Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (315) → 18 ноября — память святителя Ионы, архиепископа Новгородского

18 ноября — память святителя Ионы, архиепископа Новгородского

№42 (315) / 8 ноября ‘04

Церковный календарь

 СвятительИона, архиепископ Новгородский, память коего совершается ныне, в мире — Иоанн,родился в Новгороде, в четырнадцатом столетии, и, оставшись с детства сиротою,был отдан в научение одному диакону. Он больше любил читать Священное Писание,чем играть с товарищами детства.

Однажды мимо толпы мальчиков, в числе которыхбыл Иоанн, проходил юродивый, Михаил Клопский. Мальчики дергали его за одеждуи бросали в него грязью, но Иоанн не принимал в этом участия. Тогда юродивыйвзял его на руки и сказал: “учись прилежно, Иоанн. Ты будешь архиепископом Новгорода”.Предсказание сбылось. Достигнув совершенного возраста, Иоанн решился вступитьна путь спасения, по которому неуклонно шел во всю свою жизнь; скоро онпостригся, под именем Ионы, в Отенском монастыре, в 40 верстах от Новгородаи, по смерти игумена Харитона, был избран в настоятели. А когда скончался новгородскийархиепископ Евфимий, то Иона, прославленный благочестием, был избран в преемникиему. Сделавшись владыкою Новгорода, Иона ревностно служил благу Церкви, давалвсем равный и правый суд, защищал слабых и помогал бедным. Святитель Иона 30лет правил новгородскою паствой и оставил по себе добрую память. Иона скончалсяв глубокой старости, в 1470 году, и погребен в Отенской обители, в церкви св.Иоанна Предтечи. Впоследствии его тело прославлено нетлением.
 Мы сказали,что святитель Иона, достигнув совершеннолетия, вступил на путь спасения, по которому и шел неуклонно во всю свою жизнь.
 Чем же и как можно спастись и нам?
 Кто хочетспастись, тот должен принадлежать единой святой Православной Церкви, быть ееверным сыном, во всем покоряться ее установлениям, как-то: поститься, ходитьв храм Божий, почитать духовных пастырей, и т.д. Если кто не повинуется Церкви,если кто по духу противления или гордости отделится от Церкви, если кто раскольник:то, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился,ему не спастись. Господь сравнил неповинующегося Церкви с идолопоклонником:аще кто Церковь прослушает, — сказал Он, — буди тебе якоже язычники мытарь (Мф. 18, 17).
 Кто хочетспастись, тот должен, далее, хотя понемногу, но часто молиться Богу. В буднимолись Богу дома, если дела житейские и служба не позволяют отправиться в храмБожий; утром — восстав от сна; на ночь — отходя ко сну; — пред обедом и пред ужином. В праздничные и воскресные дни должно принимать участие в общественныхцерковных молитвах. Великое счастье для грешного человека, что ему дано посещатьцерковь Божию: он может умолить Бога, чтоб Бог простил ему грехи и даровал спасение.Давид был славный и богатый царь, был вместе и пророк, но одного просил у Господа:едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни животамоего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его (Пс. 26, 4).Святые отцы называют молитву материю всех добродетелей, потому что ею можноиспросить у милосердого Господа все прочие добродетели, все блага временныеи вечные, как засвидетельствовал Сам Господь. Просите, сказал Он, и дастсявам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам.
 Кто хочетспастись, тот должен по силе своей творить милостыню духовную и телесную и вообщелюбить ближних, как самого себя. Духовная милостыня состоит в прощении ближнимих согрешений, т.е. оскорблений и обид, нанесенных нам ближними, а также в заботенашей о спасении души ближних, например, о научении их истине и добру. Милостынятелесная состоит в посильном вспоможении ближнему хлебом, одеждою, деньгамии странноприимством. Господь сказал: блажени милостивии яко тии помилованибудут (Мф. 5, 7), т.е. спасутся. Напротив того, суд без милости ожидаетнемилостивых (Иак. 2, 13), т.е. немилостивым не спастись.
 Кто хочетспастись, тот должен приносить Богу, Которого он должен любить превыше всего,тщательное раскаяние в своих согрешениях как при ежедневных молитвах своих,так, в особенности, пред отцом духовным при таинстве Исповеди. По очищении себяисповедью пред отцом духовным, положив крепкое намерение впредь не грешить и во всяком случае сильно бороться с искушениями ко греху, должно со страхом Божиим,верою и любовью приобщиться всесвятого Тела Христова и всесвятой Крови Христовой,что вполне необходимо для спасения. Господь сказал: аминь, аминь глаголювам: аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не иматев себе, т.е. не имеете спасения. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать животвечный, т.е. имеет спасение (Ин. 6, 53–54). Должно исповедоваться и приобщатьсяпо крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Если ж, к сожалению и несчастью, житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщитьсяоднажды в год.
 Кто хочетспастись, тот должен великодушно переносить все скорби, которые будут ему попущеныво время сего краткого земного странствования. Случится ли неурожай, или и созревшийуже хлеб истребит саранча, побьет град; случится ли падеж скота, пожар, болезньсвоя и членов семейства, смерть кого-либо из ближайших родственников; придется ли потерпеть гонение и обиды от сильного человека: все это должно переноситьвеликодушно, без ропота, особенно же без хуления. Господь заповедал нам в терпении нашем стяжавать души наши (Лк. 21, 19); претерпевый до конца,— сказал Он, — той спасется (Мф. 24, 13). Посылаемые Богом скорби — верныйпризнак для человека, что человек тот избран Богом, возлюблен Богу. Аз,— засвидетельствовал Господь, — ихже аще люблю, обличаю и наказую (Откр.3, 19). По этой причине апостол так утешает скорбящего и страждущего: сынемой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабевай от Него обличаем. Его же бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, его же приемлет. Аще наказаниетерпите, якоже сыновом обретается вам Бог (Евр. 12, 5. 6. 7). Таково достоинствоскорбей земных, когда они переносятся с благодушием! Они — дар Божий (Фил. 1,29)! Они — признак усыновления христианина Богу! — Чтоб научиться терпеливомуи благодушному перенесению скорбей, должно встречать каждую приходящую скорбьсловами благоразумного разбойника: достойное по делом моим приемлю, помянимя, Господи, во Царствии Твоем (Лк. 23, 42). Так же полезно вспоминать и повторять слова многоболезненного Иова: благая от руки Господни прияхом,злых ли не стерпим (Иов. 2, 10)? Яко Господеви изволися, тако и бысть:буди имя Господне благословенно во веки (1, 21).
 Желающемуспастись необходимо заниматься чтением божественных книг. Блажен муж,— сказал святой пророк Давид, — иже не иде на совет нечестивых, и на путигрешных не ста, и на седалище губителей не седе: но в законе Господни вся воляЕго, и в законе Его поучится день и нощь (Пс. 1, 1, 2). Ум наш, как омраченныйгрехом, никак не может удовлетвориться по отношению к спасению собственнымипомышлениями, немощными, колеблющимися, обманчивыми: ему необходимо — посредствомвнимательного чтения, или тщательного слышания слова Божия заимствовать из негопомышления божественные и вразумляться ими. Святые отцы назвали чтение и слышаниеслова Божия царем всех добродетелей. Слово Божие открывает нам все греховныестрасти, живущие и действующие в поврежденном естестве нашем, открывает всеухищрение их, разоблачает злобу, когда она, для обольщения нашего, прикрываетсяличиной добродетели, и научает нас борьбе с живущим в нас грехом.
 Спасайтесь,братия, спасайтесь! Земная жизнь каждого из нас очень коротка, — не видать,как пройдет. Не видать, как подкрадется к каждому из нас смерть.
 Братия! Ктоиз вас доселе жил благочестно: тот да продолжает таковое жительство. Кто доселепозволял себе проводить жизнь греховную, тот да принесет покаяние и отселе да начнет проводить жизнь добродетельную, всемерно бегая грехов, без чего невозможноспасение. Живу Аз, глаголет Господь, яко не хощу смерти грешника, но ежеобратитися и живу быти ему (Иез. 33, 11). Аминь.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

17 ноября — память преподобного Иоанникия Великого

 ПреподобныйИоанникий, память коего совершается ныне, жил во второй половине IX века по Рождестве Христовом в Греции и первое время провел на царской службе в воинскомзвании. Он был сначала заражен ересью иконоборческой, но обличенный одним прозорливыминоком, жившим на Олимпийской горе, оставил ересь и всю суету мира, удалилсяна эту гору и здесь неослабной борьбой с своими страстями, неусыпными трудами,бдением и молитвою достиг святости и прославился как великий подвижник и чудотворец.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 21 ноября Неделя25-я по Пятидесятнице.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс