Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Передо мной на письменном столе лежит только что изданная, еще пахнущая типографской краской, книга священника Сергия Вогулкина «Этюды православной этики» (г. Екатеринбург, 2004 г. – совместное издание Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви и Уральского гуманитарного института). Уже фотография православного храма на обложке книги располагает к вдумчивому и внимательному прочтению этого исследования.
Священника отца Сергия (в миру – доктор медицинских наук, профессор, проректор Уральского гуманитарного института по науке и развитию) я знаю уже продолжительное время. Но если раньше я его знал как мыслящего, одаренного ученого и педагога, то сейчас я вижу в нем еще и православного пастыря, селящего в души молодых людей доброе, мудрое и вечное. Соединение в одном лице врача, ученого, учителя и священника – довольно редкое в наше время сочетание, тем более, что оно имеет место, происходит рядом с нами.
Сборник этюдов (я думаю, так можно определить составные части названной выше книги отца Сергия) открывается интересным размышлением на тему: «Наука и Православие в XXI веке». Очень заинтересованно, со знанием дела автор показывает тщетность некоторых наукоообразных «теорий», отрывающих человека от его естественного земного состояния; очень верно и доступно для читателя отец Сергий показывает бесполезность и даже вредность использования для «лечения» людей всяческих «пирамидок», так называемых «экстрасенсорики», «ясновидения», колдовских «заговоров» и т.п. И вместе с автором хочется сказать – все это от лукавого!
Отец Сергий много лет работал врачом, затем долго преподавал в медицинском вузе, поэтому его суждения о значении духовности в работе врача более чем актуальны. В самом деле, никакой талант врача, никакой самый современный медицинский инструментарий никогда не заменяли и не заменят такие необходимые врачу качества, как мораль и нравственность, духовная целостность, вера в исцеление с Божией помощью. Верны, по нашему мнению, убеждения автора о том, что только духовное воспитание будущих врачей, иных медицинских работников позволит им руководствоваться в своей работе чувством милосердия и сострадания, христианского человеколюбия.
В следующем этюде – «Духовно-нравственные основы современного медицинского образования» автор продолжает тему предыдущего очерка, рассуждает о том, что только в единстве Русской Православной Церкви и современной медицины возможно оздоровить больного, что только такое единство позволит русским медикам в трудных условиях нашего времени возвращать человека к полноценной жизни.
Очень актуально и свое-временно автор рассматривает проблему развития России в небольшой зарисовке «Стыд». Невозможно не согласиться с тем, что православная Россия была, есть и будет самобытной страной, а «дары» западной «цивилизации» и устои «рериховского» востока никогда не приживались и никогда не приживутся в православной стране. Только безусловное исполнение Законов Господа, искреннее покаяние русского человека – путь к возрождению Православия, возрождения Отечества.
В статье «Этика и биология. О границах допустимого в новейшей биологии» исследуется ещё одна актуальнейшая проблема — насколько биология как наука правомерна проникать в существо организма человека, изменять его глубинные биологические процессы, выводить человекоподобных существ в «пробирках». Верно, что вмешательство в промысел Божий может повлечь за собой последствия более страшные, чем были уготованы в своё время Господом городам Содому и Гоморре. И здесь справедливо понимание автором того, что без высокой морали, нравственности мир будет неотвратимо двигаться (видимо, уже движется) к своему концу: и будет конец мира, и конец света.
Вдумчиво, аналитически написана статья «Наркомания и те, которые кормятся вокруг неё». Здесь автор анализирует ситуацию в области наркомании, исследует её пагубное влияние на душу и плоть человека, в связи с этим даётся краткий экскурс в историю вопроса. В названном очерке автор резко осуждает такую «борьбу» с наркоманией, как раздачу бесплатных шприцев наркоманам, что реально вело лишь к более широкому распространению наркомании, но отнюдь не её сокращению. Очень верны здесь и суждения автора о том, что после объективного краха «советско-коммунячьей» системы, молодежь оказалась предоставлена сама себе: у государства ныне нет, к сожалению, концепции нравственного воспитания, общеобразовательная школа оказалась бессильной перед наплывом пропаганды насилия, наркотиков, секса, а семья – полностью неподготовленной к воспитанию детей в социальном хаосе «рыночной экономики». По сути, молодёжь оказалась никому не нужной, не имея при этом высоконравственной подготовки и будучи в массе своей далёкой от Православных истин. И этот внезапно образовавшийся вакуум стремительно стали заполнять наркотики, алкоголь и половая распущенность.
Совершенно верно автор понимает, что решить эту глобальную проблему нравственного воспитания молодёжи без активного участия в этом процессе Православной Церкви никому никогда не удастся. Необходимо поддержать идею отца Сергия о том, что только в единстве Православной Церкви и государства – причём, при верховенстве Церкви – можно увести нашу молодёжь от «дурмана» современной жизни, воспитать у неё нравственные начала служения Господу и отечеству. Иного пути нравственного, да и физического, оздоровления молодой части общества у нас нет.
«Дети подземелья» — так назван следующий этюд книги, рассказывающий об очередном сектантском изуверстве, который пропагандирует… «мужчина с зелёной повязкой на голове»: соединить все существующие вероучения, совершить восхождение на «вершины Урала»; причём, за две недели «восхождения» «Дети подземелья» не должны будут ни есть, ни пить, но облачиться в «одежду весёленького цвета и иметь разноцветные очки» — и в итоге… «планета обретёт новое дыхание, обретёт истинных своих детей, сыновей и дочерей, которые построят Рай на Земле, на этой Земле…».
Совершенно справедливо отец Сергий эти очередные сектантские бредни называет способом духовного порабощения легковерных. Далее в этом этюде показана изувер-ская сущность известных сект – зомбирование членов ряда сект, проведение сексуальных оргий, организация обрядов жертвоприношения, в т.ч. человеческих, половые извращения и растление детей, избиение членов секты по поводу и без повода и т.п. Автор этюда, резко осуждая деятельность сект (а они все носят антихристианский, сатанинский характер), подробно рассказывает о том, что участие во всех без исключения сектах вызывает у их членов целый букет психопатических заболеваний, которые лечению практически не поддаются (здесь автор выступает как врач, учёный в области медицины). И мне очень понятно восклицание православного священника – отца Сергия к заблудшим членам различных сект: «Помоги им, Господи, понять, осознать и раскаять свою тяжкую ошибку!».
«Что они ясновидят»? — резкая отповедь автора анализируемой книги разного рода шарлатанам, которые, пользуясь бездуховностью, суеверием сегодняшних людей, морочат им головы различной заумной дребеденью вроде «ауры» (слово непонятно какого происхождения и что оно обозначает в сущности), вытягивая при этом из карманов одураченных ими людей немалые деньги, да и нередко ещё и кощунствуя при этом.
Этюд «О «духе времени». Здесь рассматривается с позиции врача и православного иерея ситуация с так называемыми пластическими операциями. Совершенно справедливо, как нам представляется, автор осуждает желание не слишком умных людей изменить свою внешность, «омолодиться» на десяток-другой лет. И этот «дух времени», как справедливо отмечает автор, есть ничто иное, как поругание человеком своего тела, а вместе с тем, и поругание души. С точки зрения христианской морали все эти голливудские «звёзды» не что иное, как пародия на человека, которого Господь сотворил но своему образу и подобию. И в этом этюде отчётливо видишь пастырскую заботу отца Сергия и о душе человека и о плоти его.
Ещё одна злободневная тема рассматривается автором представленной книги в статье «Живи стерильно. Умри счастливо». Сама жизнь настойчиво требует разрешения такой непростой проблемы, как эвтаназия (убийство из «милосердия»). И снова отец Сергий справедливо отмечает, что право человека на эвтаназию дебатируется и уже кое-где в «цивилизованных» странах решается положительно. И здесь нельзя не согласиться с мнением автора о том, что наша Православная вера совсем по-иному смотрит на эту проблему: жизнь, как это понимают православные христиане, — дар Божий, и только Господь правомочен решать этот вопрос, распоряжаться жизнью и смертью человека.
Задаче воссоединения Православия и медицины, возрождению Православной медицины посвящён очерк «Возвращение к истокам», где кратко даётся история развития медицины от траволечения первобытных народов до наших дней. Справедливо, по нашему мнению, суждение автора о том, что только после прихода в наш мир Господа нашего Иисуса Христа, с его любовью к людям начала создаваться и развиваться Православная милосердная медицина. Верно утверждение о. Сергия и о том, что за 70 лет государственного атеизма в России воцарилась полнейшая бездуховность в обществе, в том числе, и в подготовке будущих врачей; страну нашу заполонили «колдуны», «маги», «гадатели», «экстрасенсы» и подобная нечисть. И совершенно верный, единственный путь видит врач и православный священник отец Сергий: только в тесном единении Православия и медицины можно исцелять душу и тело больного, не преступая при этом Закона Божия; возрождение Православной медицины — единственный и уникальный способ помочь человеку в его душевной и телесной немощи.
Думаю, что никого из читателей рассматриваемой книги не оставит равнодушным великолепнейший этюд «Архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий), научные и богословские труды». Можно, наверное, описание жизни и подвига Архиепископа Луки обозначить как сердцевину представленного отцом Сергием сборника. Именно вся деятельность Архиепископа Луки представляет собой сплав служения Господу нашему Иисусу Христу и служения медицинской науке, человеколюбия и несгибаемости — того, что присуще редким, одарённым натурам; здесь очерк подтверждает мнение автора о том, что только Православная Вера, упование на Промысел Божий позволяет человеку в самой тяжкой, безвыходной ситуации оставаться христианином и человеком. Не буду утомлять читателя изложением этого прекраснейшего очерка, но прошу каждого, у кого в руках окажется рецензируемая книга, самым внимательным образом прочитать этот удивительный материал. Нужно иметь талант большого писателя, чтобы в кратком произведении изложить, по существу, целую жизнь Архиепископа и замечательного православного учёного и врача. Низкий поклон за это отцу Сергию!
В небольшом по размеру этюде «Российская семья и программа «полового воспитания» автор с позиции православного иерея резко выступает против так называемого «полового воспитания» в школе. Да и трудно не согласиться с тем, что верхом глумления является то, что на территории г. Екатеринбурга в учебных заведениях вольготно чувствуют себя и «Свидетели Иеговы», и «мормоны», и те, кто открыто совращает наших детей, учит их «безопасному сексу». Автор справедливо усматривает спасение от этого блуда в одном — вернуть наших детей в лоно семьи и православной Церкви.
Следующее, на чём я хочу остановиться, — краткий анализ очерка «Духовные основы семьи в постсоветском обществе». Здесь рассматривается состояние семьи в настоящее время как кризисное, причём автор совершенно справедливо отмечает, что так называемое советское государство и его «направляющая сила» сознательно проводили политику, направленную на разрушение семьи, традиционного русского семейного уклада, построенного на идеях Православия. Сегодня также (как подчёркнуто в данном этюде) у государства нет пока политики, стратегии, программы духовного возрождения семьи. Отец Сергий в этом плане предлагает свою схему возрождения православной семьи: разработка целостной модели семьи, воссоздание и укрепление семьи, подготовка детей к семейной жизни с самого раннего возраста, предоставление мужчинам-отцам гарантированной, хорошо оплачиваемой работы; поощрение рождения второго, третьего и т.д. ребёнка. Далее автор справедливо замечает, что никакое возрождение нормальной русской семьи невозможно без самого активного участия в этом процессе Русской Православной Церкви, которая всегда в России стояла на страже семейных устоев, христианского целомудрия, осуждая блуд, пьянство и другие пороки. Призыв отца Сергия к возвращению повседневного участия Православной Церкви к воспитанию детей — одно из важнейших направлений по созданию и развитию общества, освящённого христианской моралью.
В этюдах «Духовные аспекты профессионального образования», «Особенности духовного образования в медицинских и психологических аудиториях» рассматриваются родственные проблемы. Справедливо утверждение автора о том, что в общеобразовательных, массовых школах не выработана пока нравственная основа; бездуховна ныне и подготовка студентов вузов. А между тем, как верно отмечено, давно известно из опыта прошлых поколений государства Российского, что православие — духовный ориентир, нравственный путь, ведущий к национальному единству, образованному и просвещённому обществу. И задача нашей и общеобразовательной, и высшей школы — готовить к жизни гражданина великой России, а не аморфного и гермафродитного «гражданина вселенной», очередного опуса западной «цивилизации».
Автор, далее, заинтересованно рассматривает вопрос, связанный с принципиальными недостатками в деле подготовки специалистов с высшим образованием в области медицины и психологии. И здесь верно, как нам представляется, утверждение о том, что без духовного компонента невозможно создать устойчивую, современную и перспективную модель подготовки высококвалифицированного специалиста (по крайне мере, в области медицины и психологии).
…Перевёрнута последняя страница этой интересной и содержательной, во многом необычной книги, на последней странице обложки которой мы видим одухотворенное лицо отца Сергия в одеянии православного иерея. Видимо, соединение в одном лице врача, учёного, священника и учителя и позволило автору создать прекрасное духовно-эпическое произведение «Этюды православной этики».
Что бы мне хотелось сказать в итоге? Спасибо всем, кто принимал участие в создании и издании этого великолепного, уникального сборника. Полагаю, что это сочинение отца Сергия должно стать настольной книгой каждого православного врача и учителя, любого православного мыслящего человека. Тираж представленной книги слишком мал, желательно в ближайшее время его увеличить, и экземпляры этого издания направить в общеобразовательные школы, институтские библиотеки, выпустить книги и для свободной продажи населению.
И последнее. Пожелание автору книги: идеи, лежащие в основании рассмотренной книги этюдов, разрабатывать и дальше, углублять и расширять их, доводить до души, сердца и ума каждого православного христианина.
Борис Янко, доцент, кандидат юридических нау.
Книгу священника Сергия Вогулкина «Этюды православной этики» можно приобрести:
1. В Информационно-издательском отделе Екатеринбургской епархии – Екатеринбург, ул.Репина, 6.
2. Через службу «Книга-почтой». Для этого нужно отправить почтовый перевод на сумму 60 рублей по адресу: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я – 184. Байбакову Дмитрию Максимовичу. В талоне почтового перевода укажите название книги и количество экземпляров, а также полный почтовый адрес получателя с индексом.
Просьба не отправлять телеграфных переводов, так как в них не полностью указывается обратный адрес!
Размер пожертвования приведен с учетом стоимости пересылки. Наложенным платежом книги не высылаются.
3. Спрашивайте «Этюды православной этики» и в своих приходских храмах.
Екатеринбург,22 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Очередной курс занятий для желающих преодолеть зависимость от табака и алкоголя проводит общество «Трезвение"при храме во имя СвятогоБлаговерного Князя Александра Невского Ново-Тихвинской женской обители.
Екатеринбург, 29 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Екатеринбурге прошли гастроли замечательного петербургского певца, одного из самых известных молодых исполнителей русского романса, «Серебряного голоса России» Олега Погудина. Несмотря на то, что уральское турне знаменитого певца было организовано не Епархией, а киноконцертным театром «Космос», буквально за два часа до выступления Олег Евгеньевич нашел возможность выступить в эфире радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение». Певец искренне ответил, как начиналась его духовная жизнь, как проходило воцерковление.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.