Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (275) → Архиепископ Викентий совершил в Верхотурье чин канонизации преподобного Илии

Архиепископ Викентий совершил в Верхотурье чин канонизации преподобного Илии

№2 (275) / 8 января ‘04

Епархия

Екатеринбург, 30 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 29 декабря в Верхотурье состоялось уникальное для Екатеринбургской епархии событие. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил в духовной столице Урала при большом стечении паломников и духовенства чин канонизации преподобного старца Илии.

После огромных трудов Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской епархии, Комиссии Священного Синода, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия было принято решение о причислении преподобного Ильи (Чеботарёва), подвизавшегося в прошлом веке в Верхотурском монастыре, к лику святых.

По словам архиепископа Викентия, эта канонизация — показатель того, что люди могут спасаться и в современном обществе. И что всегда среди окружающих нас людей, есть настоящие подвижники веры и благочестия. Их богоугодная жизнь не бросается в глаза так, как распутная и безобразная жизнь иных людей. Но после отшествия в иной мир Господь показывает явно и всем их добродетель и даёт нам напоминание — как надо жить, чтобы вместе с сонмом святых войти в Царствие Божие.

Отец Илия родился в городе Курске, в 1829 году, в простой и благочестивой семье местных мещан — Алексия и Олимпиады Чеботаревых. С раннего детства обнаружил он особенную любовь к посещению храма Божия и к слушанию священных книг, в особенности житий святых подвижников. Выучившись читать и писать, с семилетнего возраста он стал помогать родителям в их занятии — торговле.

Юный Иоанн, а так будущий преподобный Илия был наречен во святом Крещении, благодаря благочестивым семейным порядкам был чужд греховных наклонностей и даже пустых развлечений старался избегать. Уже тогда у него зародилось горячее желание оставить мир и посвятить себя иноческой жизни.

Когда Иоанну исполнилось 24 года, он ходил в Киев на поклонение почивающим там угодникам Божиим. Но всматриваясь в жизнь киевских обителей он остался неудовлетворенным ею из-за массы паломников и всегдашней сутолоки.

Вскоре по возвращении родители его умерли. Имея склонность к уединенной жизни, он не стал связывать себя родительским наследием, а счел целесообразным прекратить все торговые дела, но это требовало времени.

Все свободное время Иоанн продолжал усердно заниматься чтением священных и подвижнических книг, в воскресные и праздничные дни непременно ходил в храм, всегда вел себя просто и в обращении был кроток.

А чтобы не оставаться праздным в этот период, Иоанн поступил приказчиком к одному курскому купцу, и так удачно вел на своей должности дела, что хозяин даже предложил ему руку своей дочери.

Однако тот, из опасения быть связанным мирскими узами, молодой человек отклонил это предложение как бы на время и принял решительные меры к тому, чтобы как можно скорее расстаться с мирской жизнью.

4 января 1862 года, когда ему было 32 года от рождения, Иоанн Чеботарев поступил послушником в строгий и удаленный Валаамский монастырь. С самого начала монастырской жизни Иоанн находился под духовным руководством знаменитого настоятеля Валаамского монастыря и опытного старца игумена Дамаскина.

В 1871 году, 24 апреля, Иоанн Чеботарев был пострижен в мантию с именем Иоанникия. С принятием монашеского образа он увеличил подвиги молитвы и самоотвержения. Вскоре же был назначен пономарем при церкви преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. На этом послушании он состоял около 5 лет после чего был переведен на жительство в еще более уединенный скит преподобного Авраамия Ростовского, что в 7 верстах от монастыря. Здесь под его руководством находилось несколько человек монастырской братии для занятий по хозяйству.

Отец Иоанникий отличался строгостью жизни, и хотя он всячески старался скрыть это, о нем все отзывались как о подвижнике и потому относились с большим уважением. В церкви и трапезной чтение и пение слушал всегда внимательно. Неся сам череду чтения, читал хорошо, внятно и с большим вниманием, иногда до сердечного умиления.

Несмотря на болезнь, усиливающуюся с возрастом, несмотря на ослабевание телесных сил, отец Иоанникий по особому благословению своих духовных отцов игуменов Дамаскина и Иоанафана полагал ежедневно очень много поклонов — поясных тысячи, а земных — сотни. Ввиду того, что в скитах церковное богослужение бывает редко, то он ежедневно правил полную службу келейно.

Наконец, болезнь совершенно обессилила его, и ввиду этого с 23 сентября 1891 года отец Иоанникий был почислен за штат. В этих условиях он счел благовременным принять великий ангельский образ. И 16-го января 1892 года последовало пострижение его в схиму с именем Илии — ровно через 30 лет подвижнической жизни на Валааме.

Приобретение молитвенного духа составляло главнейший его подвиг. Но отец Илия был украшен и телесным подвигом. Никто не знал, когда и как он спал: никакого ложа в его келье не было. Потом выяснилось, что спал он в сенях на дровах. Одевался очень просто и легко, даже в холодное время.

Ему предлагался священный сан, но он по смирению решительно отказался от него, не желая оставлять пустынное житие.

Вскоре отец Илия перешел в еще более строгий скит Иоанна Предтечи на острове. Все условия здесь были чисто пустыннические, а устав постнический. Это-то и влекло сюда подвижника — пустыннолюбца, который и войдя уже в старческий возраст продолжал избегать малейшей возможности употребить время впустую.

В конце 1893 года, когда отцу Илие было уже 64 года, Господь переселил его с Валаама в Сибирский край, а именно — в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. Причиной столь неожиданной перемены стало то, что в Верхотурском монастыре указом Священного Синода от 4 октября 1893 года штатный устав сменялся на общежительный. Но так как для водворения новых порядков нужны были опытные в этом люди, то одновременно с указом в Верхотурский монастырь назначен был новый настоятель иеромонах Валаамского монастыря Иов. А последний испросил себе в поддержку еще некоторых валаамских монахов, опытных в деле благоустройства обители в материальном и духовном отношении, и в их числе был приглашен и схимонах Илия.

В Верхотурском монастыре отец Илия по-прежнему стремился к совершенному уединению и проживал в юго-восточной башне монастырской стены.

Скоро старец Илия стал принимать множество посетителей, которые, поначалу привлекаясь неслышанным в здешних краях именем «схимника», стали все больше приходить к нему за словами назидания, благодатность коих быстро всеми почувствовалась. При этом отец Илия нес послушание смотрителя при мощах Праведного Симеона Верхотурского.

Многолюдное беспрерывное посещение его кельи множеством паломников совсем расстроило его безмолвие, и поэтому он испросил благословение настоятеля на поселение в лесу, неподалеку от монастырской Октайской заимки, что в 8 верстах от монастыря, где и стал проживать в совершенном одиночестве в лесной келье.

Однако блаженной тишиной схимонах Илия и здесь пользовался недолго. И сюда к нему умудрялось добираться за словом назидания множество паломников.

Из лесной пустыни старец приходил монастырь только на праздники, для приобщения святых Христовых Тайн. Но и в это короткое время не был избавлен от просителей духовного наставления.

Наконец, слабое состояние подвижника побудило настоятеля сделать подвижнику предложение о переходе на постоянное жительство в монастырь. Бывшая его Октайская келия была перевезена в монастырскую рощу, вблизи братского кладбища и вдали от монастырских зданий, и обнесена глухим забором. Этот переход отец Илия совершил летом 1899 года. Его последствием стало резкое увеличение посетителей, которые непрестанно осаждали келью благочестивого старца. Насколько позволяли силы, отец Илия старался помочь каждому, а также не прекращал отвечать на письма своих учеников и учениц.

Особенной чертой наставлений старца было полное отсутствие лицеприятия. Он поучал одинаково искренне и бедного, и богатого, сильного мира сего и убогого. Если нужно было — то и обличал нещадно, не взирая на чины и звания. Такая ревность была у него к правде Божией.

В конце 1900 года болезнь у него настолько усилилась, что старец почти перестал принимать посетителей и бывать в храме. Когда болезнь приковала отца Илию ко одру, он стал часто приобщаться Святых Христовых Тайн. А преподобный игумен Арефа ежедневно навещал его.

30 ноября 1900-го года к удивлению всех старец Илия принимал свободно в своей келий всех желающих. С особым благоговением причастился Святых Даров. Был весел, радостен и, хотя был слаб, разговаривал со всеми свободно. Вечером силы стали покидать его. Он совершенно спокойно выслушал отходную молитву, затем в присутствии отца Арефы, некоторых монастырских братии и близких, как бы засыпая, стал тихо кончаться, вздохнул и почил мирной кончиной праведника — в 8 часов 30 минут того же 30 ноября, имея 70 лет от роду и после 38-летней монашеской жизни.

Похоронен схимонах Илия был за алтарем кладбищенского монастырского храма святого мученика Неофита с южной стороны. С 1994 года честные останки преподобного Илии пребывают в Преображенском храме обители.

Перед ними вечером 28 декабря архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий последний раз совершил заупокойную службу. А утром, 29-го, при стечении около тысячи паломников и более двухсот священнослужителей схимонах Илия Чеботарев был канонизирован в лике святых преподобных отцов и архиепископ Викентий осенил всех новонаписанной иконой нового святого уральского края.

Вообще уральские святцы насчитывают сегодня около пятидесяти причисленных к лику святых угодников Божиих. Это, в первую очередь, святой праведный Симеон Верхотурский, а также Косма и Арефа Верхотурские.

В 2000-м году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в сонм новомучеников Российских были включены сорок четыре уральских священнослужителя, расстрелянных большевиками за веру в годы красного террора.

К сожалению мощи большинства из них, за исключением четырех красноуфимских новомучеников и отца Константина Богоявленского из Меркушино не обретены — неизвестны даже места захоронений новомучеников. Тем радостнее, что нетленные святые мощи отца Илии нам явлены. Они доступны. И мы всегда можем приехать в Верхотурье, чтобы получить духовное утешение, ободрение и назидание.

Леность и хладность людей нынешнего века находят себе лукавое успокоение в той мысли, что святые жили очень давно, в какие-то древние времена. А теперь, в наше время, сколько-нибудь подобная высота духовной жизни невозможна.

Именно поэтому очень поучителен для нас пример высокой подвижнической жизни ныне канонизированного старца Илии, близкого к нам по времени, почти современного.

Волею или неволею, соприкасаясь с примером этой святой жизни, душа согревается, отрешается от земной суеты и воспламеняется, хоть на время, желанием Божественного, которое у святых подвижников горело непрестанно.

Пусть же житие и земные подвиги святого преподобного Илии Верхотурского помогают каждому из нас следом за ним взойти по духовной лестнице на небо, где нет ни болезни, ни плача, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Память преподобного будет совершаться ежегодно, 12 декабря.

Фоторепортаж

 
Рождество Христово

Добрые подарки к Рождеству Христову изготавливают сестры Ново-Тихвинской женской обители

Екатеринбург, 29 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В преддверии рождественских праздников все стараются приготовить подарки своим близким, друзьям, знакомым. Эта традиция существует во всем мире. Часто так сложно сделать выбор: что же подарить?

 
Епархия

Святейший Патриарх Алексий удостоил ряд клириков и мирян Екатеринбургской епархии высоких церковных наград

Екатеринбург, 30 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий удостоил ряд клириков и мирян Екатеринбургской епархии высоких церковных наград.Протоиерей Виктор Махонин, помощник Правящего Архиерея

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс