Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (275) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы читателей «Православной газеты» в телепрограмме «Архипастырь» 20 и 27 декабря 2003 года

Ответы архиепископа Викентия на вопросы читателей «Православной газеты» в телепрограмме «Архипастырь» 20 и 27 декабря 2003 года

№2 (275) / 8 января ‘04

Архипастырь

Екатеринбург, 8 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Сегодня мы представляем ответы на вопросы уральцев, прозвучавшие в очередном выпуске телевизионной программы Екатеринбургской епархии «Архипастырь» 20 и 27 декабря.

Наша программа выходит в эфир каждую неделю на телекомпании «10-й канал» в субботу в 11.30 и в воскресенье в 20.00.

У каждого из нас постоянно возникают вопросы, которые мы не можем самостоятельно разрешить. И с этими вопросами мы имеем теперь возможность прибегнуть к нашему Архипастырю, архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. Пусть ответы Архипастыря послужат в назидание нам и к нашему спасению.

- Самый часто задаваемый вопрос: что нужно делать в новый год, чтобы не нарушить поста?

- Я хочу сказать, что сейчас новый год стал очень торжественным праздником. Но мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы так хотим отпраздновать новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и новый год будем праздновать соответственно. И ещё. В новый год открывается что-то неведомое для нас. Нас будут ожидать и скорби, и радости, и трудности, и испытания. Если серьёзно посмотреть на то, что нас ожидает, то мы должны обратиться в этот день с молитвой к Богу, чтобы Он благословил этот год, чтобы он был радостным и утешительным для нас. Чтобы Он дал нам меньше скорбей. А все скорби даны нам по грехам нашим, по нашей безнравственной жизни. За это Господь нас карает всякими бедствиями, которые посылаются на нас: землетрясениями, наводнениями. Это – показатель гнева Божия. Если мы, как дети Божии, послушны воле Божией, мы не должны в этот праздник гневить Бога. Нужно иметь норму во всём. И в питии, и в веселье, и в пище, и в обращении друг к другу. Если всё будет находиться в рамках нравственного закона, Господь в новый год пошлёт нам все милости, которые мы от него ожидаем.

- Среди народа есть поверье: как встретишь новый год, так его и проведёшь. Я знаю, что во многих храмах Епархии в ночь с 31 декабря на 1 января служатся благодарственные молебны, в которых благодарят за прошедший год и просят помощи в грядущем. Может быть, этот праздник нужно встретить скорее не за столом, а за совместной молитвой?

- Я только что говорил о том, как нужно встретить новый год. Действительно, как встретишь год, так его и проведёшь. Если мы будем встречать его в беззакониях и разврате, то гнев Божий будет сопутствовать нам весь год. А если мы встретим его в благочестии, воздержании, молитве и в рамках нравственного закона, то в новом году мы получим благословение Божие и много радости.

- Письмо от Веры Афанасьевны Новосёловой из Алапаевского района. Она спрашивает: “Я читала много раз, что если человек не был три недели в храме, то Святой Дух его оставляет. Я живу в глухой деревне, своего храма у нас нет, а до ближайшего добираться очень трудно. В храме бываю раз в полтора месяца. Достаточно ли этого? Как часто надо бывать в храме?”

- Действительно, есть такое правило, которое нам оставили ещё апостолы, что православный христианин обязан ходить в церковь каждую субботу и воскресенье, а также в праздничные дни. Это считается обязанностью каждого христианина. Этого нельзя нарушать, ни под каким предлогом. Также они говорили, что если христианин не был в церкви три воскресных дня подряд, то он отлучается от Бога, от Церкви. Лишается благодати Божией. А быть без Бога и Его благодати – очень страшно и тяжело. Нужно много молиться, чтобы Господь посетил нас своею благодатью, чтобы мы всегда были под покровом Божиим. А потерять всё так легко — не прийти три раза в церковь. В лихолетье мы испытывали сильную боль. Храмы были далеко от наших домов, и нам приходилось долго идти пешком, или даже ехать на машине или на поезде. Это приходилось делать раз в месяц или даже раз в год. Сейчас храмы есть поближе к нашим домам, мы можем приходить туда и молиться, понимая, что это очень важно для нашего духовного состояния. Это – наша жертва, наша любовь, наш подвиг, показатель нашей любви к Богу. Мы знаем, что в годы лихолетья людям приходилось преодолевать большие расстояния, чтобы прийти в церковь. Иногда приходилось идти целую ночь для того, чтобы к шести часам быть на службе, до часу дня быть в церкви, а потом весь день идти домой. Получается, что весь воскресный день человек проводил в подвиге. Конечно, Бог ценил этот подвиг и даровал человеку много благ. Все изменилось из-за нашего богоотступления. Наши предки не совершали тех духовных подвигов, которые Господь завещал нам совершать. На Руси было много храмов. В каждом селе было по две-три церкви, а в городах церковь была на каждом переулке. Любой человек, в любое время мог прийти, помолиться. Но было пренебрежение к церковным службам. За это Бог попустил вот такое наказание. Сейчас, слава Богу, ситуация исправляется и люди могут прийти в церковь.

А в данном случае, по которому и был задан вопрос, я не думаю, что церковь находится так далеко от места, где живёт эта женщина. Пусть это тяжело, но она могла бы прийти в церковь. Хотя бы раз в неделю.

- Ещё один вопрос от Веры Афанасьевны: “Я читаю акафисты Пресвятой Богородице и блаженной Матроне одновременно и прошу их об одном и том же. Правильно ли я делаю, или надо им молиться по отдельности?”

- Конечно, можно молиться нескольким святым одновременно и просить того, чтобы Господь послал нам то благо, которое мы просим. Это не возбраняется.

- Вопрос от жительницы Екатеринбурга, позвонившей на телестудию: “Дочь с мужем – венчаны. Муж подал на развод. Они прожили вместе 23 года! Дочь не хочет распада семьи, а он всё равно подаёт на развод. Что делать? Кому молиться об укреплении семьи?”

- Конечно, это большая печаль, даже трагедия. Они столько лет прожили вместе и, к сожалению, семья распадается. Причины тому могут быть разные. Нет смысла их сейчас пересматривать. Но, действительно, очень важно в таком случае молиться Богу, молиться Пресвятой Богородице об укреплении семейных уз. Можно молиться святителю Николаю. Также в селе Тарасково (там сейчас новый мужской монастырь, открытый по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода) находится икона Божией Матери “Всецарица”. Из всех чудес, которые совершались по молитвам перед этой иконой, были такие, которые касались именно решения семейных вопросов и укрепления семейных уз. Можно приехать в этот монастырь и помолиться перед иконой «Всецарица» о сохранении семьи.

- Вопрос, поступивший на интернет-форум «Православной газеты»: «У меня недавно умерла мама. Она была глубоко верующим человеком. Она просила, чтобы у неё на могиле поставили крест, а не камень. В ритуальных службах все кресты разные, а нам хотелось бы поставить настоящий православный крест. Подскажите, какие должны быть размеры или пропорции у православного креста, а также, какие должны быть на нём изображения или надписи».

- Кресты бывают разных размеров. Бывают побольше, бывают поменьше. Главное, чтобы пропорции сохранились правильные. Часто бывает, что нижняя перекладина очень высоко поднята. Либо она очень длинная, такой крест смотрится некрасиво. Нужно будет обратиться в церковь, к батюшке, чтобы он дал им крест. Они по этому кресту, как по образцу, выбрали бы крест в ритуальной службе. Что касается надписей: они тоже бывают разные. Обычно пишут, что здесь находится прах такого-то или такой-то, а ниже — “Вечная ему память” или “Господи, упокой душу раба твоего”. По этому вопросу тоже надо посоветоваться непосредственно со священником, чтобы он выбрал текст, который более приемлем в данном случае.

- “Свечи, купленные не в нашем храме — недействительны”, — такое объявление висит в одном из храмов. Трудно понять смысл написанного. Почему свеча, купленная в другом, тоже православном, храме может быть недействительной? Почему надо покупать свечи в том храме, куда пришёл?” Этот вопрос взят с интернет-форума “Православной газеты”.

- Свеча — это наша жертва Богу в данном храме. Покупая в храме свечу или литературу, или какой-нибудь другой предмет, мы, тем самым, жертвуем на храм. За счёт пожертвований от этих свечей существует этот храм. За счёт них выдаётся зарплата служителям, производятся ремонтные работы. Важно, чтобы человек, пришедший в храм, пожертвовал бы Богу от своих трудов именно в том храме, в который пришёл. Мы не знаем, что побудило человека купить свечку в одном храме и пойти ставить её в другом, но бывают такие случаи, что люди покупают свечки или крестики, или что-то ещё у каких-то бабушек на улице. Те предметы, действительно, не освящённые и не того качества, но люди приносят их в церковь, потому что они дешевле. Мы не должны в таких делах думать о цене. Мы должны принести жертву Богу, а не людям, которые делают какие-то свои прибыли.

- Владыка, в Екатеринбурге проходил концерт Жанны Бичевской. Он вызвал немало вопросов у прихожан. Как относиться к её творчеству и к тому, что она говорит?

- Да, к сожалению, у неё есть взгляды, которые не совсем соответствуют нашему пониманию о Церкви и священнослужителях, а также о спасении и искуплении грехов человеческого рода. Она не понимает этого, считает себя авторитетным богословом, богословские вопросы неправильно преподносит людям. А так, конечно, у неё есть хорошие песни о России и патриотизме. Талант у неё есть, и цель вроде хорошая. Это, конечно, очень хорошо. Но, что касается церковных и богословских истин, то тут надо быть осторожнее.

- Вопрос от екатеринбурженки Татьяны Михайловны: “Можно читать Евангелие за всю семью или только за одного человека? Как лучше читать, по главе или по чтению дня церковного календаря?”

- Евангелие важно читать ежедневно, по наставлению наших святых отцов. Есть специальные молитвы, которые следует читать перед чтением и после чтения Евангелия. В этой молитве можно помянуть имена всех членов семьи. Евангелие желательно читать по порядку, хотя бы по одной главке каждый день. Читать нужно внимательно и осмысленно. Если есть места, которые мы не понимаем, это не значит, что там пишут неправду. Надо осознавать, что это мы не можем понять то, что там написано, а написано там верно. Мы должны просить у Господа, чтобы Он объяснил нам значение таких мест. Можно также взять толкование Евангелия, написанное, например, Иоанном Златоустом или Феофилактом Болгарским, почитать, как это место раскрыто там. У нас сразу же станет меньше вопросов.

- Владыка, почему во всём мире Рождество отмечается до нового года? Пост заканчивается, и люди весело справляют новый год. Почему у нас не делают так же?

- Причина в том, что у нас есть два стиля. Новый и старый. Мы, православные люди, живущие в России, придерживаемся старого стиля. Его же придерживаются Иерусалимская, Югославская, Грузинская и Сербская Православные Церкви. И не случайно. Мы понимаем, что на нём лежит благоволение Божие. Только по старому стилю, в Великую субботу, перед Пасхой, совершается великое чудо. В этот день, по молитвам Патриарха Иерусалимского, нисходит на землю Благодатный Огонь. Это – показатель того, что Господь благоволит именно старому стилю. Поэтому его придерживается и Русская Православная Церковь. Было время, когда и новый год праздновался 14 января по новому стилю. Это был также день празднования Василия Великого. Этот праздник совершался очень торжественно. Поста не было. Всё было в норме. Сейчас, из-за смешения стилей, новый год перекрыт последней седмицей Рождественского поста. В последнюю седмицу люди должны особенно задумываться о приближении великого праздника, Рождества Христова. Если мы ставим, как и должны, Рождество выше всех остальных праздников, то всё встаёт на свои места. А если не ставим, то начинаем метаться и думать, как праздновать новый год. Новый год – это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Новый год нужно встречать по-православному, с молитвой. Мы должны молиться о том, чтобы новый год был счастливым, радостным, чтобы меньше было бедствий, катастроф и других неприятностей. Катастрофы случаются оттого, что люди живут безнравственно, беззаконно. За это Господь посылает всякие землетрясения и наводнения. Мы должны молиться о том, чтобы Бог помиловал нас, видя наше усердие, и не насылал на нас катастрофы, избавил нас от своего праведного гнева. Но мы не делаем так в новый год. Обычно в этот день совершается много увеселений и даже бесчинств. Мы начинаем совершать всякие безнравственные поступки, что, конечно, не идёт нам на пользу. Православные люди должны относиться к этому более серьёзно.

- О том, как православному человеку надо справлять новый год мы уже говорили. Но поступает очень много звонков от наших телезрителей из числа людей мало воцерковлённых. В частности, люди спрашивают: если католическая церковь празднует Рождество до нового года, а православная — после, почему нельзя совместить эти два праздника и отмечать первого января и католическое Рождество, и православное, и новый год? Что можно ответить нашим телезрителям?

- Этими людьми движет желание повеселиться, совместить три праздника. Сделать торжество плоти. А мы больше думаем о духовном, чем о плотском, поэтому, слава Богу, мы всё ещё придерживаемся тех канонических правил, которые искони в России были. Суть в том, что Русская Православная Церковь бережно хранит старый стиль, что освящён на Вселенских Соборах и освящается ежегодно в храме Воскресения Христова, когда Господь посылает Благодатный Огонь на гробе Господнем, который освящает весь мир и даёт надежду на милость Божию в течение следующего года. Зная это, мы не хотим потерять благодать Божию, которая посылается нам, празднующим Пасху, Рождество и другие праздники по старому стилю, из-за плотского увеселения. Конечно, когда мы праздновали по старому стилю и новый год, у нас всё стояло на своих местах. А сейчас, вы видите, на нас сильно влияет Запад, и мы больше смотрим туда, чем на свои исконные традиции, которые хранились Россией в течение многих лет.

Очень много традиций мы потеряли в годы советской власти. Я помню ещё те годы, когда новый год по новому стилю отмечался не так торжественно, как старый новый год. Всё торжество проходило 14 января. Люди почитали этот день особо. Конечно, было бы хорошо, если бы мы возвратились к этому старому обычаю. Сейчас складывается следующая ситуация. Приближается новый год, и православный человек с каким-то ущемлением в сердце встречает этот праздник. Было бы лучше, если бы он с открытым сердцем, не боясь Бога за нарушение поста, отмечал новый год.

- Владыка, в продолжение этой темы, вопрос на телестудию от Нины из Екатеринбурга: «Почему Церковь не обратится с ходатайством к Президенту о том, чтобы новый год праздновался, как и раньше, 14 января, ведь от этого всем было бы хорошо?».

- Это было бы правильно, конечно. Есть ещё люди, которые не забыли свои традиции. Может быть, придёт такое время, когда все мы будем праздновать новый год 14 января, а не первого, как сегодня делается у нас. Может быть, придёт такая власть, которая поймёт, что именно так надо делать в нашей православной стране, а не смотреть на другие страны мира. Мы должны жить своей жизнью, которая в нашей стране всегда была. То, что мы будем хранить свои традиции, только объединит нас, сделает сильнее наше государство и народ.

- Следующий вопрос тоже о наступающем новом годе. Надежда из Екатеринбурга спрашивает: “Как относиться к такому мнению, что в високосный год, а именно таким является 2004, нельзя менять работу, квартиру и, вообще, совершать какие-либо важные шаги? Что это? — проверенный опыт или просто суеверие?”.

- Конечно, это — суеверие. Мы не должны надеяться на случаи, которые, и плохие, и хорошие, бывают в каждом году. Может быть, по наблюдениям, и выходит, что именно в високосные годы случается больше стихийных бедствий, но я бы сказал, что за четыре года нашего бытия, которые разделяют високосные годы, собирается много грехов человеческих, от которых Господь хочет нас очистить. Он посылает на нас скорби, трудности и катастрофы, которые должны нас вразумлять, заставить нас свернуть с греховного пути. В такое время мы должны стараться исправить свою жизнь, жить не по своей воле греховной, а по святой воле Божией. Мы должны жить по заповедям, которые даровал нам Господь, а они приведут нас к свету, добру и истине. А сейчас, когда мы знаем, что в этом году может случиться много трудностей, мы должны жить более нравственно. Мы знаем, что причина всех катастроф, как в природе, так и в нашей жизни, — это наши грехи и богоотступление. Мы не должны устрашаться и устрашать других. Всё будет хорошо, если мы будем жить благочестиво, если мы будем каяться и стараться выполнять волю Божию. А если мы будем жить по своей воле, в грехе, даже не сознавая, что это грех, то может быть, Господь пошлёт нам вразумление в виде каких-нибудь несчастий. К сожалению, многие люди совершают тяжкие грехи, потому что они не ведут духовную жизнь и не смотрят духовными глазами на свою душу, не видят её, осквернённую грехами, говорят, что они – безгрешны. На самом деле, Господь, видя наши грехи, может послать нам вразумление.

