Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
— Ваше Святейшество, в прессе неоднократно сообщалось о готовности Папы Римского при личной встрече передать Вам одну из величайших святынь земли Русской — чудотворную Казанскую икону Божией Матери, которая якобы находится у него в келье. В связи с этим два вопроса. Допускаете ли Вы, что в Ватикане действительно находится та самая Казанская икона, утерянная в начале XX столетия? И при каких условиях может состояться Ваша встреча с Папой Римским?
— В апреле прошлого года группа экспертов, в которую вошли представители Министерства культуры, Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», ряда государственных музеев Российской Федерации, посетила Рим и вместе со специалистами из Ватикана тщательно исследовала эту икону. В результате экспертизы стало ясно, что икона, хранящаяся в апартаментах Папы Римского, не является подлинным чудотворным образом, обретенным в 1579 году. Она представляет собой список XVIII века, сделанный провинциальным иконописцем по образцу конца XVII — начала XVIII века. Возвращение этой иконы, одной из многих, вывезенных за пределы России в годы лихолетья, должно быть актом доброй воли руководства Римско-Католической Церкви и не может сопровождаться предъявлением каких-либо требований.
Что касается встречи Предстоятелей двух Церквей, то ее возможность никогда нами не отрицалась. Как известно, в 1997 году подобная встреча должна была произойти в Австрии. В последний момент Ватикан в одностороннем порядке изменил проект совместного итогового документа, отказавшись осудить прозелитизм и признать, что уния — это не путь к единству Церкви. Событие, которое могло послужить реальному улучшению взаимоотношений наших Церквей, не состоялось. Мы надеемся, что в конце концов разум и добрая воля восторжествуют и встреча с Папой Римским станет итогом кропотливой, честной и открытой работы двух Церквей по реальному улучшению наших взаимоотношений.
— Ваше Святейшество, в церковном народе сейчас очень сильны апокалиптические настроения. В происходящих процессах глобализации люди видят исполнение пророчеств книги Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова. Многие встревожены тем, что присваивают ИНН со штрихкодом, и опасаются, что в нем зашифровано число антихриста 666. Поясните, пожалуйста, позицию Священноначалия по этому вопросу.
— Сначала мы должны задаться вопросом: для чего христианам дано Божественное откровение о конечных судьбах мира? Апокалипсис был написан не для запугивания людей, а для укрепления веры во всемогущество Божие перед лицом воинствующего зла, масштабы которого порой удручают. Но нынешняя человеческая история будет продолжаться до тех пор, пока хоть какая-то часть людей будет делать свободный выбор в пользу добра.
Процесс глобализации, то есть возрастания взаимозависимости между различными странами и народами, может служить как условием их мирного сосуществования, так и средством контроля над ними, подавления их своеобразия. Многое при этом зависит от нравственного выбора политических деятелей и каждого жителя планеты.
Некоторые православные верующие усмотрели в присвоении индивидуального налогового номера (ИНН) угрозу своей богоданной свободе. Отчасти такие опасения объяснимы, ведь сбор экономической информации может стать началом потенциально опасного процесса создания банков данных с исчерпывающей информацией о человеке. Это может привести не только к полному разрушению тайны частной жизни, врачебной тайны и так далее, но и к тотальному идеологическому, мировоззренческому контролю.
У верующих вызывала опасения и форма получения ИНН. Человек должен был писать заявление о присвоении ему номера, что выглядело как просьба о контроле над личностью со стороны государства. В случае злоупотреблений у гражданина оказались бы значительно сужены возможности отстаивать свои права. Ведь он сам просил государство о надзоре!
Свои опасения Церковь довела до соответствующих государственных ведомств. Были проведены консультации с Министерством по налогам и сборам и Государственной Думой. Нам удалось убедить чиновников и политиков отменить заявление-просьбу о присвоении ИНН. Теперь нужно только заполнить анкету. Более того, государственные органы теперь допускают налоговый учет без принятия ИНН.
Параллельно в Церкви шла работа по прояснению богословской сути вопроса. В 2001 году мы провели расширенный пленум Синодальной Богословской комиссии, посвященный проблеме ИНН. В итоговом документе Пленума было заявлено, что принятие или непринятие ИНН является гражданским, а не религиозным делом. Богословская комиссия напомнила, что согласно инструкциям Министерства по налогам и сборам отсутствие у гражданина ИНН не должно становиться основанием для его дискриминации при приеме на работу. Богословская комиссия также отметила, что вопреки распространяемым слухам, ИНН не является «печатью антихриста». Это наша официальная позиция.
— Ваше Святейшество, пожалуй, только в первые века христианства было столько чудес, как в последнее десятилетие. Мироточат, кровоточат и обновляются сами собой иконы, исцеляются от церковных таинств больные и т.д. С чем Вы это связываете?
— Я бы не согласился, что в последнее десятилетие чудес стало больше. Просто наш мир стал более тесным, и мы быстрее обо всем узнаем. История Православной Церкви свидетельствует о явлении многих чудес на протяжении всего времени ее существования, потому что люди, жившие в давние времена, нуждались в благодати Божией ничуть не меньше, чем наши современники. Самые яркие и значимые чудеса в истории народов и отдельных лиц отмечены в исторических хрониках, но многое осталось незафиксированным.
В разные эпохи благодать Божия может являть себя по-разному. Часто чудеса указывают не на нашу праведность или избранность, а на глубину нашего падения. Через них Господь стремится привести нас к искренней и деятельной вере. Умножение знамений в наше время, видимо, надо понимать как особое попечение Промысла Божия о людях. Ни для кого не секрет, что в современном мире вера редко является центром личной жизни, а в обществе мы сталкиваемся со множеством случаев неверия, открытой пропаганды порока и греха. Но, по слову апостола Павла, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5, 20). Люди, измученные материалистическим мировоззрением, ищут веры, правды, чистоты.
— Сегодня многое изменилось по сравнению с советским периодом, но можно ли сказать, что никаких трений между Церковью и государством не существует? Все ли Вас устраивает в отношениях со светской властью?
— Тема взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства регулярно поднималась в моих беседах с российскими и зарубежными журналистами. Действительно, все мы знаем, что в советское время Церковь была существенно ограничена в своих правах. Взаимоотношения с государством носили односторонний директивный характер.
Ныне ситуация принципиально иная. Мы ведем перспективный и плодотворный диалог с властью по обширному кругу вопросов и рассчитываем на дальнейшее соработничество в служении благу людей. В тоже время по-прежнему не все вопросы, важные для Церкви, решаются удовлетворительно. Более решительно, на наш взгляд, должны пресекаться попытки сеять вражду на религиозной почве, подобные выставке «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре. Очень важно дать нашим православным согражданам и верующим других религий возможность реализовать свое право на религиозное образование.
— Как Вы объясните резкое неприятие отдельными государственными чиновниками введения в школы факультатива «Основы православной культуры»?
— Одна из причин такого неприятия лежит в области мировоззрения. Некоторые чиновники крепко усвоили негативное отношение к любой религии еще с советских времен. Сегодня не модно отрицательно говорить о вере, поэтому атеисты прикрываются словами о конфессиональной нейтральности государственного образования. Но образование подрастающего поколения является не только делом государства, но и предметом заботы всех граждан, большинство из которых хочет, чтобы их дети изучали свою православную культуру.
Кроме того, любой здравомыслящий человек понимает, что нормальное образование не может быть идейно безличным. Ребенку необходимы знания о различных областях жизни, традициях, обычаях. Образование и воспитание останется неполным, если не рассказать детям о религии, к которой принадлежит подавляющее большинство граждан страны.
К сожалению, под аккомпанемент разговоров об идейной нейтральности образования детям продолжают внушать материалистические идеи как якобы единственно научные. Пример — дарвинистская теория в биологии. Несправедливо, чтобы верующего ребенка заставляли усваивать только этот взгляд на происхождение и развитие жизни.
К счастью, сегодня растет число сторонников преподавания знаний о религии в школе. Ведутся дискуссии о том, как лучше это делать. Мы думаем, что нет необходимости вводить обязательные уроки Закона Божия. Пусть выбор мировоззрения остается делом учеников и их родителей. Вере научить в принудительном порядке нельзя. Такой подход может породить только революционеров и активных богоборцев. Сегодня в школах есть возможность прямого обучения религии вне рамок образовательной программы, и этой возможностью надо пользоваться.
Но вот предметы культурологического плана, такие как «Основы православной культуры», могут стоять в сетке часов как предметы по выбору. Конечно, и их не нужно навязывать в обязательном порядке. Причем мусульмане, иудеи, буддисты могут изучать свою религиозную культурологию, атеисты — светскую этику, и так далее. Такая модель успешно действует во всем мире и во многих российских регионах. Нигде она не породила конфликтов, а наоборот, упрочила мир между людьми разных религий и национальностей.
— Ваше Святейшество, с первых же дней Вашего патриаршего служения Вы призывали к тому, чтобы Русская Православная Церковь Заграницей воссоединилась с Матерью-Церковью. И вот, в прошлом году, благодаря посреднической миссии нашего Президента был положен первый шаг на этом пути. Каковы перспективы?
— Трагические события начала ХХ века породили отчуждение, разделив наш народ и верующих на тех, кто остался в стране, и тех, кто ее по разным причинам покинул. Сегодня восстанавливается единство нашего общества, его традиции и преемственность. Осталось совершить очень важный шаг: восстановить духовную целостность живущих на Родине и тех, кто был вынужден ее покинуть или родился уже вдалеке от нее. Для этого важно возобновить церковное общение во всей полноте.
Сейчас мы на пути к этому. Работают комиссии, призванные изучить перспективы взаимного движения к единству. На май запланирован визит Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра. Будущей осенью наш Архиерейский Собор выскажет соборное мнение о конечных целях диалога — только этот высший церковный орган полномочен принимать важнейшие решения, касающиеся всей Русской Православной Церкви. Я думаю, Собор одобрит наши действия. Сторонников скорейшего восстановления церковного единства становится больше и у нас, и за рубежом.
— В новейшей истории это был, без сомнения, беспрецедентный случай, когда светский руководитель государства приходил на помощь, дабы разрешить внутрицерковные проблемы. Из церковной истории мы знаем, что в свое время византийские императоры собирали Вселенские Соборы. Возможна ли сегодня симфония духовной и светской власти, которая была когда-то в Византии и на Руси?
— Речь, видимо, идет о миссии, которую согласился взять на себя Президент России В.В. Путин, встретившись со Священноначалием Русской Зарубежной Церкви и передав митрополиту Лавру наше приглашение посетить Россию. Но в целом эта встреча носила скорее культурно-общественный характер. Совершенно естественно, что глава Российского государства интересуется духовной жизнью русской диаспоры, проживающей во многих странах мира. Насколько мне известно, Президент рассказывал и об условиях, в которых живет Русская Православная Церковь на родине. Эта встреча стала важным шагом в деле создания благоприятной атмосферы для установления диалога с нашими зарубежными братьями. Однако сам процесс воссоединения остается внутренним делом Церкви.
Симфония — это особая форма отношений между Церковью и государством, существовавшая в Византии и Московской Руси. С греческого языка слово «симфония» переводится как «согласие». Совершенное согласие между Церковью и государством могло достигаться при условии, что каждая из сторон добросовестно заботилась о своей сфере компетенции: государство — о благосостоянии и безопасности подданных, Церковь — о делах божественных, духовных. Государство признавало христианство своей религией и поддерживало сохранность вероучения и канонический строй Церкви. В современных условиях, когда Церковь отделена от государства, все это немыслимо. О симфонии в византийско-древнерусском смысле сегодня говорить не приходится.
Это не значит, что Церковь и государство не должны искать согласия, партнерства, то есть опять же «симфонии», в новых условиях. Нахождение согласия — нелегкий труд, но у Церкви есть желание и воля идти по этому пути.
— По телевизору мы видим, что наш Президент часто посещает храмы, дальние монастыри, православные детские приюты. Насколько Владимир Владимирович воцерковленный человек?
