Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (296) → 17 июня — память святителя Митрофана, патриарха Константанопольского

17 июня — память святителя Митрофана, патриарха Константанопольского

№23 (296) / 15 июня ‘04

Церковный календарь

 СвятительМитрофан, память коего совершается ныне, живший во время царя Константина, принадлежалк благочестивому семейству христианскому и состоял в родстве с императорскимдомом. Со временем, когда Константин Великий перенес столицу из Рима в Константинополь,Митрофан, за святость жизни и высокий ум, возведен был в епископское достоинствои был первым константинопольским святителем.

Он жил сто семнадцать лет, отличалсядаром прозорливости и скончался мирно, уважаемый всей Церковью, предсказав за 10 дней час своей кончины.
 СвятительМитрофан, проживший 117 лет, дает нам, братия, повод побеседовать с вами о тайнедолголетней жизни.
 Кто мог бынам сказать, в чем заключается тайна долголетней жизни? Всего лучше, конечно,спросить об этом у того, кто сам достиг глубокой старости, а стало быть опытомжизни постиг эту желанную тайну. Но где же эти старцы — избранники Божии, к которым и смерть-то боится подойти с своей острой косой прежде, чем седина украситих головы? — Эти старцы — святые подвижники, их жилища — тесные кельи, дикиепустыни, темные пещеры да дебри непроходимые! Трудно бы поверить этому, если бы не было так много неложных очевидцев-свидетелей. Раскройте жития святых отцев,подвизавшихся в общежитии, и читайте: большая часть дня и ночи у них проходилав церковном богослужении; затем коленопреклонения и молитвенные стояния по целымчасам у себя в келье; потом — рукоделье, тяжелые труды монастырских послушаний,и — час, два в сутки для отдыха; при всем этом — пища самая скудная, часто одинхлеб и вода, а то и просто одно какое-нибудь зелие… Надолго ли, кажется, достанетсил телесных при таких трудах? А вот у этих старцев доставало их на восемьдесят,девяносто, и даже на сто лет! Пахомий Великий жил до 85 лет; Евфимий Великий— 97 лет; Феодосий, общих житий начальник — 105 лет; Савва Освященный и ИоанникийВеликий — 94 года; и наши русские подвижники: преподобный Никон Печерский —90 лет, Сергий Радонежский — 78 лет, Кирилл Белозерский — 90 лет, АлександрСвирский — 85 лет, Макарий Желтоводский — 95 лет, и другие.
 Скажут: «то были святые люди; их Сам Бог хранил Своей благодатью. Где уж нам, грешным, братьс них пример?»
 Но, во-первых,никто и не говорит, чтобы нужно было непременно бросить мир, бежать в пустыню;у нас идет речь о долголетии, и вот мы указываем примеры долголетней жизни у святых подвижников, а эти примеры ясно говорят, что строгие посты, умерщвлениеплоти и другие подвиги христианские вовсе не сокращают жизни человеческой, как думают мудрецы века сего, и что, стало быть, святые Заповеди Божии о посте и воздержании нисколько не противоречат человеческой природе.
 Во-вторых,правда и то, что Бог особенно хранил и продолжал жизнь Своих угодников, дабыони своим словом и примером пользовали и других. Однако же не следует забывать,что ведь Господь за то и дарил им долгую жизнь, что они эту жизнь всецело Ему же на служение посвящали. Значит, живи по-Божьи, Бог и тебя благословит долголетием,— их хранил, и тебя сохранит, им помогал, и тебе поможет.
 Наконец,надобно еще вот что сказать: уж слишком мы привыкли извинять себя тем, что мыне святые, что мы люди грешные. А того и не хотим понять, что ведь святые то были такие же люди, как и мы; что ведь и они имели ту же плоть и кровь — не ангелы ведь были, а стало быть и голод, и жажду, и стужу, и зной — все такжеощущали, как и мы. Стало быть, напрасно мы думаем, будто святые так уж и жилитолько одной благодатью.
 Нет, в том-то и дело, что самая простота их жизни, самая строгость их подвигов, их суровыепосты, тяжелые труды, все это и было, разумеется, не без содействия благодатиБожией, причиной их долголетней жизни. Каким образом? А вот послушайте: естьу нас один враг жизни — это грех; его оброки — болезнь и смерть. И с какой жадностьюэтот господин собирает свои оброки!
 Пьяницеон властно говорит: тебе долго не жить — ты мой!
 Блудникутот же приговор: твоя развратная жизнь скоро истощит твои духовные и телесныесилы, сведет тебя в могилу — ты мой!
 Честолюбцуи сребролюбцу говорит: зависть, как червь, подточит и засушит ваши костии сократит ваши дни — вы мои…
 Гневливыйи раздражительный сам сокращает свою жизнь…
 И вот святыеБожии всю жизнь вели борьбу с грехом, и крепко побеждали в своем сердце этоголютого врага: оттого он и не смел пресекать их жизни серпом смертным прежде,чем они, как пшеница Божия, созревали для житницы небесной…
 Правда, естьслучаи, когда, например, младенцы, еще ничем не согрешившие, умирают, когдазрелые мужи, полные любви к Богу и ближним, не достигшие и половины дней своейжизни, восхищаются от этой земной жизни к жизни небесной, — но эти случаи исключительныеи находятся под особым смотрением премудрого и всеблагого Промысла Божия, то избавляющего этих преждевременно умерших людей от греха и наказаний за него,то чрез преждевременную смерть их наказывающего людей, не хотящих ценить их,как великих слуг Божиих, или чрез отнятие от земной жизни великих людей, направляющегоисторию людей на иной путь.
 Итак, вообщеговоря, грех — вот настоящий враг нашей жизни; во всем воздержание есть матьздоровья и долгоденствия. Святитель Митрофан Воронежский, соименный ныне прославляемомуМитрофану Цареградскому, такое правило давал: «Мало пий, мало яждь — здрав будешь».
 Вот в чемтайна долголетней жизни! А стало быть и те, кто говорит, будто «кому уж какойпредел положен, кому сколько Бог назначил жить, столько и проживешь», — говорятнеправду: Бог назначает предел жизни твоей, смотря по тому, как ты сам живешь:будешь жить хорошо — Бог и веку тебе прибавит; будешь жить худо — и на долгуюжизнь не рассчитывай: твои же грехи сократят ее и отнимут у тебя прежде времени.Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи; уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 33, 13, 15). Это урок многоопытного царя и пророка Давида.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Событие

В день Всех Святых, в земле Российской просиявших, состоялся общегородской Крестный ход к Храму-на-Крови от всех храмов Екатеринбурга и пригородов

 Екатеринбург,11 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».13 июня, в воскресенье, Церковь будет праздновать деньВсех Святых, в земле Российской просиявших. В этот день свой престольныйпраздник в первый раз после освящения престола отметит Храм-на-Крови. По благословениюархиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в честь праздника ВсехСвятых, в земле Российской просиявших, состоится общегородской Крестный ход.Как и в прошлом году, к Храму-на-Крови малыми Крестными ходами отправятся прихожаневсех храмов Екатеринбурга и его пригородов. У Храма-на-Крови Крестные ходы сольютсяв единое многотысячное шествие.

 
Церковный календарь

20 июня — память священномученика Маркелла, Папы Римского

 СвященномученикМаркелл, папа Римский, ублажаемый ныне, управлял Церковью в продолжение 5, 5лет. Несмотря на свирепствовавшее в то время гонение, он неустрашимо поддерживалхристиан и распространял веру Христову.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс