Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (311) → Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, к вопросу о наградах Русской Православной Церкви

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, к вопросу о наградах Русской Православной Церкви

№38 (311) / 8 октября ‘04

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года

В этой теме:

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года
Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года
Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

 Возникновениецерковных наград органически связано с жизнью христианской Церкви с самыхпервых веков ее существования. Хотя в апостольское время понятия церковной наградыне существовало как такового: ни в книге Деяний святых Апостолов, ни в другихписьменных источниках того времени нет упоминания о каких-либо награжденияхв первохристианских общинах, тем не менее, уже в то время в Церкви были четкиеиерархические степени — епископство, пресвитерство, диаконство, которые имелисвои внешние отличия.

Установившаяся в Апостольской Церкви трехстепенная иерархияимела свой прообраз в трехстепенной ветхозаветной иерархии, и, подобно последней,каждая ее степень использовала различные детали в облачении при совершении богослужений.
 Из посланийапостола Павла явственно следует, что для рукоположения во священный сан тщательноизбирались самые достойные: рук ни на кого не возлагай поспешно (1 Тим.5, 22) — увещевает он, а также приводит требования к кандидатам во епископаи диакона, – т. е. поставление на ту или иную степень церковной иерархии являлосьчестью для христиан. Вместе с тем, надлежащее исполнение своих обязанностейнаходящимися на любой из степеней церковной иерархии обязывало остальных членовобщины к особенному отношению к ним: достойно начальствующим пресвитерамдолжно оказывать сугубую честь (1 Тим. 5, 17), — писал апостол Павел.
 Начиная с IV века, с прекращением гонений на Церковь, ее богослужебная жизнь получаетособую торжественность и величие. Вселенские учители и святители в борьбе с ересями и расколами внутри Церкви уделяют большое внимание установлению особогоблаголепия церковного богослужения, призванного выражать его внутреннюю красотуи через это быть средством привлечения людей в ограду истинной Церкви Христовой.Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст закрепляют в церковной жизни особуюэстетику — антифонное пение, богатое церковное убранство, в том числе светлыеоблачения для клира и причта во время совершения храмового богослужения и Крестныхходов.
 СвятительДимитрий Ростовский пишет, что даже нечестивый император Валент, приверженецарианства, присутствуя за богослужением, которое совершал святитель ВасилийВеликий, взирая на благолепие и порядок церковный и внимая пению и молитвамверных, дивился, говоря, что в своих арианских церквах он никогда не видал такогопорядка и благолепия. Далее в житии Святителя описано, как при посещениипреподобным Ефремом Сириным Кесарии он увидел святаго Василия, шедшего в церковь с великой торжественностью, одетого в светлую одежду, и клир его,также облаченный в светлые одежды, и это смутило пустынника, которому заранеебыла открыта духовная высота Кесарийского архиерея. Но затем преподобный Ефремлично убедился, что пышные одежды святого Василия не были препятствием к действиюв нем даров Святого Духа, ибо красивые богослужебные облачения служили не славечеловеческой, но славе Божией.
 В развитиеэтого церковного установления внесли свой вклад благочестивые византийские императоры.Покровительствуя Церкви Божией, они даровали отдельным ее архиереям — за их особые заслуги и в знак своего личного к ним расположения — право использоватьво время храмового богослужения детали своих парадных одежд. Так появились в церковном обиходе саккос и поручи, большой омофор и митра, орлецы и источникина мантиях и многие другие части архиерейского облачения. С течением времениэти личные награды отдельных епископов распространились на епископат всей Церкви,а некоторые из них — и на другие степени церковного клира.
 Так внутриЦеркви складывалась система иерархических наград, т. е. знаков отличия для поощренияархиереев, священников и диаконов, свидетельствующих о достойном прохожденииими церковного служения. Принцип, положенный в ее основу, заключался в дарованииклирику приличествующих его сану дополнений, которые приближают их носителяк следующей иерархической ступени. Например, обязательным богослужебным облачениемиерея являются епитрахиль, пояс, поручи, фелонь и крест. Дарование ему праваношения набедренника, камилавки и наперсного креста приближает его к сану протоиереяи является для него церковной наградой. Равно как дарование протоиерею палицы,креста с украшением, митры и права служения Божественной литургии с отверстымиЦарскими вратами приближает его к сану епископа и является для него приличествующиминаградами.

 Кроме иерархическихнаград в каждой Поместной Церкви применяются награды для поощрения общественнойи внутрицерковной деятельности как членов церковного клира, так и мирян. Этусистему общецерковных наград составляют, в основном, медали и ордена, историякоторых зародилась также в Византийскую эпоху. Само слово «орден» происходитот латинского «ordo», что переводится как «отряд» или «организация». Есть свидетельства,что со времен святого Константина Великого императоры Восточной Римской империиучреждали кавалерские товарищества или ордены под покровительством святого Георгия.
 Затем традицияорденского союза долго развивалась исключительно в рамках западного христианства.Там в течение веков военно-монашеские братства или ордены постепенно были замененысветскими рыцарскими орденами, которые возникали под покровительством монархов.Члены каждого ордена собирались по особым дням и надевали украшенную вышитымикрестами и звездой одежду. Внешний вид этих знаков на форменных одеждах орденовотличался друг от друга. Эти орденские знаки к началу XVIII в. приобрели государственноезначение: пожалованием такого знака с причислением к тому или иному ордену награждалосьслужение государству.
 Тогда жебыл сформирован стандарт орденских знаков. Каждый орден имел свой статут, т.е. правила пожалования ордена, орденский праздник, обязанности кавалера — как правило, участие в благотворительной деятельности и т. п. Ордена высших степенейвключали в себя звезду и крест, а низших степеней — только крест. В числе знаковнекоторых орденов были специальные орденские цепи, носимые на груди. Помимоцепей ордена носили на специальной муаровой ленте, надевая ее через правое плечои образовывая у левого бедра пышный бант, в том месте, где находилась рукоятьмеча. К этому банту обычно прикреплялся орденский знак в виде креста. Звездуордена носили на груди. Место размещения звезды определялось орденским статутом.Длина и ширина орденской ленты так же зависела от степени и ранга ордена средиостальных орденов.
 Первоначальноодин человек мог быть членом только одного ордена и носить только его знаки.Когда ордены фактически перестали быть организациями, эта норма ушла в прошлое.Однако статуты некоторых орденов еще и в ХХ веке требовали, чтобы их знаки не соседствовали на одежде со знаками других орденов. В практике обычно носилисьна одежде знаки только высшего ордена. Знаки остальных орденов надевались лишьв торжественных случаях.
 В это жевремя — в начале XVIII века — ордена, как государственная награда, появилисьв России.
 Сам по себеобычай награждать особо отличившихся воинов или служивых людей за верность и отвагу существовал на Руси задолго до этого, с древних веков. В качестве наградыиспользовались оружие, дорогие меха, золотые и серебряные кубки или ковши, реже— золотые и серебряные нательные кресты.
 В XV-XVIIвв. широкое распространение приобретают жалованные золотые. Князья, а затеми цари щедро награждали ими участников сражений и военных походов. При награжденииучитывалось общественное положение награждаемых: чем знатнее было их происхождение,тем большего размера и веса был золотой. Тысячи таких наград были пожалованыучастникам Крымских походов в 1687 и 1689 годах. Тогда же вошло в обычай носитьих, пришивая на рукав или на шапку. Среди награжденных этими государственныминаградами были и духовные лица.
 В началеXVIII в. отечественная традиция жалованных золотых нашла свое отражение в наградныхмедалях императора Петра I. Среди них особое место занимали золотые миниатюрныецарские портреты под короной, украшенные эмалью и бриллиантами. Этой высокойи почетной награде Петр I предавал особое значение и лично награждал ею своихближайших сановников и полководцев, отличившихся в сражениях. Однако, именнопри нем в основу государственных наград была положена западная традиция орденов.
 Первый российскийорден возник после Полтавской битвы по личному указу императора Петра I. Имстал орден Святого апостола Андрея Первозванного. Эта высшая государственнаянаграда вручалась за особые военные подвиги и государственную деятельность,«дабы взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и других к храбрыми верным услугам и к прочим подвигам в военное и мирное время». 10 марта 1699года первым кавалером ордена стал фельдмаршал Ф.А. Головин. Сам же царь, в званиибомбардир-капитана, был награжден орденом Св. Андрея в 1703 году за взятие двухшведских кораблей в устье Невы.
 Орден имелодну степень и состоял из золотого Андреевского креста, голубой ленты, звездыи золотой цепи. Крест ордена носился на широкой ленте через правое плечо у пояса,а в особо торжественных случаях — на особой грудной цепи из чередующихся звеньев:двуглавых орлов, картушей с вензелем Петра I и Андреевских крестов.
 В дальнейшемимператор Петр I учредил еще несколько государственных орденов. Среди них —орден Святой Екатерины, появившийся в 1714 году и ставший высшей женской наградой.
 Вторым по значению после ордена Св. Андрея Первозванного стал учрежденный 22 сентября1782 года императрицей Екатериной II орден Святого равноапостольного князяВладимира. Им награждали как офицеров, так и гражданских лиц за боевые заслугиили за выслугу лет. С самого начала было учреждено четыре степени ордена. Знакиордена Св. Владимира I и II степени представляли собой золотой с красной эмальюкрест и восьмиконечную звезду, а III и IV степени — только крест. Изображениесвятого Владимира на кресте не помещалось. Лента ордена Св. Владимира красно-черная,но на практике кавалеры ордена I степени носили через правое плечо красную ленту.Звезды ордена I и II степени носились на левой стороне груди. Крест ордена Iстепени носился на черезплечной ленте на левой стороне груди, II и III степенина шее, на орденской ленточке, а IV степени — на груди.
 Третьим российскиморденом, задуманным еще Петром I как военная награда, стал орден Святогоблаговерного великого князя Александра Невского. Его официальное учреждениесостоялось при Екатерине I, которая 21 мая 1725 года, в день бракосочетаниясвоей дочери Анны Петровны с герцогом Карлом-Фридрихом, возложила этот орденна жениха. Орден имел одну степень и жаловался как за военные заслуги, так и за гражданскую службу.
 Знаки орденасостояли из восьмиконечной серебряной звезды и золотого креста, в центре которогонаходился белый эмалевый медальон с живописным изображением св. Александра Невскогона коне. Звезда ордена носилась на левой стороне груди, а крест на красной муаровойленте, носимой через левое плечо.
 В 1797 годув число российских орденов был включен орден Св. Анны, учрежденный в Голштинии в 1735 году. Этот орден стал четвертым из высших российских орденов.Первые награждения им прошли в день коронации Павла I. Орден имел три степени,и награждали им как за военные, так и за гражданские заслуги.
 Знаками орденаI степени являлись красный эмалевый крест с финифтяным изображением св. Анныв центре и серебряная восьмиконечная звезда, которую в отличие от всех остальныхроссийских орденов носили на правой стороне груди. Звездой ордена, по статуту,награждались и иностранцы, но тогда ее украшали алмазами. Крест крепился на красной ленте с желтой каймой, перекинутой через левое плечо.
 Орден IIстепени носился на узкой ленте, расположенной на шее, отсюда произошло и егообиходное название «Анна на шее».
 Орден IIIстепени жаловался только за военные подвиги и носился на груди, на банте из орденской ленты.
В 1815 году была введена и IV степень ордена Св. Анны, которой награждали младшихофицеров за участие в сражении. Знак этой степени носился на эфесе холодногооружия с надписью «За храбрость». До 1844 г. все награжденные орденом Св. Анныстановились потомственными дворянами.
 26 ноября1769 г. в Петербурге императрицей Екатериной II был учрежден орден Святоговеликомученика Георгия Победоносца. Эта высшая и особо почитаемая в Россиивоенная государственная награда жаловалась только офицерам, которые в военноевремя проявили храбрость и мужество на поле боя. Орден имел четыре степени,и награждение им начиналось с IV степени.
 Орден состоялиз золотого с белой эмалью креста с изображением св. Георгия в центре, золотойзвезды с девизом ордена и черно-оранжевой ленты. Знаками ордена Св. Георгиябыли для IV и III степени — крест, а для II и I степени — крест и четырехконечнаязвезда. Звезда ордена I степени носилась на левой стороне груди, а второй степени— на правой. Крест ордена I степени (золотой, покрытый белой эмалью) носилсяна ленте с тремя черными и двумя желтыми полосами, надетой через правое плечо.Кресты ордена II и III степеней носились на шее на орденской ленте, а IV степени— на орденской ленточке на груди. Получившие знаки ордена любой степени становилисьпотомственными дворянами.
 С 1849 годаимена Георгиевских кавалеров отмечались золотом на мраморных досках в Георгиевскомзале Большого Кремлевского Дворца в Москве. За полтора столетия со дня учреждения,полными кавалерами этого ордена стали только 25 человек, в том числе прославленныеполководцы Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов-Голенищеви Михаил Богданович Барклай де Толли, все получившие также и княжеский титулза боевые заслуги. Из русских монархов орден Св. Георгия I степени имели толькоЕкатерина II, как учредительница ордена, и Александр II, за участие в освободительнойвойне на Балканах.
 С 1807 годабыли учреждены также кресты ордена Св. Георгия для награждения солдат и унтер-офицеров.Однако награжденные ими не являлись кавалерами ордена, а лишь состояли при нем.
 Надо отметить,что награждение высшими Российскими орденами влекло за собой значительные расходыдля награжденного. Он должен был, прежде всего, внести значительную сумму в казну, которая шла на благотворительные цели. Кроме этого, как правило, он становилсяпопечителем одного из богоугодных заведений без получения жалования за трудыпо должности.
 Всего в Россиидо 1917 года было 22 государственных ордена, но не было ни одного церковного.Особо отличившиеся священнослужители награждались государственными орденами.Уже при императоре Павле I высшая российская награда — орден Св. Андрея Первозванного— был пожалован за особые труды митрополиту Гавриилу (Петрову). С этого времениклирики и иерархи Русской Православной Церкви награждались описанными ранееорденами:
 - СвятогоАндрея Первозванного;
 - СвятогоВладимира, четырех степеней;
 - СвятогоАлександра Невского;
 - СвятойАнны, трех степеней;
 - СвятогоГеоргия Победоносца.
 В годы советскойвласти государство сформировало новую наградную систему, состоявшую из революционно-трудовыхи социалистических наград. При этом государственные награды дореволюционнойРоссии оказались не востребованы и забыты. При таком положении дел священноначалиеРусской Православной Церкви озаботилось созданием собственной, церковнойорденской наградной системы для поощрения трудов, понесенных мирянами и клириками.
 Первым былучрежден орден Святого равноапостольного Великого князя Владимира. Решение об учреждении было принято Святейшим Патриархом Алексием I и Священного Синодав 1957 году в связи с празднованием 40-летия восстановления Патриаршества в России.
Следующим по времени стал орден и медаль Преподобного Сергия Радонежского, которыебыли учреждены определением Святейшего  ПатриархаПимена и Святейшего Синода от 26 декабря 1978 г.
 Важным историческимсобытием для жизни нашей Церкви стало празднование 1000-летия Крещения Руси.К этой знаменательной дате были учреждены сразу три ордена:
 - Святогоапостола Андрея Первозванного, ставший высшей наградой Русской ПравославнойЦеркви;
 - Святогоблаговерного князя Даниила Московского;
 - Святойравноапостольной Великой княгини Ольги.
 С начала90-х годов ХХ в. произошли значительные изменения в жизни Церкви. Повсеместностали открываться монастыри, восстанавливаться и строиться новые храмы, возродилосьсоциальное, миссионерское и просветительское служение, возрос ее авторитет в обществе. В связи с этим в последнее десятилетие были учреждены новые церковныеордена и медали, которыми отмечают труды священнослужителей и мирян за вкладв возрождение церковной жизни. Одновременно, в это время появились и первыецерковно-общественные награды. К ним относятся:
 - орден трехстепеней и медаль Святого мученика Трифона, которые были утверждены в 1995 г.;
 - орден Святогоблаговерного царевича Димитрия, утвержденный совместно с Российским детскимфондом в 1997 году.
 В соответствиис Уставом Русской Православной Церкви в обязанности Архиерейского Собора входитутверждение общецерковных наград. (Часть III. Архиерейский Собор, п. 4. ф).Священный Синод на заседании 25 марта этого года поручил Управлению делами МосковскойПатриархии подготовить Положение о наградах в Русской Православной Церкви. В результате многомесячной работы с привлечением специалистов, как светских, таки из МДА, Положение было подготовлено и представлено на рассмотрение СвященногоСинода, который в своем заседании 1 октября сего года принял данное положениеи рекомендовал для представления на Архиерейском соборе для утверждения.

 
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года

Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по вопросам взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и Старообрядчеством

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,возлюбленные архипастыри! Особой темойдля рассмотрения на настоящем Соборе являются значительные изменения, которыепроизошли за последнее время во взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью. Как известно,ко времени избрания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия IIоткрылись новые возможности для сближения с Русской Зарубежной Церковью, которыенезамедлительно были использованы Его Святейшеством и Священноначалием РусскойПравославной Церкви.

 
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3–8 октября 2004 года

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в отношении «Положения о наградах Русской Православной Церкви»

 Заслушавдоклад Управляющего делами Московской Патриархии Преосвященного митрополитаКалужского и Боровского Климента о наградах Русской Православной Церкви, ОсвященныйАрхиерейский Собор определяет:  Принять «Положениео наградах Русской Православной Церкви», подготовленное Управлением делами МосковскойПатриархии.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс