Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ПреподобныйМоисей был слугою у одного господина. Вместо того, чтобы в честном труде мирнопроводить жизнь свою, исполняя назначение Божие относительно своего звания,он полюбил праздность, удалился от своего хозяина и, как праздношатающийся,прилепился к шайке разбойников, грабежом и насилием пользовавшихся плодами чужихтрудов.
Милосердый Бог помог однако Моисею образумиться, восстать от своегоглубокого падения, в сокрушении сердца начать свое нравственное исправление.Оставив разбой, Моисей удалился в уединенный монастырь и отдал себя под руководствобратии, исполняя усердно все иноческие послушания. Но нескоро могли изгладитьсяв душе покаявшегося грешника воспоминания из прежней его развращенной жизни.В самом начале особенно враг спасения нашего диавол налегал на него, возбуждаяв подвижнике скверные помышления и такую сильную брань плотских вожделений,что он подвергся опасности изменить своему иноческому обету. Моисей обратилсяк одному скитскому старцу Исидору, который советовал ему изнурять плоть своюусиленным постом. Но сколько ни усиливал он своего воздержания, вражии искушенияне оставляли его. Тогда, по совету иного старца, Моисей стал упражняться в непрестанноммолитвенном бдении; целые почти ночи простаивал он, не смыкая очей, на молитвеи продолжал делать так шесть лет, — но, несмотря на то, не мог освободитьсяот неистового разжжения плоти, воюющей на дух. Наконец он сам изобрел средствок победе над вражиими искушениями: он каждую ночь обходил кельи пустынных подвижникови, собирая пустые водоносы, приносил их наполненными водой и поставлял у кельикаждого. Такой труд был благодеянием для многих старцев, живших в дальнем расстоянииот воды и по преклонности лет не могших приносить себе воды, а для самого Моисеяэтот труд был еще большим благодеянием, потому что оказался самым действительнымсредством к погашению в его душе страстных помышлений и к полной победе над врагом спасения. Действительно, с этого времени в душе Моисея мало-помалу водворилосьспокойствие, трезвенность мыслей и совершенное отчуждение плотских вожделений.
Из этогопримера мы можем видать, братия, как гибельна бывает для человека праздностьи как, напротив, благотворен для души честный труд, совершаемый во славуБожию и на общую пользу.
Справедливопраздность признается матерью всех пороков. Она, по словам Сираха, научаетмнозей злобе (Сир. 33, 28), дает возможность возникнуть и укорениться в душе самым дурным навыкам, которые, подобно сорным травам на праздной ниве,свободно усиливаются в душе, не занятой помышлениями и заботою о добром и полезном.
Праздностьесть состояние не естественное для существа разумно нравственного, одаренногосилами, по природе своей стремящимися к деятельности и ею развиваемыми и укрепляемыми.Бездействие ослабляет душу и тело человека, делает его легкомысленным, склоннымк одним только удовольствиям и малоспособным к работе. Неудивительно, что праздныйчеловек, отставший от честного труда и ища себе таких занятий, которые бы легкодавали ему желанные блага и удовольствия, бывает более всего способен на всякоедурное дело, обман, хищение, грабительство и т. п.
СвятительТихон Задонский так говорит о вреде праздности для тела и души человека: «Сердцечеловеческое праздно быть не может; но всегда какими-нибудь мыслями занято.А так как оно склонно ко всякому злу, и к праздному сердцу, как к дому пометенномуи украшенному, удобно приступает душевный враг — диавол, и мыслями злыми, как пле-велами, наполняет его; то праздность много беззаконий рождает… Праздностьне только душу погубляет, но и телу вред наносит… Как вода растлевается, котораятечения не имеет: так тело человеческое без движения и трудов портится и ослабевает…Как по трудах сон сладок, так без трудов беспокоен бывает».
Для избежанияпраздности запомним, чему учит тот же святитель.
Время естьсокровище самое драгоценное: как сказанного слова, так и потерянного временивозвратить нельзя.
Время естьторг, на котором таланты, от Господа нам данные, должно с помощью Божией умножатьи приращать.
Неключимого,т.е. праздности предавшегося, ввергнут во тьму кромешную (Мф. 25, 30).
Иди убоко мравию, о лениво, и поревнуй, видев пути его (Притч. 6, 6–11).
Итак, братия,будем избегать праздности, как самой гибельной язвы для души и тела. Удалившисьот гибельной праздности, полюбим честный труд, отрезвляющий душу и укрепляющийтелесные силы.
Труд изначаланазначен человеку от Бога, Который Адаму и Еве еще в блаженном их состоянииповелел возделывать и хранить рай. (Быт. 2, 15).
Потом, послегрехопадения прародителей, труд добывания в поте лица насущного хлеба хотя и был назначен Адаму как наказание за его преступление, но наказание это, по милосердиюБожию, имеет значение не столько карательное, сколько очистительное и исправительное,в особенности же предотвращающее от грехов. Труд смиряет человека и приводитего к сознанию своей немощи и зависимости от Бога, отгоняет от человека духпраздности, уныния и беспечности, воспитывает душу в терпении, воздержании и вообще упорядочивает всю жизнь нашу, доставляя человеку здравие и долгоденствие.
Приведем здесь несколько библейских и церковно-исторических примеров трудолюбия.
Господьнаш есть величайший учитель трудолюбия. Трудясь до вступления Своего на дело общественного служения в доме древодела Иосифа, Он затем всю остальнуюжизнь провел в непрерывных трудах.
АпостолПавел также есть великий наставник трудолюбия. Он пишет, что, по одинаковостиремесла, он остался у благочестивых евреев Акиллы и Прискиллы и работал; иборемеслом их было делание палаток (Деян. 18, 3). — Ибо вы помните, братья, труднаш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовалиу вас благо-вестие Божие (1 Сол. 2, 9).
Святыеподвижники также отличались дивным трудолюбием.
Авва Маркотшельник, в продолжение шестидесяти девяти лет, которые прожил близ монастыряПентуклы, показывал редкий образец постоянного трудолюбия. Постясь по целымседмицам, так что некоторые считали его бесплотным, он день и ночь проводилв трудах для того, чтобы подавать милостыню Христа ради, и подавал ее бедным,а сам ни от кого ничего не принимал. Узнав об этом, некоторые христолюбивыелюди пришли было к нему с подаянием, но старец сказал им: «я не беру, потомучто по милости Божией мне достаточно моего рукоделия, чтобы содержать себя и приходящих ко мне».
Однажды пришлидля назидания к авве Ахилле старцы. Они увидели, что авва ночью вил большуюверевку, и просили его сказать им что-нибудь в назидание. Он сказал: «С вечераи до сего времени я свил двадцать локтей и, право, не имею нужды в них, но делаюэту работу, боясь, как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то,что, будучи в силах работать, не работаю, — потому тружусь и делаю по силаммоим».
Молитвамипреподобного Моисея Мурина да сохранит нас Господь от духа праздности и да даруетнам любовь к честному и полезному труду!
«Днесь всемирныя радости провозвещение» «На Господи воззвах» ст. 5 В таких словах святая Церковь свидетельствует о сегодняшнем радостном событии — Рождестве Пресвятой Богородицы и призывает всех своих верных чад быть участниками этого торжества.
Ныне совершается память преподобного Александра Свирского. Этот великий подвижник родился в деревне Олонецкой губернии.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.