Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (286) → Диакон Андрей Кураев: «После Воскресения Христова смерть – дверь, а не стенка»

Диакон Андрей Кураев: «После Воскресения Христова смерть – дверь, а не стенка»

№13 (286) / 1 апреля ‘04

Пасха Христова

Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных.

Святой Григорий Нисский

На вопросы Страны.Ru отвечает диакон Андрей Кураев, клирик храма св. Иоанна Предтечи, что на Пресне, профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского института, заведующий кафедрой основного богословия и апологетики; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

- Отец Андрей, чем православное понимание Пасхи отличается от неправославного? Почему на Западе главным праздником считают Рождество, а для всех православных именно Пасха — «праздников праздник и торжество из торжеств»?

- Для нас очень дороги слова апостола Петра: «Мы спасены воскресением Иисуса Христа». То есть то, что происходит в связи со страданиями Христа — это путь к Пасхе, это средство, но это не главное. Главное не в том, чтобы еще одна боль появилась в мире, в данном случае боль Христа. Вот с западной точки зрения получается, что именно страдания Христа собою в глазах Бога заслоняют грехи всего человечества. И поэтому боль Христа и есть то, что оказывается выкупом, который удовлетворяет божественную жажду правосудия. И поэтому, видя страдания Христа на кресте, Бог нас прощает. Православие не приемлет такую юридическую холодную схему по сути бухгалтерского учета, зачета чьих-то грехов, страданий. Для Православия важнее органическое переживание всех этих событий. Человек скорее заболел. Грех не столько вина, не столько преступление, нарушение закона какого-то, сколько рана и болезнь души. И вот для того, чтобы эту болезнь нашу врачевать, а имя этой болезни то, что мы смертны, то, что у нас коррупция тления, коррупция распада и смерти вошла. И вот для того, чтобы ее преодолеть, для этого Сам Бог вовлекается в нашу человеческую плоть, и затем как бы пережигает в Себе ее, проводя через распад, для того чтобы восстановить в изначально чистом виде. Обычный образ у восточных святых отцов такой, когда, скажем, кузнец делает меч, и вдруг в него откуда-нибудь с потолка падает какой-то кусок извести, в результате качество металла теряется, затем, для того, чтобы исправить меч от этой порчи, которая в нем оказалась, меч надо переплавить. И конечно, во время этой переплавки он перестанет быть мечом. Он растечется и потеряет свою изначальную форму, но затем он вновь в нее вернется, но уже в очищенном состоянии. Вот так вот православие понимает события страданий Христа и Его воскресение. Страдание — это добровольное вхождение в смерть не ради того, чтобы умилостивить Бога, а ради того, чтобы пересоздать вот это тридневие смерти, чтобы в него пересоздать и перестроить человечество и уже затем воскрешенное, пасхальное человеческое естество Христа в Причастии раздать всем православным христианам.

- Батюшка, как подготовиться духовно к встрече праздника Пасхи?

- В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: «у людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои». Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят исповедуются и причащаются. Великая Суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. И, конечно, Великая Пятница — это опять же не время поездок на кладбище или закупок водки, а это время, когда христианин по возможности весь день должен провести в храме в созерцании Христа, Его страданий, памятуя, что вообще-то это не римляне и не древние евреи забили гвозди в руки Христа, а грехи каждого из нас.

- Отец Андрей, помните ли Вы первую Вашу Пасху, сознательно отмеченную? Как и когда это было?

- Это было в 1983 году. Тогда, я не помню, в том году или в следующем, я пробовал строго очень поститься, так, чтобы в Великую Пятницу и в Великую Субботу вообще ничего не есть. Но, честно говоря, в итоге оказалось, что я начинаю смотреть на часы в ожидании, когда же будет Пасха. И тогда ожидается Пасха ради удовлетворения желудка, а не ради духовной радости. Поэтому я бы просил на этом моем печальном опыте, чтобы, может, другие избежали бы подобного искушения. Надо все-таки вдумываться, ради чего мы ждем праздника, ради чего мы считаем часы и минутки, оставшиеся до этой радостной ночи. Ради того, чтобы побыстрее сесть за стол или же ради того, чтобы прославить Христа Воскресшего.

- На Пасху приходят очень много нецерковных людей, даже неверующих, в храмы. Как им объяснить кратко, в чем смысл праздника Пасхи, чтобы до них это как-то дошло?

- Есть песня Владимира Высоцкого, где есть слова: «коридоры кончаются стенкой». Так вот Христос — Тот, Кто вышиб эту стенку. То есть жизнь отныне кончается не тупиком, смерть оказывается дверью, а не стенкой. И можно пройти через пространство смерти, войдя в вечную жизнь. Вот это и означает — Пасха.

- Что бы Вы пожелали читателям — церковным и нецерковным — в дни Святой Пасхи?

- Церковным людям я бы пожелал подольше сохранить пасхальный дух, дух радости, чистоты. А нецерковным людям я бы пожелал найти пути к тому, чтобы пасхальная радость христиан стала бы и вашей радостью.

 

В других номерах:

№15 (432) / 15 апреля ‘07

Пасха Христова

Господь все еще доверяет людям!

 
Христос Воскресе!

Пасхальное послание архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия уральской пастве

Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя:да празднует убо вся тварь восстание Христово, в нем же утверждается.

 
Пасха Христова

Доказательства Воскресения Христова

Воскресение Христово есть величайшее мировое событие, потому христиане и заменили им празднование ветхозаветной субботы. Праздник Воскресения Христова есть «Праздников Праздник и Торжество из торжеств, Един суббот Царь и Господь». Воскресение — торжество, смысл и основание нашей христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14), говорит Апостол Христов.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс