Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (268) → У книжных полок православной лавки

У книжных полок православной лавки

№43 (268) / 15 ноября ‘03

Образование и воспитание

Помните – детский стишок С. Маршака:

«Если только ты умён,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом».

Шутка шуткой, да и времена сейчас другие, и другие имена нынче “в моде”. Но всё тот же интерес вызывает имя человека. Только выражается этот интерес по-разному. Кто-то по-прежнему следует моде. Другие прислушиваются к “благозвучию” имени, его сочетанию с отчеством и фамилией. Третьи, втянувшись в астрологическую “игру” – игру от лукавого – высчитывают “номер” и т.д.

К счастью, многие с этим извечно волнующим вопросом обращаются по назначению – в православную книжную лавку. Обратимся и мы с вами.

Издание под названием “Какое выбрать имя новорожденному” (Издательство “Благо”, Москва).

Задумываемся ли мы над тем: а что же такое – имя? – обращаются к читателю создатели книги. – “Изначальный смысл имени… заключается в том, чтобы одним точным словом или краткой фразой попытаться схватить, обозначить глубинный смысл вещи, выявить её суть, найти характерную особенность. Именно так… понимается имя в книгах Ветхого Завета. Имя человека или название предмета теснейшим образом связано с его сутью: “Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни” “(Быт. 2, 7)”. Отсюда и первые имена: Адам, что значит “человек; красный человек; земля; почва”. “И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих” (Быт. 3, 20)” Ева – “подательница жизни; жизнь”.

“Иногда имя человека изменялось, рассказывают авторы книги, — что имело своей целью отметить новое призвание человека. Так великомученик Пантелеимон первоначально был назван родителями Пантолеон, что значит: во всем лев… Но впоследствии он был переименован в Пантелеимона, то есть всемилостивого, ибо всем оказывал милосердие: бесплатно лечил больных, раздавал щедрую милостыню.

…Ангел явился Захарии, отцу Иоанна Крестителя, предсказывая о рождении сына и поручая дать ему имя Иоанн, что значит «благодать Божия»: «…и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, обо он будет велик пред Господом» (Лк. 1, 13–15). Продолжением ветхозаветных традиций, когда имя человека выражает особое его отношение к Богу, — объясняется любовь наших предков к имени Иоанн. “Само Священное Писание, подтверждая право родителей самим нарекать имена своим детям и одновременно свидетельствуя об участии Бога в этом деле, предполагает тем самым прямое сотворчество Бога и человека в выборе имени.

…В V веке, по свидетельству блаженного Феодорита, обратилось в повсеместный обычай нарекать крещаемым имена святых. Зная подвиги святых, их жития, получая по молитве помощь от них, христиане имели искреннюю любовь к угодникам Божиим, дорожили их именами и давали их своим детям… Как имя “христианин” знаменует наш союз со Христом, так имена святых возлагаются на нас в знамение союза членов Церкви земной с членами Церкви, торжествующей на небесах. Те и другие составляют одно тело под единою Главою – Христом и находятся в живом общении между собой.

…Святые, имена которых мы носим, называются нашими Ангелами, и день именин – днем Ангела. …Святые со времени наречения нам их имени, делаются особыми нашими покровителями, защитниками от невидимых и видимых врагов, молитвенниками за нас перед Богом и, таким образом, после бесплотных Ангелов-хранителей являются нашими новыми Ангелами-хранителями… Имена святых, носимые нами, указывают на нашу обязанность чтить и любить их, просить их молитв за нас и подражать примеру их жизни”.

Вот как объясняют авторы книги действие святых имен: “Свет не есть само солнце. Но для нас свет ближе солнца: он нас освещает, согревает и питает… Имя – это как бы свет от сущности образа. Имя же Бога имеет в духовном мире то же значение, что свет в физическом мире для растений и животных. Так мы можем постигнуть освящающую, просвещающую и очищающую силу святых имен, действующую на нашу душу, на наш разум и сердце и через это – на всю нашу жизнь”.

А как же красота имен? – спросит кто-то. Красоту имен, как и всякую красоту, люди воспринимают по-разному. Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. При таком подходе может повлиять и возраст выбирающего имя, и место жительства, и эстетическое воспитание, и “мода”. При этом люди забывали духовный смысл имен, — читаем мы, — и они превращались в примитивный буквенный код. “Имена у нас стали выбирать не по Божиему. По Божиему – вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих”, — учит святой Феофан Затворник. Даруя родителям ребенка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по Православному месяцеслову, в который включены имена святых, прославленных Церковью”.

Подробнее об этом, а также Тропари и величания общие святым, алфавитный список имен святых вы найдете в этой книге — “Какое выбрать имя новорожденному”. Как в этом, так и в других изданиях, которые прозвучат ниже, вы прочитаете о происхождении каждого конкретного имени и о его значении. И тогда, я думаю, совсем иначе зазвучат когда-то любимые на Руси, сегодня почти забытые имена: Гавриил (евр. – “муж Божий, крепость Божия”), Елисей (евр. – “коего спасение Бог”), Анфиса (греч. – “цветущая”), Илария (греч. –“тихая, радостная, ясная”) Афанасий (греч. – “бессмертный”), Евдоким (греч. – “славный”), Зиновий (греч. – “богоугодно живущий”), Евлампий (греч. – “благосветлый”) и многие другие.

Книга “Твое православное имя: Имена и именины” — издание прихода во имя преподобного Серафима Саровского г. Новосибирска. Она также поможет с ответами на вопросы: как правильно выбрать имя новорожденному; как определить день своих именин (День Ангела); как выбрать крестных родителей. Здесь же вы найдете “Именинный календарь”, “Дни Ангела для наиболее распространенных православных имен”, “Полный список православных имен”. А приложение в этой книге сослужит добрую службу тем, кто, намереваясь креститься, не нашел своего имени в числе православных. Авторы книги «Твое православное имя» прилагают два перечня: «Обиходные имена и их соответствие именам православным» и «Возможные варианты замены неправославных имен на имена православные при совершении Таинства Крещения». Это всего лишь рекомендательные варианты, например, Руслан может в церковном таинстве получить имя Лев (т.к. оба имени означают “лев”), для Лилии дается на выбор – Лия, Лидия, Елена, Елисавета или Людмила; Яне ближе будут имена Иоанна и Татьяна; Рада может креститься как Ариадна, Раиса или Илария (т.к. Рада, как и Илария, означает “радостная”).

В качестве подарка советую обратить внимание на прекрасно оформленную книгу издательства Олма-Пресс “Твое православное имя”. Автор-составитель О. Глаголева собрала повествования о 40 святых, имена которых мы носим, почитаем и призываем в наших молитвах. Из предисловия читатель узнает о Дне Ангела; как выбрать имя новорожденному; как следует проводить День именин; как выбрать крестных родителей. Книга иллюстрирована репродукциями икон, картин русских художников.

И еще одно маленькое подарочное издание для детей того же издательства — “С днем Ангела” (составитель О. Полонский). Это красочное поздравление ребенку и одновременно сборничек, включающий краткие молитвы святому и ангелу хранителю, рассказ о святых и праведниках и о том, как праздновать день своего Ангела, здесь же краткий и доступный детскому пониманию месяцеслов.

Надеюсь, что необходимая вам книга найдется в православной лавке вашего храма или в православной библиотеке по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, 11-а. И если вам предстоит выбор православного имени ребенку, помните, что “святое имя есть первая и самая главная собственность младенца”.

Лариса
ЛАРИОНОВА

 

В других номерах:

Образование и воспитание

Священник Андрей Канев: «Хэллоуин — импортная нечисть на Российской Земле»

Екатеринбург, 31 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». «За последние годы стало популярным и даже модным праздновать с 31 октября на 1 ноября так называемый Хэллоуин — день, а вернее ночь, когда по поверьям древних европейских варваров злые духи выходят на землю и творят зло.

 
Образование и воспитание

В микрорайоне Синие камни силами детского клуба и местного прихода создается кружок юных журналистов

Екатеринбург, 7 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В микрорайоне Екатеринбурга Синие камни начинается работа кружка «Юный корреспондент». Организаторами нового кружка стал детский клуб «Искра» и газета микрорайона «Ведомости Синих Камней»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс