (316) → «Кощунствующий целитель». С. Коновалов

«Кощунствующий целитель». С. Коновалов

№43 (316) / 15 ноября ‘04

Против темного наступления

 Взятьсяза перо меня побудил разговор с одной женщиной, которая рассказала о «чудо-докторе»из Санкт-Петербурга и о его «удивительном методе». Она дала мне первую книгуСергея Коновалова «Энергия сотворения» и попросила дать ей оценку с точки зренияучения Православной Церкви.


 В серии «Книга,которая лечит», вышло уже около 20 брошюр этого автора, причем 7 из них являютсядополненными переизданиями прошлых книг. Что же за «информационно-энергетическоеучение» предлагается нам на страницах этих книг?
 Несмотряна то, что «Центр доктора медицины, академика Международной Академии наук экологиии безопасности человека и природы Сергея Сергеевича Коновалова» находится в Петербурге, в Москве очень многие знают о нем, а популярность его книг, по свидетельствупродавцов, весьма велика.
 Но в данномслучае мы имеем дело не с банальным целительством, а с претензией на созданиеновой религии: «Это Храм искусства? Да! Но не только. Это Храм для Души, какая-то новая религия? Да! Но не только», — читаем мы на первой же странице книги.
 Однако идея«Храма для Души» — не нова. Существуют многочисленные псевдорелигиозные объединения,обещающие «оздоровить человека духовно и телесно». Это и секта П.К. Иванова,и сайентология (или дианетика), частично валеология и многие, многие другие.Кстати, основателю сайентологии Рону Хаббарду принадлежат такие слова: «Есличеловек действительно хочет получить миллион долларов, то лучший способ — этоосновать свою собственную религию», что и пытается сделать Сергей Ковоновалов.
 Сущность«нового учения» С.Коновалова сразу же становится очевидной, если обратить вниманиена одну претензию: он называет себя посредником между космическим разумом и людьми, говорит, что берет на себя болезни людей. «Я забираю вашу боль». Человек,хотя бы поверхностно знакомый с Христианством, видит здесь кощунственную аналогию.Именно вочеловечившийся Бог, Господь наш Иисус Христос, взял на Себя грехи нашии понес наши немощи и болезни (см. Мф. 8, 17). Священное Писание говорит: «единБог и един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим.2, 5).
 Глава 4-я книги Сергея Коновалова изобилует такими же кощунственными аналогиями с НовымЗаветом: «Многие его пациенты пишут о том, что ощущают себя персонажами Евангелия,что они являются современниками удивительного человека и свидетелями его не менее удивительных деяний, многие из которых превосходят то, что описывает НовыйЗавет. Наверное, это судьба человечества, что время от времени на земле появляютсятакие люди. Люди, принимающие на себя нашу боль и заботу о нашей Душе. И самоепечальное, что ни одному из них не удалось укрыться от каменьев жестокой толпы,от креста, от поругания, но им с самого начала известен этот тернистый путь».И этот текст – не просто литературная параллель с Евангелием, это кичливое уравниваниесебя со Спасителем, Который для автора не более, чем один из «время от временипоявляющихся людей».
 Но, вместес тем, связь Коновалова с оккультистами и экстрасенсами, преемственность — очевидна:«Те, кто никогда не сталкивался с эзотерическим знанием, воспринимают все, что делает Коновалов на своих сеансах, как настоящее чудо. А искушенные в этой областилюди, знакомые с работами Блаватской и Гурджиева, Шри Ауробиндо, Платона, Шюре,обязательно отмечают уникальность Коновалова».
 К слову сказать,теософия и оккультизм анафематствованы Церковью на Архиерейском Соборе 1994года. На странице 36 книги «Энергия сотворения» описывается, что после сеансовдоктора многие люди сами становились экстрасенсами: «За этими знаниями многоохотников. Даже разрозненных крупиц их некоторым показалось достаточно, чтобысамим стать «целителями и экстрасенсами». То там, то здесь «всплывают» новыезнахари, вооруженные обрывками этих знаний».
 Природа экстрасенсорикии паранормальных явлений едина — это бесовская сила, которую «целители» горделивоназывают «божественной» или космической энергией. Ничего нового в этом нет.Да, оккультные «чудеса» есть, да, существуют и «исцеления», «лечит» и центрКоновалова. Об этом сказано еще в Евангелии: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророкии дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь» (Мк.13. 22, 23). И последствия этих «чудес» и «исцелений» для духовного здоровья, а зачастую и для физического, самые губительные. Временноеулучшение здоровья оборачивается страшными душевными болезнями, тяжелыми физическимии психическими недугами.
 Нельзя безнаказанно,с нечистыми руками, вторгаться в тонкую область духа. Мир духовный нам открытровно настолько, насколько мы можем его вместить. И если мы пытаемся расширитьэти границы самостоятельно, не смиренно уповая на водительство Господа и помощьБожию, а путем «расширения сознания» или подобных этому приемов, то последствиябудут самыми гибельными.
 Самое интересное,что Коновалов этого не отрицает: «Мы знаем из истории множество примеров, когдаконтакты с информационными полями систем Тонкого мира приводят людей к потерерассудка». Но сам «учитель» считает себя человеком, «могущим вместить», человекомпосвященным, духовным, хотя сам не имеет никакого представления ни о Боге, ни о Евангелии, ни о Православии.
 В церковныхвопросах, о которых он берется рассуждать, порой проявляется полная дремучесть.Вот что написано, например, о его бабушке, которая якобы прививала ему основыправославной веры: «Бабушка жила с ними в одном городе. Она была человеком глубоковерующим и принимала активное участие в жизни местной церкви. Ее часто приглашаличитать проповеди на церковно-славянском языке в семьи прихожан и в церковь.Она брала внука с собой. И это был полет — необыкновенное чувство восторга от величия деяний Господа, от гармонии обрядов и красоты певучей церковно-славянскойречи».
 Такое могнаписать только человек, который ничего не знает о Православии и не хочет знать.В нашей стране едва ли найдется такой специалист по церковно-славянскому языку(даже в Академии Наук), который мог бы сказать проповедь на этом языке. Этотязык применяется только при совершении таинств и обрядов церковных, но никакне в проповедях. Как могла какая-то бабушка говорить на церковно-славянском!Не говоря уже о том, что женщинам вообще запрещено проповедовать в храме. «Женываши в церквах да молчат» (1 Кор. 14. 3).
 Все это свидетельствуето том, что авторитет Церкви используется Коноваловым для рекламы своего учения,что оно, дескать, не входит в противоречие с учением церковным. Но Церковь совершеннооднозначно относится к подобным целителям. Правилом 61-м 6-го Вселенского Собораона отлучает их от церковного общения.
 Сам СергейСергеевич нигде не пишет о том, что живет церковной жизнью, прибегает к церковнымтаинствам, исповедуется, причащается и постится. Особые духовные дары, в томчисле и исцеления, даются христианским подвижникам после долгого молитвенногоподвига, очищения сердечного, поста, воздержания, творения дел милосердия. Таковыпреподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, преподобный АмвросийОптинский и многие, многие другие православные святые. Всех их отличало глубокоесмирение и сознание своих грехов.
 Однако все,что пишет про себя Коновалов, преисполнено гордыни, самомнения, чтобы убедитьсяв этом достаточно почитать описание детства и юности. У Бога он уже не просит,а безапелляционно требует: «Господи! Я не просто прошу. Я требую от Тебя выздоровлениявсех своих пациентов…». Все это противоречит Православию, ибо «Бог гордымпротивится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).
 Какой жетогда силой лечит доктор? Что же это за «энергия сотворения», про которую онстолько говорит? Он утверждает, что это «божественная энергия» (видимо та, которойбыл создан наш мир), сила Божия, энергия сотворения. Но почему же автор ничегоне говорит в книге «Энергия сотворения» о Христе? Согласно святому Евангелию:«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1, 3–4). Коновалов многопишет о душе, о вере, о молитве, но как научает нас апостол Павел: «лжепророки,лукавые делатели принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потомучто сам сатана принимает вид Ангела Света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их»(1 Кор. 11, 13–15).
 В Евангелиисказано: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16). Плоды нетрадиционной медицинышироко известны. В Москве существует целый Центр на Крутицком подворье, возглавляемыйдоктором медицинских наук, иеромонахом Анатолием Берестовым, где реабилитируютлюдей, которые лечились у «целителей». Вред от сеансов Кашпировского, Чумака,Джуны не отрицают даже светские средства массовой информации, не говоря ужеоб официальной медицине и Церкви. Нельзя безнаказанно нарушать нашу тонкую телеснуюоболочку и общаться с духовным миром. Это неизбежно повреждает психику и физическоездоровье.
 После леченияу экстрасенсов, причины болезней не устраняются, исчезают на время лишь симптомы.Болезнь уходит внутрь организма, а потом следует рецидив с новой силой. У целителейпрошли курс лечения огромное количество людей, но я не видел ни одного, кто бы мог сказать: «Да, я много лет назад исцелился у экстрасенса от серьезнойболезни и больше не болею».
 То, что Коновалов— экстрасенс, очевидно. Поскольку пагубные последствия деятельности экстрасенсовдоказаны, он и его коллеги, конечно, отрицают связь с этим скомпрометировавшимсебя занятием. Однако методы работы те же: поток энергии, поступающей из темногоисточника, заряженная вода, вещи, фото целителя, групповые сеансы. Как это всезнакомо!
 В книге «Энергиясотворения» очень мало говорится о самом методе лечения, о его сути. Сплошнойтуман и вода. Потому что ни один целитель-оккультист правду о своем методе никогдане скажет. Большую часть книжки составляют так называемые «истории болезней»,опять же, никем не проверенные. То же можно сказать и о других изданиях центраКоновалова. В своей книге «Исцеление души» автор даже счел нужным поместитьхвалебные вирши в свою честь в главе «Стихи моих пациентов». Вот несколько «перлов»:
 «Приходиммы с надеждою, чтоб чудо сотворил,
 Святой водойцелебною из мертвых воскресил.
 А кто не спит в постели все ночи напролет,
 Придет сюда,бедняжечка, на стульчике всхрапнет.
 Уже не представляем,как жили мы без Вас,
 И летом мыскучаем без Ваших добрых глаз…».
 И еще:
 «Сделай жеУчителя Спасителем,
 Призываю,требую, молю!
 Господи,Россия стонет, мучится,
 Тяжело и трудно на Руси,
 Удостой ееТы лучшей участи,
 Господи,Россию воскреси.
 Дабы нашУчитель, став Спасителем,
 Радостнопридя в свой светлый Храм,
 Возгласил:«Отец мой и Святители,
 Час победыИстины настал».

 Феноменальнаябездарность этих виршей может соперничать только с вопиющим кощунством «стихов».Как уж тут не вспомнить посулы искусителя, соблазнившего наших прародителейбезумной претензией: «вы будете, как боги» (Быт. 3, 5). Все случаи исцеленийописаны на удивление однообразно, совершенно похожим стилем, что наводит на определенные мысли. Прикладывание «целительного буклета» к больным местам граничатс фетишизмом. Какие контрасты! С одной стороны, ученые титулы (доктор наук,академик), а с другой – практика обычного знахарства.
 В каждомделе важен профессионализм. Коновалов по образованию — врач, но совершенно не использует свои медицинские знания: «В его клинике нет капельниц, шприцов, арсеналалекарственных средств. Доктор лечит Энергией», врачи в этой «клинике» тоже не медики, а бывшие его пациенты. Если он — врач, то почему занимается не своимделом? Лечить людей, быть проводниками благодати Божией – дело тех, кто поставленна это через Таинство Рукоположения, а не врачей. В храме не делают уколы и не дают людям лекарства, а лечат исстрадавшуюся человеческую душу в таинствахПокаяния и Евхаристии.
 Если бы Коноваловзанимался исключительно целительством, то, быть может, не стоило бы обращатьна него особого внимания, – мало ли сейчас появилось «народных целителей». Но он претендует на большее. Он пытается строить свою религиозную систему, хотякниги его показывают полное отсутствие каких бы то ни было знаний по вопросамдуховной жизни и истории мировых религий. В книгах, которые вышли после «Энергиисотворения», автор пытается рассуждать о сотворении мира, человека, о душе и об ангелах. Сергей Коновалов пишет, что не читал литературы по оккультизму,теософским и эзотерическим учениям, но его книги наполнены обычной оккультнойтерминологией: космический разум, энергетический канал, тонкое тело, знания,доступные только посвященным, — все это можно найти в сочинениях теософов и антропософов. Даже выражение «Матерь Мира», введенное основателями агни йоги,используется Коноваловым, но в своем оригинальном понимании. Лукавит СергейСергеевич, не сам же он придумал весь этот «космический словарь»! Он очень хорошознаком с творениями оккультистов. А рассказ о Посвящении Сергея Сергеевича,или инициации, точно совпадает с такими же рассказами о посвящениях других экстрасенсов.
 Церковь закалиласьв борьбе с разного рода врагами. С первых дней существования церковной общинысвятые апостолы были вынуждены защищать учение Христово от нападок иудеев и язычников. Еще в Деяниях апостольских постоянно упоминается о том, что ученикамГоспода приходилось доказывать свое учение: «Павел, по своему обыкновению, вошелк ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» (Деян. 17, 2,3). ВесьНовый Завет подтверждается, доказывается пророчествами из Ветхого Завета. Все,что связано со Христом, дословно предсказано за много веков до этого пророками.Все, что написано в Ветхом Завете, на протяжении веков раскрывали святые отцы,защищая учение Церкви в своих апологиях против лжеучений. Церковь никогда не гнушалась подтверждать, доказывать истинность своей веры и логикой, и научнымиоткрытиями. А сейчас существуют целые научные сообщества ученых-креационистов,которые соотносят достижения науки с тем, что сказано в Священном Писании о творении мира и человека.
 Но СергейСергеевич Коновалов даже не делает ни малейшей попытки обосновать истинностьсвоих слов. По сравнению с тем, что он пишет о сотворении человека в своей книге«Человек и Вселенная», бледнеют и теряются все древние и новые гностическиеучения. Человечество, оказывается, было создано вне Земли в виде коконов, диаметром40 метров (притом каждый из коконов заключал в себя целый народ), а потом былопереселено на Землю в последовательности знаков Зодиака.
 В учениио Боге Коновалов впадает в обычный пантеизм. «Люди думают, что, обращаясь с молитвой к Богу, они непосредственно обращаются к Господу. Это ложные представления,потому что Бог — это все, это Бесконечная Божественная Вселенная, Он простоне в состоянии услышать человека». Коновалов не знает или не желает знать о многовековом опыте святых, по молитвам которых Господь совершает чудеса и исцеления.
 Душа человека,в его представлении — частичка космического разума, Божественной Вселенной.Она дается человеку не в момент зачатия, а входит в тело при рождении. С этимсвязано и свободное отношение доктора к абортам, ведь эмбрион без души, в егопонимании, – лишь кусок мяса. Вот, что он пишет женщине, сделавшей аборт и терзающейсяугрызениями совести: «Как я могу винить тебя за твои аборты, моя родная. Ведьв то время не было выхода, ведь тогда ты не могла иначе. Даже сейчас, осознавсвою ошибку, вернись ты вновь в ту же ситуацию, тебе не удалось бы избежатьэтого… Это твой Путь». Под разукрашенным цветистыми выражениями учением о всеобщей гармонии и прощении кроется сатанинская, убийственная сущность – оправданиетого, что оправдать невозможно. Счастье, оказывается, можно построить на кровисобственных убиенных детей. Даже по неполной официальной статистике в нашейстране делается 2, 5 миллионов убийств детей во чреве матери. Из 3-х беременностей2 кончаются умерщвлением малышей. Земля наша залита кровью младенцев. А «целитель»Коновалов оправдывает это и квалифицирует убийство как особый «Путь», с большойбуквы. Вопрос в том, куда ведет этот путь?
 Вместе с тем Сергей Коновалов проповедует так называемое «покаяние перед Ангелом», или,как он его еще называет, «Покаяние перед собой». Религия, которую он строит,это религия здоровья, и поэтому «покаяние» нужно для того, чтобы стать здоровым.Причиной болезней является «негативный массив информации, которая заслонила-закрылаДушу от Ангела, а значит от Господа». «Ангел» – это вовсе не Ангел-хранитель,это, можно сказать, совесть человека, перед которой он должен очистить душу.Вот как описывается сеанс покаяния в книге «Исцеление души»: «Итак, ты входишьв этот миг своей жизни и в течение всего сеанса, обращаясь к своему организму,к каждой клеточке, просишь у них прощения за нанесенное зло, за непониманиеи пренебрежительное отношение к ним. Ты говоришь, что не понимал, что такимобразом убивал в себе здоровье… По окончании Покаяния ты обращаешься к своемуАнгелу и просишь Его простить тебя и помочь тебе, и ты благодаришь Его и свойорганизм за то, что они принимают твое Покаяние». Таким образом, грех, согласноучению Коновалова, наносит вред в основном физическому здоровью. После процедурыобязательно нужно принять душ и выпить стаканчик заряженной воды. То, что кощунственноназывается Коноваловым «исповедью и покаянием», конечно же, таковыми не являются.Только апостолам, а через них священникам Господь дал власть «вязать и решить»грехи человеческие.
 О том, к каким последствиям может привести (особенно людей склонных к депрессиям) покаяниеперед самим собой, мы знаем из практики. Люди, осознав тяжесть греха, но не высказав его свидетелю — священнику, не получив разрешение своего греха от Богав церковном Таинстве, не услышав нужный совет от священника, могут впасть в отчаяние и даже покончить жизнь самоубийством. Человеку нужно очистить душупокаянием перед Богом, самокопание же гибельно.
 Как уже былосказано выше, Коновалов проповедует религию оздоровления, счастливой и здоровойземной жизни и поэтому вполне логично, что он фактически отрицает бессмертиедуши и загробную жизнь. После физической смерти, души тех, кто не каялся прижизни перед Ангелом, будут уничтожены. «Если человек не исповедался, соединениеДуши и Ангела будет «искаженным, исковерканным» и Кокон не сможет войти в мирБожественной Вселенной выше Мира Жизненного Духа. А это значит, что он будетв последующем разрушен». Души же людей, которые исповедались перед Ангелом,растворятся в Бесконечности Божественной Вселенной, ибо являются частичкамиее и, таким образом, потеряют личностное начало. Получается, что и праведныедуши перестают существовать как индивидуумы, ибо нельзя сохранить свою личность,растворившись в чем-то.
 Апофеозом«энергетического учения» является заключительная глава книги «Исцеление души».«Нам пророчат спасение на Небесах! Спасение от чего и от кого? От любви и счастья,от радости и смеха? Энергия Сотворения здесь для того, чтобы дать Человеку Шансстать и быть счастливым на Земле. Она приходит для того, чтобы здесь, в этомМире, человек обрел истинный смысл этой жизни». Вот такой «одухотворенный» материализм.
 И все же,несмотря на кощунства и пародирование Евангелия и церковных Таинств, Коноваловпостоянно подчеркивает свою связь с Православием. «Я знаю в нашем городе многихзамечательных и мудрых настоятелей православных храмов». Но его учение отрицаетвсе члены Символа Веры, кроме первого, да и его «учитель» понимает в весьмаизвращенном виде. Таким образом, он подпадает по анафему II Вселенского Собора,который запрещает как-либо изменять Никео-Царьградский Символ Веры. В случаес Коноваловым мы сталкиваемся с непомерной гордыней и претензией на философскуюи научную глубину, а на деле видим нагромождение оккультно-эзотерических банальностей.
 В заключениея хотел бы сказать, что посетил Душепопечительский Центр на Крутицком подворье,который занимается реабилитацией пострадавших от целителей и экстрасенсов. РаботникиЦентра сказали мне, что люди, лечившиеся у Коновалова, неоднократно обращалиськ ним за помощью. Симптомы очень знакомые: различные психические расстройства,беспокойство, депрессия. В Санкт-Петербурге существует своя Душепопечительскаяорганизация, возглавляемая отцом Сергием Филимоновым, и я уверен, что она располагаетболее полной информацией о негативном воздействии «Храма Души» С.С. Коновалова.
 «Учение»Коновалова – не более чем еще одна оккультная галиматья, замешанная на абсолютнойбезграмотности и кичливой гордыне очередного псевдоученого, которых в последниегоды появляется очень много. И хочется надеяться, что и «учение» Коноваловабудет разоблачено и отторгнуто нашим обществом, потому что последствия деятельности“целителей”, подобных Коновалову – смерть души и непоправимое повреждение здоровья«учителя» и его подопечных.

 
Искусство и культура

Фестиваль православной воинской культуры состоится в поселке Юшала Тугулымского района 7 ноября, на Димитриев день

Екатеринбург, 12 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Седьмого ноября, накануне дня празднования памяти великомученика Димитрия Солунского, в рабочем поселке Юшала Тугулымского района состоится фестиваль православной воинской культуры.

 
Против темного наступления

«В нашей области готовится широкомасштабный эксперимент над психикой людей». Заявление руководителя Миссионерского отдела священника Владимира Зайцева

 Екатеринбург,8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».«В течении месяца в нашей области будет проходить широкомасштабный экспериментнад психикой людей, который собираются устроить общины «евангеликов»(входящих в совет «протестантских» церквей) при поддержке такой жеамериканской организации «Новая жизнь», выступающей в качестве основногоорганизатора акции.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс