Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Горестно сознавать, но большинство жителей России до сих пор к Богу и Православию безразличны. Царствует частью маловерие, а частью и полное безверие. Рассуждения людей простых – крестьян, рабочих – предельно доходчивы: “Сколько лет нам коммунисты дурили головы раем на земле. Теперь попы взялись сулить тот же рай, только на небе. С нас хватит! Сыты!” Вот и встало все, как водится, с ног на голову. Церковь, оказывается, виновата, хотя это именно у нее украли на свою потребу большевики и рай, и даже Божьи Заповеди.
Рассуждения интеллигентов несколько изящнее. На мой вопрос о Боге один мой старинный приятель, доцент и кандидат наук, безмятежно заявил: “Знаешь, я в такой гипотезе как-то не нуждаюсь. В мире все прекрасно объяснимо и без привлечения идеи Бога”. Ну, и пойдет, бедный, после смерти сами знаете куда. А ведь в нем ни единого трепыхания сомнения.
Другие не столь тверды: “Не трать, пожалуйста, красноречия. Я воспитан атеистом, и, к сожалению, меня теперь не переделаешь”.
А вот еще один мой старый знакомый. Он на пенсии, выдумал себе ложную цель в жизни: своими руками построить в саду дом. Для кого? Для чего? Узнав, что я пришел к Богу, долго сопел, хмурил свои кустистые, похожие на щетку, брови, а говорить стал с какой-то даже неистовый ненавистью. Его поправляла жена, она же мне сказала, что оба они не такие уж замшелые атеисты, понимают, что вся стройная красота и разумность мироздания не могла возникнуть сама собой. А значит, “там” кто-то есть. И вообще, они – передовые люди, и в настоящее время изучают ни больше, ни меньше, как Карлоса Костанеду, который от самого Бога получил великое и благородное призвание колдуна. Вот и стало понятно, отчего был в такой ярости мой приятель и почему во все время встречи у меня не проходило тягостное, тревожное ощущение. Вот так, из собственного опыта, и научаемся мы опознанию духов в наших соседях или вблизи нас.
А вот история моего давнего и близкого когда-то друга, человека восторженного, легко загорающегося всяческими идеями и столь же легко гаснущего, горячего и вспыльчивого. В незабвенные студенческие годы он принялся углубленно изучать философию, т.е. не более, чем Гегеля, Фейербаха и классиков марксизма. Нашел в них бездну мудрости, раскрывающей все секреты мироздания. Потом он охладел и принялся моржевать. Потащил меня зимой на озеро Шарташ с топором. Мы прорубили длинную и широкую полынью, промокли и вернулись ко мне домой греться. За третьей чашкой горячего чая нас застала моя мать, вернувшаяся с работы. В это время мой друг с присущим ему пламенным и неотразимым красноречием уговаривал меня заняться купанием с ним на пару. Я не поддавался. Он переключил свое красноречие на мою маму, человека более чем трезвого, и ведь убедил ее, что из меня следует сделать “моржа”. Я так и не пошел купаться, а мой друг, прежде чем замерзла полынья, раза три в ней поплескался. И, конечно же, заболел.
Потом пошли увлечения бегом трусцой, голоданием. И все открывало перед ним новые горизонты смысла жизни, двигало, вроде бы, вперед его развитие.
Потом мы много лет не виделись, и до меня только доходили легендарные слухи, будто он окончил институт пчеловодства, разводил где-то этих насекомых для научных целей, а затем окончил кафедру экологии, получив третий по счету диплом о высшем образовании. В общем, я думаю, читатель достаточно представляет этого человека, которого я считал неспособным остановиться в своем непрерывном развитии. Согласитесь, такие типы поинтереснее рядового инженера, у которого цели жизни следуют в таком порядке: вырвать квартиру, жениться, накупить модной мебели, затем машина, сад, баня, бревенчатый дом на участке. Ну, а дальше никаких целей уже не остается.
Когда Бог дал мне воцерковиться, я увидел новую, поистине великую цель впереди, жизнь стала иной, полной бодрости и оптимизма. А друг-то мой в это время коснеет где-то между пчелками и лечебными голодовками. Я отыскал его.
Однажды на прогулке я осторожно спросил его, как он относится к Богу, и не хотел ли бы в Православии начать истинную жизнь. Он вдруг пришел в неистовый гнев, стал поносить и Бога, и Церковь, и меня заодно, как труса, который боится встретить смерть с гордо поднятой головой. Грубо, хамовито, даже с матерными словечками, что ему, в общем-то не было никогда свойственно. Тут была бешеная хула и на Христа, и на Божью Матерь, и даже на Духа Святого. С житейской точки зрения можно было посчитать, что прорвался его необузданный характер. И я поэтому постарался его успокоить, а разговор перевести на что-нибудь нейтральное, тем более, что он только что перенес третий инфаркт. Но долго, долго мне еще слышался его неожиданно зычный и хриплый голос, в котором изредка угадывался рев разъяренного зверя. Бедный, он же был одержим, и, похоже, давно.
И вот моя заржавевшая память начала мне открывать некоторые страницы нашей юности.
Родители моего друга своих детей, как это нередко бывает, поделили. Младший остался заботам матери, старшего воспитывал отец. Где-то перед войной этот человек окончил исторический факультет, после чего многие годы служил в армии политруком. Одной из главных задач его было воспитание в бойцах атеизма. Это въелось в него до лютой ненависти к Богу. Когда мы с другом сиживали вечером у него дома, отец частенько заходил к нам, чтобы еще раз внушить неприязнь к “попам” и религии. А когда вышел в отставку, то пошел работать в “Общество по распространению…” всяческих там знаний, в отдел борьбы с религией. Вместе с другими сотрудниками отдела ему удалось закрыть предпоследний храм. И наш миллионный город остался всего с одним маленьким храмом. Церковь была немедленно разграблена, ничего из прежнего ее убранства не сохранилось. Отец смог гордо распрямить плечи. А они? М-да, родительский авторитет – страшная сила. А кроме того, вся жизнь, все действия отца, ударили, как это нередко бывает, по его потомку. Да уж не демон ли отца перешел в сына? Бывает ли такое – право, не знаю.
Вот и вся история. А я все думаю, горестно думаю: да много ли еще людей может вернуться в Православие? И как же нужно всем нам, без исключения всем, слезно молить Бога, чтобы вложил в эти души сначала просто жажду Истины, которая потом перерастет в потребность в Боге. Ибо не ведет он за собой тех, у кого нет этой святой жажды.
В. Прихожанин, член Общества православных литераторов
Алевтина Лежнина
Современное общество отдалилось от идеалов христианской трезвости. Последствия такого состояния тяжелы как для отдельного человека, так и для всего общества в целом. Именно поэтому все больше людей начинают осознавать, что утраченная трезвость
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.