Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Успенском храме Верхней Пышмы недавно торжественно чествовали юбиляра: монахине Марфе Михайловой исполнилось 100 лет. Подумать только — целый век прожит, в который вместилась эпоха: и революция с её террором и безбожием, и гибель Царской Семьи, и мировые войны… События спрессованы так плотно, что, кажется, превратились в нечто целое: уже трудно разъединить их и говорить о чем-то отдельно. Одно слово – жизнь…
А на душе матушки Марфы покой, потому что давно уже избрала она иной путь, другую правду. В ее скромной квартирке на третьем этаже дома ветеранов – лишь самое необходимое: простые предметы мебели, портреты родни. Главное – иконы да свечи. На коленях – раскрытый молитвослов с крупным славянским шрифтом, в руках – четки. “На русском не читаю, только на славянском, привыкла”, — поясняет монахиня Марфа. В детстве учиться ей пришлось всего лишь три года. Родом она из богатой купеческой семьи. В доме росли семеро детей. Всей семьей ходили в церковь, так как родители были глубоко верующими. А дом в Шадринске – на четырнадцать окон, в Пасху на каждом окне горели по три свечи, — вспоминает матушка Марфа. Одно из самых ранних воспоминаний – разговор родителей, который она слышала смутно, сквозь сон: умер Иоанн Кронштадтский, вот, не успели съездить к нему, а теперь поздно…
Средства отца позволяли ей учиться в школе даже тогда, когда в классе оставались всего две девочки. Но родителей – одного за другим – унес тиф. Надо было выживать без них в 12 лет. В ту пору она познакомилась с монахинями, у которых и научилась рукоделию: стала вязать салфетки, скатерти, ткать, прясть, чем и зарабатывала на хлеб. Трудное было время. Еще один эпизод вспоминает матушка Марфа. У отца Иоанна, местного священника, подожгли дом. В церкви в то время шла пасхальная служба. Отец Иоанн видел в окно, как пылает его жилище, но не вышел, не прервал богослужения. Крепкая была вера в Бога!
… Замуж она вышла за диакона и прожила в браке десять лет. Пятерым детишкам дала жизнь. А в 1937 году мужа забрали без обвинения и в тот же день расстреляли.
– Многих тогда расстреливали, сразу по десять, пятнадцать, двадцать человек, — со скорбью произносит матушка Марфа и некоторое время молчит.
…Снова надо было выживать, только теперь уже не с братьями и сестричками, а с родными детьми на руках. Старшему в то время минуло десять лет, младшему было два месяца. Позвал к себе жить один из братьев – пошла. Вначале перевезли в Екатеринбург детей, затем перегнала корову – все пешком … В трудном пути помогал Сам Господь. Потом привезла из Москвы семена пионов – засадила большой участок, продавала цветы. Тем и кормились. Двоих детей матушке Марфе пришлось пережить: дочка умерла маленькой, сын – уже в старости.
Когда стали открывать храмы, поехала к Владыке Мелхиседеку.
– Принял хорошо, — рассказывает монахиня. – Посоветовал ехать в Верхотурье, надо было помогать открывать церковь. Там, в Верхотурье, и приняла постриг. На всю жизнь запомнилось, как от порога ползла на коленях и ревела, как никогда в жизни…
В монастыре ей не пожилось, осталась монахиней в миру. Давно уже день проходит так:
– Ночью встану, читаю “полунощную”, каноны, сплю мало, опять встаю, молюсь … Мяса не ем вообще, чаю попью, да кто что принесет… Господь силы дает.
В Пышму её пригласил жить брат. Пока могла, служила псаломщицей в храме. Все псалмы знает наизусть, даже молодых священников обучала. Ездить по святым местам особо не пришлось, но на острове Залит побывала. Перед старцем отцом Николаем Гурьяновым вначале спасовала, но он подбодрил: “Не стесняйся подходить под благословение, ты достойна”.
Как ощущаются прожитые сто лет? Начало жизни было трудным, а последние тридцать лет как один день прошли, — утверждает монахиня. На юбилей съехались внуки и правнуки – всего 64 человека.
После церковного торжества вечером накрыли стол в красном уголке дома ветеранов. Не забывают…
За окнами квартиры на фоне светлого неба высятся стройные березки. Никакой суеты кругом. Матушка Марфа прикрывает глаза и старательно поет “Покаяние”. Ведь оно так нужно всем живущим.
Людмила КОСОВСКАЯ
Беседа с руководителем Общества православных литераторов во имя Иоанна Златоуста Морозовым Владимиром Николаевичем. - Владимир Николаевич, зачастую люди, воцерковившись
Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 28 января 2004 года известнейшему уральскому писателю Павлу Петровичу Бажову исполняется 125 лет.Творчество П.П. Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала. Павел Петрович родился вблизи Екатеринбурга на
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.