— Наши регулярные встречи и общение с Владимиром Владимировичем подтверждают его реальную заботу о жизни Церкви. Мне как ее Предстоятелю особенно отрадно отметить внимание Президента к нашим храмам и монастырям, часто весьма отдаленным. Знаю и об искренней доброжелательности православного духовенства и народа, встречавших главу государства на Соловках, во Владимире, Малоярославце, Переславле-Залесском, Сарове и других местах.
Не хочу говорить большего, но думаю, это достаточно характеризует Президента и его отношение к Русской Православной Церкви, ибо, по словам Спасителя, «по плодам их узнаете их» (Матф. 7, 20).
— В последние годы в Москве стали говорить о том, что катастрофически не хватает храмов и священников. Так много людей обратились к Богу, что церкви в воскресные и праздничные дни переполнены, — как говорится, яблоку негде упасть. С чем, на Ваш взгляд, связано то, что из всех общественных институтов Православная Церковь пользуется в народе наибольшим доверием? И в то же время ведется активная, яростная кампания по ее дискредитации?
— Мне кажется, что отмеченное Вами высокое доверие к Русской Православной Церкви наших сограждан и яростные нападки на нее в ряде средств массовой информации тесно взаимосвязаны. Стремление наших соотечественников к вере в Бога, повышение роли духовных ценностей в жизни общества вызывают неприязнь и противодействие тех, кто в глубине души не заинтересован в возрождении и Церкви, и нашего Отечества. Мы относимся к этому спокойно, зная, что Господь нам помогает.
В такой ситуации особенно радостен тот факт, что доверие и интерес к Церкви не падают, а возрастают. Происходит это еще и потому, что в России Православие имеет многовековые традиции. Русская Церковь никогда не оставляла своих чад, каким бы ни было тяжелым положение самой Церкви. Во времена народного счастья и народной скорби Церковь была со своей паствой.
— Какие события в мире тревожат Вас больше всего? И что вселяет оптимизм?
— Вслед за печальными сообщениями о небывалых по масштабу террористических актах в Испании и об эскалации насилия во Святой Земле пришли вести о кровавых этнических чистках в Косове. В этом крае, являющемся духовной родиной всего сербского народа, снова страдают мирные люди, разрушаются храмы, монастыри, древнейшие памятники православной культуры. Тревожно, что мировая общественность постепенно начинает привыкать к подобным явлениям, а международные инстанции порой не уделяют должного внимания поддержанию стабильности в регионах межэтнических конфликтов. Нам всем остается надеяться на скорейшее прекращение насилия, на торжество законности и справедливости на многострадальной сербской земле.
Возвращаясь к ситуации в России, не могу не отметить ряд радостных для меня явлений. Как Вы справедливо отметили, в храмы приходит все больше молодых людей, активно вовлекающихся в церковную жизнь, да и все наше общество возвращается к своим историческим духовным корням. Наблюдая за жизнью страны в целом, вижу многотрудное, но в то же время успешное государственное строительство, наращивание экономического, интеллектуального, культурного потенциала России.
— Ваше Святейшество, что бы Вы пожелали нашим читателям и всем россиянам в канун светлого праздника Воскресения Христова?
— Всем вам, дорогие мои, желаю достойно встретить праздник Святой Пасхи Христовой. Да поможет нам Господь очистить свои сердца от грехов через покаяние и молитву. Тогда мы сможем с открытым сердцем и надеждой встретить праздник Светлого Воскресения Христова. Желаю всем духовного обновления и пасхальной радости.
(«Трибуна» 10. 04. 2004 года)
11 апреля, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил череду Пасхальных богослужений в Храме Христа Спасителя. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Полунощницу и Крестный ход, после чего совершил Пасхальную заутреню и Божественную
ПРЕЗИДЕНТ ПУТИН ПОЗДРАВИЛ АЛЕКСИЯ II И ВСЕХ РОССИЯН С ПРАЗДНИКОМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА Президент России Владимир Путин поздравил российских христиан с праздником Пасхи, — сообщила пресс-служба главы РФ. «Сердечно поздравляю православных христиан, всех граждан нашей страны, отмечающих Светлое Христово Воскресенье», — говорится в послании Президента.«Праздник Пасхи
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.