Не нужно устрашаться, а нужно взять себя в руки и посмотреть критически на свою жизнь, исправить её. Нужно стараться жить духовной и церковной жизнью, жить по заповедям Божиим. Тогда жизнь принесёт нам радость и избавление от тех бед, которые могут случиться, если мы будем жить греховно.

- Владыка, вновь было несколько звонков на тему прошедшего концерта Жанны Бичевской. Если в прошлый раз вопросы задавались о богословских заблуждениях этой певицы, сейчас они больше касаются поведения духовенства. Люди были смущены бурной реакцией нескольких священнослужителей во время концерта. Не лучше ли им было подойти к певице для вразумления после концерта? Имеет ли право священник так себя вести? Что делать этим людям, если они впали в грех осуждения тех священников?

- Осуждать, в любом случае, нельзя. Да, священнослужители не выдержали и начали дискуссию во время концерта из ревности к славе Божией, но речь там шла об искажении догматических истин. Они хотели предостеречь людей, которые слушали эти слова, от неправильного понимания догматов Церкви. Священники, которые встали во время концерта и начали вести дискуссию, сделали это из уважения к народу. Они не хотели, чтобы кто-нибудь впал в какое-то заблуждение. Конечно, они могли бы начать эту дискуссию потом, в узком кругу, чтобы диспут был только с Жанной Бичевской. Тогда, конечно, было бы проще понять, какие истины искажает певица. Да, желательно было вести этот диспут в другой форме, но то, что произошло, произошло только из ревности к славе Божией, поэтому тут нельзя осуждать священнослужителей.

- Телезрительница из Екатеринбурга задаёт вопрос о том, как нужно правильно готовиться к первой Исповеди и Причастию. Что нужно сделать, чтобы всё прошло так, как надо?

- К исповеди нужно готовиться очень серьёзно, помолившись Богу, чтобы Господь открыл нам наши духовные глаза, чтобы мы могли видеть все грехи и недостатки своей души, а также её достоинства. Нужно всё это записывать. Нужно проверить себя по заповедям Божиим и по заповедям блаженства. У нас есть книги, которые помогают нам готовиться к исповеди. Там перечислены все грехи, которые соответствуют всем заповедям Божиим. Нужно задуматься над каждым своим грехом и вспомнить все события в жизни, которые были связаны с этим грехом. Всё это нужно записать. После этого, серьёзно подготовившись, можно пойти к духовнику на исповедь, чтобы рассказать всё. Конечно, если записано много грехов, то исповедь займёт много времени. Тогда лучше прийти в то время, когда священник более свободен. Особенно, если вы хотите, чтобы у вас приняли большую, «генеральную» исповедь, даже, может быть, за всю жизнь. Это можно сделать не во время богослужения. Сейчас в храмах есть дежурные священники, которые могут исповедать. Конечно, готовясь к исповеди, нужно молиться, поститься, ходить в церковь. Всё, что вам непонятно, можно спросить у священнослужителей. Вот так надо готовиться к этому великому Таинству. Мы должны не просто рассказать о своих грехах, но и прочувствовать их, сожалеть о содеянном нами, осудить себя, поплакать горькими слезами о том, что мы согрешили в тех или иных грехах. Вот такая исповедь будет истинная, богоугодная и спасительная для данного человека. Мы, в душе, должны пострадать за свои грехи, настроить себя на покаяние, настроить себя так, чтобы нам больше не хотелось грешить. Мы должны поставить перед собой задачу, чтобы не возвращаться больше к этим грехам. Действительно, после Таинства Покаяния, когда священник прочитает разрешительную молитву, Бог даст человеку силу, чтобы он больше не возвращался к содеянным грехам. Божья помощь и желание кающегося грешника больше не возвращаться к греховной жизни, вместе взятые, помогут человеку больше не грешить. Тогда человек, наоборот, вместо грехов захочет творить добродетели. Если мы кого-то ненавидели, а те люди тоже делали нам всякие скорби и неприятности, то надо всё равно начать пытаться любить и уважать их. Если мы осуждали кого-то, то должны пытаться, напротив, оправдывать. Мы должны больше осуждать себя, чем других. Вот такой должна быть правильная подготовка к исповеди.

- “Крещён в пять лет, — рассказал о себе один из зрителей программы. — Всю жизнь в церковь не ходил, креста не носил. Сейчас мне пятьдесят лет. Надо ли мне снова креститься, и что мне делать по церковной части?”

- Креститься больше не надо, потому что Крещение даётся человеку один раз. Если до сих пор крест не носил – нужно носить. Если до сих пор в церковь не ходил – нужно ходить. Если до сих пор не исповедовался и не причащался – нужно исповедоваться и причащаться. Нужно читать духовную литературу. Есть у нас сейчас литература, которая предназначена для начинающих. Если человек, в данном случае, до сих пор не знает, как нужно себя вести в храме, то у нас есть книги, которые повествуют нам о том, как нужно себя вести православному христианину в церкви, дома, на работе. Православный христианин должен нести это имя высоко и с честью, чтобы не запятнать его. Наоборот, он должен его возвысить, должен прославлять Христа-Спасителя. А Его имя мы и носим в себе, называя себя христианами. Мы должны быть подобными Христу, должны жить по Его добродетелям и по Его заповедям, которые даны нам как руководство по нашей жизни. Надо следовать этому и не смущаться от того, что раньше не ходил в церковь и мало знаком с христианством. Если человек будет приходить в церковь, даже если он будет ошибаться, то это не страшно. На ошибках люди обычно и учатся. Если он где-то неправильно перекрестился, не так приложился, это всё можно исправить. Надо просто хотеть стать истинным православным христианином, человеком, живущим в тесном контакте с Церковью.

- Следующий вопрос уже, кажется, звучал в одной из наших первых программ, но, видимо, не все её тогда посмотрели. Дмитрий из Екатеринбурга спрашивает: “У Адама и Евы было два сына. Откуда взялся весь род человеческий?”

- Мы знаем, что у Адамы и Евы было два сына, о которых написано в святой книге Ветхого Завета. Но мы знаем также, что весь род человеческий произошёл от единой четы. Для того, чтобы растолковать всё это, мы должны знать также, что Адам и Ева жили больше девятисот лет. За это время у них было ещё много детей кроме Каина и Авеля. Их дети тоже жили по семьсот-восемьсот лет. За эти долгие годы рождалось много детей. Род человеческий от единой четы распространялся по всему миру. Поэтому тут нечего смущаться и недоумевать. Было благословение Божие, и дети рождались, число людей преумножалось. Люди населяли землю, уходили далеко друг от друга, образовывали новые селения, и так далее.

К сожалению, время нашей передачи ограничено тридцатью минутами и они уже заканчиваются.

Программа «Архипастырь» выходит в эфире телекомпании «10-й канал» в субботу в 11.30 и в воскресенье в 20.00. Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 17–93–38.

С архиепископом Викентием беседовал священник Евгений Попиченко. Расшифровка аудиозаписи Евгений ЛОГИНОВ. Руководитель программы – игумен Димитрий (Байбаков).

 
Архипастырь

В резиденции Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии состоялась запись выпуска телевизионной программы «Архипастырь» 27 декабря

Екатеринбург, 23 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Очередной выпуск телевизионной программы «Архипастырь» записан вчера поздно вечером в резиденции архиепископа Викентия.

 
Архипастырь

В резиденции Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии состоялась запись выпуска телевизионной программы «Архипастырь» на 3 января

Екатеринбург, 1 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Очередной выпуск телевизионной программы «Архипастырь» записан в резиденции архиепископа Викентия.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс