Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (269) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы читателей «Православной газеты» в телепрограмме «Архипастырь» 15 ноября 2003 года

Ответы архиепископа Викентия на вопросы читателей «Православной газеты» в телепрограмме «Архипастырь» 15 ноября 2003 года

№44 (269) / 22 ноября ‘03

Архипастырь

Екатеринбург, 20 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Сегодня мы представляем ответы на вопросы уральцев, прозвучавшие в очередном выпуске телевизионной программы Екатеринбургской епархии «Архипастырь» 15 ноября.

Наша программа выходит в эфир каждую неделю на телекомпании «10-й канал» в субботу в 09.00 и в воскресенье в 20.00.

У каждого из нас постоянно возникают вопросы, которые мы не можем самостоятельно разрешить. И с этими вопросами мы имеем теперь возможность прибегнуть к нашему Архипастырю, архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. Пусть ответы Архипастыря послужат в назидание нам и к нашему спасению.

- Владыка, в пятницу, 21 ноября, мы отмечаем день архистратига Божьего Михаила со всеми Небесными Силами. Что это за праздник?

- Этот праздник посвящён всем Небесным Силам. Всему ангельскому чину. Есть девять ангельских чинов. Интересно, почему этот праздник приходится именно на ноябрь месяц и именно на 8 число по старому стилю. Раньше новый год начинался в марте. Ноябрь – девятый месяц. Он посвящён девяти чинам ангельским. А почему на 8 число? Святые отцы говорят, что именно на 8 число придётся второе пришествие Христа Спасителя и Страшный Суд. Начало новой жизни. Во время Страшного Суда ангелы будут играть важную роль. Поэтому именно на 8 число приходится праздник, посвящённый чинам ангельским. Ангелы – это и служители Божии, и служители людей. Господь наделяет ангелом-хранителем и каждого человека, и каждый город, и каждое село, и каждый дом, когда мы его освящаем. При освящении мы просим, чтобы Господь поставил на том месте, которое мы освящаем, ангела-хранителя. Мы хотим, чтобы ангел постоянно хранил это место и помогал людям, чтобы они жили здесь под благословением Божиим. Архангел Михаил – один из первых чинов ангельских, который имеет большую власть, большую силу, к которому мы обращаемся с молитвой, а он помогает нам в наших нуждах, печалях, скорбях и бедах. Он является нашим защитником и покровителем воинства земного и небесного. Этот праздник особо почитается в нашей Церкви. Многие храмы посвящаются архистратигу Михаилу с прочими Небесными Силами. Также этот день является днём ангела для всех ныне живущих на земле людей. У каждого из нас есть данный нам Богом ангел-хранитель. Это – особенно радостный день, праздничный день, когда торжествует и небо, и земля. Каждому человеку, почитающему своего ангела-хранителя, этот ангел посылает утешение и радость. И в этот день, и всегда, когда мы обращаемся к нему за помощью, если мы, конечно, стараемся не прогневлять своего ангела-хранителя и не отталкивать его от нас. А мы отталкиваем его каждый раз, когда согрешаем, когда живём в пороках и беззакониях. Тогда он стоит далеко от нас и плачет, видя нашу греховную жизнь. А когда мы стремимся к Богу, ангел-хранитель помогает нам, охраняет нас от всех бед, напастей. Мы знаем, что есть такие поздравительные открытки — с Днём ангела. На них изображён младенец, идущий по дороге, а ангел охраняет его, не даёт ему упасть в пропасть. Ангел-хранитель имеет для нас большое значение. Святая церковь установила день празднования в честь святых ангелов, чтобы поблагодарить их за ту помощь, которую они нам оказывают в нашей земной жизни.

- Владыка, многие недоумевают, приходя вечером праздничного дня в храм: почему богослужение в честь праздника начинается накануне вечером, а заканчивается днём?

- Да, наши богослужения начинаются с вечера. Так установлено святой церковью по божественному повелению. Когда Господь сотворял видимый и невидимый мир, в конце каждого дня творения Господь говорил, что был вечер и был день. Поэтому мы начинаем богослужение с вечера. Богослужение символизирует дни творения видимого и невидимого мира.

- Владыка, некоторые люди выражают сомнения в существовании ангелов. Чем можно развеять эти сомнения?

- Об ангелах говорится с древних времён. О них мы знаем ещё с Ветхого Завета. Есть свидетельства и в Новом Завете. Мы можем удостовериться в их существовании и в наше время. Вот один из свежих примеров. Когда мы освящали храм в Невьянске, Преображенский Собор, то несколько человек подошли ко мне и говорили, что они слышали какое-то необычное пение. Причём они слышали его ещё тогда, когда храм только начинался строиться. Они работали в храме, и когда они заходили в алтарную часть, они слышали какое-то особое пение, которое нельзя передать человеческим языком. Голоса были особыми, непохожими на человеческие, и очень красивыми, мелодичными. А когда мы совершали освящение, был момент, когда хор молчал. В это время мы слышали ангельское пение. Мы были в недоумении. Как так? Все молчат, а хор поёт. Это было удивительно для всех.

Когда совершается Литургия, священнослужитель молится на малом входе, молится о том, чтобы Господь послал ангелов своих небесных, и они были сослужителями нам. Это реально. Во время службы всегда присутствует скрытое общение с ангельским миром, с небесными силами, со святыми угодниками Божиими. Вся небесная церковь участвует в нашем богослужении. Мы вместе славословим Богу. Присутствие на богослужении – великое торжество для каждого человека. Хоть на вечернем, хоть на утреннем, а особенно – на Литургии.

- Владыка, ангел-хранитель и небесный покровитель – одно и то же, или это разные вещи?

- Это – разные понятия. Ангел-хранитель – тот ангел, который даётся нам Богом при Крещении. Есть ещё один, который даётся человеку при рождении. А небесный покровитель – тот святой, имя которого мы носим. Он имеет благословение перед престолом Божиим, чтобы дать нам милость, здравие, благополучие, жизнь и спасение. То есть нас защищают две силы. Ангелы – бесплотная сила Божия. И покровитель – человек, который тоже жил на земле и достиг духовного совершенства и спасения. Он может заступиться за нас перед Богом. Нам также очень полезно знать житие своего покровителя, чтобы мы могли подражать его примеру.

- Пушкарёва Валентина Дмитриевна из Екатеринбурга спрашивает: “У меня есть племянница. Её зовут Лада. Родилась она первого февраля 1965 года. Никто не помнит православного имени, данного ей при Крещении. Как это выяснить, и как можно молиться за племянницу?”

- Я думаю, что в данном случае можно сделать так, как делают при замене неправославного имени на православное. Есть такая практика: если ребёнок крещён, ему можно дать имя во время Причастия. Для этого надо заранее объяснить ситуацию священнику, и когда тот читает молитву перед Причастием, назовите ему имя, которое хотели бы дать при Крещении. С этого момента мы будем знать православное имя этого человека. Есть выход из этой ситуации.

- А как вообще правильно выбрать имя ребёнку?

- Была традиция, что в тот день, когда он родился надо посмотреть в святцы и выбрать имя одного из тех святых, праздник которого приходится на этот день.

- А если в семье, например, почитают святителя Николая, или Серафима Саровского, а ребёнок родился где-то далеко от этих праздников. Можно ли назвать его в честь их?

- Я думаю, что это не будет являться большим нарушением. Делают и так.

- Фёдор Владимирович из Екатеринбурга интересуется значением просфор. Владыка, расскажите, пожалуйста, о том, что такое церковная просфора и каково её назначение?

- Церковная просфора имеет большое значение для верующего человека. Это – большая святыня нашей Церкви. Она переводится как “приношение”. Была такая традиция, что люди приносили в храм хлеб, муку, масло. Всё это освящалось на проскомидии, и человек брал вот этот хлеб с собой домой для освящения дома, а также и самого себя, вне богослужения. Сейчас есть специальная форма вот этого хлебца – просфора. Она с определённой печатью. Либо просто с крестом, либо с изображением какого-то святого. Самое главное, что эта просфорочка освящена во время богослужения. Во время проскомидии, во время поминовения живущих и усопших, с каждой просфоры отделяется частичка. Потом эти частички окунаются в тёплую кровь Христову, и, тем самым, омываются грехи тех, которые поминаются во время богослужения. Эти просфоры люди берут себе домой или могут съесть её после богослужения. Но обычно берут к себе домой и съедают утром, натощак. В те дни, когда человек не имеет возможности сходить в церковь, он, после совершения утренних молитв, съедает просфору, запивая её святой водой. Таким образом, он получает благодать Божию через эту освящённую просфору.

- “Зачем нужно молиться перед едой и после еды?” — спрашивают наши читатели. — “Это – традиция, которая может иногда опускаться, или это – строгое правило?”

- Конечно, будет не совсем хорошо, если мы опустим эту молитву. Она очень важна для человека. Во-первых, когда мы читаем перед едой молитву, мы говорим такие слова: “Хлеб наш насущный даждь нам”. Этим мы исповедаем веру в Бога. Соглашаемся с тем, что этот насущный хлеб достался нам благодаря Его помощи. Да, мы тоже трудились. Но если бы Господь не дал нам свет, солнце, тепло, дождь, в то время, когда это нужно, то, конечно, этого хлеба на столе не было бы. Мы с трепетом и с глубокой верой просим у Господа, чтобы Он не лишил нас этого блага на земле, а наоборот – всегда давал нам эту пищу телесную для нашей жизни на этой земле. Человек – просит, а Господь – благословляет. Если мы не делаем этого, то мы пренебрегаем милостью Божией. Конечно, Господь гневается и вразумляет нас за это всякими наказаниями. Мы должны понимать, что не так всё просто бывает на земле. Те, кто живут в сёлах и сами выращивают хлеб, знают, как надо правильно относиться к этому, можно даже сказать, священному делу. Вся пища даётся нам Богом. Поэтому мы благодарим Бога и просим Его, чтобы Он всегда нам давал и никогда не лишал нас этого блага. Многие ещё могут помнить годы голода. Это были тяжёлые годы. Мы должны помнить, что если Господь отнимет у нас что-то – нам будет очень трудно. Ещё одно очень важное в этой молитве.

Когда мы молимся Господней молитвой, мы, совершая крестное знамение над пищей, освящаем пищу. Если всё делается с молитвой, пища может даже иметь другой вкус, а также стать полезной для здоровья, как телесного, так и душевного. Если мы понимаем это, то мы всегда стараемся совершить эту молитву, а не опускать её. Мы находимся в мире, в котором есть и божественная, и бесовская сила. Когда мы молимся, мы ограждаем себя от влияния бесовской силы. Это тоже очень важно. Лучше будет, если мы будем вкушать освящённую пищу, которая будет приносить нам здравие души. А после еды мы благодарим Бога. Это благодарение приносит нам милосердие Божие. Мы хотим, чтобы Господь, видя наши благодарные сердца, всегда миловал нас и помогал нам в наших трудах.

- Насколько строго нужно соблюдать посты в среду и пятницу? Одна из наших зрительниц пишет, что очень строго соблюдает многодневные посты, но поститься в среду и в пятницу для неё очень сложно.

- Среда и пятница – особые дни для православного христианина. Не случайно святая Церковь сделала их постными. Если мы будем понимать смысл и значение этих дней, то мы будем соблюдать эти посты с трепетом, не вкушать ту пищу, которую не положено вкушать в эти дни. В среду мы вспоминаем предательство Иуды. В пятницу мы вспоминаем страдания Христа на кресте. Если Христос Спаситель, невинное божественное существо, принёс Себя в жертву ради человека, то человек должен хотя бы, ради Христа, почтить Его совершённые ради нашего спасения подвиги. Эти дни имеют особое значение. Некоторые люди говорят: если человек не соблюдает среду и пятницу, то он уподобляется Иуде, который предал Христа, он не почитает Христа. Другие ещё говорят, что если человек вкушает в пятницу мясную и молочную пищу, то он как бы вновь распинает Христа. Эти дни нужно почитать. Православные христиане должны очень строго к этому относиться и стараться соблюдать правила среды и пятницы каждую неделю. Год за годом.

- Почему Церковь так внимательно регламентирует питание? В Евангелии сказано, что пища не приближает нас к Богу, но и не удаляет от Него.

- Да, это правильно. Пища не приближает и не удаляет от Бога. Но между тем, пища является тем средством, с помощью которого можно приблизиться к Богу. Она играет большую роль для нашей души. Есть такая пища, которая влияет на нашу душу, на наши страсти греховные. Человек противиться этим страстям не всегда в состоянии. Когда человек идёт к своему духовнику и говорит о своих страстях, о своих греховных падениях, тогда священник может попросить постараться не кушать жирную пищу, или молочную, или, сладкую, которая в данном человеке возбуждает те страсти, которые он не в силах одолеть. Человек путём воздержания от той или иной пищи может укротить свои страсти. Страсти – как звери, которые терзают человека и приносят ему много вреда. Через воздержание от какой-то пищи или пития эти страсти ослабляются. Тогда человек может делать дела благие, следовать воле Божией и приблизиться к Богу. Вот с этим и связано такое регламентирование принятия пищи Церковью. Пища регулирует жизнь человека. Святые отцы в шутку говорят, что тело – это осёл. Если его перекормишь – взбесится. Недокормишь – свалится.

Напоминаем вам, дорогие телезрители, что 28 ноября начинается Рождественский пост. Вопросы по посту уже стали поступать на телестудию Епархии. На эти вопросы мы ответим в нашей следующей передаче.

К сожалению, время нашей передачи ограничено тридцатью минутами и они уже заканчиваются.

Программа «Архипастырь» выходит в эфире телекомпании «10-й канал» в субботу в 9 часов утра и в воскресенье в 8 часов вечера. Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 17–93–38.

С архиепископом Викентием беседовал священник Евгений Попиченко.
Расшифровка аудиозаписи — Евгений Логинов.
Руководитель программы – игумен Димитрий (Байбаков).

 
Архипастырь

Послание архиепископа Викентия ко дню небесной покровительницы города Екатеринбурга — Святой велокомученицы Екатерины (7 декабря)

Екатеринбург, 17 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!7 декабря вся полнота Святого Православия совершает память святой великомученицы Екатерины. Но для нас, уральцев, это празднование исполнено особого значения.

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий освятил теплицы ботанического сада Уральского Государственного Университета

Екатеринбург, 27 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В минувшие выходные архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил теплицы ботанического сада Уральского Государственного Университета.Сегодня в оранжереях сада представлено несколько коллекций растений, в том числе и самые редкие или исчезающие виды.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс