Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы представляем вам ответы на ваши вопросы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, прозвучавшие в четвертом выпуске телевизионной программы Екатеринбургской епархии “Архипастырь” 19 сентября.
Каждую пятницу, утром, мы выходим на телеканале “ТВЦ-Екатеринбург” в половине восьмого утра. В повторе программу вы сможете смотреть по субботам в это же время.
У каждого из нас — и мирян, и священнослужителей — постоянно возникают вопросы, которые мы не можем самостоятельно разрешить. И с этими вопросами мы теперь имеем возможность прибегнуть к нашему Архипастырю — архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. И пусть ответы Архипастыря послужат в назидание нам и к нашему спасению.
- Елена спрашивает: Моя мама не знает, крещеная она или нет, так как ее родители давно умерли. Что делать в этом случае? Можно ли за нее молиться?
- Во-первых, нужно обратиться к священнику, который вас окормляет, чтобы подробнее разобраться с ситуацией. Возможно, найдутся свидетели, которые знают, была ли крещена ваша мама. А если будет больше аргументов в пользу того, что она не крещена, то можно будет ее покрестить. Для этого есть даже специальная формула: “Аще не крещен”. Поэтому, если возникнут сомнения, можно будет покрестить.
- 21 августа у меня умер папа, — пишет читательница “Православной газеты”, — 23 сентября ему исполнилось бы 90 лет. Я хочу задать два вопроса. Первый, можно ли помянуть умершего в день рождения? И во-вторых, 40-й день попадает на понедельник, а это — рабочий день, можно ли поминальный обед сделать накануне? И еще: Когда можно раздать вещи умершего, до 40-го дня или после?
- Поминать умершего можно всегда. И чем чаще, тем лучше. Можно подать сорокоуст на год в Церковь, заказать чтение Псалтири за умершего в монастыре. Самое главное — это молитва во время богослужения. Просьба к Богу во время Литургии имеет большую силу и может даже последнего грешника вытащить из глубин ада. Евхаристия — это Таинство, которое омывает грехи всех: и живых и мертвых. Когда частицы просфоры опускаются в чашу, произносится молитва к Богу о том, чтобы Он “омыл грехи поминавшихся здесь Кровию Своею честной, молитвами святых Своих”. Молитва Церкви за новопреставленного является самой сильной и действенной. Поминовение желательно совершать на 3, 9, 40 день, а также в памятные даты жизни умершего. Если сороковой день выпадает на понедельник и нет возможности устроить поминовение дома с родными, можно просто прийти на раннюю Литургию, немного помолиться за новопреставленного и идти на работу, а после рабочего дня помянуть умершего дома, пригласив близких или, еще лучше, неимущих людей. Если так сделать не получается, то можно помянуть и накануне, в воскресенье. Поминать усопшего — это не значит — закатить пир, так что непонятно становится, умершего это поминают или свадьбу справляют. Нужно понимать, с какой целью мы это делаем. Повод ли это для очередной гулянки или просьба к Богу о милости и снисхождении по отношению к усопшему. Кроме молитвы полезно для души умершего подавать милостыню и раздать его одежду еще до сорокового дня, так как в это время он нуждается в особой помощи. Чем более мы будем милостивы к людям, тем более Господь будет милостив к нам и определит усопшего на благое место на сороковой день, когда совершается частный суд, и где душа человека пребывает до окончательного Судного дня.
- Уважаемый Владыка! Моему сыну 18 лет. Два года назад он увлекся теософией. Хочет учиться только на теософском факультете. Есть ли в России такой факультет? – спрашивает Надежда из Москвы.
- Возможно, вы перепутали богословие, теологию с теософией. Что касается богословия, то и у нас, и в Москве есть Свято-Тихоновский богословский институт. В Екатеринбурге действует недавно открывшийся теологический факультет при Профессионально-педагогическом университете. Получить богословское образование можно также в Духовной Семинарии. Что касается теософии, то на нее Православная Церковь смотрит как на лжеучение, не соответствующее истине.
- Николай из Перми: Почему вы плохо отзываетесь о вере язычников? Ведь она гораздо древнее вашей. И вообще, если уж говорить о религии русских людей – то это язычество, а не православие. Разве не так?
- Не так. Вера в истинного Бога самая древняя, а язычество появилось позже, как отход от Истины. Когда Господь Иисус Христос пришел на землю, Он вел сильную брань с язычеством, как и все первые христиане, которые своей кровью засвидетельствовали веру во Христа, вразумляя тем самым языческий мир. И было очень много случаев, когда люди этой проповедью обращались в христианскую веру. Вообще ставить вопрос о том, что древнее — христианство или язычество — не правильно. Да, на Руси тоже было язычество, но когда русский народ принял Православие, идолопоклонничество было истреблено. И люди радовались, что познали свет евангельского учения, который вывел их из тьмы. Печально, что современный человек смотрит на язычество с точки зрения истории, а не истинности. Мы очень плохо поступаем по отношению к нашим предкам, которые жизни своей не жалели, проповедуя христианство. Если мы патриоты своего Отечества, то должны задуматься о том, почему наши предки расценили языческую веру как заблуждение. Сейчас очень распространено ношение различных амулетов, вера в астрологические прогнозы, всякие статуэтки и прочее, которое также является неправильным пониманием Бога и заблуждением. Не тварь руководит миром, а Творец, создавший её. Поэтому ошибочно думать, что звезды влияют на жизнь людей, амулеты сохраняют от бед, — всем руководит Бог. Если верить этим заблуждениям, то выходит, что человек — это робот с заданной программой, а не самостоятельная личность, которая может измениться и к худшему, и к лучшему, самостоятельно выбирая свой путь. Иначе получается, что если человек родился гневливым или гордым, то таким и останется. На самом деле, нужно только захотеть, и Господь даст сил, чтобы измениться.
- Читатель “Православной газеты” из Москвы: Гонение на секты, которые устраивает РПЦ, это от страха? От зависти? Или забота о гражданах? И в чем разница секты от Право-славного христианства? Быть может, количеством прихожан? Может, РПЦ не устраивает, что Библию изучают в сектах, а не в православном храме? А какая разница? Я вот был в разных сектах из любопытства: хотелось понять, сравнить, и мой вывод не такой, как вы пытаетесь преподнести. Люди там нормальные, во всяком случае, от православных ничем по сути не отличаются. Возникает другой вопрос: я не обнаружил никакой разницы между сектой и вами. Исключение было, наверное, в том, что там ко мне отнеслись более доброжелательно…
- Православная Церковь болеет за народ и поэтому предупреждает его о разрушительном действии сект. Церковь не борется с сектами, а просто говорит: не ходите туда, там опасно. Человек имеет свободную волю и право выбора, но он должен понять, что есть истина и что к ней другими путями прийти нельзя. Во-первых, попавший в секту человек уже в земной жизни страдает, ему приходится обращаться за помощью в реабилитационные центры (у нас в Епархии есть Центр реабилитации). Во-вторых, человек теряет вечную жизнь с Богом. Поэтому мы и стараемся всячески отвратить человека от попадания в различные секты. Господь открыл нам свою волю через Священное Писание, и мы должны его так изучить, чтобы полностью свою жизнь соизмерять с Его заповедями. В Православии многие подвижники достигли святости, и мы должны им подражать, видя их святые подвиги, изучать их творения, и через них проникать в смысл Священного Писания, поскольку сами, испорченные грехом, не всегда правильно его понимаем. Наши духовные очи слепы, тогда как у святых отцов они очищены божественной благодатью, поэтому больше нужно доверять им, чем своим греховным мыслям. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что даже святых отцов III-IV века мы не всегда правильно понимаем, поэтому нужно читать отцов современных, которые являются как бы ключом к пониманию святых отцов более древних времен. Это, например, тот же Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский. К чтению нужно относиться очень серьёзно: вникнуть в саму суть и дух творений, — иначе мы можем сильно заблудиться.
- Здравствуйте, Владыко! Очень много слышал о чудотворной силе святого Почаевского масла. Хотелось бы узнать об этом подробнее. Александр, Москва.
- Нам Господь посылает очень много Своих милостей. Почаевская икона Божией Матери является одной из них. От мощей преподобного Иова и иконы Пресвятой Богородицы исходит масло, которое привозится по милости Божией и к нам, в Россию. Оно исцеляет всякие недуги — душевные и телесные.
- Татьяна спрашивает: скажите, пожалуйста, как можно получить развод в Церкви? И что для этого нужно?
- Конечно, было бы лучше, чтобы разводов не было вообще, так как Господь благословил только один брак, и к этому нужно относиться очень серьезно. Нужно думать о том, как укрепить семейные узы, а не как разорвать их. У нас есть традиция, что новобрачные перед свадьбой идут в церковь, чтобы послушать наставления от священника о тяжести и трудностях семейной жизни и как к ним правильно относиться и пережить. Некоторые считают, что если они повенчались, все неприятности и трудности супружеской жизни их минуют. На самом деле — это не так. При Венчании дается сила для укрепления совместной жизни, но если люди не используют эту силу, то пользы она не принесет. Это можно сравнить с воином, который имеет оружие, но не пользуется им, а полагает, что оружие само должно охранять его. Так же и здесь: муж и жена обязаны поддерживать эту силу и укреплять её посредством благочестивой жизни, жизни в Церкви. В этом случае, брак будет становиться с каждым годом всё прочнее и крепче. Если же все-таки развод — такая беда случается, то, скрепя сердце, мы расторгаем церковный брак. Но только один раз и по очень серьёзной причине. Например, наркомания, пьянство, аборт без согласия на это одного из супругов, прелюбодеяние. Развод осуществляется следующим образом: пишется прошение на имя Правящего Архиерея, он назначает духовное следствие и, если причина оказывается оправданной, то расторгает этот брак.
- В Православной Церкви сложилось представление, что добрачные отношения являются грехом. Но ведь подавляющее большинство людей их имеет. Ханжество времен СССР, когда молодые люди ничего не знали о сексе, прошло. А если человек женится в 30 лет, так что, он должен до этого возраста воздерживаться вообще? С такой позицией не согласятся 99% людей. Мне кажется, никакого греха в том, чтобы вступать в отношения до брака с тем человеком, который нравится, нет. Что вы можете сказать по этому поводу? Руслан. Харьков.
- Вступление в добрачные половые связи называется блудом. А если женатый человек вступает в половые контакты с другим человеком — это называется прелюбодеянием, то есть блудом в высшей степени. На Руси такого понятия как секс никогда не было. В русском языке просто нет даже подобного эквивалента. И если бы мы были патриотами своей страны, то держались бы своих корней и не задавали бы вопросов о том, как это можно воздерживаться до 30 лет. Раньше считалось честью для молодого человека — сохранить свою чистоту до брака. Родители и все родные гордились, что их ребёнок не обесчестил род. Сохранение девственности считалось великим мужеством. Из истории известно, что все беды именно от добрачных связей: дети рождаются больными, как психически, так и физически, и нация начинает терять свою силу по причине развращенности.
Сейчас мы бедствуем и не можем даже здорового молодого человека отправить в армию, чтобы он защищал нашу Родину. А в Америке, чтобы сохранить нацию сильной, тратятся огромные средства на профилактику добрачных связей внутри страны. Десятки миллионов долларов тратятся. Но за пределами своей страны они пропагандируют то, что секс необходим, хотя именно он развращает и растлевает народ. У подростков, если они вступают в такой контакт, ломается психика, и они вырастают неполноценными людьми. Это все обман, созданный для того, чтобы уничтожить нашу нацию. Пока на Руси сохраняли девственность, то и не знали, что такое ребенок с врожденными болезнями. Какие-то недуги появлялись только к старости. Все мужское население было богатырским. Все у нас наладится, когда мы начнем жить по нравственному закону. Не нужно будет тратить огромные средства на лекарства и лечение больных. СПИД как раз и есть следствие развращенности и патологической сексуальности нашего общества, а также наказание за греховную жизнь. Как только человек возвращается к нормальной жизни, у него исчезает ВИЧ-инфекция. В наши реабилитационные центры для наркозависимых нередко поступают молодые люди с ВИЧ-инфекцией и как только они начинают вести богоугодную жизнь, они излечиваются, так как Господь их милует. Это является показателем того, что подобные заболевания есть следствие греховной жизни, и как только исправляется жизнь, человек исцеляется. Мы должны осознать, что без нравственных устоев у нас не будет сильного Отечества. Очень плохо, что мы не можем осознать подлинную причину наших бедствий.
К сожалению, время нашей программы ограничено тридцатью минутами, и они уже заканчиваются.
Поэтому в завершение мы хотим напомнить, что программа «Архипастырь» выходит каждую пятницу, в 7.30 утра на телеканале «ТВЦ-Екатеринбург». Повтор программы — по субботам в это же время.
Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 17–93–38.
С архиепископом Викентием беседовал
священник Евгений Попиченко.
Расшифровка аудиозаписи — Алексей Мездрин
Руководитель программы — игумен Димитрий (Байбаков)
Екатеринбург, 18 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Екатеринбурге прошли учебно-методические сборы начальников учреждений уголовно — исполнительной системы.Со своими докладами на сборах выступили начальник ГУВД области, командующий Уральским округом Внутренних Войск
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.