Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (294) → «Радостно работать, когда ты человек с православным сознанием». Так считает педагог светской школы

«Радостно работать, когда ты человек с православным сознанием». Так считает педагог светской школы

№21 (294) / 1 июня ‘04

Образование и воспитание

Так считает педагог светской школы, утверждая, что рольучителя — это роль миссионера.

 Общеобразовательнаяшкола № 143 ничем не отличается от других.

Разве что местоположением: рядомправославная школа «Сирин» и совсем неподалеку – чудесный храм святителя Николая.В праздничные дни слышен звон колоколов, доносится церковное пение, и поэтомуздесь светлее и радостнее, чем в других унылых кварталах…
 С НатальейВикторовной Зыковой, учительницей русского языка и литературы, я познакомиласьна одном из семинаров. Ее небольшого выступления хватило чтобы понять: перед нами человек истинно верующий и при этом готовый нести свою веру другим. Такиепедагоги и должны идти к современным детям. Спустя некоторое время я пригласилаНаталью Викторовну в редакцию «Православной газеты».

 - Наталья Викторовна,в тех школах, где введен предмет «Основы православной культуры», дети получаютзнания о Православии напрямую. Вы же несете эти знания через свои предметы.Как это осуществляется?
 - Преждевсего, надо знать: то, что говоришь с верой, с верой и воспринимается. Что касаетсяоснов православной культуры, то я вела и этот предмет по собственной программе.Закончила катехизаторские курсы при Доме учителя. Но потом пришла к выводу,что учитель не должен быть перегружен. Многое можно сделать и через школьныепредметы. Тут даже формулы не мешают. Ведь роль учителя в общеобразовательнойшколе – роль миссионера. А миссионерство должно обладать широким спектром знаниймировой культуры. К светской молодежи не подойдешь с житием, надо находить другойматериал, который приведет в дальнейшем к Богу. Один из путей, по которому приходятк вере, — наша русская православная литература. Часто это литература страстей,но она лишь доказывает, что человек грешен. Когда мы с детьми изучаем Достоевского,перед нами лежит Евангелие. Мы работаем прежде всего с текстом, соотносим егосо знанием христианской морали. Когда изучаем творчество Льва Толстого, мы просматриваемпуть художника в движении, но не клеймим его. Читаем его дневники, говорим о религии, которую он придумал, о трагедии величайшего писателя, который ушелв дебри богоискательства. Узнаем, от чего он предостерегает нас? К чему призывает?Что принять, а что нет?
 Конечно,литература не может дать больше Церкви, но она приближает нас к пониманию веры.Очень важен отбор произведений. Сейчас есть такая возможность – выбирать книгидля изучения. И это очень радует. Надо выбирать душеспасительные произведения,честные произведения. Как сказал Андрей Кураев: «Я не вижу разницу между Гоголеми Диккенсом, если это написано честно». Если, например, детектив приближаетнас к Богу, пусть будет детектив. Если работаем с античной литературой, подготавливаюдетей к восприятию христианских ценностей. Вот, к примеру, высказывание Феогнида:«В ком уважения нет к своим родителям старым, право же, тот человек стоит немногого,друг». При изучении Ломоносова и Державина показываю, что наука и вера вполнесовместимы, они идут бок о бок: «Устами движет Бог, я с ним начну вещать». У Ремарка рассматриваем взгляд на войну: государство посылает воевать, вбив в голову идею о величии нации, и в результате – потерянное поколение. А Булгаков?Что бы ни говорили о «Мастере и Маргарите», посмотрите конец: куда скачут героии с кем, чтобы обрести покой? Нельзя шутить со злом. Вспоминаю случай во времяпразднования пресловутого хеллоуина. Дети нарядились нечистью, и один мальчик– самый добрый и кроткий, серьезно заболел. Врачи ничего не могли определить,а учительница впоследствии крестилась.
 - Насколько я знаю, вы преподаете и мировую художественную культуру. Как этот предмет помогаетсформировать православное сознание?
 - Когда изучаемхрамовое искусство, надо показать, что главное не эстетика, а понимание храмакак дома Божьего. Говоря о красоте, рассуждаем и о ее двойственной природе.Здесь важно знать заповедь «Не сотвори себе кумира». Нельзя обольщаться, нельзявосхищаться красивыми картинами, если за ними не стоит добро, если за полотнамильется кровь, ближний убивает ближнего. Надо понимать, что не все золото, что блестит. И на уроках русского языка есть о чем сказать. Например, раньше существовалатолько приставка «без». Приставка «бес» появилась после реформы.
 Хочу предостеречьучителей: хороших, духовных учебников мало, надо относиться к ним с осторожностью.Одна ученица начиталась о самоубийстве Катерины в «Грозе» Островского, расцененномкритиком как переход от тяжелой жизни к состоянию травки, цветка, облачка, и сама пожелала превратиться в облачко… Суицид среди молодежи растет. Надо ставитьальтернативу тому, что предлагает государство. Школе нужны воцерковленные учителя.Надо любить детей и заботиться о их будущем. Даже два-три таких учителя в школемогут очень повлиять на жизнь и взгляды детей.
 - Но в светскихшколах с такой опаской относятся к религии!
 - Здесь глухаястена. Мешают и родители, и администрация, и районо… Ежегодно я выступаю на Екатерининских чтениях, но ни разу не выступила на педчтениях. Если в докладеесть слово «Бог» – доклад зарубают. Когда же дети пишут рефераты, связанныес Православием, их ценят на уровне района, но не в городской комиссии, где сидятпреподаватели вузов. Например, не проходит реферат «Валаамский монастырь», затопроходит работа о Марке Шагале. Приходится готовить детей к этому.
 - И нет никакогопрорыва?
 - Нет, прорывесть среди учителей. Некоторые крестятся, начинают смотреть на мир по-другому.Наша вера переворачивает душу человека. Начинаешь спрашивать себя: как же тыжил без этого? Любой предмет радостно преподавать с точки зрения Православия.
 - А ваша вера— она откуда?
 - Большуюроль сыграли родители. Они не воцерковленные, но фронтовики. Мама молилась за меня Богородице. Мне рассказывали о войне и учили сопереживать. Мама плакала,когда видела сломанное дерево, когда слышала по телевидению, что убит солдатв Афганистане. Крестили меня в детстве в Иоанно-Предтеченском храме. Там жея венчалась, крестила дочь. На этом кладбище лежит моя бабушка. Она молиласьза маму, когда та была на фронте… Неравнодушие, патриотизм, любовь к ближнемубыли заложены в детстве. Благодаря этому и стала человеком воцерковленным. Нуи, конечно, Божия помощь. Могу сказать убежденно: когда ты человек с православнымсознанием, жить и работать радостно.

 

В других номерах:

Духовные поучения

Путь обретенный

Слезинка Подобнотому как набухшие почки в свой час выпускают на свет листки, душа человека однаждыпробуждается для новой жизни. У Александра это произошло поздно.

 
Образование и воспитание

Как сдать экзамены? Как выбрать профессию? — ответы абитуриентам и школьникам помогает найти священник

 Екатеринбург,12 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Сухом Логу в городском социальном центре «Доверие» состоялась социально-психологическаяконференция на тему «Снятие эмоционального стресса у старшеклассников в период итоговой аттестации».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс