Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (298) → Профессор Валентин Князев: «Знание теологии – вот что необходимо современному человеку!»

Профессор Валентин Князев: «Знание теологии – вот что необходимо современному человеку!»

№25 (298) / 1 июля ‘04

Образование и воспитание

 Человекне может без знания, так как в знании сила и успех его жизни. Однако не всякоезнание может характеризоваться как мудрое и быть преображающей силой жизни.

Только знание теологии – знание о спасительном и спасающем пути жизни можетбыть таковым. И вот почему.
 Мировоззренческоезнание теологии отвечает на главный вопрос человеческой жизни: ради чего человекужить? Если мы живем во тьме бессмысленной жизни, зная, как укрась миллион, как обмануть ближнего, как водить машину, правильно завязывать галстук, …и знаеммногое и многое другое, но не знаем ради чего, во имя чего все это, – то живем ли мы, или через нашу жизнь живет нечто?
 Знание теологии– знание тысячелетней традиции, уходящей своими корнями в глубины человеческойистории, к тому времени, когда человек осознал себя, встав перед лицом всевидящего,всесильного Бога. Духовная история человечества началась с того момента, когдачеловек осознал свою смертность и ничтожность перед лицом Вечности и АбсолютностиБожественного бытия. Когда человек понял, что он ничто без сопричастности Богуи он все через сопричастность с Абсолютом, тогда он стал с величайшим трудолюбиемисследовать возможные пути сопричастности Богу, и так возникло знание религии.Когда человек из боли своего сердечного отчаянья возопил: Из глубины к Тебевзываю, Господи! Тогда из слов этого молитвенного вопля образовался живой опытрелигии, как опыт синергийного взаимодействия человека с живым Богом. Эта древнейшаятеория и практика религиозной жизни и является предметом теологии. И нет болееинтересной и более важной для человека сферы знания, чем знание теологии. С тех древнейших времен утекло много воды, но ничего не изменилось в природе человека.Человек по-прежнему смертен и ничтожен, он по-прежнему нуждается в спасительнойлюбви Бога, он нуждается в знании правильного пути к Богу, он нуждается в знаниитеологии.
 Мудростьдревнейшего знания ожила, актуализировалась в сознании современного человека.Но ожила и возродилась к новой жизни не только мудрость истинной религии, но и архаика черной магии, сатанинских культов, ожило парарелигиозное, псевдорелигиозноезнание. И как ответ на эту появившуюся опасность от псевдорелигии возникла в сознании общества потребность в истинном знании божественного, опираясь на котороечеловек смог бы духовно себя обезопасить. Тревожно оттого, что целые армии хорошофинансируемых миссионеров прибывают из США, Западной Европы, с Востока и Запада,чтобы учить наследников Святой Руси, как правильно верить в Бога. Идет нешуточнаяборьба за умы и души российских граждан. И потому реально встает перед каждымиз нас вопрос духовной безопасности. Люди уже понимают, что без веры в Богажить нельзя. Но люди еще не знают о традиционном, историей проверенном путиРоссии к Богу. И это спасительное знание способна дать наука теология.
 Мы говорим,что возрождается религиозная культура народа. Но сам процесс возрождения не есть механическое воспроизведение копии прошлой жизни, а есть возрождения религиозного,истинного опыта человека, код которого, по сути, универсален, а по своему воплощениюсамобытно-неповторим для каждого исторического времени. Поэтому должно возродитьсуть религиозной жизни, а не отжившую форму ритуала. Возродить древнее во имяразвития жизни настоящей и будущей. И такое возрождение религиозной культурынарода возможно только при разумном творческом участии теологии.
 Знание теологиифундаментально. Оно своим смысловым действием опосредует знание любой деятельности.Это та интеллектуальная закваска духа, без которой не всходит тесто любого творчества.Методы теологии: интуиция веры, определенность и авторитетность догмата, логикаи опыт школы схоластики, творческое воображение символического мышления, благодарякоторому мы способны заглянуть по ту сторону естественного, диалектики любвии утверждения истины, а не диалектика борьбы и негативизма, апофатизма – знающегонезнания – находятся по-прежнему в основании творческого мышления человека.Поэтому знание теологии живо, ибо без него не может существовать живая и творческаямысль человека.
 Все познаетсяв сравнении. И поэтому значимость знания теологии следует оценить с точки зренияполезности его для человека в деле решения проблемы человеческого самоопределения.
 Современныйчеловек, живя в условиях динамичного, очень изменчивого мира ценностей, в условияхплюрализма мнений, в стихии суетного, обезличивающего человека действия массовойкультуры, имеет большие трудности по самоопределению. Мировоззренческое знаниесовременной философии, ориентированное на агностицизм, нигилизм и постмодернизм,не может дать человеку истинного по значимости, целостного по полноте и спасительногопо практике действия знания. А теология, уверенно исходящая из истины веры,рассматривающая ничтожное бытие человека в органическом единстве с целостностьюВсеединства мира, в реалиях пути спасения и духовного преображения, была на протяжении тысячелетий знанием истины, знанием совершенства и знанием спасения.И сейчас знание теологии готово верно и надежно служить человеку в деле егосвободного и разумного самоопределения. Собственно, проблема не в теологии,не в ее знании, а в духовном безволии человека, отдавшего свою духовную свободувсевластию бездуховной массовой культуры, творящей свое «попсовое» дело по законукоммерческого интереса. Быть может, для человека – раба массовой культуры знаниетеологии является последней возможностью духовного самосохранения. И потомуего жизненно важной задачей является выбор теологического знания, дающего емупуть спасения, идя по которому и самоопределяется духовно, личностно человек.Для иллюстрации наших суждений о ценности теологического знания дадим несколькозарисовок из нашей повседневности.
 Сейчас никогоне удивишь страстным стремлением быть преуспевающим и богатым. Произошло раскрепощениежеланий. Джин удовольствия вырвался из тюрьмы непритязательного бытия, и мывидим повсюду манифестацию права на хорошую, красивую, богатую и даже роскошнуюжизнь. Безусловно, эта жизненная устремленность к полноте, богатству и совершенствужизни, которая так характерна и естественна для людей юного возраста, должнаприветствоваться их родителями и педагогами. И мы, будучи родителями и педагогами,радуемся жизненной устремленности своих детей и подопечных. Но, будучи людьмивзрослыми, прошедшими через горечь обид и поражений, трагедию утрат, мы знаем,за какую цену покупаются и продаются ценности этого мира. Мы знаем, что бесплатныйсыр бывает только в мышеловке, что кисельные берега и молочные реки – это тольков сказке, а в реальности кусок хлеба, заработанный собственными руками, стоиточень дорого.
 Тогда почемув умах и душах людей такая эйфория? Не спутали ли люди желанный берег с берегомнужды. Ведь до жизни царской надо еще дойти. А попавшие, в результате историческогокатаклизма, из грязи в князи, ставшие в одночасье господами по кличке «новыерусские», еще, в сущности, не господа, и имя им «общечеловеки».
Мы думаем, что многие люди не ведают, что творят, они находятся в эмоциональном,страстно-одержимом ослеплении, когда желаемое выдается за действительное. Произошлоопьянение ума. И есть только одно средство отрезвления – это знание теологии.
 Знание теологии– это, в идеале, взгляд на происходящее с позиции Вечного, Божественного бытия.А если более приземлено и не так возвышенно и недоступно для неокрепшего ещеума, то – это трезвая и объективная оценка своих дел, которую мы осуществляемс позиции целостности всей своей жизни. Это способность взглянуть на сиюминутностьжизни с позиции всего отпущенного нам для жизни времени. Человек по временижизни жив не одним днем, а всей своей жизнью — со дня рождения по день смерти.Более того, и после смерти человек жив через жизнь своих потомков и через действиепамяти о нем других людей. Поэтому мудрость всех народов мира и советует человекудумать иногда о дне своей смерти. В зеркале небытия очень рельефно выглядятценности этого бытия. Жить следует только ради того, за что следует умереть.
 Смерть очерчиваетгоризонт здешнего бытия и ничтожит всю целостность человеческой жизни. Перед бесцеремонным, непреклонным действием смерти разум немеет и ничего не можетсказать в оправдание и защиту человека. И тогда, когда хваленая мудрость философииумирает, начинает говорить голос сердца, голос бессмертной души человека. В молчании человеческого разума голос веры молит Бога о спасительной силе знания.
 Всегда, когдасмерть забирает одного из живущих, то всегда в сердцах родичей и друзей умершегозвучит беззвучно слово молитвы: «Благословен еси Господи, научи мя оправданиемТвоим». Бессмыслие смертной жизни может быть понято лишь с позиции бессмертной,вечной жизни. В безжизненной пустыне бессмыслия не ищут жизни смерти, а выходятиз пустыни и идут в землю обетованную.
 Теологияимеет мужество признать свое бессилие перед силой смерти и имеет мудрость обратитьсяза помощью к силе Вечной Жизни и просить у жизни Вечной знания оправдания для жизни человека. Самое парадоксальное в том, что знание оправдания есть, ономногократно через Откровение Истины было дано человеку. Оно в Священном Писаниии Предании Церкви. Знание теологии – не тайное, а предельно ясное, как светсолнца, знание. Парадокс в том, что человек убегает от света Истины во тьмуобольстительного обмана. Одна из причин этого трусливого бегства кроется в агностицизмесекулярного разума.
 Если послушатьсовременных идеологов рыночной свободы, то все они как тетерева, токующие песнюсвадебного круга, поют в предельном экстазе одно и тоже: истины нет, ошибка– критерий познания, национальная идея – глупость и не нужна России. Глядя со стороны на самозабвенную песню агностиков, удивляешься пластичности человеческогоума. Уважаемые профессора, деканы факультетов престижных вузов – а проповедуютглупость.
 Теология,в отличие от этой позиции агностиков, стоит открыто на позиции утверждения,что Истина есть, что она альфа и омега истории, ось мироздания. Истина – естествои путь жизни. Бытие Истины предельно нам явлено, и бытие Истины действует на нас ежесекундно. Действие это подобно естеству Божьего суда. «Суд же состоитв том, что свет пришел в мир; но люди больше возлюбили тьму, нежели свет, потомучто дела их были злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были делаего, потому что они в Боге соделаны» (Ион. 3, 19–21.) Молчание Бога – это бездействие,равнодушие нашей души, помраченность духа и нежелание его идти по пути света.Таким образом, вопрос о Истине – это не только вопрос познания, а прежде всеговопрос практического пути, на котором происходит духовное преображение человека,обращение его разума к свету, добру, красоте, происходит спасение человека от сил зла, тьмы, безобразия смерти. Поэтому теология и есть учение о спасительномпути жизни.
 Сейчас тольколенивый не говорит о правильном пути жизни. Телевидение ищет путь для «последнего»,видимо, по замыслу режиссеров – «наиболее правильного», героя, в райских условияхтропического острова. Не на сельской ферме, где недоенные коровы по вымя в навозе,где поля заросли, а крестьяне либо спились, либо вымерли от жизни в состояниивечного геройства. Не в город, где так нужны герои для работы на пустых рабочихместах, для борьбы с наркомафией, индустрией разврата. Телевидение видит путьуспеха через шоу-бизнес, подиум, индустрию смеха, под руководством президентаКВН Маслякова, через розыгрыш и прикол под водительством шоумена Пельша, черезвыигрыш миллиона под водительством очаровательного Галкина. Не жизнь – а праздник,не крестный путь труда и борьбы – а увлекательное путешествие в рай. Но всеэто дьявольский обман, подделка под путь жизни. Путь жизни в ином. И это «иное»имеет имя, которое дано ему великими религиями мира.
 В ЕвангелииИисус Христос говорит о Себе, что Он есть путь жизни, путь Истины. И тот, ктоидет к Богу, тот идет этим путем. Жизненный характер христианской религии, нацеленностьее познавательного устремления к знанию праведного пути, не является отличительнымсвойством христианского вероучения. А является самобытным выражением универсальногосмысла любой истинной религии. Важно подчеркнуть мировую значимость христианскойрелигии в ответе на вопрос: в чем истина жизненного пути человека? Истина христианскогопути не противоречит мудрости мировых, истинных религий.
совокупный опыт теологии, который слагается, прежде всего, из опыта мировыхрелигий, говорит нам о Истине праведного пути. Дело за человеком, за выборомего свободной воли. Разумеем, что человек не имеет предела в своем падении в глупость мира сего, но он не имеет предела и в своем восхождении к свету БожественнойИстины. Верим, что человек изберет путь божественного призвания и полюбит разумомсвоим мудрость теологического знания.
 Знание теологии– это хлеб духа.

 

В других номерах:

Образование и воспитание

«Свет духовный»

ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ БИБЛИОТЕКЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ— 5 ЛЕТ Со дня открытияЦентральной православной библиотеки Екатеринбургской епархии исполнилось 5 лет.23 апреля 1999 г.

 
Образование и воспитание

Екатеринбургская духовная семинария отметила юбилей — 10-летие восстановления подготовки служителей Церкви

 Екатеринбург,28 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Екатеринбургское духовное училище было учреждено в 1833 году.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс