Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с руководителем Общества православных литераторов во имя Иоанна Златоуста Морозовым Владимиром Николаевичем.
- Владимир Николаевич, зачастую люди, воцерковившись, отказываются от чтения светской литературы, а порой и от классики с ее непременным богоискательством и нередкими заблуждениями. В чистом же виде православной художественной литературы немного. Как быть? Что это вообще такое на ваш взгляд – православная литература?
- Давайте для начала обратимся к истории мировой литературы. Как и все прочие виды искусств, литература рождалась из непосредственных нужд религии. Однако довольно быстро обрела самостоятельность. Но всё-таки по духу своему оставалась глубоко религиозной. Возьмем позднее средневековье. Возжелав написать о своей любви и тоске по усопшей возлюбленной, Данте вместе с тем начинает изображать рай, ад с его пропастями и уступами, повествует о том, как легко угодить в его пасть и как избегать роковых страстей. Тассо задумал поэму о земной любви, и она оказалась героическим эпосом об освобождении Гроба Господня… Но уже к XV столетию в Европе началось отхождение от христианства – это величайшее несчастье стран Запада. Возникает культ аморальности, нагого тела и восславления жестокости. К сожалению, все последующее развитие литературы Запада шло и идет либо при полном игнорировании или забвении самого Божьего существования, рождения в мир Спасителя, либо при колких насмешках над верой, Богом, загробным существованием. Таким образом литература все более обмирщалась, пока не стала откровенной прислужницей дьявола, помогающей ему держать души в плену материального мира и его приманок. Даже так называемый общечеловеческий гуманизм – это пародия на подлинное Божественное человеколюбие. А в настоящее время мы видим многих писателей из “цивилизованного” мира, открыто проповедывающих зло и растление. Наши гении, такие как Пушкин, Лермонтов, с одной стороны были отравлены вольтерьянским безбожием, с другой – давали порой такой взлет истинно-православной духовности, что дух захватывает. Но все-таки классики нашей литературы, как и западной, с неотступным и пристальным вниманием следили за суетой этого гибнущего мира и повествовали о достижении земного счастья. При этом внутренняя, глубинная, православная основа души всё же прорывалась. Так появился пушкинский “Пророк”, лермонтовская “Молитва”, лучшие, благоуханнейшие страницы “Детства” Л. Толстого. Но требования читателей, жаждущих произведений безо всяких напоминаний о потусторонних целях нашей здешней жизни, не позволили, например, глубоко религиозному Н.В. Гоголю достойно воплотить в своем творчестве собственное православное мировоззрение. А ведь православная литература отличается только одним – воплощенным в себе мировоззрением автора. А отсюда – иной расстановкой акцентов, иной сверхзадачей. Ничтожные мирские цели произведения заменяются духовными и великими. Конец XIX века в России знаменуется появлением первых ростков христианской литературы. Это, безусловно, Ф.М. Достоевский, за ним Н. Лесков, оставивший нам роман “Соборяне”, повесть “Запечатленный Ангел” и десяток-полтора истинно-православных рассказов и повестей. Позже появились чудесные авторы: Е. Поселянин, С. Нилус и другие, но они были не творцы художественной прозы, а скорее публицисты. По-настоящему же православная литература обещала расцвести в двадцатом веке в произведениях И. Шмелева, Б. Зайцева… Они были призваны двинуть вперед православную литературу и выполнили свое задание, но на чужбине, а известны нам стали только теперь. Сейчас все начинается почти с нуля.
- И как же людям, любящим художественную литературу, отличить православное произведение от неправославного?
- Люди часто считают православной литературу на православные темы: о жизни приходов, о священниках или дьяконах, в общем, всё, где присутствует церковный антураж: колокольный звон, свечи, киоты и т.д. А настоящая православная художественная литература – это то, что помогает в духовном движении по стяжанию Духа Святаго. Наша душа – христианка, она просит влаги, духовной пищи, полноценной, честной и доброй. Таковой и является православная литература.
- Будет ли она развиваться? Есть ли у неё возможность выжить среди обвала мирского чтива?
- Если есть жажда, она будет утоляться. Процесс пойдет одновременно с процессом возрождения Православия на Руси. Православная литература составляет пока только маленькую цветущую веточку на древе мирового искусства, но она должна очень бурно развиваться, ибо нужна, во-первых, всем православным христианам, а во-вторых, всем остальным жителям земного шара, кто еще не оседлан диаволом и не охвачен суетой и погоней за одними лишь земными благами.
Беседовала Людмила
КОСОВСКАЯ
Екатеринбург, 30 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В предпраздничные дни в доме-интернате для инвалидов и престарелых города Режа готовятся к встрече гостей. В интернате установлена небольшая рождественская
В Успенском храме Верхней Пышмы недавно торжественно чествовали юбиляра: монахине Марфе Михайловой исполнилось 100 лет. Подумать только — целый век прожит, в который вместилась эпоха: и революция с её террором и безбожием, и гибель Царской Семьи, и мировые войны… События спрессованы так
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.