Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Установление Таинства Причащения
Накануне страданий и Крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме, в Сионской горнице, совершилась Тайная Вечеря. И на ней Спасителем учреждено святейшее и светлейшее Таинство Причащения Божественного Тела и Животворящей Крови Господних.
Священный город Иерусалим расположен на холмах, и один из них называется Сионом. На этом Сионском холме была та горница, в которой происходила Тайная Вечеря. Что такое вечеря? Это вечерняя предпраздничная трапеза: наступал великий праздник Пасхи. Она названа Тайною Вечерею потому, что на ней никого не было, кроме Самого Господа Иисуса Христа и Его двенадцати учеников: ни хозяина горницы, никого из посторонних. За этой трапезой Господь Иисус Христос прощался со Своими учениками перед Своей смертью.
Здесь Он установил Святое Таинство Причащения: взял хлеб, возблагодарил Небесного Отца, благословив, преломил, — говорит святой евангелист, — подал ученикам, говоря: “Приимите, ядите; сие есть Тело Мое”. И ученики Его причастились Божественного Тела Господа Иисуса Христа под образом того хлеба, который был преломлен и благословлен святыми руками Спасителя. И также, взяв чашу с виноградным вином, Господь, воздав благодарение Отцу Своему Небесному, благословил и, подавая ученикам Своим испить из этой чаши, произнес те слова, которые до скончания века произносятся в Святой Христовой Церкви: “Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета”. Ученики Христовы первыми причастились Божественной Крови Господа Иисуса Христа под видом вина в чаше. И добавил Господь Иисус Христос: “Сие творите в Мое воспоминание”. Согласно Его повелению, Святая Церковь за каждой Божественной Литургией в наших православных храмах совершает это святейшее Таинство. Во время Литургии приносится бескровная Голгофская Жертва. Вновь, но бескровно, совершается то, что совершалось на Голгофе. Повторяется величайшее таинство смерти Господа нашего Иисуса Христа. Мы вновь и вновь переживаем Его преславное Воскресение, когда Святая Чаша с Дарами Божиими является в Царских вратах; Его преславное Вознесение, когда Святою Чашею со Святыми Дарами иерей благословляет верующих со словами: “Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.
За каждой Литургией приуготовленные хлеб и вино во время пения: “Тебе поем, Тебе благословим…” силой и действием Святого Духа, через благословение совершающего Литургию архиерея или священника пресуществляются в Божественное Тело и Кровь Христовы.
Во всех православных храмах до конца мира, пока стоит земля, будет совершаться это величайшее из Таинств – Причащение Божественного Тела и Животворящей Крови Господних для соединения нашей верующей, в раскаянии очищенной от грехов души с нашим Спасителем, в залог вечного общения со Сладчайшим Господом. И не только происходит соединение души нашей, но и грешного тела, дабы мы, причастники Божественного Тела и Крови Господних, были едины со своим Сладчайшим Господом и телом и душой.
Значение и плоды Таинства Причащения
Святое Причащение соединяет нас с нашим Сладчайшим Господом. Вкушая Тело и Кровь Христовы, мы не только своим духом соединяемся с Господом, но и телом. Ведь сказал Господь: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин. 6, 56). Мы становимся всем своим существом едиными со Христом, если мы достойно приобщаемся Святых Христовых Таин.
Святое Таинство Причащения соединяет и нас всех, причащающихся из единой Чаши, в одно Тело Христово, в одну семью Божиих детей. Мы становимся братьями не только потому, что рождены одним и тем же Духом Святым в Крещении; но и потому, что мы питаемся из одной и той же Чаши, одного и того же Тела и одной и той же Животворящей Крови Христовых. Так говорит святой апостол Павел: “один хлеб, и мы многие одно тело: ибо все причащаемся от одного хлеба” (1 Кор. 10, 17).
Святые Тайны Христовы являются для нас залогом жизни вечной, залогом нашего бессмертия. Господь Спаситель сказал: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6, 54). Входя в теснейшее единение с Господом в Таинстве Причащения, мы не умрем душой для жизни вечной никогда, ибо в нас живет Господь, согласно Его Божественному слову. И хотя наш тленный прах обратится в землю, но и прах не может исчезнуть в океане вечности. Ведь не только наша душа, но и наше тело вступает в соединение с Господом. Господь воскресит наши тела в последний день, чтобы эти воскрешенные тела воссоединились с бессмертными душами и предстали пред лицом Того, чьи Божественные Тело и Кровь мы принимаем в себя из Святой Чаши спасения.
Как приготовиться к Причастию?
Желающий причаститься должен достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к этому Святому Таинству. В церковной практике это приготовление называется говением.
Говение продолжается несколько дней (но не менее одного дня) и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, то есть телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения: мясо, молоко, яйца, сливочное масло, а при строгом посте — и рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по житейским мелочам и развлекаться.
Постящийся должен помнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
В обществе, как писал известный в прошлом священник Александр Ельчанинов, существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания, — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных, мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.
Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и прочее. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный зоологически благополучный человек недоступен влияниям внешних сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».
В дни говения следует посещать Богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.
Накануне Причащения надо быть на вечернем Богослужении и прочитать кроме обычных молитв на сон грядущим: канон покаянный, канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу хранителю. Читается также канон ко Причащению и, по желанию, акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения Святых Таин натощак. Утром прочитываются молитвы утренние и всё Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне. (Некоторые читают накануне все Последование.)
Перед Причащением необходима Исповедь — накануне вечером или утром, перед Литургией.
«Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»…Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Христом. В этом определении указываются как видимая сторона Таинства — исповедание кающимся грехов пред священником
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем вo имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.