Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (284) → О богослужении в четвертую неделю Великого поста

О богослужении в четвертую неделю Великого поста

№11 (284) / 15 марта ‘04

Великий пост

(21 МАРТА).

В богослужении четвертой недели Великого поста (воскресенье, 21 марта) нам предлагается пример постнической жизни в лице Иоанна Лествичника.

Четверг (25 марта) суббота (27 марта) предстоящей седмицы отмечены особым предназначением. На утреннем богослужении в четверг (по традиции эта служба совершается накануне в среду вечером) единственный раз прочитывается весь канон Андрея Критского и житие Марии Египетской. Поэтому оно называется стоянием Марии Египетской. Читать канон в этот день установлено со времени VI Вселенского Собора.

Великий канон — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой и с первых же слов следует обращение к своей душе: «Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее прежднего безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы». Удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.

Своего апогея эта беседа с душой, постоянные уговоры ее, призывы покаяться, достигают в кондаке, который поется после 6-й песни: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй». К основным особенностям Великого канона мы должны отнести очень широкое использование образов и сюжетов из Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. На этих примерах постоянно происходит увещание души — вспомни этого праведника, он так угодил — ты ничего подобного не сделала. В первых же тропарях воспоминаются Адам и Ева, вспоминается великое множество библейских персонажей: Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф… Пред взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особою силою отразились значение и сила греха, а также равно достоинство жизни праведной.

Служба субботы (27 марта) носит название Похвалы Пресвятой Богородице, и на ней читается акафист. Пение акафистов стало для нас уже привычной частью богослужебной жизни. Однако, в Уставе мы имеем всего один пример пения акафиста — это Суббота Акафиста. Это единственная уставная форма соединения обычной службы с акафистом, и день этот становится праздником, совершенно незабываемым, настолько торжественна и прекрасна Похвала Пресвятой Богородице. С красотой этой службы просто нечего сравнить.

Очень много в содержании богослужения посвящено Благовещению Пресвятой Богородице и Воплощению Сына Божия, так как Благовещение в древности мыслилось как Господский праздник, как день Воплощения. Cтояние».

(24 марта). Часто приходится слышать, как люди, которые мало знакомы с богослужебным строем и уставом Православной Церкви, жалуются на утомительную продолжительность богослужений. На самом же деле те богослужения, которые совершаются в приходских храмах и даже в монастырях сегодня, значительно короче своих уставных образцов. За столетия церковной истории богослужение изменялось в сторону сокращения и некоторого упрощения, при том, что его духовный смысл и историческое ядро оставались неизменными и не подлежащими никакому изменению.

По-настоящему продолжительным богослужением в современной литургической практике Православной Церкви является утреня четверга 5-й недели Великого поста (в 2004 году – вечер, 24 марта). В народе это богослужение принято называть «Марииным стоянием», поскольку в середине этой долгой утрени читается житие преподобной Марии Египетской. Житие прочитывается в храме целиком — для назидания и укрепления сил молящихся.

Во время утрени четверга 5-й седмицы Поста прочитывается также весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — тот самый канон, с чтения которого начинался Великий пост (первый раз Великий канон, разделенный на четыре части, читают в понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы Великого Поста). Только это чтение занимает не один час. Его смысл в том, чтобы теперь, уже в конце великопостного пути, когда до Пасхи остается две с половиной недели, подвести итог Поста как времени самонаблюдения, самоосуждения, плача о своих грехах и покаяния в них. Читаемое на утрени житие преподобной Марии Египетской предлагается как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий призвал уральцев усерднее посещать храмы, особенно в дни служения великопостной Литургии Преждеосвященных Даров

Екатеринбург, 1 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Каждое утро, особенно в воскресные дни, во всех православных храмах совершается особое богослужение — самое

 
Великий пост

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Пусть никто не умничает, что не нужен пост…». (Слово в пятую неделю Великого поста)

Слово в пятую неделю Великого поста (28 марта). Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но да послужит и даст душу Свою избавление за многи. (Мк. 10, 45) Скоро наступят достопамятные дни мироспасительных страданий Господа нашего Иисуса

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс