Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (269) → Беседа с протоиереем Артемием Владимировым в прямом эфире епархиальной радиостанции «Воскресение»

Беседа с протоиереем Артемием Владимировым в прямом эфире епархиальной радиостанции «Воскресение»

№44 (269) / 22 ноября ‘03

Образование и воспитание

Екатеринбург, 17 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

«ПРАВОСЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К ГАРМОНИИ, ПОРЯДКУ И КРАСОТЕ…»
Беседа с протоиереем Артемием Владимировым
в прямом эфире радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение».

Добрый вечер, дорогие братья и сёстры. Мы рады приветствовать в студии радиоканала Екатеринбургской епархии «Воскресение» протоиерея Артемия Владимирова, настоятеля храма во имя Всех Святых в Красном Селе, преподавателя Московского богословского Свято-Тихоновского института, автора книг по православию для детей и взрослых. Добрый вечер, отец Артемий.

Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады встретиться с вами вновь.

Отец Артемий, вы приехали к нам из дома культуры РТИ с первой вашей беседы, на которой присутствовали и православные и, возможно, не православные екатеринбуржцы. Тема лекции: «Природа — зеркало человеческой души». Отец Артемий, как прошла эта беседа? Кто пришёл на неё? Были ли какие-то вопросы к вам?

Вопросы бывают всегда, потому что священнику можно задать такие вопросы, которые даже матери своей сможет задать не каждый. Я был приятно удивлён многочисленностью собравшихся. Я поделился с екатеринбуржцами, сказал, что в Европе собрать такое количество людей на вечернюю беседу можно, только заплатив им. Но мы собирались не ради денег. Не всё покупается и не всё продаётся. Кажется, что 2, 5 часа общения пролетели как бы в одно мгновение. Счастливые часов не наблюдают. Конечно, я говорил не совсем о злободневной теме. Я говорил о раскрытой книге Божьего мира. Говорили о том, что, может быть, драма современного человечества заключена в том, что он отчуждён от возможности общаться с природой и черпать назидания, которые Бог вложил и в листочки дерева, и в волны, набегающие на песок. Слушатели, кажется, не были ни утомлены, ни убаюканы, а вопросы были разнообразны. Например: «Можно ли детям читать «Властелин колец» Толкиена и смотреть фильм? Полезен ли он будет для нравственного назидания?» или «Батюшка, помолитесь за моего вечно пьющего супруга! Как его душа ещё держится?! Однако он ежедневно наносит сам себе новые раны, покоряясь этой страсти». Вот священнику и нужно знать понемногу обо всём, чтобы смочь кого-то одобрить и утешить, с кем-то вместе помолиться или дать экскурс в области литературы, чтобы правильно указать на сильные стороны и на подводные камни там содержащиеся.

Отец Артемий, одна из тем, с которой вы будете выступать в Екатеринбурге определена так: чем хороша и чем опасна молодость? Тема чрезвычайно интересно звучит. Я понимаю, что в рамках нашей передачи нет возможности, да и ни к чему всю эту беседу приводить, но тем не менее… Чем, всё-таки, хороша молодость?

Молодость хороша, возможностями свершения тех или иных предприятий, светлые мечты, которые присутствуют в умах и сердцах молодых. Их можно осуществить, ибо тело послушно душе. Молодые ещё не знают никаких старческих немощей. Всё им по плечу. Кажется, что только горы и воротить. Особенно, если знать о том, что такое помощь Божия. Приписывая слишком много самому себе, надо спрашивать, хотя бы мысленно благословения у Господа, который поможет в каждом добром начинании. Но молодость и опасное время. Опасное потому, что в отличие от отрочества, а, тем паче, и детства, молодой человек чувствует, что сердце его не всегда бывает свободно, мирно и покойно. Как море, которое, бывает, разбушуется, и ничем его не утихомиришь, но грозные валы обрушиваются на берег и горе тому, кто дерзновенно пустится вплавь в такую штормовую погоду. Так же и наши страсти, дорогие радиослушатели. Они смолкают тогда, когда вы слушаете канал воскресенье. Но только вы переключаете кнопочку или обращаетесь к телевизору, фосфоресцирующему в противоположном углу, берегитесь! Гнев и злоба, выстрелы и предсмертная агония, искушающие слова и действия, страсть блуда и гнева, гордости и злобы, уныния и тщеславия. Вот об этом-то я хотел бы поговорить и надеюсь. Встречусь с молодёжью в вашем примечательном, хорошо известном в Москве, учебном заведении. Институт бизнеса.

Кстати да. Об институте бизнеса. Насколько я знаю, институт бизнеса находится в тесных связях с Екатеринбургской Епархией…

Если б я был султан, я б назвал его институтом предпринимательства. Всё-таки русские корни греют душу. Но суть, конечно, не в названиях. Действительно, молодые люди с купеческой жилкой, те, которые хотят научиться в финансовой политике, желающие вложить свою лепту в развитие нашего отечества, пусть постигают основы маркетинга, но не забывают, что главное для предпринимателя — это твёрдый нравственный духовный стержень. Я был приятно удивлён, увидев в этом институте в прошлом году штатного священнослужителя, который беседует со студентами о правде, чести и любви…

Отец Артемий, вы говорили, что много общаетесь с детьми, подростками, пишете книги для них. Это общение, несомненно, полезно детям, но наверняка вы и для себя что-то из этого общения почерпываете. Что даёт вам это общение?

Есть такая прекрасная латинская пословица. Педагоги её знают хорошо. «Уча других, мы учимся сами». Особенно многому полезному можно и нужно учиться у детей. Чему? Знанию иностранных языков или умению определять прогноз погоды? Нет, конечно. Их относительному незлобию, простоте их души, остроте восприятия мира во всём его полнозвучии и богатстве красок. Учиться у детей чистоте переживаний. Ибо, как правило, человеческая душа своим покровом невинности защищена от всяких противных мыслишек, навязчивых представлений, ночных мглистых мечтаний, которые не дают покоя доброй половине наших радиослушателей. Дети действительно обогатят вас, если вы приступаете к ним с любовью.

Отец Артемий, недавно в нашем эфире прозвучал цикл ваших бесед, посвящённых истории государства российского. Почему вы решили использовать в своём творчестве вот эту историческую тему, тему непростую?

Дело в том, что эти беседы первоначально были обращены к детям. В огромном культурном центре Москвы «Меридиан» собиралось до тысячи детей и родителей. Передо мной была такая благородная, хотя, соглашусь, непростая задача — рассказать о том или ином царе-батюшке и показать детям, как жили на Руси наши предки.

Кажется, у нас есть звонок радиослушателей? Да, у нас в студии есть звонок. Добрый вечер, вы в эфире.

Добрый вечер, отец Артемий!

Добрый вечер.

Благословите.

Мир вам!

Отец Артемий, я — семинарист. Вы вчера у нас были. Я — семейный человек. У меня есть все условия для хиротонии. Скажите, пожалуйста, как мне определить, не тороплюсь ли я со своим выбором? Не ошибочно ли моё решение?

Наверно нужно в начале пояснить большинству наших слушателей о том, что такое хиротония. Хиротония — это посвящение в диаконы или иереи, совершаемое руками епархиального епископа. Самый значительный шаг и самая главная веха в жизни молодого человека, посвятившего себя церкви. «Я бы в батюшки пошёл — пусть меня научат!» Вот и научили. Семинарист наш уже в законном венчанном браке, таковы неотъемлемые требования к будущим священникам. Его спутница готовится стать матушкой. Когда говоришь «батюшка» — должен подразумевать и матушку, рядом с ним находящуюся. Думаю, что если наш благочестивый семинарист уже чувствует стремление служить Богу и отечеству — попутного ветра! Большому кораблю — большое плавание. Должен только напомнить нашим слушателям, что по каноническим правилам, которые всегда желательно соблюдать, диаконский возраст, время посвящения в диаконы, — не 17 лет, а 25. Священнический возраст — 30 лет. Сам Иисус Христос освятил этот возраст, выступив на открытое общественное служение в тридцатилетнем возрасте.

Отец Артемий, вот такой вопрос поступил к нам от радиослушателей. Как должен выглядеть православный молодой человек? Внешний вид православного молодого человека?

Пусть он выглядит так, как сказал Антон Павлович Чехов, написавший некогда: «В человеке всё должно быть прекрасно. И одежда, и речь, и лицо и движения». Если православный молодой человек забыл, когда он в последний раз чистил зубы и потерял зубную щётку ещё в прошлом году, то он не на нужном пути. Если православный молодой человек имеет на голове копну волос, которую не расчешешь и особым трактором с клешнями, то дело — плохо. Православный человек не должен сутулиться, он должен заботиться об осанке. Православный молодой человек должен говорить чисто, ясно, просто и прекрасно, по возможности избавляясь от слов-паразитов, которые в прямом эфире нам не нужны: дескать, так сказать, вот, сами понимаете, якобы и тому подобное. А главное — православный молодой человек не должен иметь угрюмую, наводящую тоску физиономию, не должен закатывать глаза, как кокетка, но призван в общении быть ровным, выдержанным, рассудительным, а главное — спокойным сердцем. Не должен быть суетлив и излишне эмоционален, как итальянец. Не должен хватать в рот всё, что летает и ползает, как китаец. Не должен быть излишне строг в общении с домашними, как иной педантичный немец. Но православный человек должен стремиться к гармонии, порядку и красоте. В этом поможет ему Господь, если, действуя и говоря, в своём сердце он будет молиться. А о том, как молиться, находясь среди людей и живя в обществе — этому мы посвятим отдельную двадцатичетырёхчасовую передачу.

То есть, говоря о том, что должна быть прекрасная душа, не нужно забывать и о своём внешнем виде, потому что по внешности человека встречают.

Да. Безусловно. Тем паче, что душа невидима, но она проявляется через всю совокупность нашего поведения. И нашей внешности.

Вопрос от нашей радиослушательницы. Матушка Вера из Серова спрашивает: «Сейчас я посещаю церковь адвентистов седьмого дня, но хочу перейти в православие. Что я должна для этого сделать?»

Помоги вам Бог, матушка Вера. Обычно, по русской православной традиции, матушками называют монахинь. Конечно, сам Господь своей благодатью подсказывает ей, что истину можно обрести лишь в лоне православия. Если Вера не крещена в православной церкви, но прошла обряд, имеющий силу не только внешнюю, но и внутреннюю, у адвентистов, она должна готовиться к крещению, побеседовать со священником, покаяться в своих прегрешениях, утвердиться в ясном исповедании веры. Если же она, как многие наши соотечественники, крещена с детства, а потом по простоте, которая хуже воровства, попала к сектантам, охотящимся за душами людей, то ей должно покаяться на исповеди у внимательного священника. Так как она приняла ложное крещение, а оно никак не будет считаться действительным в силу того, что принято в секте, а настоящее крещение принято уже в детстве. Она должна будет вновь присоединиться к православию через помазание миром. Батюшка святым миром поставит крестик на челе как светлую и видимую печать воссоединения с матерью церковью. Буду об этом молиться, потому что ради единой души Господь Бог сошёл с неба на землю и стал человеком, излив свою драгоценную кровь на кресте и восстав из мёртвых, в честь чего этот канал именуется воскресением.

Нужно напомнить нашим радиослушателям, особенно тем, которые только приходят к православной вере, что к любому таинству православной церкви всегда нужно готовиться. Это не мода, что, мол, все принимают крещение, и я туда же, а это очень важное таинство. Одно из самых важных в жизни православного человека. К нему нужно очень серьёзно готовиться.

Здесь спрос с нас, с батюшек. Батюшки и есть те духовные рыболовы, которые призваны вылавливать рыбок из мутного житейского моря и впускать их в чистую хрустальную воду православной духовности. Будем надеяться, что в Екатеринбурге число людей воцерковляющихся увеличится. Сегодня этому содействуют и средства массовой информации.

У нас снова есть звонок в студии. Добрый вечер, вы в эфире.

Добрый вечер, отец Артемий.

Приветствую вас!

Вы знаете, у нас на православном радио шли ваши беседы об истории государства российского. Было много откликов. Люди очень заинтересовались. Продолжаете ли вы работать над этой темой, и можем ли мы ждать новых бесед?

Мне только что задавали этот вопрос. Я начинал отвечать. Эти беседы сначала велись в живую и детьми. Дети, слушая священника, узнавали о русских государях, о том, как молились за свою родину хозяева русской земли, какой нравственный образ жизни они вели. Цикл этих бесед закончен, хотя не все государи туда вошли. Галерея этих портретов ещё далеко не полная. Есть Иван IV Грозный, о котором сегодня так по-разному судят даже профессиональные историки. Есть наши дородные царицы: Екатерина II, Анна Иоанновна. Их царствование всё ещё нуждается в православном освящении. Особенно для современного человека. Но я хочу утешить вас, дорогие радиослушатели. Приехав сюда, познакомившись с каналом «Воскресение»… Такие прекрасные у нас теперь возможности для вещания! Мы установили «мост общения». Протянули друг другу руку дружбы. Я с удовольствием буду делиться с этой радиостанцией всеми новинками, которые у нас там, в Москве, появятся, ибо мне, на радиостанции «Радонеж» мне приходится еженедельно трудиться. Только бы вам не наскучил голос священника из Москвы! Мы будем надеяться, что сотрудничество наше приведёт к взаимной пользе, а также будет укрепляться.

Это замечательно, поскольку действительно эта тема, история государства российского, вызвала огромный интерес, и это не может не радовать, поскольку история нашего родного государства интересует людей и молодых, для которых эти очерки и создавались, и пожилых. Откликов было великое множество. Я думаю, что познавать историю не рано и не поздно в любом возрасте.

Согласен, тем более, что история именуется лучшей учительницей. Через своё прошлое мы понимаем, кто мы и что мы. Начинаем давать трезвую оценку настоящему и в состоянии делать определённые прогнозы на будущее. А ведь судьба России — узловой вопрос для всего мира. Думаю, что скоро канал «Воскресение» сделает подборку из авторов XIX-XX века. Материал очень деликатный, но здесь семи пядей во лбу работают редакторы… Думаю, что слушатели познакомятся с этим материалом.

Приятно это слышать. Очередной звонок. Добрый вечер.

Здравствуйте. Я работаю в детском саду. У нас проводят православные беседы для детей.

Это очень приятно.

Но многие воспитатели против того, чтобы эти беседы проводились. Как же так? Я считаю, что надо с детского возраста проводить эти беседы. Они говорят, что нет. Мол, пусть вырастут, а потом сами решают.

Понял ваш вопрос, хотя он и не задан. Да, действительно, все мы не одним миром мазаны. Есть люди крещёные, православные, но есть и те, кто только нащупывает дверь, ведущую в царство веры и любви. Между тем как ваш вопрос, думаю, разрешается иначе. Важно опросить мнение родителей и дирекции детского сада. Если родители высказываются за эти беседы, то частное мнение воспитателей уже не будет браться в расчёт. Пусть здесь всё определяет большинство голосов. Опытный педагог умеет, не слишком часто повторяя имя Божие, засеивать семена веры и любви в сердечки наших маленьких детей. И мир Божий, в котором мы живём, и ветер, шевелящий листву, и солнышко, которое восходит над горизонтом, и земля, которая по весне дарит нам цветы и траву — всё это уроки Божьи. И так легко объяснять детям, что солнышко, текущее по горизонту, не отклоняющееся ни направо, ни налево — образ послушания, трудолюбия, верности. На нём нет пятен. «Светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и солнца!» Я вижу, что у нас есть следующий вопросик…

Да, наши радиослушатели стали активнее подключаться к разговору. Вы в эфире, мы вас слушаем.

Здравствуйте, Отец Артемий, благословите, меня зовут Дмитрий.

Мир вам, Дмитрий!

Когда я был младенцем, меня крестили в православии, сделали миропомазание, а когда мне было 12 лет, родители решили крестить меня в католичестве. Теперь я не уверен, надо ли мне миропомазываться для того, чтобы вернуться в православие.

Так как ваша, Божья, душа, слава Богу, разобралась, и все искания уже позади, вы утвердились в правой вере наших отцов, и православие является вашей духовной родиной, то вам, коль скоро свершилось это прискорбное событие, вам надо это исповедовать. Хотя грех и невольный. Это была родительская воля, а не ваша. Но так как вы, всё-таки, прошли этот обряд, вам надо в знак видимой сопричастности и воссоединения с нашей матерью церковью принять помазание миром. Таковы древнейшие правила церкви, и соответствующие молитвы в большом требнике всякий батюшка найдёт, едва вы ему расскажете, в чём дело.

У нас вновь вопрос. Добрый вечер, рады вас слышать!

Батюшка, благословите!

Мир благочестивому жителю Урала!

Есть известное выражение, что послушание ценнее поста и молитвы. Но что выше, любовь или послушание? И вообще, бывают случаи, даже в отношении священников, когда и сердце, и совесть чувствуют, какое-то благословение, но не совсем чувствуют, что оно от Бога. Как в этом случае поступать?

Ваш вопрос весьма тонкий, однако, может быть легко изъяснён. Послушание Господу, послушание церкви. Господь не ошибается, и церковь — безгрешна. Такое послушание выше самовольного, доморощенного поста или молитвы, о которой пословица говорит: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». Но не всегда устами батюшки говорит Господь. Человеку свойственно ошибаться. Мы с вами — «словесные овцы», а не «словесные бараны». В этом смысле, всякое слово священника нами должно проверяться. Соответствует ли оно нравственному призванию церкви? Посему иногда и батюшки превышают свою компетенцию. Особенно молодые и неопытные. Которые приняли благодать священства и думают, что все области жизни им уже раскрыты. Итак, всегда нужно рассуждение. Послушание Богу рождает в душе любовь. Тот, кто слушает Господа в большом и малом имеет дар благодати, являемой в милосердии, мягкости сердца и человеколюбии. Никакого противопоставления идеалу любви в идеале нравственной жизни быть не может. Но, относительно нас, пастырей, если священник сам сообразовывается всецело с премудрым голосом церкви, то никаких диссонансов и проблем не будет. Если батюшка говорит отсебятину, приказывает что-то, то это даже послушанием не назовёшь. Скорее это напоминает какую-то армейскую дисциплину. Бывают, всё-таки такие случаи. У нас открытый канал, прямой. Мы не избегаем сложных и острых вопросов и рассуждения иных явлений приходской жизни, в которых разбираться надо. Христианин свободен. Мы не крепостные. Поэтому, в некоторых случаях, мы должны весьма премудро уклониться от того, что идёт в разрез с нравственным чувством.

У нас снова звонок. Добрый вечер!

Добрый вечер. Отец Артемий, я уже сегодня звонил. Второй вопрос у меня такой. В ектенье «спаси Боже люди твоя», что означает прошение: «Возвысься рог христиан православных»?

Это выражение взято из Библии. Рог — символ власти и могущества. Под этим прошением мы подразумеваем вполне приличную святую мысль. Господи, дай православным единомыслие! Соедини их узами любви! Да явятся у нас в отечестве мужи силы и разума! Воздвигни, Господи царство самодержавное, дабы мы уже ориентировались не на тришкин кафтан европейских республик, но обрели тот исконный для нас образ правления, который соответствует русскому православному менталитету.

Отец Артемий, вот такой поступил вопрос. При чтении молитв, вечерних и утренних, возникает привыкание к ним, появляется формальность при их чтении. Как быть? Звонила Любовь из Екатеринбурга.

Любовь — высокое имя. Когда мы молимся с любовью и благоговением, то слова молитв не приедаются. Когда ты стараешься каждое слово воодушевить вниманием, вникаешь в его сокровенный смысл, тогда молитвы, каждый вечер, читаются, как бы, заново. Боже всякого создания! Прости мне мои согрешения, вольные и невольные!… Если ты не тараторишь, как чечётка, но размышляешь о том, что, действительно, твоя душа уязвилась помыслом осуждения, а посему ты молишься с душой и не спеша, со вниманием. Тогда ты входишь в мир молитвы. Через некоторое время ты сможешь отложить молитвослов и молиться самостоятельно, силой Божией благодати. Думаю, дело легко поправить, дорогая Любовь. Молитесь не так быстро и с большим вниманием. Господь сам откроет вам царство молитвы.

До нас дозвонился очередной радиослушатель. Добрый вечер, вы в эфире.

Добрый вечер! Благословите, отец Артемий!

Мир вам!

Спаси Господи! Недавно один молодой человек говорил мне, что не надо ходить в храм. Веру надо иметь в сердце…

Вполне ложное противопоставление сердца и храма. Такому молодому человеку нужно ответить: «Милый мой, если ты хочешь, чтобы сердце моё было храмом, то как ты обретёшь необходимую для того чистоту, ясность и светлость помыслов, если не очистишь сердце своё? А как ты сможешь очистить своё сердце, минуя таинства? Прежде всего — таинство покаяния, которое не совершается без участия священника? Мы призваны ежедневно разбирать свои грехи и каяться в них, но Бог посылает нам благодать через священника. Когда, преодолевая самолюбие, мы каемся в своих грехах в храме, в таинствах участвуем. Прежде всего при причастии. Пожалуйста, новый вопрос!

Добрый вечер, вы в эфире.

Добрый вечер!

Здравствуйте.

К вам обращается раба Божья Любовь.

Очень приятно. Мир вам!

У меня к вам такой вопрос: предопределена ли судьба человека?

Благодарим за богословский вопрос. Чувствуется, что с каждым вечером всё увеличивается число слушающих канал «Воскресение»! Он совершает свою просветительскую деятельность, и мы видим, что екатеринбуржцы задают такие вопросы, что профессора богословия невольно почёсывают лысины и думают о том, как бы не ошибиться и ответить ясно и просто. По поводу предопределения. Каждый из нас является кузнецом собственного счастья. Бог — существо всесовершенное. Он обладает полнотой ведения и знает о нас всё. Всё мысли наши он знает наперёд. Но не предопределяет её. Человек царственно свободен. Он почтён даром выбирать. Он может идти куда хочет. Хоть направо, хоть налево. Мы с вами пойдём прямо, по стезе веры, надежды и любви. Если ты будешь воздерживаться от зла и уклоняться от произвольных грехов и испрашивать помощи Божией за свои дела, тогда Господь, знающий о тебе всё, раскроет тебе все таланты и добрые качества, заложенные от рождения, и даст тебе выполнить все дела, которые он, всепремудрый небесный отец, определил для тебя ещё прежде сложения этого мира.

Вопрос от рабы Божьей Нины. Она спрашивает о том, как привлечь двенадцатилетнего ребёнка к православию. Как привести его в храм Божий, если ребёнок отказывается? Стоит ли его заставлять?

Как ты можешь его заставить? Брызнуть ему баллончиком и притащить его в храм? А после того, как он очнётся, батюшка скажет ему: «Попался, который кусался?» Метод ненадёжный. Двенадцатилетний отрок — уже самодеятельное существо. Это человек, почтённый правом выбора и свободы. Интересно, что у нас, по законодательству, есть права детей, но не все их знают. В частности, до двенадцатилетнего возраста никто не может их принуждать присоединяться ни к какой религиозной общине. Это карается законом. Но детям это можно не сообщать. А то они с утра скажут: «Всё, мама, конец вашему духовному попечению. Вы все идите в храм, а я буду спать. Меня защищает родное государство». Итак, я думаю, что в отношении детской души нужно действовать очень тонко и деликатно. Привлекать ребёнка преимущественно положительными эмоциями. Но не нужно говорить: «Сходишь в храм — будешь есть торт!» Материальный стимул не самый высокий. Но мама, удерживая себя от раздражения и грубостей, может говорить с ребёнком ласково. Своей любовью покоряя его сердце: «Ну что ж, мы с твоим братиком пойдём в храм без тебя. С нами пойдёт и твой ангел-хранитель, данный тебе от крещения. А ты — уже взрослый. Подумай, с кем останешься?» Если бы нас слушали сейчас дети, они бы, в прямом эфире, сразу бы сказали, что такой ленивый и непослушный домосед, пренебрегая материнским благословением, останется один на один, не будь к ночи сказано, с барабашкой.

Я думаю, что дети всё же слушают нас, и, несмотря на позднее время, разговор этот для них очень полезен. Вопрос от Владимира из Екатеринбурга. Как избавиться от страсти чревобесия? Я не могу поститься по состоянию здоровья.

Здесь, я думаю, нужно различать одно от другого. Во-первых, не все слушатели понимают, что такое чревобесие. Приготовить ужин и съесть его — дело доброе. Только надо не перегружаться и не отягощаться. Еда — это лекарство, которое служит для восполнения утраченных сил. Чревобесие — это болезненное, извращённое состояние души и тела, когда человек ест и не наедается. Живот говорит, что больше не может, а глаза говорят, что хотят ещё. Это — опасно. Нельзя давать волю своему чреву, чтобы оно не стало нашим владыкой. Состояние здоровья — колит, гастрит, иные болезни, бывает, препятствуют человеку поститься. Но болящему телу пост не нужен. Человеку здесь нужно проявлять терпение, великодушие и благоговение перед Богом. Не отчаиваться. Что касается чревобесия, то оно преодолевается, когда мы молимся во время еды. Чуть только душа перестала молиться — стоп. Красный свет. Ужин закончен. Впрочем, ужином увлекаться не нужно. Ужин с древних времён повелось отдавать неприятелю. Обед — другое дело.

До нас дозвонился радиослушатель. Добрый вечер!

Здравствуйте. Скажите, можно ли исповедоваться и собороваться дома?

Можно, если так складываются обстоятельства. В ногах правды нет. Ноги не всегда донесут до храма. А если батюшка такой мобильный, динамичный, придёт к вам домой — прекрасно. Исповедайтесь, соборуйтесь. Не забудьте только его подкормить! Батюшке ещё обратно идти! Дайте ему какого-нибудь винегретика, салатика, почтите его священный сан.

Ещё вопрос. Можно ли подавать милостыню нищим деньгами?

Можно если только они воспользуются денежными средствами разумно. Если у нищего нос красного цвета и разбух до невероятности, а глаза — заплыли. То есть видно, что он побеждён огненной водой, которая и Чингачгука погубила, то тогда лучше давать не деньгами, булочками, бубликами, хлебушком…

Ещё один звонок. Добрый вечер.

Здравствуйте! Я слышала, что Иисусову молитву нельзя долго произносить в уме. Нужно проговаривать либо вслух, либо шёпотом.

Вопрос ясен. Ответить на него достаточно легко. Нужно так молиться, чтобы он услышал то, что произносят уста. Если человек полюбил Иисусову молитву так, как об этом говорит царь Давид: «Словеса твоя, Господи, слаще меда гортани моему!» Иной может молиться сам в себе. Да. Предположим, что ты окружён людьми, сослуживцами. Если ты будешь что-то шептать, то они могут даже перепугаться и, по суеверию, решить, что ты накликаешь на них беду. Да и вообще сочтут тебя неуравновешенным человеком. А вот, делая своё дело, в тайне сердца призывать Господа Иисусовой молитвой — гораздо лучше для тех, кто в данный момент не может уединиться. Здесь главное — смирение. Здесь главное не мнить себя чем-то, а понимать, что мы молимся ради очищения сердца, а не для поиска каких-то восторженных состояний.

У нас в студии снова звонок. Добрый вечер, вы в прямом эфире.

Полезно ли православному христианину читать книги Ю.Ю. Воробьевского? И ещё один вопрос. Как батюшка относится к рэпу?

К рыбе — положительно…

К рэпу…

К репе?! Очень хорошо…

К рэпу — музыкальному направлению.

Давайте лучше сначала о Воробьевском. Очень интересный автор, собирающий информацию, преимущественно негативного плана, о всяких тайных сборищах, ложах, вольных и невольных каменщиках, и прочих тайных беззакониях, которые совершаются в мире. Воробьевского читать не бесполезно тому, кто имеет рассудительность и хочет знать о том, что происходит там, за сценой. Ноя бы не рекомендовал читать это перед сном, дабы не приснилась какая-нибудь страшилка. Теперь что касается рэпа. Рэп — молодёжное музыкальное направление. В этом рэпе нет ничего такого особенного, что могло бы просветить, приподнять или облагородить вас. Мне лично, хотя я, может быть, старый уже, пятый десяток живу, милее какие-то родные распевы. «А я иду, шагаю по Москве и может быть ещё пройду…» Надеюсь вас не обидит, дорогие радиослушатели, что в этот вечерний час я перешёл от прозы к пению.

Отец Артемий, у нас новый звонок.

Добрый вечер! Скажите пожалуйста… Я не могу стоя читать Евангелие…

Понял вас. Вам в утешение слова святителя Филарета, Митрополита Московского, который говорил: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Поэтому лучше вы сидите. Или даже лежите, если вы так устали, что глаза сами собой закрываются. Но лучше прочитать хотя бы строчку. Не переживайте из-за того, что вы сидите. Главное, чтобы дух ваш обращался к Богу.

Вопрос от Владимира из Талицы. Что нужно делать и чем руководствоваться, чтобы не ошибиться при выборе невесты?

Вопрос очень простой, если знать традиции. Отвечаю в краткой форме. Времени осталось немного. При выборе невесты, во-первых, не забудь познакомиться с её родителями и посмотреть на то, как она с ними общается. Если она сними груба и бесцеремонно — беги от неё, ибо она — хуже бабы Яги. Только почтительная дочь может быть хорошей женой. Дальше. При выборе невесты под дикие пляски какого-нибудь рэпа ты не обретёшь ничего хорошего. Но если ты увидишь то, как она окучивает репу, а потом тащит на своей спине созревшие плоды в погреб — это уже много обещающее начало. При выборе невесты не увлекайся миловидностью лица, ибо очень часто за изящной наружностью — пустота. Смотри на нравственность. Хотя я и желаю вам найти первую красавицу Урала.

У нас есть ещё звонок. Дадим возможность задать вопрос радиослушателю. Добрый вечер!

Отец Артемий, благословите, раба Божья Алевтина. Будут ли преподавать Закон Божий в школах, и проводится ли это где-нибудь в нашей стране?

Ещё как проводится! Всё зависит от удачно выбранного мэра или губернатора. От того, насколько они сочувствуют нравственному возрождению общества. Если у губернатора мозги на месте, а у вашего они как раз на месте, то скоро под влиянием общения с епархиальным архиереем он даст указания сверху отделу народного образования ввести уроки нравственности добра и благочестия, а это и есть Закон Божий, хотя бы в качестве ненавязчивых бесед. У нас есть целые области, например Богородск (бывший Ногинск) или Мытищи, где во всех школах введены подобные дисциплины. Ибо само законодательство позволяет, вполне легально, на основании желания родителей и дирекции, помогать детям приобщаться к основам родной православной культуры. Ибо мы не хотим завтра оказаться подданными тех, кто живёт за Великой Китайской Стеной.

Отец Артемий не могу не задать вот такой вопрос. Он встречался не раз среди вопросов, которые задавали радиослушатели. Что такое наказание детей по православию? Можно ли наказывать детей телесно?

Наказывать детей телесно можно, но только важен результат. Если ты имеешь такую любовь в сердце, что ни раздражительность, ни стервозность, не касаются той души, а ребёночек немножечко зарвался и заврался, то скажите ему: «Милое дитя! Читало ли ты роман Достоевского «Преступление и наказание»? «Нет, не читал…» «А знаешь, что там написано?» «Нет, не знаю». «То, что после каждого греха или преступления нравственного закона обязательно последует наказание, если человек не кается. Как ты до сих пор не исправился и по-прежнему таскаешь конфеты из буфета, которые мы отложили для нашей бабушки? В ближайшее воскресенье мы хотели надеть красную шапочку и пойти в гости к бабушке, чтобы угостить её трюфелем. А ты всё съел. Что теперь нам с тобой делать?» Если вы говорите с любовью в душе — ребёнок сам скажет, что раз до его глупой русой головы ничего не доходит, он подставляет свою мягкую попочку. Вот тогда, сказав: «Ну что ж, дитя, будем надеяться, что дойдёт». А затем нежно его припечатайте. Он зальётся смехом и скажет: «Мамочка, мамочка, ещё, ещё, наконец-то я понял, что такое массаж!» Там, где царствует любовь, юмор и доброта — возможно всё. Я был учителем и, представьте себе, мог наказать детей за то, что они выражались плохими словами. Говорили: «Артемий Владимирович! Что вы нам инкриминируете! Мы употребляем те же слова, которые с вами проходили в романе Шолохова «Поднятая целина»!" Я отвечал: «Знаете, дорогие друзья, Шолохов — не учитель нравственности». И мне приходилось кого — пришлёпнуть, а кого — за ушко потянуть. Они были счастливы. Многие из них сейчас стали священниками. Кто-то уже повенчался, а кто-то — крестил своих детей. Пусть слово ваше и режет, как скальпель, и врачует, как бальзам. Христос-спаситель не поднимал руку ни на кого. В идеале педагоги должны врачевать словом нравственные язвы.

Отец Артемий, я думаю, что это — последний вопрос, поскольку день у вас сегодня был непростой.

Ещё ночь впереди. Почему мы вынуждены заканчивать? Я-то рассчитывал до трёх ночи с вами пообщаться…

Я думаю, что наших радиослушателей хватит и до трёх ночи. Но, тем не менее, у вас завтра такой же непростой день… Вопрос от рабы Божьей Натальи из Екатеринбурга. Она спрашивает: «Какое у вас впечатление от храмов Екатеринбурга и нашей епархии?» О Храме-на-Крови мы с вами уже говорили днём. А об остальных храмах?

Вы знаете, я вижу только то, как многострадальная земля Урала, некогда ставшая местом, где смерч безбожия беспрепятственно разрушал вековые святыни, ныне украшается. Но не только храмами, но и душами человеческими, которые представляют собой живой храм. Мне очень отрадно, что сейчас можно и молиться в храмах ваших монастырей, и посетить Храм-на-Крови. Завтра надеюсь попасть на Ганину Яму. Историческое место. Царство деревянных срубов. Вижу, что уральская земля возрождается. Москвичи живут спокойно, покуда на Урале воскуряется молитва.

Наши радиослушатели хотят дальше общаться с вами, но, тем не менее, последний вопрос мы примем от радиослушателя. Добрый вечер, вы в эфире.

Раба Божья Ангелина, город Ирбит. Можно ли читать Богородичное правило без благословения священника?

Вы знаете, у священника обычно столько дел, что поймать его уже подвиг. Батюшки существа летучие. Вот, например, улетел на вертолёте крестить ненцев. Или вызван куда-то в урочище освящать избушку лесника. То есть благословения спросить не всегда удаётся. Богородичное правило само благословлено через уста великих подвижников. В том числе и преподобного Серафима. Мне хотелось бы закончить наш прямой эфир этим архангельским приветствием. Богородице дево радуйся, благодатная Марие! Господь с тобою! Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко спаса родила еси душ наших.

Спаси вас Господи, отец Артемий! Благословите наших радиослушателей, которые слушали сегодня нас…

Бог благословит всех добрых наших слушателей, попейте аккуратненько чайку, не увлекаясь количеством варенья, и, прочитав вечерние молитвы, отходите спать. Впрочем, если вы оставите включенным радиоприёмник, то вы не расстанетесь с каналом «Воскресение» и до зари. Будьте здоровы, до свидания!

 

В других номерах:

Наш приход

Екатеринбургская община глухих и слабослышащих приняла участие в праздновании 75-летия ВОГ

Екатеринбург, 13 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Отметило свое 75-летие областное отделение Всероссийского общества глухих (ВОГ), с которым община глухих и слабослышащих во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского уже три года поддерживает дружеские отношения.

 
Образование и воспитание

В Богдановическом духовно-патриотическом центре работает кружок золотошвейного шитья

Екатеринбург, 17 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Еженедельно по понедельникам священник Богдановического прихода во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова отец Игорь Смолин встречается с руководителями клубов

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс