Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (275) → Продолжается дискуссия между группой екатеринбургских священнослужителей и руководством сети магазинов «Лидер»

Продолжается дискуссия между группой екатеринбургских священнослужителей и руководством сети магазинов «Лидер»

№2 (275) / 8 января ‘04

Епархия

Екатеринбург, 26 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Продолжается дискуссия между группой екатеринбургских священнослужителей и руководством сети магазинов «Лидер».

Сегодня исполняющий обязанности настоятеля Крестовоздвиженского мужского монастыря, помощник благочинного Центрального церковного округа иеромонах Флавиван (Матвеев); руководитель Миссионерского и катехизаторского отделов Екатеринбургской епархии священник Владимир Зайцев; председатель региональной общественной организации «Православное студенческое братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» Илья Александров распространили «Некоторые возражения екатеринбургских священнослужителей и одного мирянина на апологию непристойностей, продвигаемую руководством сети магазинов «Лидер».

Текст «Возражений» приводится ниже.

«После нашего «Открытого обращения» в СМИ было распространено ответное заявление руководства магазина «Лидер», которое, с нашей точки зрения, нуждается в комментариях, так как является очевидной апологией непристойностей. К сожалению, с первых строк происходит подмена понятий, способная ввести в заблуждение стороннего наблюдателя, который не ходит по улицам нашего города. Если учесть, что апология непристойностей отправлена авторами в Москву, то картина проясняется: авторы понимают, что за полторы тысячи вёрст на Урал рекламу смотреть никто просто так не поедет.

На днях мы получили открытое обращение от исполняющего обязанности Крестовоздвиженского мужского монастыря, помощника благочинного центрального церковного округа иеромонаха Флавиана (Матвеева); руководителя миссионерского и катехизаторского отделов Екатеринбургской епархии священника Владимира Зайцева и председателя региональной общественной организации «Православное студенческое братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» Ильи Александрова. В письме следовал ряд возмущений, направленных на сеть магазинов «Лидер», который своей деятельностью якобы развращает общественную нравственность.

В нашем обращении указан вполне конкретный объект, вызвавший наше возмущение — возмутительная реклама магазина, а вовсе не его деятельность. Мы не считаем, что данная сеть магазинов плоха или хороша по сравнению со своими партнерами или конкурентами, в части прямого назначения — продажи бытовой техники.

Мы, директора и сотрудники сети магазинов «Лидер», с уважением и глубоким почтением относимся как к русской Православной Церкви, так и к Екатеринбургской епархии в частности. Многие из нас являются истинно верующими христианинами, чтящими Закон Божий. Тем удивительней нам было получить это открытое обращение, в котором указывается на развращение общественной морали и нравственности деятельностью сети магазинов «Лидер».

Мы тронуты вниманием и благодарим священнослужителей за неусыпное поддержание моральной чистоты города. Мы полностью поддерживаем их в богоугодных стремлениях. Но, тем не менее, нам не понятны их претензии относительно деятельности сети магазинов «Лидер».

Так бывает, когда человек себя «культурно» идентифицирует как православного христианина, а на самом деле совершает общественно вредные и безнравственные поступки. Это и называется грехом, от которого никто не застрахован. Имя этому греху — лицемерие. Христос Спаситель находил нужным обличать в этом грехе многих своих соотечественников.

Уважаемые екатеринбуржцы, дело в том, что ни с юридической, ни с этической стороны эти претензии не состоятельны.

По поводу юридической оценки выносить суждения преждевременно. Соответствующие заявления нами готовятся, и обязательно будут доведены до своего логического завершения. Что же касается этики, мы понимаем, что наше мнение, а также тех сотен прихожан, которых представляют наши приходы, руководство магазина не собирается принимать в расчет. Поэтому мы проводим сбор подписей возмущенных горожан, чьи этические и эстетические вкусы не были учтены данной рекламой.

Рекламная стратегия сети «Лидер» направлена на разработку ярких и запоминающихся продуктов, это необходимо, что бы выделиться на фоне однообразных и даже часто серых городских объектов. Это прописная рекламная истина и инструмент конкуренции. Все наши рекламные сообщения написаны на языке народа. А главное, они не противоречат Закону о рекламе.

Отчего-то «языком народа» названы мужские средства контрацепции, а также скабрезные фразы, приправленные вульгарными изображениями полуголых девиц. Наши прихожане — далеко не самая малочисленная часть народа, и поверьте, это не их «язык», равно как и не наш. Это не язык детей, которые чисты от блудных страстей. Это и не язык людей культурных, которым вынос на всеобщее обозрение изначально интимных и личных аспектов человеческой жизни представляется особенно отвратительным. Это язык подворотни, это язык стада. У подавляющего большинства населения Екатеринбурга вызывает недоумение — как связана продукция магазина — бытовая техника — с сексуальными рекламными образами?

С другой стороны, нам не совсем понятно, каким образом мужской монастырь и миссионерский отдел Екатеринбургской епархии пытается заместить государственные органы надзора за рекламой. Для этих коммерческих, административных и юридических, а стало быть, мирских, целей, существует Министерство антимонопольной политики. Миссионерский отдел по своей сути должен заниматься проповедью Евангелия, а не дублировать государственные органы.

Риторика по поводу замещения государственных органов — красивый демагогический приём. Если бы с нашей стороны была бы хоть какая-то реальная попытка изобразить или заменить собою действующие властные структуры, мы бы подпали под действие Уголовного Кодекса. Наши оппоненты сразу же поставили бы нам на вид реальные наши поступки, одновременно направив заявление в прокуратуру, информируя власть о том, что её «подменяют». Поскольку же авторы апологии непристойностей и сами не понимают, «каким образом» монастырь и отдел «пытаются заместить» действующую власть, то мы вынуждены охарактеризовать действия администрации сети магазинов «Лидер» как клевету. Если уж взялись писать, так знайте дело, а не подозревайте честных людей в преступлениях, которых они не совершали. Идём далее. Мы представляем, прежде всего, людей. Живых людей, которые к нам обращаются с нравственным укором: «Батюшки, почему вы молчите и ничего не делаете»? Мы действительно занимаемся проповедью, только вот какая вещь получается. В Евангелии написано: «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:28)», и в другом месте: «…кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской…горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18:6–7)». И как мы можем смотреть в глаза детишкам наших воскресных школ, которым преподаем Закон Божий, которые ходят по улицам, и возле своих домов натыкаются на эти непристойности. Они-то, от нас, взрослых людей, ожидают не только слов, но и дела.

Вся наша реклама подлежит согласованию, и если антимонопольный комитет признает рекламу неэтичной, мы изменим ее и выплатим надлежащий штраф.

Удивительно как господам, «многие из которых-истинно верующие христиане» отказывает элементарное чувство такта. Только если одернут, только из-под палки, они согласны переменить свою точку зрения, а то, что общественное мнение настроено негативно, с этим можно не считаться.

С христианской точки зрения влечение полов является благословением Бога. Книга «Песнь песней» — это своего рода эротический рассказ, в нем женское тело воспевается довольно откровенным языком. Наказ Бога после сотворения «плодитесь и размножайтесь» конкретно указывает на Создателя сексуальных отношений между полами.

Просто поразительное хамство и страшную удаленность от Священного Писания, вдруг продемонстрировали горе-экзегеты из магазина. Влечение жены к мужу является наказанием Божиим после грехопадения людей (Быт.3:16). Заповедь о продолжении рода вообще никак не связана с так называемой сексуальностью, потому что райское отношение мужчины и женщины не носило характера тех отношений, что были усвоены в падшем состоянии. И уж точно содержательная часть призыва «плодитесь и размножайтесь» совершенно конкретно указывает на недопустимость контрацепции, которую упорно рекламирует всё тот же «Лидер». А мы-то думали, уважаемые, что вы утюги продаете. Книга «Песнь Песней» в библейско-церковной традиции всегда была аллегорическим описанием отношения верующей души и любящего Бога. Только нехристианское, расцерковлённое мышление, далекое от восприятия целостного учения о нравственности Священного Писания, усмотрит, прости Господи, в его текстах эротику. Видимо поэтому, учитель Церкви Тертуллиан говорил о том, что с еретиками нельзя говорить, давая им перетолковывать Священное Писание. В них Духа нет, они не поймут, — считал он.

Вопрос и возраст полового воспитания детей довольно спорный. Психологи в наше время склонны считать, что это обучение должно начинаться с раннего детства, чтобы у ребенка выработалось здоровое понимание этого вопроса.

Согласно этой извращенной логике, нужно показать детям как можно больше предметов, относящихся к сексуальным отношениям, чтобы не прозевать возраст, рекомендованный психологами. Тем более, если признать за этим аспектом детского воспитания всю его серьезность и сложность, которую отмечают «специалисты», надо быть совершенно бессовестным, чтобы, пренебрегая педагогикой, давать детишкам повод к развращенным мыслям, публикуя изображения полуобнаженного женского тела, или средств мужской контрацепции прямо на улице. Магазин — не школа, и обременять себя комментариями, обращёнными к родителям, себя не станет.

Секс является естественной частью жизни большинства жителей нашего города, в рекламе мы естественно опираемся на основную массу населения.

Вызывает удивление, что разработчики «рекламной стратегии» не обратились к такой «естественной» и несколько более популярной стороне человеческой жизни, как посещение отхожих мест. Значит, еще не все этические барьеры сломлены? Кроме того, это у животных так: половые отношения в период случек — дело совершенно естественное. Для человека — наоборот: обуздание своих инстинктов, их окультуривание является одной из целей воспитания. Недаром отношения мужа и жены так и называются — интимными, или семейными, куда, простите, с общественным фонарем лезть непристойно. А то, что пропагандирует «Лидер», называется просто. Это — блуд. А если взять последнюю щитовую рекламу, вообще с намёком на инцест. Снова цитата:

«Им просто неприятно смотреть на крикливые агитки, от которых, к сожалению, некуда деть взгляда, поскольку они расположены Вами на улицах города безо всякой пощады».

На это мы отметим, что в городе полно политической рекламы, на которую не совсем приятно смотреть, но это является следствием демократии, этим путем сейчас идет наша страна, с этим просто приходится считаться.

Мы не думаем, что кивание на других может избавить от необходимости нести ответственность за свои поступки. Матери всего мира учат детей этой простой истине с ползункового возраста.

Насколько мы знаем, православие никогда не одобряло насилие и хулиганство, подобные действия противоречат духу христианства и здравому смыслу. Мы призываем авторов письма не толкать верующих на противозаконные действия и не портить репутацию Церкви в глазах мирян.

Мы с сожалением вынуждены констатировать, что, на самом деле, спровоцировали негативное общественное мнение именно вы. Мы же, со своей стороны, пока прилагаем усилия по мирному разрешению созданного вами общественного возмущения. Вы просто поймите, Христос учит человека быть достойным высокого звания христианина. Смирение и кротость — это фундаментальные добродетели верующих людей. В то же время ни одному нормальному православному папе не придет в голову отойти в сторону, когда развращают его детей. Естественно, что он будет защищать свою семью, свою систему нравственных ценностей. То, что мы поднимаем перед вами этот вопрос, напротив, свидетельствует о желании сохранить репутацию пастырей, заботящихся о той пастве, которая вручена нам Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом через Правящего Архиерея.

Дабы не давать продолжения для возникающего конфликта, мы просим официальных лиц Екатеринбургской епархии прокомментировать сложившуюся ситуацию. Также нам интересно мнение представителей Московской Патриархии, которым мы отправим копию этого письма. С надеждой быть понятыми правильно, администрация сети магазинов «Лидер».

Перед каждым человеком Бог ставит выбор: благословение или проклятие, покаяние или самооправдание. Конечно, легче всего одёрнуть собеседника, напомнив ему, что над ним тоже есть начальство. Но не надо забывать, что начальствуют в Церкви архипастыри, а не чиновники, главной заботой худших из которых является «не пущать» и «дать по кумполу». Архипастырям, то есть старшим пастырям нашей Церкви, далеко не безразличны предметы, беспокоящие наших прихожан.

Досадно, что вместо признания своего заблуждения, своей вовлечённости в греховные переживания, дирекция «Лидера», «уважительно и глубоким почтением относящаяся как к Русской Православной Церкви, так и к Екатеринбургской епархии в частности» настаивает на том, что грех уже не есть грех, потому что «все теперь так делают». С одной стороны — благодарности в отношении священнослужителей «за неусыпное поддержание моральной чистоты города», «полная поддержка в богоугодных стремлениях», с другой — упорное желание настоять на своём праве: совершать греховные поступки безо всякого стыда, напоказ.

Мы не врачи, чтобы ставить клинические диагнозы. Поэтому охарактеризуем дело с точки зрения духовной, пастырской.

Это называется лицемерием — хвалить Церковь и одновременно опровергать содержание её проповеди, её жизни. Это грех, свидетельствующий о параличе совести. Это перекос внутреннего стержня человека с твёрдым направлением ко злу в маске добра, который получил ныне печально мягкое название: «двойные стандарты».

Наша совесть свободна. Мы вольны защищать своих детей от непристойности. Но наше письмо — ещё одна попытка к пробуждению совести тех людей, от которых зависит на самом деле многое: от внешнего облика нашего родного города до содержания личности будущих горожан, которым шагать и шагать по улицам Екатеринбурга, когда мы будем за старостью сидеть на лавочках возле подъездов.

А о реакции православного мира вы можете судить по тем публикациям, что появились на православных серверах. Должны вас огорчить. Увы, репутация сети магазинов «Лидер» оказалась существенно подпорченной, потому что если здраво посмотреть на вещи, то ради собственной выгоды вы пока что готовы пренебречь очень серьезными вопросами жизни временной и вечной.

Однако, пока Господь терпит нас, ещё не поздно сказать: «Господи, я ещё жив, ещё не умерла во грехах душа моя!» И — измениться.

С постоянной надеждой быть услышанными:

  • исполняющий обязанности Крестовоздвиженского мужского монастыря, помощник благочинного центрального церковного округа иеромонах Флавиван (Матвеев);
  • руководитель миссионерского и катехизаторского отделов Екатеринбургской епархии священник Владимир Зайцев;
  • председатель региональной общественной организации «Православное студенческое братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» Илья Александров».
 
Епархия

Паломников на богослужения в честь праведного Симеона в Верхотурье отвезет бесплатная электричка

Екатеринбург, 25 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». По просьбе Екатеринбургской епархии руководство Железной дороги, как это уже стало традиционным, выделило бесплатный электропоезд для перевозки паломников по маршруту Екатеринбург — Верхотурье на зимнее празднование

 
Епархия

Отдел Екатеринбургской епархии организует в январе 2004 года паломничество к православным святыням

Екатеринбург, 26 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Паломнический отдел Екатеринбургской епархии организует в январе 2004 года паломничество к православным святыням.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс